Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей
на 2003-2010 годы"
Областная целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы"
5 декабря 2003 г.
Паспорт программы
Наименование программы Областная целевая программа "Обеспечение
жильем молодых семей на 2003-2010 годы"
(далее - программа)
Основание для разработки Закон Рязанской области от 24 декабря 2002
программы года N 84-ОЗ "Об областном бюджете на 2003
год"
Закон Рязанской области от 27 мая 1998 года
N 77 "О молодежи"
Государственный заказчик Администрация Рязанской области в лице
программы управления по делам образования, науки
и молодежной политики Рязанской области
Основные Областной фонд поддержки индивидуального
разработчики программы жилищного строительства
Цель Создание системы государственной поддержки
программы молодых семей в решении жилищной программы проблемы
Основные 1. Разработка и внедрение в практику
задачи правовых, финансовых и организационных
программы механизмов оказания государственной
поддержки молодым семьям, нуждающимся
в улучшении жилищных условий
2. Содействие инициативам молодежных
организаций, направленным на улучшение
жилищных и социально-бытовых условий молодых
семей
3. Привлечение финансовых ресурсов
для обеспечения молодых семей
благоустроенным жильем
4. Оказание за счет средств федерального
и областного бюджетов поддержки
муниципальным образованиям, привлекающим
для решения этой проблемы финансовые
ресурсы путем консолидации бюджетных
и внебюджетных источников финансирования
Исполнители Областной фонд поддержки индивидуального
основных жилищного строительства
мероприятий
Сроки и этапы реализации 1-й этап: 2003-2004 годы
программы 2-й этап: 2005-2010 годы
Основные 1. Разработка нормативных правовых актов
мероприятия по реализации программы
2. Формирование финансовых и организационных
механизмов оказания государственной
поддержки молодым семьям, нуждающимся
в улучшении жилищных условий
Прогноз объемов Общий объем финансирования программы
финансирования программы составляет 438,4 млн. рублей,
в том числе:
средства федерального бюджета - 80,0 млн.
руб.;
средства областного бюджета - 126,2 млн.
руб.;
средства местных бюджетов - 47,4 млн. руб.;
реинвестиции - 103,3 млн. руб.;
внебюджетные средства (в т.ч. личные
средства молодых семей) - 81,5 млн. руб.
Ожидаемые 1. Обеспечение 1 036 молодых семей жильем
конечные площадью 51 800 кв. метров
результаты 2. Создание механизма для решения в области
реализации жилищной проблемы молодых семей
программы 3. Привлечение в жилищную сферу
дополнительных финансовых средств из
внебюджетных источников
4. Развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в обществе
5. Укрепление семейных отношений и снижение
социальной напряженности в обществе
Система организации контроля Государственный заказчик осуществляет общее
за исполнением программы руководство и контроль за реализацией
программы
Муниципальные образования, участвующие
в реализации программы, представляют
ежеквартально государственному заказчику
сведения о ходе ее реализации
Государственный заказчик обобщает эти
сведения и ежегодно информирует Рязанскую
областную Думу с внесением предложений
по совершенствованию реализации программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время в Рязанской области значительно обострилась проблема воспроизводства населения, возросли тенденции к распаду семей и сокращению рождаемости.
По оценке Рязанского областного комитета государственной статистики на 1 ноября 2002 года постоянное население области насчитывало 1242,7 тыс. человек и уменьшилось за январь-октябрь 2002 года на 12,3 тыс. человек или на 1% (в январе-октябре 2001 года - 13 тыс. человек, 1%).
Определяющим фактором процесса депопуляции остается превышение числа умерших над числом родившихся в 2,6 раза. Пока миграционный приток населения из государств - участников СНГ и стран Балтии отчасти компенсирует естественные потери. В январе-октябре 2002 года показатель замещения естественной убыли составил 4,1%.
Число родившихся в январе-октябре 2002 года по сравнению с тем же периодом 2001 года увеличилось на 328 человек или на 4,2% и составило 8,1 тыс. человек. Показатель рождаемости возрос с 7,4 до 7,8 родившихся на 1000 населения.
В январе-октябре 2002 года в органах ЗАГС зарегистрировано 7,4 тыс. браков и 8,4 тыс. разводов, по сравнению с январем-октябрем 2001 года количество браков и разводов увеличилось соответственно на 223 и 1809. Количество разводов превысило количество браков: на каждую тысячу образованных брачных пар пришлось 1 126 распавшихся (в январе-октябре 2001 года - 909).
