Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
Муниципальная комплексная целевая программа
развития физической культуры и спорта
в г. Рязани на период 2005-2010 гг.
(утв. решением Рязанского городского Совета
от 11 ноября 2004 г. N 381-III)
14 августа 2008 г.
О плане мероприятий по реализации настоящей программы на 2006 г. см. решение Рязанского городского Совета от 13 апреля 2006 г. N 219-III "Об
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 Паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт муниципальной целевой программы
1. Наименование Программы - муниципальная комплексная Программа развития физической культуры и спорта в г. Рязани на 2005 - 2008годы.
2. Основание для разработки Программы: Распоряжение главы администрации г. Рязани N 1329 от 27.08.2004.
3. Государственный Заказчик: Администрация г. Рязани.
4. Основные разработчики Программы: Крылов Н.В. - председатель комитета по физической культуре и спорту администрации г. Рязани; Тамбовский А.Н. - доктор педагогических наук, профессор Рязанской государственной сельскохозяйственной академии им. П.А.Костычева; Бархударян Р.Г. - доцент Рязанской государственной радиотехнической академии; Кудряшова Л.В. - ведущий специалист комитета по физической культуре и спорту администрации г. Рязани.
5. Целью Программы является формирование и реализация потребностей жителей города к активным занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни через создание для этого необходимых условий при обязательном максимально полном выполнении Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" и Закона Рязанской области "О физической культуре и спорте в Рязанской области" на территории г. Рязани для обеспечения правовых, организационных, экономических, социальных и медико-биологических условий и потребностей гармоничного развития горожан, а также выражение политики городской администрации в решении проблемы физической культуры и спорта в г. Рязани.
6. Задачи Программы:
- формирование мотивации у горожан к занятиям физической культурой и спортом и создание условий для реализации существующих и возникающих потребностей к данным занятиям и здоровому образу жизни;
- содержание и развитие собственной муниципальной материально-технической базы физической культуры и спорта;
- совершенствование нормативно-правовой и экономической базы развития физической культуры и спорта в г. Рязани;
- совершенствование форм и методов организации работы по подготовке спортивных резервов, любительских и профессиональных команд и отдельных спортсменов, занимающихся приоритетными видами спорта;
- активизация физкультурно-образовательной и рекламно-информационной деятельности по формированию здорового образа жизни у жителей города.
7. Сроки и этапы реализации Программы: Программа рассчитана на период до 2008 года. Ежегодные планы основных работ и мероприятий и объемы их финансирования рассчитаны на 2005-2008 годы при последующих возможных корректировках и уточнениях как мероприятий Программы, так и объемов их финансирования.
8. Исполнители Программы - Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Рязани.
9. Объемы финансирования -
2005 г. - 315,0 тыс. руб.; 2006 г. - 315,0 тыс. руб.;
2007 г. - 1637,0 тыс. руб.; 2008 г. - 1361,0 тыс. руб.;
Источники финансирования - муниципальный бюджет и областной бюджет.
10. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
- количество людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должно достичь 60 - 70 тыс. чел.;
- количество юных спортсменов - членов сборных команд города, области, России из числа учащихся школ, других учебных заведений, детско-юношеских спортивных школ достигнет 2500 - 3000 чел., при этом улучшатся и спортивные достижения этих спортсменов;
- увеличится количество и улучшится состояние спортивных сооружений в городе, повысится их загруженность;
- увеличится количество, повысится уровень и посещаемость проводимых 'физкультурно-спортивных мероприятий.
11. Контроль за реализацией Программы осуществляется первым заместителем главы администрации города Рязани и городским Советом (городской Думой). Финансовый контроль осуществляют финансово-казначейское управление и управление экономики города.
Содержание проблемы
В результате изменений экономических и политических условий, произошедших в нашей стране за последние годы, сложилась сложная и неоднозначная ситуация.
Реорганизация экономических и политических основ общества сопровождается постоянным снижением уровня и качества жизни значительной части населения, что влечет за собой целый ряд негативных последствий. Особое беспокойство вызывает состояние физического и эмоционально-психологического здоровья всех групп населения. Данные опросов свидетельствуют, что 29% жителей старше 10 лет обеспокоены состоянием своего здоровья. Анализ динамики заболеваемости взрослых и подростков по классам заболеваний показывает, что за последние годы значительно возросло количество заболеваний нервной системы и органов чувств, а также травм и отравлений. Обоснованную тревогу вызывают масштабы прироста смертности по причинам, имеющим непосредственно социальную природу, а именно: за счет роста алкоголизма, наркомании, нервных стрессов, ухудшения криминогенной обстановки.
Среди различных факторов, определяющих здоровье, одним из важнейших является двигательная активность. Организованная как целенаправленные занятия физической культурой и спортом, она решающим образом влияет на сохранение здоровья человека.
