Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации г. Рязани
от 24 февраля 1999 г. N 783
Государственный комитет Российской Федерации по связи и
информатизации
Методические рекомендации по решению "Проблемы 2000"
Настоящие методические рекомендации по решению "Проблемы 2000" разработаны во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 мая 1998 года, N 671-р.
1. Введение
С предстоящим наступлением 2000-го года связана проблема, состоящая в том, что из-за представления календарного года во многих компьютерных программах двумя последними цифрами наступление 2000-го года будет воспринято информационно-вычислительными системами как наступление 1900-го года. Это может привести х сбоям в таких системах и непредсказуемым последствиям. "Проблема 2000" в той или иной степени актуальна для всех стран. Ее решение требует корректировки системного и прикладного программного обеспечения всех информационно-вычислительных систем страны, в которых имеется указанный дефект, а в необходимых случаях и обновления оборудования.
Поэтому "Проблема 2000" должна быть объектом постоянного внимания со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и требует принятия безотлагательных мер по ее выявлению и решению.
2. Основные мероприятия во решению "Проблемы 2000"
2.1. Организационное обеспечение
Для решения "Проблемы 2000" необходимо создание организационной вертикали:
1. В каждом министерстве, ведомстве, органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации должна быть создана рабочая группа для решения "Проблемы 2000" и назначен ответственный исполнитель.
Основные задачи рабочей группы:
обеспечение гарантированного решения "Проблемы 2000" в государственном секторе ес всех подведомственных организациях/предприятиях;
проведение разъяснительных мероприятий, обеспечивающих в подведомственных организациях четкое и ответственное восприятие проблемы;
организация проведения инвентаризации подведомственных информационных систем (ИС), обобщение и анализ результатов инвентаризации и классификации ИС, разработка сводных планов мероприятий решения "Проблемы 2000" в министерстве, ведомстве, субъекте Российской Федерации;
выполнение специальных функций по конкретному руководству подведомственными организациями при решении "Проблемы 2000";
осуществление действий по устранению проблем в условиях нехватки квалифицированного персонала, обучению и переобучению специалистов;
обстоятельное планирование процедур устранения возможных сбоев эксплуатируемых ИС с учетом отраслевой и региональной специфики.
2. В каждой организации, ответственной за эксплуатацию и развитие ведомственной ИС, должна быть создана рабочая группа и назначен ответственный исполнитель.
3. На Госкомсвязи России возлагаются следующие функции:
организационное и методическое руководство решением "Проблемы 2000";
разработка и доведение до государственных органов управления типовых методик решения "Проблемы 2000";
организация научно-технической и методической помощи в проведении инвентаризации отраслевых и региональных ИС с целью выявления их зависимости от "Проблемы 2000", оценки возможности реализации эволюционного пути модификации ИС, разработки планов мероприятий и реализации проектов решения "Проблемы 2000";
организация обобщения мирового и отечественного опыта по преодолению "Проблемы 2000" и соответствующее информационное обслуживание заинтересованных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; организация централизованной замены наиболее распространенных в ведомственных ИС системных программных продуктов для консолидации финансовых средств заинтересованных министерств и ведомств, оптимизации временных и материальных ресурсов.
Для реализации указанных функций с привлечением ведущих специалистов отрасли созданы центры компетенции по решению "Проблемы 2000" по основ $/370-81390, ЕС ЭВМ, UМIХ, ПЭВМ.
Центрам компетенции поручено:
организация обучения специалистов отраслей методам и приемам проведения работ по "Проблеме 2000";
отработка методических рекомендаций по решению "Проблемы 2000" до их внедрения в ИС министерств, ведомств и субъектов РФ;
тестирование и сертификация программных продуктов и оборудования на предмет решения "Проблемы 2000";
организация "горячей линии" по "Проблеме 2000" для специалистов организаций, эксплуатирующих ведомственные ИС;
создание WЕВ-сайтов по направлениям: мировая практика решения "Проблемы 2000", программные продукты, поддерживающие решение "Проблемы 2000", тестовые центры, обеспечивающие тестирование компонентов ИС с целью выявления наличия "Проблемы 2000", затраты при использовании различных приемов для решения "Проблемы 2000" и др.
2.2. Алгоритм решения "Проблемы 2000"
На рисунке 2.1 показана последовательность действий, выполняемых для решения "Проблемы 2000" в ИС.
Рисунок 2.1.
