Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Рязанской области
от 4 августа 2005 г. N 170
Правила
организации транспортного обслуживания населения на территории
Рязанской области
24 марта 2006 г.
См. также постановление Администрации города Рязани от 31 мая 2005 г. N 1850 "Об организации перевозок пассажиров автобусами на коммерческой основе в городе Рязани"
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила организации транспортного обслуживания населения на территории Рязанской области (далее Правила) регламентируют основные положения организации транспортного обслуживания населения на территории Рязанской области, определяют функции, обязанности и ответственность сторон, принимающих участие в транспортном обслуживании населения.
1.2. Главными целями организации транспортного обслуживания населения являются:
- повышение уровня обслуживания населения услугами пассажирского транспорта и обеспечение удовлетворения социально-необходимых потребностей граждан в транспортных перемещениях;
- обеспечение безопасного, устойчивого и эффективного функционирования на территории Рязанской области пассажирского транспорта (автобусов, трамваев, троллейбусов);
- создание условий для эффективной координации работы пассажирского транспорта и гармоничного функционирования на рынке транспортных услуг всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и предпринимателей, обеспечение добросовестной конкуренции между различными перевозчиками;
- создание благоприятных условий для снижения транспортных издержек и сдерживания экономически необоснованного роста тарифов.
1.3. Организация транспортного обслуживания населения включает следующие основные элементы:
- разработку оптимальных маршрутных схем и расписаний движения транспортных средств; обеспечение маршрутов объектами транспортной инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров и транспортных средств;
- отбор перевозчиков для работы на маршрутной сети на конкурсной основе;
- организацию работы и контроля перевозчиков;
- реализацию мер по обеспечению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды;
- разработку проектов планов развития пассажирского транспорта в соответствии с перспективами хозяйственно-экономического развития области.
1.4. Действия# настоящих Правил распространяются на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют или намерены осуществлять регулярные маршрутные перевозки пассажиров на территории области (далее - перевозчики).
1.5. К регулярным маршрутным перевозкам относятся перевозки, выполняемые ежедневно или в определенные дни недели по установленным графикам (расписаниям).
Маршрутом является установленный путь следования автобуса, троллейбуса, трамвая между начальным и конечным пунктами.
1.6. Регулярные маршруты транспорта общего пользования подразделяются на городские, пригородные (внутримуниципальные, межмуниципальные), междугородные (внутриобластные, межобластные) и международные.
1.7. Транспортные услуги пассажирам перевозчиками оказываются исключительно на принципах самоокупаемости, за исключением перевозок, выполняемых по государственным или муниципальным заказам, частичное или полное финансирование которых производится за счет средств соответствующих бюджетов.
1.8. Правила действуют на всей территории Рязанской области и должны исполняться всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере организации транспортного обслуживания населения.
II. Организация маршрутных перевозок пассажиров
2.1. Регулярные перевозки пассажиров могут выполняться только по маршрутам, где дорожные условия, оборудование и оформление соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Рязанской области от 24 марта 2006 г. N 71 в пункт 2.2 раздела II настоящего Положения внесены изменения
2.2. Маршруты перевозок пассажиров подразделяются в соответствии с их назначением:
- на маршруты, выполняемые транспортом общего пользования, обслуживаемые перевозчиком в соответствии с государственным или муниципальным заказом и с использованием тарифов, утвержденных Правительством Рязанской области или администрацией соответствующего муниципального образования Рязанской области;
- на маршруты, выполняемые транспортом общего пользования, не обеспеченные государственным или муниципальным заказом и с использованием тарифов, согласованных с Правительством Рязанской области или администрацией соответствующего муниципального образования Рязанской области;
- на специальные маршруты, обслуживаемые перевозчиком по договору с юридическим или физическим лицом (лицами) (далее -спецмаршруты).
2.3. Пассажирские маршруты подразделяются на:
- городские, проходящие в пределах города или поселка городского типа;
- пригородные (внутримуниципальные, межмуниципальные), выходящие за пределы границ города, муниципального образования области на расстояние не более 50 км;
- междугородные внутриобластные, выходящие за пределы границ поселения на расстояние свыше 50 км;
- междугородные межобластные - проходящие по территории 2-х и более субъектов Российской Федерации;
- международные, выходящие за пределы границ Российской Федерации.