Учет сложившихся в настоящее время социальных, экономических и политических условий указывает на то, что в обществе назрела острая социальная потребность в развитии массового физкультурного движения как средства оздоровления населения, привлечения его к здоровому образу жизни.
Понимание всех составляющих перечисленных условий при разработке Программы развития физической культуры и спорта в г. Рязани предопределило учет следующих аспектов:
1. Организация и практическая реализация процесса физического воспитания осуществляется как через государственные, так и через негосударственные и общественные структуры, являющиеся основой системы физической культуры.
2. При регулировании в данной отрасли на ведущее место выдвигается задача содействия развитию массовой физической культуры и спорта как одного из эффективных средств социальной реабилитации и оздоровления различных групп населения.
3. Разработка и реализация Программы требуют постоянного учета общественного мнения.
4. В современных условиях резко возрастает значение программно-целевого подхода, так как он позволяет:
- в условиях ограниченных материальных и финансовых ресурсов целенаправленно сконцентрировать имеющиеся средства и резервы на основных направлениях, определенных Программой;
- привлечь к разработке и реализации Программы заинтересованных субъектов системы физической культуры (как государственных, так и негосударственных структур), преодолеть ведомственный барьер, сформировать сеть горизонтальных связей между различными организациями и учреждениями, частными лицами.
Анализ ситуации
Общие положения. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкое снижение уровня здоровья населения потребовали от государства принятия ряда нормативных документов, направленных на развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни россиян. В этих документах провозглашается социальный приоритет здоровья во всей системе общественной жизнедеятельности граждан, предполагающий привлечение населения к активным занятиям физической культурой и спортом. При этом законодательные акты предусматривают создание благоприятных условий для формирования и реализации потребностей населения в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, в здоровом образе жизни.
Структура потребностей и возможности их удовлетворения
Анализ структуры потребности в физкультурной деятельности показывает, что она делится на спортивно-зрелищную и физкультурно-оздоровительную, причем последнюю необходимо разделить на потребность в занятиях организованных и самостоятельных. Сочетание организованных и самостоятельных занятий во многом зависит от характера предложенных учреждениями физической культуры услуг. Учет этих взаимосвязей необходим для практики планирования, но исследованы они пока очень мало. Единственное, что не вызывает сомнения, - это факт широкого распространения самостоятельных занятий и неудовлетворенность потребностей в занятиях организованных.
Статистические данные показывают, что по состоянию на начало 2004 года активно занимаются физической культурой и спортом (по возрастным группам): 10-17 лет - 32%; 18-34 года - 15%; 35-50 лет - 5%; 50 лет и старше - 3,5%. При этом общая численность таких горожан достигла почти 40 тысяч.
Физическое воспитание учащейся молодежи
Практика показывает, что существующая система обязательного физического воспитания и контроля за физическим развитием детей и подростков не полностью обеспечивает всестороннее развитие физических и духовных сил, не дает достаточную физическую подготовку для выполнения основных социальных функций молодыми людьми.
Ситуация мало изменяется даже при введении в школах 3 занятий в неделю и при проведении в ряде школ дополнительных (факультативных) занятий по физической культуре.
Массовая физическая культура и спорт
Независимо от социально-экономических условий, укрепления здоровья горожан, снижения количества ослабленных и больных людей можно достичь, только "втягивая" основную массу населения в занятия физической культурой и спортом, пропагандируя и прививая здоровый образ жизни.
Создавая условия для занятий физкультурой для всех горожан, то есть удовлетворяя потребность среднестатистического жителя, при разработке Программы учитывалось, что основы физического здоровья и потребность в здоровом образе жизни закладываются прежде всего в детском и подростковом возрасте.
Один из эффективных путей привлечения детей и подростков к регулярным занятиям физкультурой лежит через оснащение их мест жительства простыми плоскостными спортивными площадками во дворах. В последние годы этого пути в своей работе придерживается и городская администрация. Программой предусматривается еще большая активизация работы в данном направлении.
Материально-техническая база
Перспектива дальнейшего подъема массовости физкультурного движения во многом зависит от наличия и состояния материально-технической базы. Понимание этого способствовало тому, что несмотря на очень большие сложности, за последние 4 года удалось не только не уменьшить общее число спортивных сооружений в городе, но и в ряде из них сделать ремонты. К тому же ведутся активные работы по строительству даже новых спортивных сооружений, финансирование которых предусматривается из внебюджетных средств. В рамках предлагаемой Программы целесообразно и дальше развивать такую работу.
