администрации области |
В.Н.Любимов |
Приложение
главы
администрации области
от 26 апреля 1999 г. N 220
Региональная программа
"Молодежь Рязанщины"
на 1999 - 2000 годы
Паспорт региональной программы "Молодежь Рязанщины"
на 1999 - 2000 годы (далее по тексту - Программа)
Раздел I. Анализ ситуации в молодежной среде
Раздел II. Цели и задачи Программы
Раздел III. Содержание и финансово-экономическое обеспечение
Программы
3.1. Формирование и развитие системы социальной поддержки
молодежи
3.2. Информационное обеспечение молодежи и молодежной
политики
3.3. Воспитание гражданственности и патриотизма
3.4. Подготовка и переподготовка государственных служащих
3.5. Государственная поддержка молодежных и детских
общественных объединений
3.6. Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха,
спорта, туризма
3.7. Поддержка талантливой молодежи
3.8. Развитие художественного творчества молодежи
Система управления и контроля за реализацией Программы
Паспорт региональной программы "Молодежь Рязанщины"
на 1999 - 2000 годы (далее по тексту - Программа)
Классификационные признаки Вид Программы
1. Уровень значимости, территориальная
локализация региональная
2. Функциональная ориентация социально-экономическая
3. Масштабность программной проблемы комплексная
(многоаспектная)
4. Отраслевая локализация межотраслевая
5. Характер возникновения проблемы экстренная
6. Продолжительность реализации среднесрочная (2 года)
7. Источник финансирования финансирование из
областного и местного
бюджетов
8. Эффективность финансирования бюджетно-дотированная
9. Временный аспект реализации программы перманентная
10. Приоритетность первоочередная
11. Включение внешних связей внутренняя
Раздел I. Анализ ситуации в молодежной среде
Социально-демографические факторы свидетельствуют о том, что в общей численности населения области (1308 420 человек), дети и молодые люди в возрасте до 30 лет (включительно) составляют 498 745 человек или 38,1%, в возрасте от 14 до 30 лет - 294 580 человек или 22,5%. Доля молодежи в возрасте 14 - 30 лет в городском населении области составляет 213 623 человек или 72,52%, среди проживающих в сельской местности - 80 957 человек или 27,48%.
Сложная экономическая ситуация не уменьшила числа вступающих в брак. Число регистрируемых в органах загса браков возросло до 8,2 тыс. (на 0,2 тыс.) в сравнении с 1996 г. Коэффициент брачности практически остался на уровне 1996 г. - 6,2 браков на 1000 населения. Число расторгнутых браков против 1996 г. уменьшилось до 4,4 тыс. (на 0,3 тыс.). Коэффициэнт разводимости снизился на 6% и составил 3,4 разводов на 1000 населения. Соответственно, улучшилось и соотношение расторгаемых браков к заключаемым: на каждую 1000 образованных брачных пар пришлось 542 распавшихся, в 1996 г. - 596. Большие трудности испытывает молодая семья. Сложнее становится содержать ребенка в детском дошкольном учреждении. Это способствует падению рождаемости. В 1996 году родилось 10,0 тыс. человек, в 1997 году 9,3 тыс. человек, т.е. на 7% меньше.
При положительной динамике по сравнению с 1997 годом, число правонарушений среди молодежи по прежнему остается высоким. По данным УВД Рязанской области за 10 месяцев 1998 г. несовершеннолетними совершено 871 правонарушение. В 1997 году за тот же период - 887. Привлечено к уголовной ответственности лиц до 29 лет 3 699 (в 1997 году - 3 629). Из них учащихся 339 (школьников 230, учащихся ПТУ - 91). Совершено преступлений в состоянии алкогольного опьянения - 200 (175 в 1997 г.). За 10 месяцев 1998 г. было зафиксировано 14 преступлений, связанных с наркотиками.
За 10 месяцев 1998 года в областную службу занятости обратилось 5 000 молодых людей от 16 до 29 лет. 2 900 из них получили статус безработных.
Но, несмотря на ряд негативных тенденций в социально-демографическом плане, молодежь остается экономически активной социальной группой, причем задействованность ее в сфере производства весьма высока - в среднем 58,7% молодых людей работают, 31,7% учатся. В большей степени, чем население трудоспособного возраста в целом, молодежь испытывает на себе негативное влияние издержек переходного периода: безработицы, сокращения производства и др. Молодые люди по-прежнему находятся в большой зависимости от развития и функционирования государственного сектора в экономике и образовании, испытывая на себе весь спектр трудностей бюджетной сферы; ее вовлеченность в частный сектор невелика и, что симптоматично, в городе ниже, чем в сельских районах области, хотя для города характерна большая (почти в три раза) задействованность молодежи на предприятиях смешанной формы собственности. Серьезной проблемой для молодежи области является невозможность альтернативного трудоустройства и подработки без смены основной специальности, что находит свое выражение, прежде всего, в очень высоком проценте работающих не по специальности.
Молодежь - "живое настоящее" и "живое будущее", она несет с собой идеи, взгляды, мораль и нравственность, формы и методы материально-производственной и общественной деятельности.