Постановлением Правительства Рязанской области от 24 марта 2006 г. N 71 в пункт 2.4 раздела II настоящего Положения внесены изменения
2.4. Организация маршрутов производится:
- городских, пригородных внутримуниципальных администрациями муниципальных образований Рязанской области в зоне действия маршрута;
- пригородных межмуниципальных, междугородных внутриобластных управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области;
- междугородных межобластных - в соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2003 г. N 178 (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2003 г. N 5044);
- международных - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2.5. Организация спецмаршрутов производится перевозчиками на договорной основе с юридическими или физическими лицами по согласованию с администрациями муниципальных образований Рязанской области в зоне действия маршрута или управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области в зависимости от протяженности маршрута.
2.6. Организация новых или изменение существующих маршрутов производится исходя из потребности населения в перевозках, при этом обязательно соблюдение требований безопасности движения. Предложения об открытии новых или изменении существующих маршрутов рассматриваются уполномоченным органом на транспортное обслуживание населения. При положительном решении вопроса открытия нового или изменения существующего маршрута, последний выставляется, как правило, на конкурс.
2.7. Для организации и утверждения вновь открываемого маршрута в соответствующие органы представляются следующие документы:
- обоснование целесообразности организации перевозок пассажиров по данному маршруту;
- паспорт маршрута (приложения N 1 и N 2 к настоящим Правилам);
- акт обследования комиссией данного маршрута;
- схемы маршрутов;
- проект расписания (график) движения транспортного средства на данном маршруте;
- план мероприятий по оборудованию и оформлению остановочных пунктов в соответствии с установленными требованиями;
- сведения о порядке управления движением транспортного средства, оперативном контроле за работой водителей, обслуживании пассажиров на остановочных пунктах;
- сведения о порядке предрейсового (послерейсового) контроля за состоянием здоровья водителей, техническим и санитарным состоянием транспортных средств;
- графики режимов труда и отдыха водителей транспортного средства.
2.8. Обследование вновь организуемого маршрута выполняется перевозчиком и представителями администраций муниципальных образований Рязанской области, управления транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области, управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Рязанской области в зоне действия маршрута. По результатам обследования составляется акт, который прилагается к паспорту маршрута.
2.9. Акты по результатам обследования должны выдаваться уполномоченными органами не позднее чем в 10-дневный срок со дня его проведения.
2.10. Паспорт маршрута оформляется в трех экземплярах и представляется в уполномоченный орган для утверждения.
После утверждения один экземпляр паспорта возвращается перевозчику, второй экземпляр передается владельцу объекта транспортной инфраструктуры, третий остается у органа, утверждающего данный паспорт для ведения реестра.
Постановлением Правительства Рязанской области от 24 марта 2006 г. N 71 пункт 2.11 раздела II настоящего Положения изложен в новой редакции
2.11 Управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области одновременно с паспортом маршрута выдает перевозчику маршрутную карточку на право работы на указанном маршруте на каждое транспортное средство, работающее на данном маршруте, (приложение N 3 к настоящим Правилам), бортовой журнал и книгу жалоб и предложений с пронумерованными, прошнурованными страницами, скрепленными печатью управления транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области.
2.12. Наличие утвержденного паспорта маршрута, маршрутной карточки (разрешения) на право работы на указанном маршруте и действующей лицензии служат основанием для открытия и функционирования данного маршрута.
2.13. Реестр пассажирских маршрутов транспорта общего пользования на территории Рязанской области (приложение N 4 к настоящим Правилам) ведется администрацией муниципального образования области, управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области или уполномоченным ими органом.
Постановлением Правительства Рязанской области от 24 марта 2006 г. N 71 раздел II настоящего Положения дополнен пунктом 2.14
2.14 Управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области раз в квартал представляет в управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) УВД Рязанской области, управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта необходимый для осуществления контроля реестр выданных, приостановленных и аннулированных маршрутных карточек в электронном виде и на бумажном носителе.
