Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Свой дом"
Областная целевая программа "Свой дом"
5 декабря 2003 г.
Паспорт программы
Наименование программы Областная целевая программа "Свой дом"
(далее - Программа)
Основание для разработки Постановление Правительства Российской
Программы Федерации от 17 сентября 2001 года N 675
"О федеральной целевой программе "Жилище"
на 2002-2010 годы" (в редакции
постановления Правительства Российской
Федерации от 14 февраля 2002 года N 104)
Государственный заказчик Администрация Рязанской области
Программы
Основные разработчики Администрация Рязанской области, областной
Программы фонд поддержки индивидуального жилищного
строительства
Цель Программы Создание механизма обеспечения населения
Рязанской области благоустроенным жильем
Основные задачи Программы 1. Разработка и внедрение в практику
правовых, финансовых и организационных
механизмов оказания государственной
поддержки жителям области, желающим
улучшить жилищные условия
2. Привлечение финансовых ресурсов для
обеспечения населения благоустроенным
жильем
3. Оказание за счет средств областного
бюджета поддержки муниципальным
образованиям, привлекающим для решения
этой проблемы финансовые ресурсы путем
консолидации бюджетных и внебюджетных
источников финансирования
Исполнители основных Областной фонд поддержки индивидуального
мероприятий жилищного строительства, администрация
области, органы местного самоуправления
Сроки и этапы реализации 1-й этап: 2003-2004 годы
Программы
2-й этап: 2005-2007 годы
Основные мероприятия 1. Разработка нормативных правовых актов
по реализации программы
2. Формирование финансовых и
организационных механизмов оказания
государственной поддержки населению,
желающему улучшить жилищные условия
Прогноз объемов Общий объем финансирования программы
финансирования Программы составляет 598,8 млн. рублей,
в том числе:
средства областного бюджета - 505,0 млн.
рублей;
возвратные средства заемщиков - 93,8 млн.
рублей.
Ежегодный объем ассигнований из областного
бюджета на реализацию данной программы
подлежит уточнению законом об областном
бюджете на соответствующий финансовый год
Ожидаемые конечные 1. Обеспечение 2250 семей жильем общей
результаты реализации площадью 270 тыс. кв. метров
Программы
2. Создание механизма для решения жилищной
проблемы населения Рязанской области
3. Привлечение в жилищную сферу
дополнительных финансовых средств из
внебюджетных источников
4. Развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в области
5. Укрепление семейных отношений и
снижение социальной напряженности
Система организации Государственный заказчик осуществляет
контроля за исполнением общее руководство и контроль за
Программы реализацией Программы
Государственный заказчик обобщает эти
сведения и ежегодно информирует Рязанскую
областную Думу с внесением предложений по
совершенствованию реализации Программы
Жилищная проблема продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем в Рязанской области.
Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика, собственника в сфере жилья. Усугубила тяжелую ситуацию неподготовленность рыночных механизмов финансирования жилищного строительства.
Развитие малоэтажного домостроения, доступного по цене широким слоям населения, эффективное использование действующих рыночных механизмов в сочетании с государственной поддержкой позволят создать значительные ресурсы и возможности для успешного разрешения жилищного кризиса.
Решение жилищной проблемы имеет ключевое значение для общего успеха экономической реформы, способствуя улучшению макроэкономических пропорций, снижению инфляции, сокращению дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения.
1. Основные цели и задачи Программы
Главная цель Программы - создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным жильем.
Основная задача Программы - обеспечение застройщика займом в виде денег и (или) строительных материалов, обеспечивающим строительство индивидуального жилого дома и доведение его в короткий срок до уровня, обеспечивающего возможность проживания. Заем предоставляется в соответствии с основными принципами кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, возмездности, возвратности.
Программа предусматривает вовлечение в индивидуальное жилищное строительство широкого круга лиц, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспечение тесного взаимодействия администрации области и органов местного самоуправления с рыночными институтами, использование местных финансовых и материальных ресурсов.
Осуществление Программы позволит большому количеству предприятий Рязанской области, связанных со строительством индивидуального жилья, участвовать в заготовке и обработке леса, изготовлении и сборке комплектующих и ряде других производств.