Современное общество должно открыть молодежь как субъект истории, как носитель новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодежи человечество не может быстро прогрессировать, не может быстро прорваться к высотам цивилизации. На настоящий момент необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, которая, в свою очередь, не может быть создана без философии возраста, складывающейся из глубоко научно-программного подхода к изучению этой возрастной категории, ее потребностей, возможностей, интересов и запросов.
Процесс получения и накопления научных знаний о молодежи неизбежно требует выявления и реализации новых методов и подходов впроцессе исследования самой проблемы. Это необходимо в связи с тем, что процесс познания не может успешно развиваться, не может быть адекватным действительности, если используются лишь старые, традиционные методы получения информации о процессах, происходящих в молодежной среде.
Актуальность глубокого научного анализа всех сторон жизни и развития молодежной категории обусловлена правильностью принятия практических решений, программно-целевого подхода к решению тех или иных насущных проблем молодежи.
Данные социологического исследования "Молодежь - 97", проведенного по заказу управления по делам образования, науки и молодежной политики администрации Рязанской области кафедрой социологии и социальной педагогики Рязанского государственного педагогического университета, статистические данные о состоянии молодежной среды создают основу для многоаспектного анализа современного положения молодежи Рязанской области как социальной группы, выступающей субъектом экономических, политических, социальных отношений и духовного развития.
Бытует общераспространенное мнение, что в молодежной среде, которая подвержена "западомании", понятия "гражданственность", "патриотизм", "Родина" отсутствуют. Однако, в ходе проведения социсследований, было отмечено, что среди молодых людей, как в городе, так и в области, довольно сильны патриотические настроения (особенно в области), но, тем не менее, число "непатриотов", превышающее пятую часть опрошенных, и значительный процент сомневающихся в собственной любви к Родине являются поводом для серьезного анализа направленности и эффективной воспитательной работы.
Население сельских районов области вообще и, в частности, молодежь, в гораздо большей степени, чем горожане являются субъектом традиционной культуры, ее ценностей и норм. Молодежь города больше подвержена негативному воздействию массовой культуры, двойной морали в политике и жизни вообще, необходимости поступиться принципами морали и чести, а также менее готова противостоять им.
Основные социальные проблемы молодых людей можно свести к следующему:
- первоочередному увольнению при сокращении рабочих мест на предприятиях всех форм собственности, как правило, подлежат женщины и молодежь. Среди общего числа безработных 27,2% составляют молодые люди в возрасте до 30 лет;
- за чертой прожиточного минимума находятся 41% молодых семей;
- всего лишь 14% детей практически здоровы;
- жильем молодежь обеспечена в 2 раза хуже, чем в среднем по стране.
Учитывая вышеизложенное, социологи определяют проблемы первоочередного характера:
- уделить особое внимание патриотическому воспитанию молодежи, формирования у нее ответственного и заинтересованного отношения к судьбе Родины, родного края, города, района;
- развивать художественное творчество и поддерживать талантливую молодежь;
- развивать систему детского, молодежного и семейного отдыха спорта и туризма;
- необходимость решения проблемы профессиональной самореализации, привлечение частных инвесторов в формирование арсенала приемлемых источников дополнительного заработка для молодежи.
Эти первоочередные вопросы и проблемы и включены в Программу.
Характер, структура и механизм реализации Программы формировались, исходя из следующего:
- программно-целевой подход наиболее эффективен при организации мероприятий в сфере государственной молодежной политики;
- структура программы формировалась на основе статистических данных и результатов социологических исследований положения молодежи Рязанской области с учетом приоритетности проблем молодежи и общества в целом;
- Программа включает мероприятия, ограниченные во времени исполнения. Однако, предпочтение отдано мероприятиям, которые закладывают перспективные решения в области молодежной политики. Влияние таких мероприятий на положение молодежи будет нарастать и вполне проявится за временными пределами, предусмотренными настоящей программой;
- реализация Программы предусматривает активное, а в некоторых случаях приоритетное участие на всех стадиях этого процесса общественных объединений в качестве исполнителей.
Источники:
1. Статистический бюллетень "Естественное движение населения Рязанской области в 1997 г." Рязоблкомстат зак. 469, 1998.
2. Статистический бюллетень "Естественное движение населения Рязанской области в январе - сентябре 1998 г." Рязоблкомстат зак. 798, 1998.
3. Социальные характеристики молодежи Рязанской области. Отчет о результатах социологического исследования (Гаврилова Г.В., Горнов В.А., Степанов Н.А.). Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации Рязанской области, Рязанский государственный педагогический университет, кафедра социологии и социальной педагогики. Рязань, 1998.
Раздел II. Цели и задачи Программы
Целью программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики на очередном этапе ее развития. В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- формирование и укрепление системы социальной поддержки молодежи;
- обеспечение молодежи информацией о ее правах, возможностях и наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, в развитии художественного творчества;
- внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций, объединений;
- развитие системы детского, молодежного, семейного отдыха, спорта и туризма;
- нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики.