III. Организация работы транспорта на регулярных маршрутах
по перевозке пассажиров
3.1. Нормирование скоростей движения транспортного средства на маршрутах осуществляется с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.2. Стоимость проезда пассажиров и провоз багажа рассчитывается на основании утвержденных тарифов:
- на городских, пригородных и междугородных (внутриобластных) маршрутах общего пользования - уполномоченным органом;
- на коммерческих маршрутах - перевозчиком, по согласованию с уполномоченным органом;
- на спецмаршрутах - перевозчиком, совместно с юридическим или физическим лицом (лицами), по заказу которого на договорной основе организуется данный маршрут;
- на междугородных маршрутах, обеспечивающих транспортную связь населенных пунктов Рязанской области с населенными пунктами других субъектов Российской Федерации, и на международных маршрутах в порядке, установленном действующим законодательством.
3.3. Организация работы транспорта общего пользования на регулярных маршрутах осуществляется с использованием объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, остановочные пункты, трамвайные пути, контактные линии, технологические стоянки транспортных средств и т.д.).
3.4. Перевозчики, допущенные в соответствии с установленным порядком к выполнению регулярных перевозок, заключают с владельцами объектов транспортной инфраструктуры письменный договор об оказании услуг по использованию указанных объектов.
3.5. Владельцы транспорта, после получения разрешения на право работы на указанном маршруте, заключают письменный договор на обеспечение регулярных перевозок.
В данном договоре определяются общие для всех перевозчиков, допущенных к выполнению регулярных перевозок, условия, в том числе и условия пользования объектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Рязанской области от 24 марта 2006 г. N 71 в пункт 3.6 раздела III настоящего Положения внесены изменения
3.6. Для продажи билетов на пригородных, междугородных и международных маршрутах используются кассы автовокзалов, автостанций, кассовых пунктов.
При продаже билетов на промежуточных остановочных пунктах, в случае отсутствия кассового пункта, автостанции или автовокзала, используются билеты (бланки) строгой отчетности или билетно-кассовые аппараты, установленные в транспортном средстве. На городских маршрутах могут быть использованы или билетно-кассовые аппараты, или билеты (бланки) строгой отчетности.
Запрещается взимание водителем провозной платы с пассажиров во время движения транспортного средства.
Постановлением Правительства Рязанской области от 24 марта 2006 г. N 71 в пункт 3.7 раздела III настоящего Положения внесены изменения
3.7. При выпуске на маршруты транспортного средства владелец обязан:
- обеспечить выполнение Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.97 г. N 2 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.05.97 г. N 1302);
- экипировать транспортное средство в соответствии с ГОСТом 25869-83 "Отличительные знаки подвижного состава" и приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.03.2002 г. N 282 "О государственных регистрационных знаках транспортных средств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации Российской Федерации 16.04.2002 г. N 3374). Микроавтобусы допускаются на маршруты транспорта общего пользования только при наличии 100 % окраса кузова в желтый цвет;
- обеспечить работу каждого транспортного средства, работающего на маршруте маршрутным листом (путевым листом) установленного образца (приложения N 5, N 6 к настоящим Правилам), с указанием всех данных. Маршрутный лист должен находиться у водителя транспортного средства. Маршрутные листы (путевые листы) на право работы на маршруте должны выдаваться на каждое транспортное средство, осуществляющее работу на данном маршруте. Работа транспортных средств на маршрутах без документов, предусмотренных приложениями к настоящим Правилам, запрещена;
- оснастить каждое маршрутное транспортное средство информационным материалом, который должен быть доступным для пассажиров и контролирующих органов и включать в себя:
- лицензионную и маршрутную карточки;
- табличку с фамилией, именем, отчеством водителя и кондуктора;
- номера телефонов и почтовый адрес предприятия, организации или индивидуального предпринимателя, обслуживающих маршрут;
- извлечение из Правил перевозки пассажиров и багажа;
- схему маршрута с указанием опасных участков;
- табличку стоимости проезда по маршруту.
Транспортное средство должно быть также экипировано:
- медицинской аптечкой, укомплектованной в соответствии с приказом Минздрава России от 20.08.1996 г. N 325, огнетушителем, противооткатными упорами;
- билетной продукцией строгой отчетности в количестве, необходимом на рабочую смену;
-билетно-учетным листом;
- бортовым журналом с пронумерованными и прошнурованными страницами (форму и порядок ведения определяет орган, выдающий лицензию на данный вид деятельности);
Книга жалоб и предложений выдается по первому требованию пассажиров и представителей контролирующих органов для записи в нее выявленных нарушений, замечаний и предложений.
