Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
4. Модель организации власти
на территории Рязанской области
Власть на территории субъекта Федерации строится по принципу тройной иерархии земств дореволюционной России: область - район (уезд) - город и волость. Каждый из уровней власти имеет собственную компетенцию:
- область: "краеведение", т.е. взаимоувязка интересов городских и сельских самоуправлений, а также защита интересов региона; обеспечение условий для сбалансированного развития территории;
- район (уезд): вспомогательный уровень (между областью и самоуправлением), задачей которого является координация интересов городских и сельских сообществ. Этот уровень является территориальным органом административно - хозяйственного управления Администрации области;
- местное самоуправление: в форме городского и волостного, чья компетенция, соответственно, может быть определена как "благоустройство" и "землеустройство".
Городское самоуправление осуществляется по четырем организационным типам, зависящим от численности населения города и его экономической самостоятельности (предусматривается механизм наделения сообщества статусом городского самоуправления).
С точки зрения территориального деления общее соотношение между властями Рязанской области после выполнения программы составляет следующую пропорцию: 9-18 уездов, 60-170 волостей на область (от 6 до 10 волостей и 1-3 города на уезд).
С точки зрения базовой модели организации самоуправления, предполагается использовать американскую или германскую модели; взаимоотношения органов власти Рязанской области и местного самоуправления будут построены с учетом французской (департамент) и немецкой (земля) моделей с "привязкой" к конкретным условиям Рязанской области.
Данный метод формирования системы властей позволит восстановить проверенный мировой практикой и опытом дореволюционной России принцип специализации властей, уничтоженный после 1917 г. Он обеспечит формирование на территории Рязанской области экономической основы системы специализированных органов власти, ответственных за проведение реформ. В настоящее время, сельские органы власти, например, эту функцию выполнить не в состоянии, поскольку построены по производственному принципу и реорганизация колхозов для них равносильна собственному уничтожению. Районная же власть, сформированная после коллективизации под лозунгом смычки города и деревни, построена как "сельско - городская" и не обеспечивает координации интересов сельского и городского населения. С 20-х годов было уничтожено и городское самоуправление, что наиболее рельефно проявилось в делении городов на города областного и районного подчинения.
Переход от территориальных администраций советского типа к системе местных властей, свойственной многоукладной рыночной экономике, осуществляется с учетом опыта российских реформ (1802-1914 г.г.): разделение властей по вертикали и по горизонтали: разделение по функциям.
Вертикальное разделение властей: основой является формирование (уточнение) границ территорий местных сообществ, исходя из принципа их хозяйственной самостоятельности.
Горизонтальное разделение властей: следует за вертикальным и предусматривает организацию власти в границах мест, создание экономической основы местной власти, установление системы сдержек и противовесов.
Организация местной власти предполагает наделение ее правами, компетенцией, обязанностями, составляющими в совокупности содержание деятельности власти, а также определение возможных типов ее внутреннего устройства.
Создание экономической основы местной власти означает наделение ее имуществом (в т.ч. и землей) и финансами, достаточными для самостоятельной реализации компетенции, а также построение механизма управления использованием местных ресурсов.
Система сдержек формируется двояким образом.
Во - первых, фактом определения границ и наделения местной власти правами, компетенцией, имуществом обуславливаются пределы ее самостоятельности. Во - вторых, контролем за деятельностью органов местного самоуправления.
Все три направления в совокупности составляют условия, обеспечивающие хозяйственную самостоятельность самоуправления при одновременном удержании самоуправления в общей системе разделения властей в государстве.
Функциональное разделение властей: осуществляется по следующей методике: сначала формируется исполнительная вертикаль органов власти, затем разделяются функции государственного управления и самоуправления и формируются представительные органы самоуправления. Принципиальной особенностью функционального построения властей в мировой практике, отличающейся от советской, является:
- упор при формировании власти на ее действительную способность решить местные проблемы, а не на представительство;
- формирование независимой (т.е. не входящей в систему государственных органов) исполнительной власти самоуправления.
Предложенная модель и методика реализации Программы позволяют определить порядок взаимодействия органов власти, участвующих в реализации программы:
- область формирует Контрольный Совет программы, который регулярно заслушивает отчеты о ходе работ и вносит коррективы. Предусматривается ежеквартальный доклад руководителя Совета в Министерстве по делам национальностей и региональной политике;
- определяется "генеральный подрядчик", обеспечивающий научную основу работ, обобщение материала и подготовку концепции, нормативных документов, обучение кадров и консультирование; пропаганду идеи Программы;
- "генподрядчик" формирует и оплачивает из выделенных на цели программы средств временные творческие коллективы для решения частных задач.
<< Раздел 3 Раздел 3 |
Часть II. >> Содержание программы |
|
Содержание Постановление Рязанской областной Думы от 24 ноября 1994 г. N 23 "О проведении в Рязанской области эксперимента по отработке... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.