Особое внимание в рамках настоящей Программы планируется уделить обеспечению жильем молодых семей. Для таких семей при наличии (рождении, усыновлении) детей устанавливается льготный режим погашения целевого займа, что в целом создаст предпосылки для улучшения демографической обстановки в области и улучшит ситуацию с обеспечением предприятий молодыми кадрами.
2. Сроки и этапы реализации Программы
Учитывая актуальность проблемы развития массового малоэтажного строительства индивидуальных домов, а также, учитывая разнохарактерность мероприятий, обеспечивающих четкую координацию конкретных решений финансовых, социальных, экономических и технических аспектов Программы, целесообразно разделить ее на два этапа:
1 этап (2003 - 2004 годы) - совершенствование правового и финансово-кредитного механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищного строительства, ввод в эксплуатацию не менее 30-35 тысяч кв. метров жилья ежегодно;
2 этап (2005 - 2007 годы) - массовое строительство индивидуальных малоэтажных доступных по цене домов с вводом в эксплуатацию не менее 40 -50 тысяч кв. метров индивидуального малоэтажного жилья ежегодно.
3. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает финансово-кредитную и организационно-правовую базы решения проблемы.
При реализации Программы предстоит решить следующие задачи:
разработка и применение механизма долгосрочного кредитования застройщиков;
обобщение и использование опыта отдельных регионов по привлечению средств населения для строительства жилья;
развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно-строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;
повышение качества жилья за счет улучшения планировочных решений и развития систем инженерного оборудования;
использование строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов;
разработка нормативно-правовых документов, предусматривающих расширение прав органов местного самоуправления в вопросах развития малоэтажного строительства и предоставление льгот юридическим и физическим лицам по уплате налогов.
Финансово-кредитная база предусматривает комплексное использование бюджетных средств, собственных сбережений граждан и привлекаемых ими средств из внебюджетных источников.
Финансово-кредитный механизм реализации Программы сформирован с целью повышения доступности приобретения жилья для всех категорий граждан и в первую очередь для лиц, которые способны частично использовать собственные средства или привлекать кредитные ресурсы на строительство или иные формы приобретения частного жилья.
Организационно-правовая база предусматривает добровольное объединение организационных, производственных и финансовых возможностей всех субъектов процесса производства и строительства индивидуальных домов с учетом интересов участников.
Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства (далее - Фонд) является исполнителем Программы на территории Рязанской области, как в сельской местности, так и в городах и рабочих поселках.
Основными задачами Фонда являются:
- концентрация и эффективное использование финансовых ресурсов для поддержания инициативы граждан и юридических лиц и оказания им материальной помощи при строительстве жилья путем предоставления долгосрочных займов на возвратной и возмездной основе;
- содействие индивидуальным застройщикам в развитии животноводства с целью быстрейшего погашения предоставленных займов и насыщения рынка области продуктами сельскохозяйственного производства;
- участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей застройщиков строительными материалами и другой продукцией, необходимыми для возведения и обустройства жилых домов;
- привлечение внебюджетных источников финансирования в сфере индивидуального жилищного строительства.
Контрольные функции за деятельностью Фонда осуществляет Попечительский совет, состоящий из представителей законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти Рязанской области. Положение о Попечительском совете утверждается постановлением губернатора области.
Вопросы распределения средств решаются Фондом совместно с главами местных администраций под контролем Попечительского совета.
Ежегодное распределение средств областного бюджета утверждается Рязанской областной Думой при рассмотрении бюджета на очередной год.
Попечительский совет определяет какой категории населения, в каком объеме эти средства будут переданы, при этом не менее 80 процентов должно направляться на строительство жилья в сельской местности. На предоставление займов молодым семьям должно выделяться не менее 20 процентов бюджетных средств, ежегодно предусматриваемых на финансирование настоящей Программы.
Ежегодно после сдачи годового баланса Фонд предоставляет в областную Думу отчет о проделанной работе.
