Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Рязанского
городского Совета
от 22 февраля 2001 г. N 74
Муниципальная программа комплексной поддержки малого
предпринимательства в городе Рязани на 2001-2002 годы
Паспорт
муниципальной программы комплексной поддержки
малого предпринимательства в городе Рязани
на 2001-2002 годы
/-------------------------------------------------------------------------\
| Наименование | - Муниципальная программа комплексной поддержки |
| Программы | малого предпринимательства в городе Рязани на |
| | 2001-2002 годы |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Наименование | - Федеральный Закон "О государственной поддержке |
|решения разработ-| малого предпринимательства в Российской Федерации" |
| ки Программы | - Закон Рязанской области "О государственной |
| | поддержке малого предпринимательства в Рязанской |
| | области" |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Муниципальный | - Администрация города Рязани |
| заказчик | |
| Программы | |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Основные | - Отдел по работе с промышленными предприятиями и |
| разработчики | поддержки предпринимательства |
| Программы | - Фонд содействия субъектам малого |
| | предпринимательства "Бизнес - Инкубатор" |
| | - Региональная общественная организация "Союз |
| | предпринимателей "Деловая Рязань" |
| | - Рязанский учебно-деловой центр "Морозовский проект" |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Цель Программы | - обеспечение благоприятных условий для развития |
| | малого предпринимательства на основе повышения |
| | качества и эффективности мер комплексной поддержки на |
| | муниципальном уровне. |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Задачи Программы| - создание благоприятных условий для устойчивой |
| | деятельности субъектов малого предпринимательства; |
| | - преодоление административных барьеров на пути |
| | развития малого предпринимательства; |
| | - разработка и внедрение прогрессивных технологий |
| | поддержки малого предпринимательства, консолидация |
| | средств для финансирования приоритетных направлений |
| | малого предпринимательства, интеграция финансовых |
| | механизмов малого предпринимательства в общую |
| | кредитно-финансовую систему Рязани; |
| | - создание новых рабочих мест; |
| | - создание условий для производства импортозамещающей |
| | продукции; |
| | - привлечение субъектов малого предпринимательства |
| | для выполнения муниципального заказа; |
| | - предоставление адресной методической, |
| | информационной. консультационной, образовательной и |
| | правовой поддержки субъектам малого |
| | предпринимательства в рамках инфраструктуры поддержки |
| | малого предпринимательства; |
| | - расширение внешнеэкономической деятельности |
| | субъектов малого предпринимательства, привлечение |
| | зарубежных инвестиций в сектор малого |
| | предпринимательства |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Сроки реализации| - 2001-2002 годы |
| Программы | |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Основные направ-| - нормативно-правовое обеспечение малого |
| ления Программы | предпринимательства; |
| | - развитие прогрессивных финансовых технологий |
| | поддержки малого предпринимательства; |
| | - реализация приоритетных направлений развития малого |
| | предпринимательства; |
| | - повышение эффективности использования созданной |
| | инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и |
| | информационных систем обеспечения малого |
| | предпринимательства; |
| | - научно-методической и кадровое обеспечение малого |
| | предпринимательства; |
| | - взаимодействие со средствами массовой информации в |
| | области пропаганды предпринимательской деятельности; |
| | - межрегиональное и международное сотрудничество в |
| | сфере малого предпринимательства; |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Ответственные | - Структурные подразделения администрации г.Рязани |
| за исполнение | ответственные за реализацию Программы: |
| программных | - Комитет по поддержке предпринимательства, торговле, |
| мероприятий | бытовому обслуживанию и перерабатывающей |
| (головные | промышленности Рязанского городского Совета; |
| исполнители) | - Фонд содействия субъектам малого |
| | предпринимательства "Бизнес - Инкубатор"; |
| | - Рязанской учебно-деловой центр "Морозовский |
| | проект"; |
| | - Женское потребительское общество взаимопомощи |
| | "Участие"; |
| | - участники инфраструктуры поддержки |
| | предпринимательства города, ответственные за |
| | исполнение программных мероприятий. |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Объемы средств | - средства городского бюджета в 2001 году - 1115 тыс. |
| и источники | руб. включая заемные средства - 300.0 и |
| финансирования | финансирование в не денежной форме - 100.0 руб.; |
| Программы | - средства городского бюджета в 2002 году - 1905 тыс. |
| | руб., включая заемные средства - 200.0 и |
| | финансирование в не денежной форме - 11000.0; (сумма |
| | будет уточнена при формировании бюджета на |
| | соответствующий год); |
| | - другие источники - 3858 тыс. руб., из них в 2001 |
| | году - 2028 тыс. руб. и в 2002 году - 1830 тыс. руб. |
| | - также будут использованы различные внебюджетные |
