Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Рязанской области
от 31 декабря 1999 г. N 845
Программа
"Юность земли Рязанской"
Рязанская земля - уникальный по своему географическому положению, историческому и культурному наследию край средней полосы России. Это - наша Родина, край талантливых, трудолюбивых людей.
Начало изучения Рязанской земли положено в многочисленных краеведческих, литературно-художественных, научно-исследовательских, экономических и всевозможных других программах. В настоящее время возникла потребность в целевой программе, ориентированной на детей и подростков. Такая программа даст возможность скоординировать усилия школ, внешкольных учреждений, детских объединений, всех тех, кто считает, что любовь к Родине, осознание ребенком себя ее частицей, чувство ответственности за нее и активная жизненная позиция являются наиболее значимыми факторами становления личности, ее социализации.
Программа "Юность земли Рязанской" не отвергает, не заменяет и не дублирует уже известные и общепризнанные программы, а лишь фиксирует внимание на истории, культуре, природе, людях Рязанской земли - нашей малой Родины, аккумулирует возможности различных воспитательных институтов (все виды образовательных учреждений, РИРО, РГПУ им. С.Есенина, историко-краеведческие музеи, музеи- заповедники и др.), активизирует деятельность по уже существующим федеральным и региональным программам ("Молодежь России", "Милосердие", "Одаренные дети", "Игра - дело серьезное", "Лидер" и др.).
Программа "Юность земли Рязанской" - это программа:
- воспитательная - в результате полезной деятельности у детей последовательно формируется отношение к окружающим, к малой и большой Родине, вырабатывается ответственность перед собой, другими людьми и будущими поколениями за себя и результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде;
- образовательная - дает возможность ее участникам приобрести новые знания и практические навыки в области истории, географии, этнографии, организаторской деятельности, экономики, геополитики и т.д.
- развивающая - участники программы повышают свой интеллектуальный, этический, культурный, духовный и физический уровень;
- исследовательская - в различных блоках программы ее участникам придется отвечать на незнакомые вопросы, осмысливать различные понятия, опровергать доводу оппонентов, участвовать в экспедициях и походах и т.д.;
- практическая - программа позволит ее участникам в реальной жизни испытать романтику приключений, ощутить гордость от выполнения задания, удовлетворение от самостоятельно организованного дела, от сделанного своими руками, радость коллективного труда и творчества.
Цели и задачи Программы:
- воспитание у детей и подростков чувства патриотизма, любви к большой и малой Родине;
- развитие интереса к истории, культуре, экономике, природным и экологическим особенностям родного края;
- активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации, самовыражения ребенка в активной социальной роли;
- стимулирование и поддержка общественно значимых инициатив детей и подростков, развитие интереса к общественной работе;
- выявление и раскрытие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности ребенка;
- удовлетворение потребности детей в общении, в коллективном труде и творчестве, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов;
- активизация движения по созданию детских и подростковых общественных объединений и организаций.
Участники Программы: дети (от 8 до 14 лет) и взрослые, независимо от их места жительства, рода занятий, состояния здоровья, учебные коллективы (классы, группы); объединения системы дополнительного образования (секции, клубы); детские организации.
Программа осуществляется параллельно в двух возрастных группах:
- 8-11 лет (младшее звено);
- 11-14 лет (старшее звено), с учетом психологических и физиологических особенностей детей.
Направление 1: "Мое отечество"
Задачи: формирование устойчивого интереса к историческому и культурному наследию Рязанского края, изучение народных традиций, промыслов; сбор информации о своей семье, школе, микрорайоне, об интересных земляках, о знаменитых людях, героях войны и труда.
Форма работы: краеведческие, археологические экспедиции по родному краю, составление атласа истории названий населенных пунктов городов и районов области, составление "Повести временных лет", составление "Сборника преданий и былей родного края", краеведческие викторины, конкурс сочинений "Мое Отечество", акция "Древо Жизни", организация школьных исторических музеев, создание и возобновление школьных летописей, шефство над памятниками воинам Великой Отечественной Войны, памятниками истории и культуры Отечества и т.д.
Направление 2: "Хочу знать свое дело"
Задачи: профориентация детей и подростков, знакомство детей и подростков с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями области, основами экономики, управления, предпринимательства, повышение детской деловой активности, профессиональной и общей культуры.
Формы работы: экскурсии на предприятия и в организации, организация детских "Лагерей труда и отдыха", трудовых десантов, работа "Школы юного предпринимателя", детского "Бизнес-клуба".
Направление 3: "Игра - дело серьезное"
Задачи: организация полноценного развивающего досуга детей и подростков, создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков, возрождение традиций народных игр, раскрытие богатства национальной культуры, организация зрелищных, массовых мероприятий, фестивалей, конкурсов.
Формы работы: коллективно-творческие дела различного профиля, конкурсы веселых и находчивых, конкурсы эрудитов, тематические вечера и игры, концерты, проведение тематических недель (неделя книги, каникулярная неделя и т.п.). "Час игры" для младших школьников: создание клубов интеллектуальных и творческих игр: "Школа затейников" и т.д.
Направление 4: "Свой голос"
Задачи: подготовка подрастающего поколения к жизни в "информационном обществе", развитие познавательной активности; развитие юнкоровского движения; возобновление работы школьных редколлегий и радиоузлов, выпуск детских газет; приобщение детей и подростков к профессиям, связанным со средствами массовой информации.