Кадры и структура управления
Несмотря на усилия, предпринятые в последние 4 года, в настоящее время в спортивных учреждениях г. Рязани продолжает ощущаться дефицит специалистов. Особенно это касается лиц, работающих в коммерческих физкультурно-оздоровительных центрах и клубах. Вместе с тем количество специалистов, выпускаемых факультетом физической культуры и спорта РГПУ, может полностью восполнить потребность в кадрах. Однако существовавшая ранее практика распределения выпускников по спортивным объектам и школам в настоящее время не применяется.
Одним из важнейших факторов, сдерживающих целенаправленное и эффективное развитие физической культуры и спорта в городе, является ведомственная разобщенность организаций и учреждений, занимающихся предоставлением услуг в области физической культуры и спорта: часть городских спортивных сооружений приобрела других собственников, часть находится в ведении управления образования, часть - в ведении комитета по физической культуре и спорту, федеральные учреждения (вузы) располагают своими спортсооружениями.
Основные выводы
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что основными проблемами в области физической культуры и спорта в г. Рязани в настоящее время являются:
1. Отсутствие устойчивого, мотивированного интереса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения. Здоровый образ жизни не стал нормой для большинства горожан.
2. Наличие несоответствия между потребностями населения и возможностями спортивных сооружений города в предоставлении необходимых услуг.
3. Острый дефицит в тренерских и инструкторских кадрах и отсутствие должных условий для их сохранения и подготовки.
4. Ведомственная разобщенность субъектов политики в области физической культуры и спорта не позволяет эффективно концентрировать недостаточные финансовые и материальные ресурсы на приоритетных направлениях.
5. Невысокий уровень оснащенности специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, передовыми высокоэффективными средствами и методами.
6. Слабо проработанная нормативно-правовая база не позволяет в полном объеме организовывать и вести эффективную целенаправленную работу субъектам политики администрации города в области физической культуры и спорта.
Понимание всей сложности решения обозначенных проблем предопределяет использование системного, комплексного, совокупного и последовательного подхода по развитию физической культуры и спорта в городе.
Основная цель Программы
Программа учитывает прежде всего реальные возможности системы городского самоуправления, финансовые и другие ресурсы, существующую структуру управления.
По своей направленности Программа нацелена на формирование у всех социальных и возрастных групп горожан осознанного, мотивированного отношения к улучшению и сохранению своего здоровья средствами и методами физической культуры и спорта. При этом основной акцент в Программе сделан на физкультурно-оздоровительную работу и развитие массового детско-юношеского спорта.
Целью Программы является формирование и реализация потребностей жителей города к активным занятиям физической культурой и спортом и здоровому образу жизни через создание для этого необходимых условий при обязательном максимально полном выполнении Федерального закона "О физической культуре и спорте в РФ" и Закона Рязанской области "О физической культуре и спорте в Рязанской области" на территории г. Рязани для обеспечения правовых, организационных, экономических, социальных и медико-биологических условий и потребностей гармоничного развития горожан, а также выражение политики городской администрации в решении проблемы физической культуры и спорта в г. Рязани.
Задачи Программы
1. Формирование мотивации у горожан к занятиям физической культурой и спортом и создание условий для реализация существующих и возникающих потребностей к данным занятиям и здоровому образу жизни.
Решение данной задачи лежит через разработку и совершенствование тех форм и методов организационной работы, которые позволяют привлекать все большее число жителей города различных возрастов и материального достатка к здоровому образу жизни.
2. Содержание и развитие собственной муниципальной материально-технической базы физической культуры и спорта.
Решение этой задачи предусматривает создание и развитие комфортной, привлекательной и достаточной по пропускной способности материальной базы (независимо от форм собственности) для занятий физической культурой и спортом различных групп населения во всех районах города.
3. Совершенствование нормативно-правовой и экономической базы развития физической культуры и спорта в г. Рязани.
В процессе решения данной задачи предусматривается конкретизация законодательных, финансовых и методических вопросов для дальнейшего развития предприятий, организаций и учреждений различных видов собственности и ведомственной принадлежности, в той или иной мере занимающихся вопросами физической культуры и спорта, с целью повышения эффективности их работы с жителями в рамках Программы независимо от их материального состояния, социального статуса, физического развития и состояния здоровья.
4. Совершенствование форм и методов организации работы по подготовке спортивных резервов, любительских и профессиональных команд и отдельных спортсменов, занимающихся приоритетными видами спорта.
Решение этой задачи обеспечивается целенаправленной и систематизированной работой по повышению подготовленности спортсменов, успешностью их выступлений на соревнованиях, что приводит к повышению авторитета города, конкретных видов спорта, воспитанию патриотизма и, как следствие, способствует заметному росту жителей (особенно молодежи), активно занимающихся различными видами спорта.
5. Активизация физкультурно-образовательной и рекламно-информационной деятельности по формированию здорового образа жизни у жителей города.