| | ресурсы, объемы финансирования будут согласовываться |
| | дополнительно. |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Ожидаемые конеч-| - к концу 2002 года в результате выполнения |
| ные результаты | программных мероприятий мерами комплексной поддержки |
| реализации | должны быть охвачены до 500 субъектов малого |
| Программы | предпринимательства. |
| | - Выполнение мероприятий Программы позволит |
| | обеспечить условия для сохранения действующих и |
| | создании новых субъектов малого предпринимательства, |
| | что даст возможность увеличить число рабочих мест в |
| | сфере малого предпринимательства на 10-15%. |
| | - Предполагается, что по завершении мероприятий |
| | Программы общий вклад малого предпринимательства в |
| | валовой внутренний продукт увеличится на 2-5%. |
|-----------------+-------------------------------------------------------|
| Система управле-| - Комитет по поддержке малого предпринимательства, |
| ния и контроля | торговле, бытовому обслуживанию и перерабатывающей |
| | промышленности Рязанского городского Совета; |
| | - Попечительский Совет Фонда содействия субъектам |
| | малого предпринимательства "Бизнес - Инкубатор"; |
| | - Отдел по работе с промышленными предприятиями и |
| | поддержки предпринимательства администрации города; |
\-------------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства (МП) недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса - предложения на местных товарных рынках. Самостоятельных доходов образующихся за счет частно-предпринимательской инициативы, значительной части экономически активной части населения для расширения воспроизводства не хватает.
В последние годы отраслевая структура субъектов МП практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. более 25% субъектов МП фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда.
Деятельность субъектов МП во многом зависит от действий местного самоуправления. Без специальных мер комплексной поддержки развитие МП не возможно. Комплексная поддержка МП сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия Программы (Приложение) направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие МП, таких, как:
несовершенство системы налогообложения;
нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки МП;
неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков субъектов МП; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общество взаимного страхования и др.);
ограничение субъектов МП к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности, как предпринимателей так и наемных работников;
организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с муниципальными структурами;
административные барьеры на пути развития МП.
2. Основные цели и задачи Программы.
Направления решения поставленных задач.
Целью Программы является:
- обеспечение благоприятных условий для развития МП на основе повышения качества и эффективности мер комплексной поддержки на муниципальном уровне;
- реализация политики администрации города, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения города через дальнейшее развития МП, призванного обеспечить увеличение продукции и услуг, а также полную занятость трудоспособных граждан;
- обеспечение устойчивого развития предпринимательства в городе Рязани, увеличение числа работающих субъектов МП и занятых в них.
Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в:
а) создание благоприятных условий для устойчивой деятельности субъектов МП;
б) преодоление административных барьеров на пути развития МП;
в) отработке и внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки МП;
г) концентрация средств и инструментов для финансирования приоритетных направлений развития МП;
д) интеграции финансовых механизмов МП в кредитно-финансовую систему России;
е) ускорение создания новых рабочих мест и создании условий для экономического роста;
ж) пополнении бюджетов всех уровней с использованием гибких форм кредитования;
з) внедрении государственного и муниципального заказа;
и) освоение новых финансовых технологий;
к) адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержке, предоставляемой инфраструктурой поддержки МП;
л) концентрации ресурсов и оптимизации их использования при развитии инфраструктуры поддержки МП;
м) практическом содействии созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов МП;
н) укреплении социального статуса, повышении престижа предпринимателей.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, которые в зависимости от функций комплексной поддержки МП, решаются по следующим направлениям:
I. Нормативно-правовое обеспечение МП;
II. Развитие прогрессивных финансовых технологий;
III. Реализация приоритетных направления развития МП;
IV. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки МП и информационных систем обеспечения малого предпринимательства;
VII. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере МП.
В условиях отсутствия четко регламентированной системы кредитования предпринимателей, а также в связи с ограниченными финансовыми возможностями города в создании гарантийных фондов наибольшее значение приобретает разработка нормативно-методических рекомендаций для структур, обладающих правом предоставлять гарантии по кредитам и займам субъектам МП на основе существующего законодательства.