/---------------------------------------------------------\
| Постановка задачи |
|---------------------------------------------------------|
| Обеспечение способности ИС обрабатывать даты в данных и |
| программах после 2000 года. |
\---------------------------------------------------------/
|
/---------------------------------------------------------\
| Анализ готовности компонентов ИС к 2000 году. |
|---------------------------------------------------------|
|Инвентаризация и классификация оборудования и программных|
| продуктов |
| Предварительное тестирование компонентов ИС. |
\---------------------------------------------------------/
|
готовы | не готовы
/---------------------------------------------------\
| /------------------------------\
| | Оценка путей обеспечения |
| | "готовности к 2000" году. |
| |------------------------------|
| |Оценка возможности модификации|
| | приложений. |
| |Оценка ресурсов (людских, вре-|
| | менных, финансовых). |
| \------------------------------/
| |
| переход на новые | модификация
| /----------------------------------/
| |
|/------------------------------\ /-------------------------------\
||Покупка (или разработка) новых| | Разработка методов модификации|
||сертифицированных по проблеме | | |
|| продуктов | | |
||------------------------------| |-------------------------------|
|| Смета расходов | |Алгоритм модификации приложений|
|\------------------------------/ \-------------------------------/
\---------------------------------------------------/
/----------------------------------------------------------------\
| Создание необходимой аппаратной и программной среды для |
| комплексного тестирования продуктов |
|----------------------------------------------------------------|
| Дисковая память |
| Копии исходных кодов и БД |
| Принятие решения о режиме тестирования |
\----------------------------------------------------------------/
|
/-------------------------------------\
|Модификация приложений в новую среду |
|-------------------------------------|
| Преобразование программ и данных.|
| Объединение данных. |
| Автономное тестирование приложений. |
\-------------------------------------/
|
/----------------------------------------------------\
|Системное тестирование новой ("готовой к 2000 году")|
|----------------------------------------------------|
| Ввод ИС в эксплуатационный режим |
\----------------------------------------------------/
3. Методика решения "Проблемы 2000"
3.1. Инвентаризация информационных систем
Инвентаризация ИС государственных органов управления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет целью составление полного, всеобъемлющего перечня функционирующих (продукционных) ИС, а также входящих в них программных и аппаратных средств с тем, чтобы не пропустить впоследствии ни одного элемента ИС, подверженного воздействию "Проблемы 2000".
Успех всей последующей работы по переводу ИС в состояние "готовность к 2000 году" определяется точностью и полнотой проведенной инвентаризации.
Рекомендуется следующий порядок проведения инвентаризации:
1. Составить перечень ИС, функционирующих во всех информационно-вычислительных центрах (ИВЦ, РЦИ, ВЦ и т,д.), включая региональные, каждого министерства и ведомства и каждого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Рекомендуемая форма перечня ИС представлена в Приложении (форма N1).
Перечень ИС должен быть составлен с учетом следующих архитектурных групп:
мэйнфреймы (большие ЭВМ);
РС-серверы и ОМАХ-серверы;
РС и рабочие станции;
сетевые средства.
2. По каждой ИС, указанной в форме М1, должны быть представлены:
перечень оборудования ИС (рекомендуемая форма М2), включающий основное оборудование:
процессор (сервер, рабочая станция, ПЭВМ);
дисковые подсистемы (тип, объем, архитектура);
терминальные подсистемы (контроллеры, адаптеры, терминалы). перечень системных программных средств ИС (рекомендуемая форма М3), включающий операционные системы (ОС) и системные приложения.
Для программных средств, ввиду их сложной иерархической структуры, целесообразно применить так называемый "нисходящий метод", то есть от верхнего уровня программ к нижнему.
К самому высокому уровню программных средств в каждой группе относятся операционные системы такие, как:
IВМ-ОS/390, МVS, VM, AIX, OS/400, OS/2;
ЕС ЭВМ - ОС 6, ТКS, СВМ, БОС;
Мicrosoft- МS- DOS, Windows, Windows NT;
НР-UХ, и др.
Следующий уровень включает в себя специальное программное обеспечение (системные приложения), к которым следует причислить СУБД (DВ2, IМS, Оrасlе, АDАBАS и т.д.), системы обработки транзакций (типа СIСS), системы управления печатью (типа РSF), системы МQServis и др.
К нижнему уровню следует отнести пользовательские приложения. Это, как правило, наиболее насыщенный и наиболее сложный, с точки зрения инвентаризации, уровень.
Результаты:
1. Перечень информационных систем министерства, ведомства, организаций (рекомендуемая форма N1).
2. Перечень оборудования ИС (рекомендуемая форма N 2).
3. Перечень системных программных средств ИС (рекомендуемая форма N 3).
