Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
главы
администрации области
от 13 августа 1996 г. N 373
Положение
о территориальной подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций Рязанской области
10 июня, 15 октября 2002 г.
1. Настоящее Положение разработано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)" и определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок взаимодействия, а также регулирует основные вопросы функционирования территориальной подсистемы РСЧС Рязанской области.
2. Основными задачами подсистемы являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее - объекты) в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - силы и средства);
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резервы финансовых и материальных ресурсов);
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
3. Территориальная подсистема РСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Рязанской области, органов местного самоуправления (районов, городов и территорий сельских администраций) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
4. Территориальная подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальных делений, организаций и функциональных подсистем. Звенья и функциональные подсистемы имеют местный и объектовый уровень.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования звеньев определяются положениями об этих звеньях, утверждаемыми соответствующими органами власти административно-территориальных делений и руководителями организаций, независимо от их организационно-правовой формы.
5. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслям экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС, находящихся на территории Рязанской области, определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
6. Каждый уровень территориальной подсистемы РСЧС Рязанской области имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения, информационного обеспечения.
В режиме чрезвычайного положения соответствующие органы, силы и средства территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской области функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
7. Координирующими органами территориальной подсистемы РСЧС являются:
- на территориальном уровне, охватывающем территорию Рязанской области, - комиссия по чрезвычайным ситуациям Рязанской области;
- на местном уровне, охватывающем территорию районов, городов, сельских администраций, - комиссия по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации (объекта), - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям области, органов местного самоуправления, организаций (объекта) утверждаются постановлениями руководителей соответствующих органов государственной власти области, органов местного самоуправления, решениями руководителей организаций (объектов экономики).
Комиссии по чрезвычайным ситуациям возглавляются:
- области - первым заместителем главы администрации области;
- органов местного самоуправления - главами администраций (самоуправления) или первыми заместителями;
- объектов - руководителями объектов или их первыми заместителями.
8. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям области, органов местного самоуправления являются:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей и природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в готовности пунктов управления;
- организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов;
- взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;
- планирование и организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещения и возвращения соответственно в места постоянного проживания либо хранения;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений территориальной подсистемы РСЧС области к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Организация и обеспечение контроля экологической обстановки в области, планирование и осуществление мер по ее улучшению.
Организация и осуществление государственного экологического контроля за выбросами и сбросами вредных веществ в окружающую природную среду, а также за размещением опасных промышленных отходов.
Методическое руководство работами по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и контроля за ходом работ.
Организация работ по прогнозированию изменения экологической обстановки в районах размещения потенциально опасных объектов и интенсивной хозяйственной деятельности, в том числе при чрезвычайных ситуациях.
Организация и осуществление надзора за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей сточных вод и других жидких отходов с целью оценки их состояния, определения степени их надежности и прогнозирования возможности возникновения аварий и катастроф, принятия решения о целесообразности изменения режима работы для дальнейшей эксплуатации водохозяйственных объектов.
Организация разработки и осуществления совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области, района, города комплекса неотложных мер по предупреждению и уменьшению разрушительных последствий наводнений и обеспечение пропуска паводковых вод на реках Рязанской области.
Руководство созданием и деятельностью следующих звеньев функциональных подсистем РСЧС:
экологическая безопасность;
экологический мониторинг (совместно с областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды);
противопаводковых мероприятий.
9. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по созданию и поддержанию в готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;
- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для чрезвычайных ситуаций;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организации и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Органами повседневного управления являются:
- пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;
- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения функциональных подсистем РСЧС, находящиеся на территории области.
Размещение органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС области осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
11. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС области состоят из сил и средств ее звеньев и определяются постановлениями главы администрации области, глав местного самоуправления и решениями руководителей организаций (объектов). В постановлениях и решениях определяются расчет сил и средств, их состав, задачи, специализация, обязанности по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности привлекаются органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с администрацией области, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
12. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, решением администрации области и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования территориальной подсистемы РСЧС области:
- режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, социальной, гидрометеорологической, химической, биологической (бактериологической) обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
- режим повышенной готовности - при ухудшении производственнопромышленной, социальной, гидрометеорологической, химической, биологической (бактериологической) обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При введении на территории области режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, устанавливается режим чрезвычайной ситуации.
13. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании территориальной подсистемы РСЧС области являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
- планирование и выполнение целевых и научно-техничеких программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности и защиты населения, сокрещение возможных потерь ущерба и по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и обучение населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
- создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых видов страхования.
б) в режиме повышенной готовности:
- принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства силами и средствами звеньев территориальной подсистемы и функциональных подсистем РСЧС области, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
- усиление дежурно-диспетчерской службы;
- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, уточнение прогнозов возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования объектов;
- приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций;
в) режиме чрезвычайной ситуации:
- проведение необходимых мероприятий по защите населения;
- выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;
- организация ликвидации чрезвычайной ситуации;
- определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
- проведение работ по повышению устойчивости функционирования организаций (объектов), обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
- осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
14. Для ликвидации чрезвычайной ситуации создаются:
- резерв финансовых и материальных ресурсов Рязанской области - за счет средств бюджета области;
- местный резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организации, объекта.
Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяется органом, их создающим.
15. Ликвидация осуществляется силами и средствами организаций (объектов), органами местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
16. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.
В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из резрва финансовых и материальных ресурсов области и Правительства Российской Федерации по ходатайству руководства организации, органа местного самоуправления, администрации области.
В исключительных случаях в соответствии с указом Президента Российской Федерации для проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории области, если введено чрезвычайное положение, может проводиться мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и возмещением в установленном порядке причиненного материального ущерба.
17. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайной ситуации под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
18. Финансирование территориальной подсистемы РСЧС области осуществляется на каждом уровне за счет соответствующего бюджета и средств организаций (объектов).
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций (объектов), находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резерва финансовых средств области и резервного фонда Правительства Российской Федерации.
19. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий территориальной подсистемы РСЧС на основе плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций области, органов местного самоуправления, организаций (объектов). Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий подсистемы осуществляет управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.