4. Источники финансирования Программы
Одним из основных принципов Программы является направление инвестиций в жилищное строительство на поддержку граждан, желающих улучшить свои жилищные условия и способных использовать собственные средства на строительство жилья.
Предлагаемые источники финансирования Программы:
средства областного бюджета;
средства, поступающие от заемщиков в погашение займов, выданных Фондом;
средства, выделенные предприятиями и организациями на строительство собственным работникам через Фонд;
спонсорские средства;
незавершенное строительство разной формы собственности.
Начиная с 2007 года, Фонд должен выйти на самофинансирование Программы за счет использования средств, полученных из областного бюджета и иных источников на реализацию настоящей Программы.
5. Условия предоставления займов
Индивидуальным и коллективным застройщикам устанавливаются следующие условия предоставления займов:
срок погашения займа - до 15 лет включительно;
размер займа - из расчета возможной стоимости 1 кв. метра жилья не более двукратного денежного дохода в среднем на душу населения в месяц, сложившегося в области по данным Рязанского областного комитета государственной статистики на дату заключения договора о предоставлении заемных средств;
займом покрывается стоимость не более 120 кв. метров общей площади дома;
годовая процентная ставка за пользование займом устанавливается в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
до полного погашения суммы основного долга и процентов за пользование займом заемщик не имеет права продать или переуступить имущественные права на возводимый жилой дом третьему лицу;
возврат займа начинается с третьего года со дня заключения договора о предоставлении займа и осуществляется заемщиком в соответствии с условиями данного договора, но не реже одного раза в год. Уплата процентов за пользование займом осуществляется в соответствии с условиями договора о предоставлении займа;
возврат застройщиком денежных средств в счет погашения займа и процентов за пользование займом осуществляется в Фонд;
в случае гашения займа и (или) процентов за пользование займом строительными материалами, в том числе предоставляемыми организациями за своих работников, Фонд определяет цены согласно сложившейся ситуации и на основании данных Рязанского областного комитета государственной статистики;
за просрочку погашения займа заемщик уплачивает Фонду неустойку в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
возврат займов должен быть обеспечен заемщиками.
В качестве обеспечения возврата займа заемщик может представить один из следующих документов:
муниципальную гарантию (договор поручительства, подписанный уполномоченным лицом органа местного самоуправления);
нотариально удостоверенный договор залога недвижимого имущества (в том числе земельного участка), принадлежащего заемщику и (или) членам его семьи на праве собственности;
договор поручительства организации по месту работы заемщика или любого другого юридического лица с указанием солидарной ответственности с заемщиком по погашению займа;
нотариально удостоверенное поручительство не менее двух граждан, имеющих постоянный и достаточный для погашения займа источник дохода, с указанием солидарной ответственности с заемщиком;
договор страхования риска непогашения займа;
другие виды поручительства, не противоречащие действующему законодательству.
6. Условия предоставления займов молодым семьям
Молодым семьям целевые займы предоставляются со сроком погашения до 20 лет включительно. Критерии определения молодой семьи устанавливаются Законом Рязанской области "О молодежи".
При наличии (рождении, усыновлении) детей в таких семьях Фонд производит уменьшение задолженности указанных семей по возврату целевого займа в следующих размерах:
при наличии (рождении, усыновлении) одного ребенка - в размере 25 процентов суммы займа, подлежащей возврату;
при наличии (рождении, усыновлении) двух детей - в размере 50 процентов суммы займа, подлежащей возврату;
при наличии (рождении, усыновлении) трех и более детей - сумма займа, подлежащая возврату, погашается полностью.
Предоставление целевого займа молодым семьям и уменьшение его части при наличии (рождении, усыновлении) детей производится Фондом за счет средств областного бюджета, предусмотренных на выдачу займов молодым семьям.
Порядок уменьшения задолженности молодых семей по возврату целевых займов определяется положением о порядке выдачи и погашения займов в рамках реализации областной целевой программы "Свой дом", утверждаемым постановлением губернатора области.
Иные условия предоставления займов молодым семьям определяются в соответствии с разделом пятым настоящей Программы.