Необходимо сформировать систему управления, обеспечивающую координацию работы всех звеньев кредитно-гарантийной схемы, что в итоге должно обеспечить эффективное функционирование системы гарантийных механизмов поддержки МП.
Для решения проблем доступа субъектов МП к имуществу реструктуризируемых предприятий необходимо законодательно закрепить нормы по обязательному привлечению субъектов МП к торгам, создать условия субъектам МП, для участия в размещении заказов на поставки продукции для муниципальных нужд. Создать реестр субъектов МП, что позволит выделить определенное количество добросовестных партнеров для участия в конкурсах.
В рамках подготовки предложений по преодолению административных барьеров, препятствующих развитию МП, необходимо предусмотреть:
составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и производящих плановые и другие виды проверок деятельности субъектов МП;
разработку соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок проведения проверок (право доступа в помещение субъекта МП, ознакомление с документами и получение информации; обязанности вручения предписания, ордера или иного документа, удостоверяющего право на осуществление контрольных функций);
ознакомление с результатами проверки;
обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты проверки;
установление четких полномочий должностных лиц.
Необходимо усилить методическое обеспечение субъектов МП, по разъяснению их прав и обязанностей в процессе своей деятельности, поскольку представители малого бизнеса слабо владеют навыками бухгалтерского учета, бизнес-планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры.
Для выполнения условий эффективного развития МП, формирования гибкой системы комплексной поддержки МП необходимо скоординированное взаимодействие органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:
открытость как при формировании муниципальной политики поддержки МП, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер комплексной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку МП средств и деятельности соответствующих муниципальных институтов;
постепенный переход от регулирования отдельных аспектов деятельности МП к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;
ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, договоров коммерческой концессии, специализированных инвестиционных институтов рискового инвестирования; развитие схем кредитования субъектов МП с обеспечением кредитов личными средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов поддержки предпринимательства, крупных предприятий, заинтересованных в кооперационных связях с новыми субъектами МП;
использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения МП и созданий объектов его инфраструктуры;
формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состояния рынка;
организация систематических исследований по проблемам МП с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке комплексной поддержки МП;
организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности сектора МП, подготовку населения к занятию собственным бизнесов, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2001-2002 годы и предполагает два этапа. При этом результаты выполнения некоторых мероприятий Программы, например, по финансовым схемам и технологиям, могут быть достигнуты, и после окончания периода ее реализации.
Первый этап предусматривает создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия для выполнения программных мероприятий.
Второй этап предусматривает реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых и социальных приоритетов.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена семью направлениями (разделами).
Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы комплексной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи.
Направление I содержит перечень мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие МП, и анализу регионального законодательства. Становление и развитие МП является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых государственными и муниципальными органами власти и управления. Законодательство, определяющее государственную политику в области поддержки и развития МП, должно включать следующие положения:
- основные направления государственной и муниципальной поддержки МП, обязательные для реализации на всех уровнях власти;
- необходимость упрощения долговременных и дорогостоящих "разрешительных" процедур, регулирующих деятельность субъектов МП (государственная регистрация, лицензирование и т.п.);
- сохранение преемственности с ранее изданными правовыми актами и недопущение положений, потенциально ухудшающих ситуацию для МП;
- указание статуса и полномочий, соответствующих государственных, муниципальных и общественных структур, обеспечивающих поддержку МП.
Осуществляемая в отношении МП политика должна обеспечить благоприятные условия выхода субъектов МП на рынки, доступ к финансово-кредитным ресурсам, устранение излишних административных ограничений, безопасность предпринимательской деятельности.
В РФ принят ряд нормативных актов, направленных на развитие и поддержку МП и определяющих цели государственной политики в этой области. К сожалению, по ряду административно-организационных причин не все положения этих документов работают, либо работают частично. Кроме того, отсутствует системных подход к формированию и реализации механизма реструктуризации нерентабельных предприятий и создания на их базе эффективных малых производств.
Реальной предпосылкой развития МП должно явиться введение благоприятного налогового режима в ходе инвестиционной деятельности.
Важной задачей является совершенствование нормативно-правовой базы МП, включая подготовку и корректировку нормативных актов, недопущение принятия органами городского самоуправления нормативно-правовых актов, потенциально усложняющих или ухудшающих ситуацию для МП.