Раздел III. Содержание и финансово-экономическое обеспечение
Программы
N п/п |
Наименование раздела и его краткая характеристика |
Обоснование актуальности проблемы |
Финансовые затраты тыс.руб. |
Ожидаемый результат (социальный эффект) |
||
Областной бюджет | ||||||
1999 | 2000 | Всего | ||||
3.1. | Формирование и развитие системы социальной поддержки молодежи |
Необходимость психологической адаптации молодежи к изменяюшимся условиям жизни; создания эффективного механизма функционирования социальных служб для молодежи, молодой семьи, предоставления возможностей для самореализации получения профессии и трудоустройства молодежи |
872,108 |
1043,913 |
1916,021 |
Удовлетворение социально значимых потребностей молодежи. Социальная реабилитация, адаптация молодых людей, оказавшихся в критических, конфликтных ситуациях. Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижение уровня безработицы среди молодежи. |
3.2. | Информационное обеспечение молодежи и молодежной политики |
Отсутствие должной информированности молодежи, необходимость сбора компьютерного банка данных для своевременного анализа положения, отслеживание доминирующих тенденций развития социально-экономических и иных процессов в молодежной среде. |
1658 |
1984,626 |
3642,626 |
Создание единого информационного пространства, удовлетворение потребностей молодежи в информации, необходимой ей в период гражданского становления. Использование этой информации для принятия управленческих решений и разработки социальных программ. |
3.3. | Воспитание гражданственност и патриотизма |
Появление негативных тенденций, обусловленное изменением нравственно-культурных ценностей |
387,972 |
464,402 |
852,374 |
Гражданское становление, духовно-нравственное совершенствование молодежи на основе славного исторического прошлого, культурного наследия, традиций России, Рязанского края. Создание позитивного общественного и личностного отношения юношей к службе в рядах Вооруженных сил, физической закалке и приобретению военно-спортивны знаний, умений, навыков. |
3.4. | Подготовка и переподготовка государственных служащих и специалистов по работе с молодежью |
Необходимость формирования современных управленческих технологий в реализации детской и молодежной политике |
126,010 |
150,831 |
276,841 |
Использование передового опыта, научной базы для решения проблем молодежи Рязанской области |
3.5. | Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений |
Использование возможности привлечения самой молодежи к решению молодежных проблем через программы и проекты молодежных и детских объединений |
91,19 |
109,156 |
200,346 |
Самореализация молодежи, активное участие ее в жизни общества, приобретение умений и навыков адаптации в социуме |
3.6. | Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха, спорта, туризма |
Необходимость охвата различными формами досуга; забота о состоянии здоровья детей, подростков и молодежи, возможность использования зарубежного опыта |
644,465 |
771,425 |
1415,890 |
Рост числа детей, увлеченных досуговой деятельностью, снижение уровня подростковой преступности, улучшение состояния здоровья молодежи. Привлечение зарубежных материальных, научных, организационных ресурсов к реализации социальных молодежных программ Рязанской области в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. |
3.7. | Поддержка талантливой молодежи |
Отсутствие должного внимания со стороны государства к выявлению и поддержке талантливых и одаренных детей, подростков и молодежи |
185,362 |
221,878 |
407,240 |
Создание экономических и организационных условий для возрождения интеллектуального и духовного потенциала России, Рязанского края. |
3.8. | Развитие художественного творчества молодежи. |
Сокращение объектов досуговой сферы, коммерционализация популярных видов отдыха. |
1606,93 |
1923,493 |
3530,423 |
Развитие самодеятельного творчества, приобщение к народным традициям и самобытной культуре Рязанской области. |
Итого: | 5572,037 | 6669,724 | 12241,761 |
Итого: Двенадцать миллионов двести сорок одна тысяча семьсот шестьдесят один рубль
* Здесь и далее учитываются финансовые средства, утвержденные областным бюджетом по разделу "Молодежная политика"
** Управления, комитеты и отделы администрации области привлекаются в соисполнители Программы в организационном и концептуальном плане.
3.1. Формирование и развитие системы социальной поддержки молодежи
Актуальность проблемы:
В Рязанской области за последние годы имеется устойчивая тенденция преобладания смертности населения над рождаемостью. Население области стареет. Нарушается естественное соотношение поколений, что увеличивает вероятность возникновения проблемы воспроизводства населения. Кроме того, увеличивается число разводов и увеличивается число детей, родившихся вне брака. Современные семьи стали менее стабильными. Отсутствие у большинства молодых семей собственного жилья, отсутствие средств на приобретение жилья, высокий уровень молодежной безработицы, отсутствие законных, легальных источников существования - причины ухудшения демографической ситуации в регионе.
Неуверенность в завтрашнем дне сильнее всего сказывается на малозащищенных слоях общества, в частности, на молодежи. Расхождение между социальными ожиданиями и реальным уровнем самооценки и возможностями создают почву для возникновения стрессов, различных межличностных и личностных проблем. Создание системы социальных служб для молодежи должно помочь ей в разрешении ее проблем, повышению уровня социальной защищенности; привести к удовлетворению социально-значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальной реабилитации, создания условий для участия молодежи в полноценной жизнедеятельности.
Механизм реализации:
Данный раздел предусматривает проведение и подведение итогов конкурса программ и проектов по социальной работе с молодежью, публикацию итогов конкурса в прессе для привлечения внимания заинтересованных лиц; финансовую, информационно-методическую поддержку социальных служб для молодежи; совместную работу с заинтересованными ведомствами по решению проблем профессионального самоопределения, трудоустройства, вопросов социально-экономической поддержки молодой семьи и поддержку молодежного предпринимательства.