3.2. Классификация систем
Полученные в результате инвентаризации перечни ИС, их оборудования и системных программных средств должны быть проанализированы и классифицированы по группам в соответствии с их архитектурным уровнем:
большие ЭВМ (мэйнфреймы);
РС-серверы и UNIX-серверы;
РС и рабочие станции;
сетевые средства.
Цель классификации - получение исходных данных для выбора путей решения "Проблемы 2000" для ИС различных архитектур.
На рисунке 3.1 представлена диаграмма, иллюстрирующая рекомендуемые пути решения по трем основным компонентам ИС: оборудование, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, для четырех архитектурных уровней.
Результат классификации; формирование перечней оборудования и системных программных средств по каждому архитектурному уровню ИС. По этим перечням принимаются решения по определению наличия "Проблемы 2000" и методам ее устранения для однородных групп программных средств и оборудования.
Рис. 3.1. Пути решения "Проблемы 2000"
/-----------------------------------------------------------------\
|А | | | ЕС ЭВМ | | Замена |
|р | | | |--+----------------------\
|х | |Оборудование | | | Нет Проблемы 2000 |
|и | | |----------------+--+----------------------/
|т | | |IВМ иIВМ | | Замена |
|е | | | |--+----------------------\
|к | | |совмес- | | Нет Проблемы 2000 |
|т |Большие ЭВМ | |тимые | | |
|у |(менфреймы) |-------------+----------------+--+----------------------/
|р | | | ЕС ЭВМ | |Модификация |
|а | |Системное ПО | | |(НИИЦЭВТ) |
| | | |----------------+--+---------------|
|и | | |IВМ и IВМ | | Замена |
|н | | |совмес- |--+----------------------\
|ф | | |тимые | | Нет Проблемы 2000 |
|о | |-------------+----------------+--+----------------------/
|р | |Прикладное ПО|Собственные | | Замена |
|м | | |----------------+--+----------------------\
|а | | |Покупные | | Нет Проблемы 2000 |
|ц |------------+-------------+----------------+--+----------------------|
|и | |Оборудование | | | Нет Проблемы 2000 |
|о | | |----------------+--+----------------------/
|н | | | | | Замена |
|н | |-------------+----------------+--+----------------------\
|ы |Серверы РС и|Системное ПО | | | Нет Проблемы 2000 |
|х |UNIХ-серверы| |----------------+--+----------------------/
| | | | | | Замена |
|с | |-------------+----------------+--+---------------|
|и | |Прикпадное ПО|Покупное | | Замена |
|с | | | |--+----------------------\
|т | | | | | Нет Проблемы 2000 |
|е | | |----------------+--+----------------------/
|м | | |Собственное | | Замена |
| | | | |--+----------------------\
| | | | | | Нет Проблемы 2000 |
| |------------+-------------+----------------+--+----------------------|
| | |Оборудование | | | Нет Проблемы 2000 |
| | | |----------------+--+----------------------/
| | | | | | Замена |
| | |-------------+----------------+--+----------------------\
| | |Системное ПО | | | Нет Проблемы 2000 |
| |РС и Рабочие| |----------------+--+----------------------/
| |станции | | | | Замена |
| | |-------------+----------------+--+---------------|
| | |Прикпадное ПО|Покупное | | Замена |
| | | | |--+----------------------\
| | | | | | Нет Проблемы 2000 |
| | | |----------------+--+----------------------/
| | | |Собственное | | Замена |
| | | | |--+----------------------\
| | | | | | Нет Проблемы 2000 |
| |------------+-------------+----------------+--+----------------------/
| | | |Интеллектуальные| | Замена |
| | |Оборудование | |--+----------------------\
| | | | | | Нет Проблемы 2000 |
| | | |----------------+--+----------------------/
| | | |Не | | Замена |
| | | |интелектуальное |--+----------------------\
| |Сетевые | | | | Нет Проблемы 2000 |
| |средства |-------------+----------------+--+----------------------|
| | |Сетевое ПО | | | Нет Проблемы 2000 |
| | | |----------------+--+----------------------/
| | | | | | Замена |
| | |-------------+----------------+--+---------------|
| | |Прикпадное ПО|Покупное | | Замена |
| | | | |--+----------------------\
| | | | | | Нет Проблемы 2000 |
| | | |----------------+--+----------------------/
| | | |Собственное | | Замена |
| | | | |--+----------------------\
| | | | | | Нет Проблемы 2000 |
\------------------------------------------------------------------------/
Аналиэ на наличие "Проблемы 2000"
З.З. Предварительное тестирование информационных систем на
наличие "Проблемы 2000"
Предварительное тестирование ИС на наличие "Проблемы 2000" проводится с целью оперативного выявления возможных сбоев аппаратно-программного комплекса ИС при переходе в ХХI век. Такое тестирование д "Проблемы 2000" в ИС, не локализуя компонент (оборудование, системные программные средства, прикладные программные средства), имеющий эту проблему.