Направление II определяет условия, источники, участников и технологии реализации приоритетных мероприятий, предусмотренных в рамках направления III. Учитывая дефицитность бюджетов всех уровней, основной акцент в данном разделе сделан на развитие прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов. Это даст возможность заложить основу, позволяющую после 2002 года создать условия для ресурсного обеспечения МП за счет внебюджетных источников. В качестве приоритетных направлений в данном разделе выделены:
новые (посткризисные) схемы работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающие содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг субъектов МП, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
гарантийные механизмы кредитно-инвестиционной поддержки субъектов МП, предусматривающие создание системы гарантирования частичных инвестиций в сферу малого бизнеса, их экономическую защиту;
различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций;
системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы, общества взаимного страхования) и микрокредитование;
договор коммерческой концессии;
участие субъектов МП в поставках продукции для муниципальных нужд.
В настоящее время в Рязани продолжает формироваться система инвестиционной поддержки субъектов МП, в которой все более заметную роль играют коммерческие кредитно-финансовые организации.
Процесс развития МП в г.Рязани сопровождается ежегодным обновлением приблизительно 10% субъектов МП. Однако, проблемы стартового капитала, инвестиций, оборотных средств постоянно встают как перед вновь создающимися, так и перед развивающимися субъектами МП.
В то же время, возможности субъектов МП, для реализации общегородских проектов, имеющих особое социально-экономическое значение для города, в том числе в области экологии, инновационного и высокотехнологичного производства, а также пилотные проекты субъектов МП, зачастую не отвечают критериям коммерческого кредитования в части сроков окупаемости проектов и достаточности гарантий возврата кредитов.
Основными препятствиями на пути получения кредитов субъектами МП являются отсутствие у большинства из них достаточного залогового обеспечения возврата финансовых ресурсов и отсутствие системы страхования финансовых рисков, особенно на внутрирегиональном уровне.
Одним из способов решения указанных проблем должна явиться программа, направленная на расширение возможностей доступа субъектов МП к коммерческим источникам финансирования путем предоставления субъектам МП Рязани частичных гарантий из бюджетных средств, создание системы страхования финансовых рисков.
Одним из направлений решения проблемы финансирования развития предпринимательства должна явиться адресная поддержка проектов, предоставляемая на конкурсной основе кредитно-финансовыми организациями. Создание достаточного залогового фонда в виде недвижимого муниципального имущества для расширения залоговых возможностей Фонда содействия субъектам малого предпринимательства "Бизнес - Инкубатор" при обеспечении гарантий и поручительств по кредитам субъектов МП. Внедрение механизма лизинга и договоров коммерческой концессии.
Основными источниками удовлетворения потребностей МП в финансировании являются как внутренние ресурсы МП, так и ресурсы коммерческих кредитно-финансовых организаций.
Кроме этого, одним из важнейших и наиболее эффективных инструментов инвестиционной поддержки МП является лизинг оборудования, технологий, имущественных комплексов. Однако, реализация столь важного инструмента поддержки МП, каковым является лизинг, в настоящее время тормозится, главным образом, по причине отсутствия в городе специализированной финансовой структуры - своеобразного "ядра" лизинговых операций. Поэтому, в части лизинга, целью настоящего направления, в ближайшее время, является изучение условий и возможностей создания лизингового центра.
Направление III определяет следующие приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых на период реализации Программы будет стимулироваться развитие МП:
агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции;
малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления;
малая строительная индустрия;
инновационная сфера;
общественное питание и сфера услуг.
Этот выбор обусловлен тремя основными причинами. Во-первых, статистические данные свидетельствуют о том, что структура малого бизнеса, как в России, так и во всем мире представлена именно этими отраслями (торговля, общественное питание, строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, наука и связь), в то время как в других сферах экономики малый бизнес не так привлекателен. Во-вторых, предлагаемая структура хорошо согласуется со структурой платежеспособного спроса населения. В-третьих, специфика данных приоритетов позволяет создать наибольшее количество рабочих мест при дефиците времени и ресурсов. Каждое из представленных направлений подлежит уточнению в процессе планирования и согласования с заказчиками соответствующих целевых программ. По своей сути настоящее направление Программы носит межпрограммный и межведомственный характер, так как представленные мероприятия по комплексной поддержке МП могут осуществляться в качестве составных частей целевых и межведомственных программ.
Направление IV нацелено на пересмотр существующей институциональной системы: мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки МП, преодоление необоснованного дублирования деятельности государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов инфраструктуры, их перепрофилирование с целью более рационального использования. Кроме того, реализация мероприятий предусматривает интеграцию и взаимодействие уже существующих информационных систем обеспечения МП.