Система мероприятий по разделу
"Формирование и развитие системы социальной поддержки молодежи".
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость всего тыс. руб. |
в том числе | |
1999 | 2000 | ||||
1. Участие в разработке законов и нормативно-правовых актов по вопросам поддержки молодой семьи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
18,213 |
8,290 |
9,923 |
2. Медико-социологические исследования по проблеме молодой семьи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление здравоохранения администрации области. |
36,426 |
16,580 |
19,846 |
3. Частичное финансирование районных программ социально - экономической поддержки молодой семьи и поддержка на конкурсной основе клубов "Моя семья". |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление ЗАГС администрации области. |
109,279 |
49,740 |
59,539 |
4. Разработка и обеспечение программ сотрудничества с другими регионами по вопросам социально- экономической поддержки молодой семьи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, отдел внешнеэкономических связей администрации области. |
109,279 |
49,740 |
59,539 |
5. Подготовка и переподготовка специалистов по вопросам планирования семьи для центров социальной помощи молодежи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, институт развития образования администрации области, управление ЗАГС администрации области. |
36,426 |
16,580 |
19,846 |
6. Организация работы добровольцев с молодежью по вопросам планирования семьи (программа "От подростка - подростку"). |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
18,213 |
8,290 |
9,923 |
7. Организация в районах области (на первом этапе - в существующих центрах социально-психологической помощи) медико-генетического консультирования молодежи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление здравоохранения администрации области. |
18,213 |
8,290 |
9,923 |
8. Организация и проведение областного конкурса "Семья XXI века". |
ежегодно 1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление ЗАГС администрации области. |
54,639 |
24,870 |
29,769 |
9. Организация и проведение областного конкурса инновационных проектов в области молодежного предпринимательства |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, отдел внешнеэкономических связей администрации области. |
364,263 |
165,8 |
198,463 |
10. Участие в реализации межрегиональных и международных проектов по поддержке молодежного предпринимательства; по прикладной экономике. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, отдел внешнеэкономических связей администрации области. |
182,131 |
82,9 |
99,231 |
11. Проведение конкурсов в области экономики и предпринимательства среди учащейся молодежи |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, комитет по делам информации и печати администрации области. |
54,639 |
24,870 |
29,769 |
12. Организация постоянного и временного трудоустройства молодежи (сезонные, общественные работы, вторичная занятость) |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление социальной защиты населения администрации области. |
21,856 |
9,948 |
11,908 |
13. Разработка и реализация пилотных проектов в сфере организационного и финансового обеспечения строительства жилья на базе МЖК. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
364,263 |
165,8 |
198,463 |
14. Поддержка и развитие молодежных центров, подростковых клубов и других структур, работающих с молодежью. Приобретение оргтехники, компьютерных программ, методического обеспечения. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
455,328 |
207,25 |
248,078 |
15. Проведение областных конкурсов по социальной работе с детьми, подростками и молодежью, частичная финансовая поддержка проектов - победителей. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
32,784 |
14,922 |
17,862 |
16. Осуществление мониторинга социального обслуживания молодежи эффективности социальных служб, подростковых и молодежных клубов, обобщения и распространения их опыта. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
10,928 |
4,974 |
5,954 |
17. Разработка и издание материалов по организации деятельности социальных служб, для детей и молодежи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
10,928 |
4,974 |
5,954 |
18. Поддержка программ по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
18,213 |
8,290 |
9,923 |
Итого: | 1916,021 | 872,108 | 1043,913 |
3.2. Информационное обеспечение молодежи и молодежной политики
Актуальность проблемы.
Отсутствие ведомственной информационной сети, направленной на обеспечение эффективного, быстрого обмена документами и иной информацией не позволяет своевременно реагировать на процессы, происходящие в молодежной среде и принимать управленческие решения.
В настоящий момент молодые люди не имеют возможности своевременно получить достоверную информацию о процессах, происходящих в молодежной среде.
В настоящий момент необходимо решить проблему единого информационного пространства, удовлетворения потребности молодежи в информации путем создания областного Информационно-аналитического центра.
Механизм реализации:
Данный раздел предусматривает координацию усилий по созданию Информационно-аналитического центра в г. Ряззани, использование базы данных центра молодежью, органами управления молодежной политикой для принятия управленческих решений в реализации государственной молодежной политики.
Выпуск сборников предполагает обмен достоверной и полной информацией территориальных органов управления молодежной политикой, обмен информацией на межрегиональном уровне.