ФОРМЫ РАБОТЫ: конкурс информационных стендов, конкурсы газет и радиопередач, конкурсы "Проба пера", "Мое первое интервью", "Мой первый репортаж" и т.д.; пресс-конференции, встречи с интересными людьми; "Школа юнкора"; работа пресс-центров, редколлегий, клубов начинающих журналистов, радиокомитетов.
Направление 5: "Дерзайте, вы талантливы!"
Задачи: формирование благоприятной среды развития личности, раскрытие творческого потенциала детей и подростков; привитие интереса к познавательной, научно-исследовательской деятельности, активизации работы научных обществ учащихся, поиск и поддержка талантливых детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ: неделя театра, конкурсы "Алло, мы ищем таланты!", конкурс актерского мастерства, конкурс литературно-художественного творчества, юных поэтов, художников, музыкантов; фестивали, концерты; научно-исследовательские детские экспедиции, научно-практические детские конференции; тематические КВНы и интеллектуальные игры (химические, математические, ботанические, исторические, литературные, страноведческие и т.д.).
Направление 6: "Путь к олимпу"
Задачи: привитие навыков здорового образа жизни, физическое совершенствование тела и духа, знакомство с основами безопасности жизнедеятельности.
ФОРМЫ РАБОТЫ: цикл семейных игр "Веселые старты", соревнования по пионерболу, волейболу, мини-футболу и т.п., тематические "Брейн-ринги", спортивные викторины, игра "Школа выживания", "Робинзонада", "Один дома": походы и туристические фестивали, проведение спортивных эстафет, марафонов, соревнований: военно- спортивные игры на местности и др.
Направление 7: "Истоки"
Задачи: знакомство с экологическими понятиями, понятием "личной экологической культурой"; воспитание к бережному отношению к природе, месту жительства; изучение и сравнительный анализ природных условий и экологии Рязанской области; помощь в осмыслении влияния человека на окружающую среду.
ФОРМЫ РАБОТЫ: конкурс на лучшую дворовую площадку, экологический конкурс "Просторы России", тематическая игра "Глобальные проблемы человечества", выпуск экологических вестников, конкурс плакатов по защите природы; экологические десанты по расчистке малых рек, парков и скверов и т.д.
Направление 8: "Доброе сердце"
Задачи: помощь детям-инвалидам в адаптации к среде своих сверстников, формирование атмосферы, способствующей нормальному вхождению детей с ограниченными возможностями в коллектив сверстников через совместную деятельность; помощь пожилым и престарелым одиноким людям, "Тимуровское движение".
Формы работы: организация совместных коллективно-творческих дел, организация клубов по развитию творческих способностей детей- инвалидов; акции милосердия; сюжетно-ролевая игра "Дом"; формирование "Тимуровских отрядов"; операция "Радуга"; организация и проведение дел для ветеранов войны и труда; организация помощи пожилым и одиноким людям и т.д.
Направление 9: "Лидер"
Задачи: создание условий для успешной работы детских коллективов, создание положительного общественного мнения в детской и подростковой среде о работе по программе, организация коллективного взаимодействия для реализации программы; выявление и развитие организаторских навыков у детей и подростков; привлечение лидеров- организаторов к активному участию в делах по различным направлениям программы.
Формы работы: конкурс "Наказ губернатору", игра "Выборы", "Школа организатора", конкурс развития школы, конкурс сочинений "Если б я был президентом"; коллективно-творческие дела на выявление и развитие организаторских качеств; коммунарские и инструктивные сборы; конкурс на лучшую детскую организацию и т.д.
Направление 10: "Путешествие в мир прекрасного"
Задачи: формирование устойчивого интереса к культурному наследию Рязанского края, раскрытие богатства и разнообразия национальной культуры; повышение уровня культуры детей и подростков; организация полноценного развивающего досуга.
Формы работы: экскурсии по литературным местам, знакомство с памятниками культуры, истории и архитектуры, детские этнографические и фольклорные экспедиции, концерты детских фольклорных коллективов; выставки "Ремесел", воспроизводящие старинные и древние профессии; конкурсы рисунков и фотографий; конкурсы на лучший спектакль, костюм, поделку и т.п.; концерты и театрализованные праздники.
Методическое обеспечение:
Методическое обеспечение программы "Юность земли Рязанской" осуществляется: Рязанским институтом развития образования; кафедрой педагогических технологий РГПУ им. С. Есенина; информационно- методическим отделом Рязанского городского Дворца творчества детей и юношества; методическими службами Домов и Центров творчества городов и районов области; научными и творческими коллективами.
Подготовка кадров и детского актива осуществляется через:
- семинар заместителей директоров школ по воспитательной работе;
- семинар методистов-педагогов образовательных учреждений;
- семинар руководителей детских, подростковых и молодежных общественных организаций и объединений;
- семинар вожатых школ города и районов;
- семинар актива ученического самоуправления;
- семинар актива детских и подростковых организаций;
- организацию консультаций по программе;
- выпуск методической литературы по программе.
Издательская деятельность по программе:
все права на печатную, аудио, видео и иную продукцию принадлежат РОДО "Родник". Тираж, объем и периодичность выпуска организация определяет самостоятельно.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Рязанской области от 31 декабря 1999 г. N 845 "О поддержке деятельности Рязанской областной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.