Создание городской общедоступной системы информационно-консультационных услуг для МП в значительной степени стимулирует предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности деятельности предприятий в сфере малого бизнеса, что, в свою очередь, облегчит решения ряда социальных и экономических проблем города. Все структуры, составляющие общегородскую системы, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития.
Направление подразумевает максимальное приближение доступных и качественных услуг потребителям - субъектам МП, значительное ускорение предоставления информационно-консультационных услуг предпринимателям с одновременной экономией материальных ресурсов.
Направлением V предусмотрены мероприятия по научно-методическому и кадровому обеспечению. Широкое развитие МП в значительной степени сдерживается отсутствием подготовленных специалистов в области малого бизнеса, обучающих курсов и методических пособий по деятельности МП.
В г.Рязани и области в связи с конверсией предприятий оборонного комплекса, сокращениями, связанными с реформированием ВС РФ и общим экономическим кризисом существует большое количество людей, обладающих хорошим образованием, профессиональными умениями и навыками, желанием открыть свое дело, попробовать свои силы в МП. Но у них не хватает знаний в области рыночной экономики и конкретно предпринимательства. С другой стороны, многие жители г.Рязани, открывшие свое дело и зарегистрировавшиеся в качестве предпринимателей, в силу постоянно изменяющегося налогового законодательства, бухгалтерской отчетности, юридических аспектов, регулирующих предпринимательскую деятельность, нуждаются в обучении на краткосрочных семинарах, что позволит им более грамотно вести свое дело.
В целях реализации данной проблемы целесообразно создание на базе Фонда содействия субъектам малого предпринимательства "Бизнес - Инкубатор" учебного центра по подготовке в г.Рязани менеджеров малого бизнеса и повышении их квалификации.
Основной целью этого раздела является совершенствование общедоступной системы обучающихся услуг для МП Рязани, внедрение и развитие дистанционного обучения.
Направление VI основано на взаимодействии со средствами массовой информации и пропаганде предпринимательской деятельности. В настоящее время в обществе отсутствует положительное отношение к предпринимательской деятельности, несмотря на то, что именно она реально способна преобразовать экономическую и социальную жизнь города.
Назрела необходимость коренного изменения сложившегося имиджа бизнесмена, формирования представления о предпринимательстве как о позитивном факторе социально-экономического развития общества.
Комплекс мероприятий данного раздела позволит сформировать благоприятное общественное мнение, улучшить психологический климат, укрепить социальный статус и престиж предпринимателя, улучшить социальные условия работников субъектов МП, вовлечь более широкие слои населения в малый бизнес, в т.ч. через выпуск периодических изданий, проведение мероприятий по обмену опытом, ведение тематической аналитической работы, разработку методических материалов и обучение.
НаправлениеVII. В рамках этого направления осуществляются мероприятия по межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере поддержки МП. Реализация этого направления позволит поднять на качественно новый уровень потенциал рязанского малого бизнеса за счет развития межрегионального и международного делового сотрудничества. Внедрение запланированных взаимосвязанных проектов позволит получить стройную и эффективную систему взаимодействия МП Рязани с хозяйствующими субъектами других регионов России и зарубежными партнерами, включая:
- создание единого "прозрачного" информационного пространства;
- разработку и опробование приспособленных для условия малого бизнеса механизмов и взаимозачетов;
- создание совместных предприятий с высокими показателями окупаемости.
Кроме того, реализация отдельных мероприятий Программы предполагает взаимодействие с Европейским Союзом (Программа ТАСИС).
5. Ресурсное обеспечение Программы
В 2001 году предусмотрены ассигнования из городского бюджета в объеме 1115 тыс. рублей. В 2002 году 1905 тыс. рублей. Эти суммы могут быть уточнены при формировании и утверждении городского бюджета.
Кроме того реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств бюджета Рязанской области, средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств субъектов МП.
Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств предварительно не планируется. Объем привлеченных финансовых средств будет зависеть от успеха применения разработанных в рамках Программы финансовых технологий.
В ходе реализации Программы финансовые технологии позволят привлечь к инвестициям внебюджетные ресурсы, а производственная деятельность субъектов МП не только окупит инвестиции в относительно сжатые сроки, но и позволит получить на рынке более устойчивый малый бизнес с собственным капиталом и налаженными схемами доступа к заемным средствам на рынке.