Система мероприятий по разделу
" Информационное обеспечение молодежи и молодежной политики"
/-----------------------------------------------------------------------------------------------\
| | Сроки | |Стоимость| в том числе |
| Мероприятия |исполнения| Исполнители | всего |-----------------|
| | | |тыс. руб.| 1999 | 2000 |
|---------------------------------+----------+----------------------+---------+--------+--------|
|1. Создание областного | 1999- |Управление по делам | | | |
|Информационно-аналитического | 2000 |образования, науки и |2185,576 |994,8 |1190,776|
|центра. | |молодежной политики | | | |
| | |администрации области.| | | |
|---------------------------------+----------+----------------------+---------+--------+--------|
|2. Выпуск сборника "Молодежь | 1999- |Управление по делам | | | |
|Рязанщины: положение, тенденции, | 2000 |образования, науки и | 72,853 | 33,16 | 39,693 |
|перспективы". | |молодежной политики | | | |
| | |администрации области.| | | |
|---------------------------------+----------+----------------------+---------+--------+--------|
|3. Выпуск сборников документов | 1999- |Управление по делам | | | |
|по реализации государственной | 2000 |образования, науки и | 109,279 | 49,74 | 59,539 |
|молодежной политики на территории| |молодежной политики | | | |
|Рязанской области | |администрации области.| | | |
|---------------------------------+----------+----------------------+---------+--------+--------|
|4. Издание молодежного печатного | 1999- |Управление по делам | | | |
|периодического органа | 2000 |образования, науки и | 969,976 |441,5 |528,476 |
|"Молодежная среда". | |молодежной политики | | | |
| | |администрации области.| | | |
|---------------------------------+----------+----------------------+---------+--------+--------|
|5. Организация цикла молодежных | 1999- |Управление по делам | | | |
|программ на ВГТРК "Ока", местном | 2000 |образования, науки и | 304,942 |138,8 |166,142 |
|телевидении. | |молодежной политики | | | |
| | |администрации области.| | | |
|---------------------------------+----------+----------------------+---------+--------+--------|
|Итого: | | |3642,626 |1658 |1984,6267
\-----------------------------------------------------------------------------------------------/
3.3. Воспитание гражданственности и патриотизма
Актуальность проблемы.
Развитие негативных тенденций, обусловленных изменением нравствнно-культурных ценностей в обществе, незнание отечественной культуры, традиций и истории, утрата патриотического чувства, снижение престижа службы в Российской Армии заставляют серьезно и внимательно подойти к изучению патриотизма в молодежной среде, программному подходу к формированию условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи.
Механизм реализации.
Внедрение в практику новых подходов к решению проблем формирования и развития у детей, подростков и молодежи гражданственности, патриотизма, уважения к истории Отечества. Работа по созданию позитивного общественного и личностного отношения к службе в Армии и защите Отечества, приобретение военно-спортивных умений и навыков.
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей, подростков и молодежи в загородных оздоровительных военно-спортивных, патриотических лагерях, методическое обеспечение работы по патриотическому становлению молодежи, развитие и поддержка различных форм воспитания, поддержка общественных объединений, ведущих работу в данном направлении; работа со средствами массовой информации, организация и проведение областных, межрегиональных и международных мероприятий, посвященным юбилейным и памятным датам истории и культуры Рязанского края.
Система мероприятий по разделу
"Воспитание гражданственности и патриотизма".
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость всего тыс. руб. |
в том числе | |
1999 | 2000 | ||||
1. Корректировка региональной программы гражданского становлени духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
16,392 |
7,461 |
8,931 |
2. Организация и проведение мероприятий, посвященных памятным событиям, знаменательным и юбилейным датам отечественной истории, истории родного края. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
36,426 |
16,58 |
19,846 |
3. Организация деятельности военно-патриотических, оборонно-спортивных лагерей. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
728,525 |
331,6 |
396,925 |
4. Поддержка постоянно действующих и временных городских районных и школьных Постов у Вечного огня Славы и музеев Славы учебных заведений и учреждений дополнительного образования. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области по согласованию с Управлением по делам образования, науки и молодежи администрации г. Рязани. |
25,498 |
11,606 |
13,892 |
5. Организация и проведение "Звездных походов" студентов вузов г. Рязани. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
27,32 |
12,435 |
14,885 |
6. Проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, институт развития образования администрации Рязанской области. |
18,213 |
8,29 |
9,923 |
Итого: | 852,374 | 387,972 | 464,402 |
3.4. Подготовка и переподготовка государственных служащих
и специалистов по работе с молодежью
Актуальность проблемы.
Положительных результатов в любой работе и в любом государстве можно достичь только в случае профессионализма кадров. К специалистам в области реализации государственной молодежной политики предъявляются следующие требования: глубокие знания, солидное образование, общекультурная и политическая эрудиция, причем желательно и необходимо, чтобы помимо высшего образования руководители и специалисты обладали знаниями в области воспитания, психологии, управления.
Механизм реализации.
Данный раздел предусматривает переподготовку руководителей и специалистов территориальных органов управления молодежной политикой на базе Института молодежи в виде специализированных семинаров в объеме до 56 учебных часов, или в виде курсов повышения квалификации (выдачей свидетельства) в объеме до 72 учебных часов по различной тематике:
- патриотическое воспитание молодежи;
- современные проблемы молодой семьи и пути их решения;
- проблемы социальной работы с молодежью;
- труд и занятость;
- организация молодежного, детского, семейного отдыха и др.
Предусматривается переподготовка руководителей и специалистов территориальных органов управления молодежной политикой и молодежных сервисных служб по необходимой специализации с получением второго диплома о высшем образовании в объеме до 18 месяцев очно-заочной формы обучения на базе Института молодежи и других вузов, а также получение высшей квалификации (аспирантура, докторантура) для специалистов, имеющих стаж не менее 2-х лет в структурах по работе с молодежью.