Одной из основных причин расторжения браков является отсутствие у супругов благоустроенного жилья и, самое главное, перспектив его приобретения, что влечет невозможность планирования развития семьи, в том числе рождения детей. Это подтверждают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не торопятся с рождением детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Средняя продолжительность брака у разведенной молодежи до 30 лет - 3,1 год. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе: здоровье, образование, уровень преступности и др.
По данным управления по делам образования, науки и молодежной политики администрации области у молодежи Рязанской области на 1 января 2003 года следующая потребность в жилье:
Всего | В том числе | Население | % числа молодежи от общего числа населения |
% нуждающейся молодежи от общего молодежи |
|||
Семей | человек | молодых семей |
человек | всего | в том числе молодежь |
||
20 674 | 58 094 | 12 106 | 28 975 | 1 250 637 | 280 522 | 22,8 | 8,2 |
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
Настоящая программа предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Рязанской области.
2. Цель и задачи программы
Основной целью программы является создание системы государственной поддержки молодых семей для строительства или покупки (далее - приобретения) ими на территории области благоустроенного жилья.
Государственная поддержка молодых семей в рамках реализации настоящей программы может осуществляться путем:
предоставления целевых займов на приобретение жилья;
выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства;
предоставления субсидий на компенсацию части затрат на приобретение жилья или на погашение кредита (целевого займа), полученного для приобретения жилья, в случае рождения (усыновления) ребенка.
Настоящая программа предусматривает разработку и утверждение муниципальными образованиями соответствующих программ по обеспечению благоустроенным жильем молодых семей.
При разработке муниципальных программ обязательным является выполнение мероприятий настоящей программы, а также разработка поэтапного плана действий органов местного самоуправления по реализации программы, привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей, определение порядка использования указанных средств, контроль за эффективным управлением бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий.
3. Срок и этапы реализации программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2003-2010 годах.
На первом этапе (2003-2004 годы) будут осуществляться:
формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
проведение экспериментов на территории отдельных муниципальных образований по отработке указанных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей программы;
создание системы мониторинга реализации программы.
На втором этапе (2005 - 2010 годы) намечается:
совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения в муниципальных образованиях;
начало широкомасштабного внедрения механизмов реализации программы в практику муниципальных образований.
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечения жильем молодых семей без существенного участия федерального центра и привлечения в значительном объеме бюджетных средств.
4. Ресурсное обеспечение реализации программы
Общий объем средств, предназначенных для реализации программы, прогнозируется в размере 438,4 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 80,0 млн. руб.;
средства областного бюджета - 126,2 млн. руб.;
средства местных бюджетов - 47,4 млн. руб.;
реинвестиции - 103,3 млн. руб.;
внебюджетные средства (в т.ч. личные средства молодых семей)81,5 млн. руб.
Прогноз объемов ежегодного финансирования программы приведен в приложении 2 к настоящему Закону.
Средства федерального бюджета в рамках реализации настоящей программы используются для предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение жилья, или на погашение части кредита (целевого займа), полученного ими на эти цели.
Фонд направляет средства областного и местных бюджетов, предоставленные для реализации настоящей программы, на следующие цели:
предоставление молодым семьям целевых займов на приобретение жилья;
обеспечение молодых семей, осуществляющих строительство индивидуальных жилых домов, строительными материалами;
предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий при рождении (усыновлении) ребенка на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение жилья, или на погашение части кредита (целевого займа), полученного ими на эти цели.
Об условиях предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям в случае рождения (усыновления) ребенка см. постановление Администрации Рязанской области от 20 октября 2003 г. N 205
Ежегодно не менее 50 процентов средств областного бюджета, выделяемых на реализацию настоящей программы, должно направляться на строительство жилья (приобретение нового жилья, достройку объектов незавершенного строительства).
5. Мероприятия программы
Система мероприятий настоящей программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое регулирование и методологическое обеспечение реализации программы;
финансовое обеспечение реализации программы;
организационное обеспечение реализации программы.
Наиболее важным мероприятием по нормативно-правовому регулированию и методологическому обеспечению реализации программы является разработка предложений о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты областного уровня, касающиеся реализации прав молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного и местных бюджетов на соответствующий год.
Организационные мероприятия предусматривают:
определение соисполнителей программы в муниципальных образованиях;
составление органами местного самоуправления списков молодых семей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, с распределением указанных семей по различным категориям (в зависимости от обеспеченности жильем, количества детей, уровня доходов и других факторов);
организацию в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач программы;
проведение мониторинга реализации программы и подготовку информационно-аналитических материалов.