3.8. Самовольная передача перевозчиком маршрута для обслуживания пассажиров другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям не допускается.
3.9. Страхование пассажиров от несчастных случаев осуществляется перевозчиком в соответствии с действующим законодательством.
IV. Основные функции автовокзалов (автостанций)
4.1. Автовокзал (автостанция), относящийся к транспортной инфраструктуре - хозяйствующий субъект (организация любой формы собственности и организационно-правовой формы) или структурное подразделение хозяйствующего субъекта, созданное в целях оказания пассажирам услуг, предусмотренных договором перевозки, дополнительных и сопутствующих перевозке услуг, а также работ, связанных с организацией технологического процесса перевозки. Для оказания услуг автовокзал (автостанция) имеет в своем распоряжении комплекс соответствующих зданий и сооружений. Деятельность автовокзала (автостанции) связана с обслуживанием пассажиров на пригородных и междугородных маршрутах.
Услуги пассажирам и перевозчикам могут оказываться службами автовокзала (автостанции), а также организациями и предпринимателями, осуществляющими на территории автовокзала (автостанции) на договорной основе свою деятельность; в последнем случае автовокзал (автостанция) выполняет функции организатора их работы.
Услуги, связанные с организацией технологического процесса перевозки, оказываются перевозчикам на договорной основе. Автовокзалы (автостанции) не могут оказывать услуги и заключать договоры с перевозчиками, не имеющими лицензий на перевозку пассажиров автомобильным транспортом и маршрутных карточек, а также в случае, если маршруты перевозки и расписания движения не утверждены управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области или муниципальным образованием области.
Автовокзалы (автостанции) создаются в местах концентрации пассажиропотоков в пригородном и междугородном сообщениях.
4.2. В состав функций, выполняемых автовокзалами (автостанциями), входят следующие:
- организация предварительной продажи билетов в пригородном и междугородном сообщениях;
- предоставление пассажирам, ожидающим отправления автобусов, залов ожидания и санитарно-гигиенических услуг:
- информирование пассажиров по всем вопросам, касающимся осуществления перевозок;
- организация хранения ручной клади и багажа;
- информирование водителей о неблагоприятных изменениях условий движения на маршруте;
- предоставление охраняемой стоянки для автобусов в период между рейсами;
- принятие мер к прекращению движения в случаях и в порядке, предусмотренным "Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий", утвержденным Минтрансом России 16.01.1995 г.
4.3. К функциям по обслуживанию пассажиров, которые также могут выполняться автовокзалами (автостанциями), относятся:
- организация приема заказов на приобретение билетов от физических и юридических лиц по телефону и другими способами;
- организация пункта первой медицинской помощи;
- организация пунктов почтовой, телеграфной, телефонной и другой связи;
- организация пунктов общественного питания, розничной торговли предметами первой необходимости, медикаментами и т.п., предоставления культурных и бытовых услуг.
4.4. К функциям по организации технологического процесса перевозки, выполняемым автовокзалами (автостанциями) на основе договоров с перевозчиками, относятся:
- диспетчерское обеспечение процесса перевозки пассажиров; обеспечение регулирования движения автобусов и своевременного отправления их в рейс; контроль за выполнением расписаний и графиков движения;
- реализация билетов; контроль за посадкой пассажиров, проверка проездных документов в пределах территории автовокзалов (автостанций);
- оформление путевой документации;
- проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, технического, санитарного осмотра и проверки экипировки транспортных средств;
- контроль за соблюдением режимов труда и отдыха водителей;
- другие функции.
4.5. Предварительная продажа билетов обязательно организуется для тех пригородных и междугородных маршрутов, где посадка в автобусы осуществляется в соответствии с нумерацией мест, а также на тех маршрутах, на которых характерны длительные интервалы движения.
4.6. Предоставление пассажирам, ожидающим отправления автобусов, залов ожидания и санитарно-гигиенических услуг обязательно осуществляется в случае, если автовокзал (автостанция) обслуживает маршруты, интервал движения автобусов на которых превышает 3-4 часа. Пользование залами ожидания для пассажиров является бесплатным.
Залы ожидания должны быть отапливаемыми в холодное время года и вентилируемыми в теплые периоды.
4.7. Информирование пассажиров осуществляется посредством организации визуального, звукового информирования, а также организации работы справочного бюро.