Для обмена опытом работы необходимо участие в семинарах и тренингах по приглашению других регионов и плановых информационно-методических семинарах на базе РИРО.
Система мероприятий по разделу
" Подготовка и переподготовка государственных служащих
и специалистов по работе с молодежью".
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость всего тыс. руб. |
в том числе | |
1999 | 2000 | ||||
1. Повышение квалификации руководителей и специалистов территориальных органов управлени молодежной политикой на базе Института молодежи (г. Москва). |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
71,754 |
32,66 |
39,094 |
2. Проведение информационно- методических семинаров для руководителей и специалистов территориальных органов управлени молодежной политикой. |
1999- 2000 2 раза в год |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
43,72 |
19,9 |
23,82 |
3. Обучение руководителей и специалистов территориальных органов управления молодежной политикой и специалистов управления по делам образования, науки и молодежной политики администрации области на факультетах послевузовского образования. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
37,525 |
17,08 |
20,445 |
4. Обучение работников сервисных служб (центров социально - психологической помощи; досуговых информационно-аналитических; бирж труда и т.п.). |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
36,426 |
16,58 |
19,846 |
5. Проведение семинаров - совещаний для руководителей детских и молодежных объединений, лидеров студенческого движения. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
21,86 |
9,95 |
11,91 |
6. Направление специалистов по работе с молодежью, руководителей территориальных органов управлени молодежной политикой, общественны объединений на семинары и конференции по приглашению других регионов. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
29,13 |
13,26 |
15,87 |
7. Выпуск информационных бюллетеней для кадрового состава с анализом ситуации в работе с молодежью. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
36,426 |
16,58 |
19,846 |
Итого: | 276,841 | 126,01 | 150,831 |
3.5. Государственная поддержка молодежных и детских
общественных объединений
Актуальность проблемы.
Молодежь во все времена стремилась к объединению. После разрушения системы пионерских и комсомольских организаций их место в структуре общества осталось незанятым. Для того, чтобы в нынешнее непростое время помочь молодому человеку определиться, чтобы ложная романтика преступной жизни не дала всходов в среде молодежи, как наиболее социально незащищенной, не имеющая четко выработанных жизненных принципов и линии поведения, необходимо инициировать создание детских и молодежных объединений как организаций, могущих помочь молодому человеку найти свое место и в среде ровесников, и в жизни.
Механизм реализации.
Данный раздел предусматривает создание областного реестра детских и молодежных объединений, имеющих право на государственную поддержку; обобщение и распространение опыта детских и молодежных объединений, успешно реализующих свою деятельность на территории Рязанской области; выпуск сборников в помощь создателям подобных объединений; популяризация их деятельности через органы печати и телевидения; государственную поддержку программ детских и молодежных объединений в соответствии с Законом Рязанской области "О молодежи", совместное проведение мероприятий; учебу организаторов и руководителей общественных организаций на базе института развития образования администрации Рязанской области.
Система мероприятий по разделу
"Государственная поддержка молодежных и детских
общественных объединений".
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость всего тыс. руб. |
в том числе | |
1999 | 2000 | ||||
1. Экспертиза программ и проектов детских и молодежных общественных объединений. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
7,285 |
3,316 |
3,969 |
2. Проведение областного конкурса программ и проектов детских и молодежных объединений на соискание Грантов. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
21,856 |
9,948 |
11,908 |
3. Частичное финансирование программ и проектов, представляемых детскими и молодежными организациями на конкурсной основе. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
91,066 |
41,45 |
49,616 |
4. Поддержка инициатив Совета молодежных и детских общественных объединений Рязанской области. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
32,784 |
14,922 |
17,862 |
5. Создание реестра молодежных и детских общественных объединений Рязанской области и работа в соответствии с ним. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, Управление юстиции администрации области. |
21,856 |
9,948 |
11,908 |
6. Разработка областного Закона "О поддержке общественных объединений" |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, областная Дума. |
25,499 |
11,606 |
13,893 |
Итого: | 200,346 | 91,19 | 109,156 |
3.6. Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха,
спорта, туризма
Актуальность проблемы.
Социально-экономическая нестабильность в обществе, ухудшение состояния здоровья детей, увеличение роста подростковой преступности, наркомании и другие негативные тенденции в молодежной среде свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития системы детского, молодежного и семейного отдыха, туризма и спорта. Только приглубоком анализе ситуации, изучении запросов и потребности молодежи, приоритетном финансировании программ деятельности оздоровительных, профильных лагерей не конкурсной основе возможно удовлетворение растущих потребностей детей, подростков, молодежи в профильном, целенаправленном отдыхе, оздоровлении и занятости.
Механизм реализации.
Координация деятельности заинтересованных учреждений и ведомств по организации отдыха детей, подростков, молодежи. Создание условий для поддержки программ деятельности учреждений, реализующих государственную молодежную политику на территории Рязанской области, обеспечивающих физическое, нравственно-эстетическое, военно-патриотическое, экономическое воспитание молодежи, работающих по обеспечению адаптации детей, группы социального риска, занимающихся по программам лидерской направленности.
Повышения уровня методического и научного обеспечения программ, проектов в сфере организации отдыха.