6. Механизм реализации программы
6.1. Основные положения
Участниками настоящей программы могут стать молодые семьи при соблюдении следующих условий:
проживание на территории Рязанской области не менее одного года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака);
возраст обоих супругов не превышает 30 лет (в случае неполной семьи - возраст отца или матери не превышает 30 лет);
признание в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Реализация программы осуществляется государственным заказчиком с участием областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства (далее - Фонд) и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик программы осуществляет:
нормативно-правовое регулирование и методологическое обеспечение реализации программы;
координацию деятельности Фонда и соисполнителей в ходе реализации программы;
определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке;
контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и представлением соответствующих отчетов.
Фонд осуществляет:
разработку методических материалов для соисполнителей программы в муниципальных образованиях;
практическую работу по исполнению положений подраздела 6.2 настоящей программы;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы;
мониторинг реализации программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта.
Задачами органов местного самоуправления являются:
разработка и утверждение муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей;
определение соисполнителя настоящей программы в муниципальном образовании, как правило, на базе организации, решающей задачи улучшения жилищных условий молодых семей;
формирование списков молодых семей, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий;
проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы через средства массовой информации;
контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию программы.
6.2. Формы оказания государственной поддержки
6.2.1. Предоставление субсидий молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка.
Порядок предоставления субсидий молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка для компенсации части затрат, произведенных такими семьями на приобретение жилья, устанавливается постановлением администрации области.
Предоставление субсидии осуществляется при наличии у молодой семьи остатка невыплаченной стоимости приобретаемого жилья или части непогашенного кредита (целевого займа), полученного на указанные цели. Размер субсидии не может превышать остаток невыплаченной стоимости приобретаемого жилья или части непогашенного кредита (целевого займа), полученного на указанные цели.
В случае, если молодая семья имеет остаток невыплаченной стоимости приобретаемого жилья или части непогашенного кредита (целевого займа), полученного на указанные цели, по договору, заключенному до вступления в силу настоящего Закона, для такой семьи соблюдение условия о признании в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий не является обязательным для получения субсидии.
Кредиты (целевые займы) на приобретение жилья, для компенсации которых выдаются данные субсидии, могут быть получены молодыми семьями в соответствии с пунктами 6.2.2 и 6.2.3 настоящей программы либо в рамках областных целевых программ "Свой дом" (за исключением договоров, заключенных на условиях предоставления займов молодым семьям) и "Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы", либо в кредитных и (или) иных коммерческих организациях.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении каждого ребенка, определяется исходя из:
нормы обеспечения ребенка жилой площадью в размере 18 кв. метров;
средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой постановлением администрации области для муниципальных образований области, которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Рязанской области, определяемую в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Выплата субсидии осуществляется в случае рождения (усыновления) ребенка после 28 августа 2002 года.
6.2.2. Предоставление молодым семьям целевых займов
Целевые займы в рамках настоящей программы предоставляются Фондом молодым семьям - заемщикам для приобретения жилья на территории области с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Рязанской области и в соответствии с основными принципами кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, возмездности, возвратности.
Фонд ежегодно проводит конкурс на право получения молодыми семьями целевых займов. Основными критериями при определении победителей конкурса являются:
меньший размер заемных средств, заявленный молодой семьей - участницей конкурса;
меньший срок возврата целевого займа;
меньший размер общей площади жилья (принадлежащего на праве собственности членам молодой семьи до участия в конкурсе), приходящейся на одного члена молодой семьи.
Конкретные условия проведения конкурса на право получения целевого займа в рамках настоящей программы ежегодно утверждаются постановлением администрации области.
Годовая процентная ставка за пользование целевыми займами устанавливается в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Заем предоставляется на срок до 20 лет включительно.
Для получения целевого займа в рамках настоящей программы молодые семьи - заемщики должны внести первоначальный взнос в размере не менее десяти процентов от стоимости приобретаемого жилого помещения. В качестве первоначального взноса молодые семьи могут использовать собственные средства, заемные средства, полученные в кредитных и иных коммерческих организациях, средства субсидий.
Размер целевого займа рассчитывается исходя из условий:
возможная стоимость 1 кв. метра жилья - не более средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой постановлением губернатора области для муниципальных образований, которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Рязанской области, определяемую в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета;
займом покрывается стоимость не более 120 кв. метров общей площади жилья;
сумма займа не может превышать сумму, рассчитанную исходя из условия погашения займа и процентов за пользование займом в размере тридцати процентов среднемесячного совокупного дохода молодой семьи за последние двенадцать месяцев на дату заключения договора о предоставлении займа.