Ниже приводятся основные примеры предварительного тестирования системных часов любой ИС и персонального компьютера как наиболее распространенного компонента ИС.
Основные примеры тестирования системных часов ИС
Пример 1. Проверка правильности функционирования часов в основных переходных точках и при выполнении автоматических операций:
переход на другие сутки;
переход на следующую неделю;
переход на вторую половину месяца;
переход на следующий месяц;
переход к следующей паре месяцев;
переход к следующему кварталу;
переход к следующему полугодию;
переход к следующему году.
архивирование;
рестарт для восстановления системы;
запрос к часам.
Пример 2.Проверка установки и отображения на экране специфических дат, например:
1900/2/29 - должно выдаваться сообщение о сбое, так как 1900 год не является високосным;
1996/2/29- сообщения о сбое не должно быть, так как 1996 год високосный;
2000/2/29 - сообщения о сбое не должно быть, так как 2000 год является високосным;
00/01/01 - должны высвечивается четыре цифры даты, значение которой зависит от приложения.Например, 1900101101, 2000101101 и т.д.;
1999/12/31 - эта дата должна отличаться от обычного конца года, так как она является концом столетия.
Пример 3. Проверка обработки "датазависимых" данных до и после 2000101101 с разными вариантами установки времени:
используйте текущее значение системных часов, чтобы проверить данные с датами;
установите системные часы в 1999112131 и, затем, проверьте данные с датами;
установите на системные часы значение после 2000101101 и, затем, проверьте данные с датами.
Основные примеры тестирования системных часов РС
Пример 1. Проверка установки даты после 2000 года установите системные часы в 2000/01/01, 00:01:00;
проверьте дату;
если дата установлена правильно, выключите питание, включите питание и затем снова проверьте дату.
Пример 2. Проверка автоматического перехода часов на 2000 гор при включенном питании:
установите на системных часах дату 1999/12/31, 23:58:00;
оставьте питание включенным;
подождите пока показания часов не достигнут 2000 года;
проверьте дату;
если она установлена правильно, выключите питание и, после включения, снова проверьте дату.
Пример 3. Проверка автоматического перехода часов на 2000 год при выключенном питании:
установите на системных часах дату 1999/12/31, 23;58:00;
выключите питание;
подождите пока показания часов не достигнут 2000 года;
включите питание;
проверьте дату.
Пример 4. Проверка обновления программного времени операционной системой без включения таймера:
установите системные часы в 1999/12/31, 23:58:00;
приостановите программу индикации отсчета времени, не "включая" таймер;
оставьте питание включенным;
подождите, пока показания часов достигнут 2000 года;
пустите дальше программу индикации отсчета времени и проверьте дату.
Пример 5. Проверка обновления программного времени операционной системой с включением таймера:
установите системные часы в 1999/12/31, 23;58:00;
приостановите программу индикации отсчета времени, установив таймер в 2000/01/01, 00:01:00;
оставьте питание включенным;
подождите, пока сработает таймер;
проверьте дату.
3.4. Анализ систем в группах на "готовность к 2000 году"
Сведения, необходимые для оценки "готовности к 2000 гору" оборудования и системных программных средств (СПС) информационной системы по каждой архитектурной группе, должны быть получены путем:
просмотра и анализа электронной документации по "Проблеме 2000" ведущих фирм-изготовителей оборудования и программных продуктов на WеЬ-серверах Интернет по адресам Интернет (Internet /World-Wide Web);
запросов к фирмам (предприятиям и организациям), изготовителям (разработчикам) соответствующих продуктов.
Каждая из ведущих фирм-изготовителей информационных технологий (IВМ, Microsoft, НР, DЕС, SUN) провела сертификацию своих СПС по Проблеме 2000Л и сообщает версии и релизы СПС, в которых решена "Проблема 2000".
Оценка "готовности к 2000 году" осуществляется путем сравнения версий и релизов СПС продукционной ИС с версиями и релизами сертифицированных по "Проблеме 2000" СПС. Если версии и (или) релизы продукционного СПС ниже сертифицированного, т.е. СПС не готово к 2000 году, его необходимо заменить.
Аналогично проводится оценка оборудования ИС на предмет "готовности к 2000 году". Оборудование, имеющее "Проблему 2000", и оборудование, на которое не инсталлируется операционная система и СПС, сертифицированные под "Проблему 2000", подлежит замене.