Взаимодействие структур по вопросам подбора и направления детей и подростков во Всероссийский детский центр "Орленок", создание условий максимальной гласности при распределении путевок в ВДЦ.
Содействие в обучении педагогического персонала для работы в загородных оздоровительных лагерях, направление лучших вожатых на конкурсной основе в ВДЦ "Орленок".
Создание условий для повышения социальной роли физической культуры, спорта, туризма в жизнедеятельности детей, подростков, молодежи.
Система мероприятий по разделу
"Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха,
спорта, туризма"
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость всего тыс. руб. |
в том числе | |
1999 | 2000 | ||||
1. Организация областных конкурсов 1999- вариативных программ в сфере | 2000 отдыха, оздоровления и занятости | детей, подростков и молодежи. | |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
3,643 |
1,658 |
1,985 |
|
2. Организация деятельности профильных лагерей реабилитационного, спортивного, адатапционного характера. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
196,702 |
89,532 |
107,170 |
3. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования по организации лагерей актива детских объединений, работающих по программе "Лидер". |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
364,263 |
165,8 |
198,463 |
4. Поддержка передвижных палаточных лагерей, экспедиций, экскурсий, раскрывающих творчески потенциал детей ("Вятич", "Апрель", "Малая река"). |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
55,368 |
25,202 |
30,166 |
5. Совместная работа по реализации 1999- педагогических и медико- | 2000 оздоровительных программ | Всероссийского детского центра | "Орленок", согласно договору о | региональном взаимодействии. | |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
21,856 |
9,948 |
11,908 |
|
6. Мероприятия по организации молодежного и семейного отдыха: зимний слет туристов, туристический слет молодежи, посвященный Дню Победы и другие. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области. |
43,712 |
19,896 |
23,816 |
7. Международные молодежные обмены делегациями. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, отдел внешнеэкономических связей администрации области. |
36,426 |
16,58 |
19,846 |
8. Организация семейного отдыха выходного дня на базе загородных оздоровительных лагерей, организация деятельности спортивно-оздоровительного семейного лагеря "РАФТ", международного экономического лагеря "Содружество". |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
437,115 |
198,96 |
238,155 |
9. Содействие проведению турниров соревнований: |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области. |
138,191 |
62,9 |
75,291 |
- "Кожаный мяч" - "Золотая шайба" - "Чудо-шашки" - "Снайперы баскетбола" |
|||||
10. Российское многоборье молодежи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области. |
72,853 |
33,16 |
39,693 |
11. Молодежные спортивные игры. | 1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области. |
43,94 |
20,0 |
23,94 |
12. Издание методической и специальной литературы по вопросам организации отдыха и туризма. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации области. |
1,821 |
0,829 |
0,992 |
Итого: | 1415,89 | 644,465 | 771,425 |
3.7. Поддержка талантливой молодежи
Актуальность проблемы.
Нескоординированность системы выявления и поддержки талантливой молодежи, отсутствие механизма повышения индивидуального мастерства юных дарований не дает возможности развивать творческий потенциал молодого поколения, не стимулирует интерес к саморазвитию.
Механизм реализации.
Предполагается через систему Грантов, поощрительных стипендий Главы администрации области создание единого банка данных талантливой молодежи города и области, государственная поддержка юных дарований с целью сохранения и развития интеллектуального потенциала Рязанской области.
Система мероприятий по разделу
"Поддержка талантливой молодежи"
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость всего тыс. руб. |
в том числе | |
1999 | 2000 | ||||
1. Организация и проведение научно-практических конференций учащейся и студенческой молодежи, направление молодых ученых, студентов, членов НОУ на межрегиональные и международные конференции, симпозиумы, семинары |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
54,457 |
24,787 |
29,67 |
2. Вручение 30 поощрительных стипендий главы администрации Рязанской области. |
1999- 2000 |
Администрация области, финансовое управление администрации области, Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
218,968 |
99,667 |
119,301 |
3. Присуждение и вручение 20 стипендий за особые заслуги талантливой, трудолюбивой молодежи. конкурсной основе. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
60,824 |
27,685 |
33,139 |
4. Вручение 10 стипендий слушателям и курсантам высших военных учебных заведений. |
1999- 2000 |
Администрация области, финансовое управление администрации области, Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
72,991 |
33,223 |
39,768 |
Итого: | 407,24 | 185,362 | 221,878 |
3.8. Развитие художественного творчества молодежи
Актуальность проблемы.
Сегодня многие виды отдыха, относящиеся к популярным, становятся недоступными для молодежи. Сфера молодежного досуга, туризма, спорта все в большей степени становятся объектом коммерческой деятельности. Многие объекты культурно - просветительского и воспитательного плана переданы коммерческим структурам или перепрофилированы. Значительное расслоение молодежи (по уровню дохода) "бедные", "богатые" требует создания новых видов досуговой деятельности.
Социальная инфраструктура населенных пунктов, микрорайонов города формируется без учета особенностей образа жизни молодых людей, разнообразия их потребностей и интересов.
Механизм реализации.