нотариально удостоверенное поручительство не менее двух граждан, имеющих постоянный и достаточный для погашения займа источник дохода, с указанием солидарной ответственности с заемщиком. Поручители - физические лица должны иметь возраст, позволяющий возвратить заемные средства до достижения общеустановленного пенсионного возраста; достижения общеустановленного пенсионного возраста;
банковскую гарантию.
Возврат целевого займа и уплата процентов за пользование займом производится молодыми семьями - заемщиками:
в случае строительства индивидуального жилого дома - не реже одного раза в год в срок до 30 ноября каждого года, начиная с третьего года со дня заключения договора о предоставлении займа;
в остальных случаях - не реже одного раза в квартал, не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным кварталом, начиная с первого года со дня заключения договора о предоставлении займа.
Возврат целевого займа и уплата процентов производятся путем внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет Фонда.
Датой платежа для возврата задолженности по целевому займу и уплаты процентов является день поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет Фонда.
Расчет суммы, подлежащей уплате молодой семьей - заемщиком в счет погашения основной суммы целевого займа и процентов по нему, осуществляется в виде единого ежемесячного аннуитетного (равноразмерного) платежа, определяемого по формуле:
Размер ПС ежемесячного ---------------------------- аннуитетного = СЗ х 1 - (1 + ПС) - (Кол.мес-1) платежа |
где:
СЗ - сумма целевого займа, подлежащая возврату;
ПС - месячная процентная ставка, равная 1/12 от годовой процентной ставки (в процентах годовых);
Кол. мес. - количество полных процентных периодов, оставшихся до окончательного возврата займа.
При выявлении нецелевого использования займа Фонд вправе досрочно взыскать выданный заем на основании акта проверки целевого использования займа.
Порядок обращения молодых семей в Фонд и представления ими соответствующих документов для получения займа в рамках настоящей программы устанавливается постановлением администрации области.
6.2.3. Обеспечение индивидуального строительства материалами
Молодые семьи, осуществляющие строительство индивидуальных жилых домов, могут получить в Фонде заем в форме строительных материалов. В случае, если молодая семья получает заем в форме строительных материалов в дополнение к займу в форме денег (согласно пункту 6.2.2 настоящей программы), общая сумма займов должна соответствовать условиям части шестой (условия расчета размера целевого займа) пункта 6.2.2 настоящей программы.
Выдача займа в форме строительных материалов осуществляется Фондом поэтапно в соответствии со следующим укрупненным графиком строительства:
1 этап - земляные работы, устройство фундамента, устройство цокольной части;
2 этап - устройство коробки дома, устройство крыши, приобретение и установка оконных и дверных заполнений;
3 этап - отделочные работы.
Выполнение каждого этапа подтверждается актом проверки этапа.
Заем в форме строительных материалов предоставляется на условиях, аналогичных условиям, предусмотренным пунктом 6.2.2 настоящей программы для целевого займа в форме денег.
Возврат займа, полученного в форме строительных материалов, может осуществляться молодыми семьями - заемщиками в форме денег и (или) строительных материалов. В случае возврата займа в форме строительных материалов Фонд определяет цены согласно сложившейся ситуации и на основании данных Рязанского областного комитета государственной статистики.
Уплата процентов за пользование займом, полученным в форме строительных материалов, осуществляется исключительно в форме денег.
Порядок обращения молодых семей в Фонд и представления ими соответствующих документов для получения займа в форме строительных материалов устанавливается постановлением администрации области.
7. Контроль за реализацией программы и ее информационное обеспечение
Государственный заказчик осуществляет общее руководство и контроль за выполнением программы, определяет с участием Фонда и органов местного самоуправления формы и методы управления реализацией программы.
Текущее управление реализацией программы осуществляется Фондом.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации программы, ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляют государственному заказчику сведения о ее реализации.
Государственный заказчик обобщает эти сведения и ежегодно в составе материалов по исполнению областного бюджета информирует Рязанскую областную Думу о ходе реализации программы.
Работа среди населения по освещению целей и задач программы организуется государственным заказчиком с участием органов местного самоуправления через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализации программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы будет производиться на основе системы индикаторов, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, по соответствующим разделам.
Ответственность за представление информации и расчет индикаторов возлагается на Фонд.
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить:
создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей (свои жилищные условия улучшат 1 036 молодых семей путем строительства или приобретения жилья общей площадью 51 794 кв. метров);
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
использование в Рязанской области отработанных в ходе экспериментов механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.