Распределение ассигнований из городского бюджета
и из внебюджетных ресурсов на реализацию Программы
(тыс. рублей)
Разделы программных мероприятий |
Ассигнования из городского бюджета |
Иные источники финансирования (**) |
||
2001 г(*) | 2002 г(*) | 2001 г. | 2002 г. | |
I. Нормативно-правовое обеспечение МП | - | - | - | - |
II. Развитие прогрессивных финансовых технологий | 800.0 (включая 300.0 - заемных средств) |
1500.0 (включая 200.0 - заемных средств и 1000.0 - в не де- нежной форме) |
2000.0 | 1800.0 |
III. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства |
100.0 (возможно в не де- нежной форме |
100.0 (возможно в не де- нежной форме |
- | - |
IV. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства |
80.0 | 50.0 | - | - |
V. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности |
60.0 (уже су- ществую- щие зат- раты |
110.0 (уже су- ществую- щие зат- раты |
28.0 | 30.0 |
VI. Взаимодействие со средствами массовой информации в области пропаганды предпринимательской деятельности |
30.0 (уже сущест- вующие затраты) |
60.0 (уже сущест- вующие затраты) |
- | - |
VII. Межрегиональное и международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства |
45.0 | 85.0 | - | - |
Всего | 1115.0 (включая заемные средства - 300.0; финанси- рование в не денеж- ной форме - 100.0; сущест- вующие затраты - 90.0) |
1905.0 (включая заемные средства - 200.0; финанси- рование в не денеж- ной форме - 1100.0; сущест- вующие затраты - 170.0) |
2028.0 | 1830.0 |
(*) Сумма уточняется при формировании городского бюджета на соответствующий год.
(**) Также будут использованы различные внебюджетные средства, по которым объемы финансирования будут согласовываться дополнительно.
6. Организация управления Программой
и механизм ее реализации
Координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки МП и контроль выполнения мероприятий Программы осуществляет Попечительский Совет Фонда содействия субъектами малого предпринимательства "Бизнес - Инкубатор", который определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделяемых на поддержку и развитие МП. С этой целью отдел по работе с промышленными предприятиями и поддержки малого предпринимательства ежеквартально представляет ему информацию о выполнении намеченных мероприятий Программы.
Контроль за эффективностью использования выделяемых финансовых ресурсов возложен на Комитет по поддержке предпринимательства, торговле, бытовому обслуживанию и перерабатывающей промышленности Рязанского городского Совета.
Отдел по работе с промышленными предприятиями и поддержки предпринимательства ежегодно представляет в Комитет по поддержке предпринимательства, торговле, бытовому обслуживанию и перерабатывающей промышленности Рязанского городского Совета информацию о ходе выполнения Программы, состояния и развития МП города.
Программа будет реализовываться поэтапно, с тесной увязкой основных элементов государственной политики в области МП с основными механизмами реформирования и развития экономики Рязанской области и города Рязани.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений хозяйственных договоров согласно ГК РФ.
Программой предусматривается соединение имеющихся отдельных элементов инфраструктуры в единую систему, позволяющую решать задачи поддержки МП наиболее оптимальным способом.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
Параллельно с этим осуществляется реализация мероприятий направления II, связанных с практическим внедрением прогрессивных финансовых технологий, позволяющих привлекать внебюджетные ресурсы и осуществлять финансирование программных мероприятий, снижая тем самым нагрузку на бюджеты различных уровней.
7. Оценка эффективности от реализации Программы
К концу 2002 года в результате выполнения программных мероприятий мерами комплексной поддержке должны быть охвачены до 500 малых предприятий.
Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых субъектов МП, что даст возможность увеличить число рабочих мест в сфере МП на 10-15%.
Предполагается, что по завершении мероприятий Программы общий вклад МП в городской валовой внутренний продукт увеличится на 2-5%.
В ходе выполнения Программы будут достигнуты следующие результаты:
- снижение социальной напряженности, путем увеличения численности постоянно занятых в субъектах МП, создание новых рабочих мест (прежде всего в производственной и инновационной сферах);
- увеличение производства товаров и услуг, повышение уровня конкуренции, сдерживание уровня цен;
- расширение налогооблагаемой базы, повышения собираемости налогов с субъектов МП в бюджеты всех уровней, снижения уровня теневого оборота в сфере МП;
- повышение инвестиционной привлекательности города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.