Координация действий государственных органов областного, районного и городского уровня, объединение финансовых, организационных и кадровых ресурсов для воспитания у детей и молодежи потребности в освоении ценностей национальной культуры; развития эстетического вкуса, самодеятельного творчества через имеющуюся базу и создание новых досуговых центров для молодежи области.
Система мероприятий по разделу
"Развитие художественного творчества молодежи"
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Стоимость всего тыс. руб. |
в том числе | |
1999 | 2000 | ||||
1. Оказание финансовой и методической помощи клубам, центрам досуга и художественного творчества. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
1274,92 |
580,3 |
694,62 |
2. Проведение межрайонных и областных конкурсов, фестивалей для детей и молодежи Рязанской области. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, управление культуры администрации области. |
546,394 |
248,7 |
297,694 |
3. Проведение межрегиональных и международных молодежных мероприятий: - международный фестиваль команд КВН "Славянский базар" - межрегиональный фестиваль современного эстрадного танца "Черный кот" - межрегиональный слет авторской песни "Голубые озера" г. Луховицы |
1999- 2000 апрель март |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
154,812 129,37 46,308 |
70,465 58,885 21,078 |
84,347 70,485 25,230 |
4. Организация и проведение фестиваля творчества молодежи области "Апрель", "Малая река"). |
май - июнь 1999- 2000 |
Администрация области, Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
306,031 |
139,295 |
166,736 |
5. Организация и проведение традиционных досуговых мероприятий: - смотр-конкурс актерских работ творческой молодежи театров г. Рязани (народных театров области) - региональный фестиваль любительских театров "Губернские подмостки - 98" - областной конкурс команд КВН - праздник славянской письменности и культуры - День защиты детей - День знаний - День студента - Праздник детей-инвалидов - Фестиваль-конкурс "Солнечный зайчик" - Областной конкурс молодых исполнителей эстрадной песни "Музыкальный фейерверк" - Межрайонный фестиваль школьнико "Здравствуй, лето" - Областной фестиваль патриотической песни "Привет тебе, солдат России" - Телевизионный фестиваль военно-патриотической песни "Виктория" и другие. |
1999- 2000 март март 1 июня сентябрь 17 ноября 1 декабря февраль- март октябрь 9 - 10 мая 1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики, управление культуры администрации области. комитет по делам информации и печати администрации области. |
250,489 |
114,014 |
136,475 |
6. Организация празднования в городах и районах области Дня Российской молодежи. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
163,918 |
74,61 |
89,308 |
7. Направление победителей на Российские и международные конкурсы, фестивали. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики, управление культуры администрации области. |
364,26 |
165,8 |
198,46 |
8. Подготовка и издание информационно-методических пособий для досуговых центров. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
18,213 |
8,29 |
9,923 |
9. Трансляция досуговых мероприятий на ГТРК "Ока", подготовка тематических передач и фильмов. |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области, комитет по делам информации и печати администрации области. |
120,549 |
54,87 |
65,679 |
10. Оказание финансовой поддержки команде КВН "Чернокнижник" в направлении на российские конкурсы |
1999- 2000 |
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации области. |
155,159 |
70,623 |
84,536 |
Итого: | 3530,423 | 1606,93 | 1923,493 |
Система управления и контроля за реализацией Программы
Общее руководство, координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации Рязанской области. Оно определяет ответственных исполнителей и соисполнителей по разделам программы, организует участие молодежных общественных организаций, заинтересованных структур (управление внутренних дел Рязанской области, вузы города, ГТРК "Ока", редакция газеты "Молодежная среда", Рязанское отделение Фонда научно-технической, инновационной и творческой деятельности молодежи России, территориальные органы управления молодежной политикой, муниципальные органы управления образованием, Дворец Молодежи г. Рязани, областная юношеская библиотека, Центр социально - экономических исследований, информационно-образовательный Центр "Содружество" и т.д.), творческих коллективов в соответствующих разделах Программы, определяет механизм финансово-экономического взаимодействия данной программы с другими программами.
Управление по делам образования, науки и молодежной политики администрации Рязанской области организует отбор инициативных и пилотных проектов (программ) для включения их в региональную Программу.
Для организации работ, привлечения широких слоев молодежи региона для участия в Программе, согласования интересов молодежных коллективов и организаций, исполнителей, предполагается привлечение ученых, создание институционных структур, обеспечивающих эффективную реализацию отдельных направлений Программы.
Финансово-экономическое обеспечение Программы предполагается осуществить за счет средств областного бюджета.
Возможные поступления средств спонсорской помощи в программе не учитываются, так как являются разовыми финансовыми инъекциями и не поддаются прогнозу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена региональная программа "Молодежь Рязанщины" на 1999 - 2000 годы.
Целью программы является создание правовых, экономических и организационных механизмов осуществления государственной молодежной политики на очередном этапе ее развития. В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- формирование и укрепление системы социальной поддержки молодежи;
- обеспечение молодежи информацией о ее правах, возможностях и наиболее важных сферах жизнедеятельности;
- создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, в развитии художественного творчества;
- внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций, объединений;
- развитие системы детского, молодежного, семейного отдыха, спорта и туризма;
- нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики.
Постановление Главы администрации Рязанской области от 26 апреля 1999 г. N 220 "О региональной программе "Молодежь Рязанщины" на 1999 - 2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был