Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Рязанской области
на 2003-2006 годы"
Областная целевая программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в Рязанской области на 2003-2006 годы"
15 декабря 2006 г.
Законом Рязанской области от 15 декабря 2006 г. N 178-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области
на 2003-2006 годы"
Наименование - областная целевая программа
Программы "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в Рязанской области на 2003-2006 годы"
(далее именуется - Программа)
Государственный - Администрация области
Заказчик Программы
Основные разработчики - комиссия по делам несовершеннолетних
Программы и защите их прав администрации области;
- управление внутренних дел Рязанской
области;
- управление по делам образования, науки
и молодежной политики Рязанской области;
- управление социальной защиты населения
Рязанской области;
- управление здравоохранения Рязанской
области;
- управление культуры Рязанской области
Основные цели - укрепление системы профилактики
Программы безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- создание условий для эффективной
реабилитации и всестороннего развития
детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации
Основные задачи - совершенствование нормативной правовой
Программы базы по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в области;
- создание механизмов, обеспечивающих
эффективное взаимодействие субъектов
государственной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- обеспечение межведомственного
взаимодействия в защите прав и законных
интересов несовершеннолетних;
- разработка и внедрение
научно-обоснованных методик профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, обобщение и внедрение
эффективного опыта в этой сфере;
- повышение уровня профессиональной
подготовки работников системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних;
- расширение сети специализированных
учреждений, укрепление
их материально-технической базы
Срок реализации 2003-2006 годы
Программы
Исполнители основных - комиссия по делам несовершеннолетних
мероприятий Программы и защите их прав администрации области;
- управление внутренних дел Рязанской
области;
- управление по делам образования, науки
и молодежной политики Рязанской области;
- управление социальной защиты населения
Рязанской области;
- управление здравоохранения Рязанской
области;
- управление культуры Рязанской области;
- департамент федеральной государственной
службы занятости по Рязанской области;
- комитет по физической культуре, спорту
и туризму Рязанской области;
- органы местного самоуправления
муниципальных образований Рязанской
области
Объемы и источники Общая стоимость Программы - 120238 тыс. рублей
финансирования
Источники 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
финансирования
тыс. тыс. тыс. тыс.
руб. руб. руб. руб.
Федеральный 4243 4245 4245 4245
бюджет
Областной 16965 25255 2275 19665
бюджет
Бюджеты 4300 4575 4760 5000
муниципальных
образований
Внебюджетные 50 130 135 150
средства
Губернатору области предоставляется право вносить изменения в объем финансирования областной целевой программы Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области", исходя из возможностей областного бюджета с внесением соответствующих изменений в закон об областном бюджете на очередной финансовый год. Исполнение мероприятий в части реализации средств областного бюджета должно осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных управлениями и комитетами области на соответствующий год.
Ожидаемые конечные - снижение численности беспризорных
результаты реализации и безнадзорных детей; несовершеннолетних,
Программы злоупотребляющих наркотическими
средствами и психотропными веществами,
алкоголем, а также сокращение числа
правонарушений несовершеннолетних;
- расширение сети специализированных
учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации,
и учреждений помощи детям и семьям;
- укрепление материально-технической
базы учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- увеличение объема и повышение качества
социальных услуг, предоставляемых
несовершеннолетним, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, их семьям
Система - контроль за исполнением Программы
контроля осуществляет комиссия по делам
исполнением Программы несовершеннолетних и защите их прав
администрации области;
- основные исполнители Программы
анализируют и представляют ежеквартально
в администрацию области отчеты о ходе
реализации Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В современных условиях значительно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Защита прав несовершеннолетних, профилактика детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди детей и подростков - одно из приоритетных направлений социальной политики Рязанской области.
В области проводится целенаправленная работа по устранению причин и условий, способствующих детской безнадзорности и преступности, защите прав и интересов детей во всех сферах жизнедеятельности.
С целью повышения эффективности работы в этом направлении была реализована программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Рязанской области на 2001-2002 годы".