Информация, представляемая в визуальном виде (в виде схем, таблиц, табло и т.п.), включает:
- расписания движения {или интервалы движения) автобусов через автовокзал (автостанцию);
- схему маршрутов, обслуживаемых автовокзалом (автостанцией);
- информацию о стоимости проезда и провоза багажа на этих маршрутах;
- схему городских и пригородных маршрутов, имеющихся в населенном пункте, на территории которого находится автовокзал (автостанция);
- расписания движения железнодорожного, воздушного и водного транспорта с вокзалов (станций) этого населенного пункта;
- перечень категорий граждан, имеющих право на льготный проезд, а также на право приобретения билетов вне очереди;
- Правила перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте;
- сведения о порядке обязательного личного страхования пассажиров;
- сведения о расположении и режиме работы касс, камер хранения и иных служб автовокзала (автостанции) и хозяйствующих субъектов, предоставляющих на территории автовокзала (автостанции) услуги пассажирам;
- табло с указанием времени и места отправления автобусов ближайших рейсов, а также о задержке или переносе времени отправления;
- указатели посадочных площадок различных маршрутов.
Звуковое информирование пассажиров осуществляется на территории автовокзала (автостанции) при помощи громкоговорящих установок и включает:
- оповещение о начале посадки в автобус и расположении посадочного пункта (перрона);
- оповещение о прибытии и отправлении автобусов, задержке или отмене рейса, назначении рейса, не предусмотренного расписанием;
- предоставление другой информации.
Справочное бюро на бесплатной основе предоставляет пассажирам следующую информацию:
- прибытие и отправление автобусов, задержка или отмена рейса;
- расписание движения автобусов через автовокзал (автостанцию);
- стоимость проезда и провоза багажа на маршрутах, проходящих через автовокзал (автостанцию);
- перечень услуг, предоставляемых пассажирам на территории автовокзала (автостанции) ее службами, а также различными хозяйствующими субъектами:
- другая информация (в т.ч. и на платной основе).
Постановлением Правительства Рязанской области от 24 марта 2006 г. N 71 раздел IV настоящего Положения дополнен пунктами 4.8, 4.9, 4.10
4.8 Помимо автовокзалов (автостанций) услуги по продаже билетов могут оказывать кассовые пункты.
4.9. Порядок организации работы служб автовокзала (автостанции, кассового пункта) должен обеспечить максимальные удобства пассажирам с минимальной затратой времени на выполнение всех операций, связанных с поездкой.
4.10. Для каждого автовокзала (автостанции, кассового пункта) составляется технологический паспорт его работы в соответствии с настоящими Правилами, утверждаемый управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области.
V. Контроль за работой транспортных средств,
выполняющих регулярные перевозки пассажиров
5.1. Контроль за движением на маршрутах транспортного средства обеспечивается перевозчиками, администрациями соответствующих муниципальных образований Рязанской области и иными уполномоченными органами.
5.2. Управление работой транспортных средств, осуществляющих маршрутные пассажирские перевозки, осуществляется диспетчерской службой самого перевозчика или диспетчерской службой другого перевозчика на договорной основе.
5.3. Контроль за соблюдением перевозчиками правил обслуживания пассажиров, оформлением маршрутов и остановочных пунктов, салонов маршрутных транспортных средств, а также за допуском лиц к работе в качестве водителя транспортного средства в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, за соблюдением режимов труда и отдыха водителей осуществляется в пределах своей компетенции государственной инспекцией безопасности дорожного движения УВД Рязанской области, управлением транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области, администрациями муниципальных образований Рязанской области, управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и иными уполномоченными на то органами.
5.4. Администрации муниципальных образований области, управление транспорта и дорожного хозяйства Рязанской области принимают меры по устранению выявленных недостатков в организации и выполнении перевозок пассажиров, направляют в управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предложения о приостановлении либо об аннулировании лицензии перевозчиков, не соблюдающих требований настоящих Правил.
5.5. Возникающие разногласия рассматриваются областной Комиссией по безопасности дорожного движения при Правительстве Рязанской области, в компетенцию которой входит обязанность по рассмотрению вопросов, связанных с организацией и выполнением перевозок пассажиров транспортом на территории Рязанской области по представлению перевозчиков, а также заинтересованных органов или организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.