Оценка прикладных программных средств (ППС) продукционных ИС производится путем тестирования с помощью сертифицированных по "Проблеме 2000" оборудования и системных программных средств на созданным для решения проблемы стенде.
При тестировании должны использоваться пакеты программ для решения "Проблемы 2000", предлагаемые разными фирмами разработчиками программных продуктов.
На этапе планирования работ ла созданию ППС "готовых к 2000 году" должен быть решен вопрос о закупке соответствующих пакетов,
Результаты:
Перечни ИС и их компонентое по группам;
ИС, "готовые к 2000 году";
компоненты ИС, требующие замены;
компоненты ИС, требующие модификации.
3.6. Разработка плана мероприятий по каждой информационной
системе
На основании инвентаризации, классификации и анализа компонентов (оборудование, СПС, ППС) по каждой ИС, рабочей группой организаций!предприятий должен разрабатываться план мероприятий, направленных на решение "Проблемы 2000".
Рекомендуемая форма мана мероприятий представлена в Приложении (форма N 4).
План мероприятий должен включать:
план-график разработки и корректировки организационно-технических документов и инструкций, позволяющих персоналу устранить причины негативных последствий "Проблемы 2000" с помощью ручной настройки аппаратных и программных средств;
оценку потребности в аппаратных и системных программных средствах для функционирования ИС в сертифицированной операционной среде (для принятия решения об их поэтапной групповой закупке);
оценку сметной стоимости заменяемых, вновь разрабатываемых и модифицируемых аппаратных и программных ресурсов ИС с разбивкой по годам;
разработку структуры цены работ и сводной потребности финансовых ресурсов, в там числе бюджетных средств.
Этапы планируемых работ по созданию прикладных программных продуктов, "готовых к 2000 году", как наиболее трудоемкой и затратной части всех работ по решению "Проблемы 2000", схематически представлены на рисунке 3.2.
Рис. 3.2. Этапы планируемых работ по созданию прикладных программных продуктов, "готовых к 2000 году".
/-------------------------------------------\
| Принятие решения о способах модификации |
| прикладных программных продуктах |
\-------------------------------------------/
/---------------------------------+---------------------------------\
/----------------------------\ /--------------------------\ /-----------------------------\
| Модификация старых | |Покупка сертифицироеанных | | Разработка новых приложений,|
|продукционных приложений до | | приложений | | "готовых к 2000 году" |
|уровня "готовых к 2000 году"| | | | |
|----------------------------| |--------------------------| |-----------------------------|
| - выбор исполнителя | | - выбор постановщика | |- выбор исполнителя |
| - разработка технического | | - выделение средств | |- разработка технического |
| задания | | - приобретение приложений| | задания |
| - разработка мероприятий по| | | |- средства разработки |
| миграции приложений | | | | приложений |
| | | | |- языковая среда |
\----------------------------/ \--------------------------/ \-----------------------------/
\-------------------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------------------\
|Автономное и комплексное тестирование новых приложений |
| Системное тестирование новой ИС |
| Ввод новой ИС в эксплуатацию |
\--------------------------------------------------------/
1. Обобщенные формы с результатами инвентаризации подведомственных ИС и сводные планы мероприятий по решению "Проблемы 2000" министерствами, ведомствами, субъектами Российской Федерации направляются рабочими группами в Госкомсвязи России для подготовки доклада по "Проблеме 2000" Правительству Российской Федерации и принятия соответствующего решения на государственном уровне.
Контактные телефоны:
(095) 201 6093
ответственный - Титов Валерий Алексеевич
(095) 201 6306
ответственный - Лопаткин Сергей Владимирович
факс (095) 973 2948
2. По вопросам методического и информационного обеспечения по "Проблеме 2000", выбору методов решения проблемы в аппаратных и программных средствах ИС, заполнению рекомендованных форм инвентаризации, классификации и планов мероприятий обращаться в центр компетенции фирмы "ЕС-лизинг .
Контактный телефон ("горячая линия"):
(095) 382-75-01 факс (095) 319-69-90
ответственный - Рябухин Евгений Борисович.
3. По вопросам тестирования и сертификации программного обеспечения и аппаратных средств на предмет решения "Проблемы 2000" обращаться в центр компетенции ВНИИПВТИ.
Контактные телефоны ("горячая линия"):
(095) 235 3674
ответственный - Братукин Павел Иванович
телефон (095) 235-67-79 факс (095) 235 5267
ответственный: Ольховский Валерий Львович.
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Постановление Администрации города Рязани от 24 февраля 1999 г. N 783 "О "Проблеме 2000 г. " (утратило силу) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.