В результате выполнения мероприятий данной программы произошло сокращение числа правонарушений несовершеннолетних, снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, расширение сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
По итогам 2002 года количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, снизилось на 18,7%, в том числе особо тяжких на 24,2%, тяжких преступлений на 25,6% (с834 до 620). Число несовершеннолетних участников преступлений сократилось на 22,3% (с 954 до 741), в том числе осужденных условно на 45,3% (с 86 до 47), совершенных несовершеннолетними, ранее совершившими преступления (-37,8%), в составе группы лиц (- 28,2%).
В течение 2002 года доставлено в органы внутренних дел 1844 несовершеннолетних (в т.ч. 1508 безнадзорных и 74 беспризорных подростков). Безнадзорные дети с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев нуждаются в серьезной медицинской помощи.
На профилактическом учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав по состоянию на 31.12.2002 года состояло 1727 несовершеннолетних.
Острой остается проблема общественно полезной занятости детей и подростков. Отсутствие социальных гарантий для подростков, освобожденных из мест лишения свободы, становится причиной совершения ими повторных правонарушений.
Необходимость разработки настоящей Программы обусловлена тем, что в области пока еще сохраняется высокий уровень правонарушений несовершеннолетних.
Социально-экономические и политические события последних лет оказали исключительно сильное негативное влияние на положение большинства семей. Все это резко отрицательно сказалось прежде всего на положении детей. Остро стоят проблемы социального сиротства, здоровья детского населения, девиантного поведения подростков, увеличения числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Имеют место нарушения прав детей, проживающих с родителями. За 2002 год подготовлено и направлено в судебные органы более 180 материалов в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей.
В области свыше 3300 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2000г. -3204 чел., 2001г. -3317чел., 2002г. - 3528 чел.).
В 2000 году было выявлено 770 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в 2001 году - 777, 2002 года - 804.
Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ превратилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему. Наркомания приводит к тяжелейшим психическим, личностным и поведенческим расстройствам, административным правонарушениям и уголовным преступлениям, уходу из образовательных учреждений, бродяжничеству, различным формам сексуально-девиантного поведения, заражению гепатитом, СПИДом и иным заболеваниям.
Одновременно с распространением наркотизации в детско-подростковой среде продолжается рост числа несовершеннолетних, нуждающихся в помощи в связи с зависимостью от психоактивных веществ.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу риска и вести с ней целенаправленную профилактическую работу. Современные медико-социальные данные свидетельствуют о постепенном изменении социального статуса подростков, начинающих употреблять психоактивные вещества и наркотические препараты. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. С учетом актуальности данной проблемы вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами признаны приоритетными.
Прослеживается тревожная тенденция к омолаживанию возраста первого приема психоактивных веществ. Он составляет в среднем 14-15 лет.
Общая заболеваемость наркоманией продолжает расти. Выросла первичная заболеваемость наркоманией. По данным Центра профилактики и борьбы со СПИДом, из числа стоящих на учете ВИЧ-инфицированных 94% - наркоманы.
Необходимым условием эффективности мер профилактики является координация усилий всех заинтересованных ведомств в создании единой системы профилактики. Совершенствование организации профилактической работы предполагает более четкое разграничение сфер ответственности и концентрацию смежных задач в ведении одной системы.
Решение этих проблем на региональном уровне требует программно-целевого подхода.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является повышение эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
создание системы профилактики беспризорности и правонарушений, обеспечивающей координацию деятельности всех органов и учреждений в области социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой реабилитации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
создание областной нормативной правовой базы для работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
выполнение комплекса организационных мероприятий, направленных на совершенствование и развитие различных форм и методов деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение квалифицированными кадрами и научно-методическое обеспечение деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий осуществляется органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и другими органами и учреждениями, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Основным координатором реализации данной программы является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации области.
Взаимодействие и сотрудничество органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется на основе действующего федерального и областного законодательства.
4. Оценка эффективности реализации Программы
В качестве показателей эффективности реализации Программы предусматриваются:
- стабилизация уровня правонарушений несовершеннолетних и его последующее снижение;
- снижение уровня беспризорности среди несовершеннолетних;
- увеличение сети учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений;
- увеличение численности несовершеннолетних, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- повышение эффективности социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, молодежью и их семьями на основе межведомственного подхода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.