Переоформление ранее заключенных договоров на предоставление займов для строительства индивидуального жилья в рамках целевой программы "Свой дом" на условиях кредитования молодой семьи не допускается.
Средства, предусмотренные законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год на финансирование настоящей Программы, направляемые на выдачу займов молодым семьям, подлежат отражению отдельной строкой.
7. Порядок получения займа
При органах местного самоуправления создаются комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении займов на строительство домов. В состав комиссии могут входить представители служб архитектуры, землеустройства, налоговой службы и других служб, исходя из местных условий.
Застройщик подает в комиссию заявление (лица, проживающие в сельской местности, прилагают ходатайство сельской администрации). Комиссия рассматривает поданные документы и в случае принятия положительного решения по просьбе застройщика оформляет ходатайство о предоставлении займа.
Ходатайство комиссии при органе местного самоуправления и другие документы в соответствии с положением о порядке выдачи и погашения займов в рамках реализации областной целевой программы "Свой дом", утверждаемым постановлением губернатора области, застройщик представляет в Фонд.
Фонд оформляет договор о предоставлении займа с индивидуальными и коллективными застройщиками.
Заем выдается в три этапа. После использования каждой части займа проводится проверка его целевого использования. По результатам проверки оформляется акт, и только после этого выдается следующая часть займа.
8. Материально-техническое обеспечение индивидуального малоэтажного
жилищного строительства
Существующая практика полносборного железобетонного строительства исчерпала себя. Мировой опыт малоэтажного строительства свидетельствует о широком развитии монолитного домостроения, требующего меньших капитальных вложений в материально-техническую базу (по сравнению с панельным, блочным, кирпичным) и имеющего лучшие технико-экономические и конструктивные характеристики. Значительное развитие имеет деревянное панельное и объемно-блочное домостроение. Сохраняют свою актуальность конструктивные системы из кирпича, естественного и искусственного камня, блоков и других мелкоштучных материалов. Необходимо всесторонне поддерживать развитие производства гипсовых вяжущих и на их основе - сухих гипсо-песчаных смесей, сухих гипсовых смесей для штукатурных работ, стеновых камней-блоков из гипсозольных и гипсоизвестковошлаковых вяжущих, легкобетонных стеновых блоков и панелей, гипсокартонных, гипсоволокнистых и перегородочных пазогребневых плит, вкладышей для перекрытий. Применение гипса дает большой технико-экономический эффект по сравнению с конструкциями из бетона и кирпича.
Строительное производство обязано стремиться к открытости архитектурно-строительной системы, переносу изготовления изделий в заводские условия и строительству зданий преимущественно из унифицированных индустриальных элементов. Открытая архитектурно-строительная система жилищно-гражданского строительства представляет собой совокупность отдельных архитектурно-строительных систем жилых и общественных зданий, связанных общностью конструктивных решений при максимальной унификации конструктивных элементов на основе модульной координации. В пределах открытой архитектурно-строительной системы жилищно-гражданского строительства должны обеспечиваться:
объединение отдельных систем зданий, предполагающее использование множества конструктивных элементов, принадлежащих различным архитектурно-строительным системам;
выбор из множества архитектурно-строительных систем зданий общих конструктивных элементов;
дополнение открытой системы жилищно-гражданского строительства новой архитектурно-строительной системой зданий, повышающей степень его универсальности.
Исходя из достаточности лесных запасов в Рязанской области и имеющейся материально-технической базы, Фонд должен наладить выпуск комплектов деревянных домов. Для решения данной задачи Фонду администрацией области переданы производственные мощности по деревообработке АООТ "Рязанский литейный завод", которые позволяют после реконструкции перерабатывать до 30 тыс. кв. метров круглого леса в год.
Производство деревянных конструкций, изделий и деталей следует развивать на основе открытой архитектурно-строительной системы жилищно-гражданского строительства по следующим направлениям:
массовое изготовление конструкций полной заводской готовности до комплектации домов со стенами из местных материалов;
изготовление конструкций, изделий и деталей для полносборных зданий.
После реконструкции и технического перевооружения предприятия должны быть комплексными и рассчитанными на полную переработку древесного сырья по безотходным технологиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.