Решение данной задачи позволит повысить уровень физкультурно-спортивной образованности жителей г. Рязани, что должно способствовать увеличению числа горожан, осознанно занимающихся физической культурой и спортом как в организованной, так и в самостоятельной формах.
Пути и принципы реализации Программы
Несмотря на изменившиеся социально-экономические условия в нашей стране, при управлении такой специфической сферой, как физическая культура и спорт, сохраняется необходимость координации усилий всех участников, занимающихся данным видом деятельности. При этом координационные усилия в плане реализации данной Программы должны опираться на ряд основных принципов:
1) принцип социальной эффективности (соблюдение социальной направленности вопросов, решаемых в Программе);
2) принцип адресности (ориентация Программы на определенные социальные группы и слои населения);
3) принцип дифференцированности (использование принципа достаточности и необходимости к конкретным видам спорта и физкультурно-оздоровительной работе);
4) принцип партнерства (взаимный учет интересов ведомств, организаций и других участников физкультурно-спортивной деятельности);
5) принцип интеграции (взаимосвязь с соответствующими федеральными, областными, муниципальными Программами);
6) принцип скользящего программирования (наращивание возможностей Программы по мере ее реализации, а также за счет разработки и реализации новых подпрограмм).
Для решения обозначенных задач необходимо кадровое, материально-техническое, методическое, правовое и финансовое обеспечение, основные компоненты которого рассмотрены в комплексах мероприятий основных направлений Программы.
Нормативно-правовые отношения, возникающие в процессе разработки и практической реализации Программы, определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о физической культуре и спорте Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской федерации, Законом Российской Федерации "Об общественных объединениях", Законом Российской Федерации "О некоммерческих организациях", Законом Рязанской области "О физической культуре и спорте в Рязанской области", Уставом г. Рязани и иными правовыми актами Российской Федерации, Рязанской области и г. Рязани.
На основании информации, получаемой о ходе выполнения Программы, Комитет готовит для главы администрации г. Рязани проект решения по возможной корректировке мероприятий Программы и сроков их реализации. Корректировки сроков и мероприятий утверждаются главой администрации города.
Главные приоритеты и направления
в политике администрации г. Рязани
по развитию физической культуры и спорта
Общие подходы
Общие подходы в выборе основных направлений Программы основываются на простой логической связи между уровнями потребностей в занятиях физической культурой и спортом. Так поддержка и развитие физкультурно-спортивной деятельности у детей и юношества через обязательные формы (спортивные школы, секции, молодежные клубы, дворовые команды и т.д.) удовлетворяют потребность в физическом развитии и самосовершенствовании основной массы подрастающего поколения.
Развитие физкультурно-спортивной деятельности старшего поколения (по месту жительства и работы, клубная и секционная, туризм и т.д.) создают основу для укрепления здоровья людей старшего и среднего возраста.
Удовлетворением потребности большей части населения, ориентированной на занятия физической культурой и спортом, создается основа для улучшения здоровья людей, уменьшения количества больных и нуждающихся в физическом восстановлении и реабилитации.
С другой стороны, массовые занятия физической культурой дают возможность для выявления талантливых людей в тех или иных видах спорта и, следовательно, служат базой для развития спорта высших достижений.
И, наконец, высококлассные спортсмены из числа рязанцев являются той основой, которая формирует престиж здорового образа жизни, физического развития человека, что, в свою очередь, позволяет "втягивать" в здоровый образ жизни остальных горожан.
Главные направления работы
Анализ ситуации и приведенные выше суждения приводят к тому, что реализация политики администрации города в сфере физической культуры и спорта связана с работой главным образом в трех основных направлениях:
1. Развитие массовой физической культуры.
2. Физическое воспитание детей и подростков.
3. Развитие приоритетных видов спорта.
Приоритеты в развитии массовой физкультуры и спорта
В рамках этого направления работы основное внимание на данном этапе должно быть уделено:
1. Созданию условий экономической заинтересованности предприятий и организаций, хозяев спортивных сооружений в организации работы физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
2. Созданию системы физкультурно-массовой работы по месту жительства.
3. Развитию массового спортивно-оздоровительного туризма.
Физическое воспитание детей и юношества
Наибольшая часть работы в этом направлении принадлежит дошкольным, школьным и другим образовательным учреждениям.
В рамках же данной Программы приоритетными являются вопросы, связанные с организацией физического воспитания детей и юношества в необязательных формах обучения:
1) ДЮСШ;
2) подростковые клубы.
Развитие спорта высших достижений
Развитие в городе спорта высших достижений (в том числе и профессионального) создает предпосылки для самореализации человека, стремящегося к высоким спортивным результатам. Это дает возможность наглядно демонстрировать преимущества здорового образа жизни, стимулирует развитие массовой физической культуры, закладывает и поддерживает спортивные традиции. И, наконец, спортивные соревнования высокого уровня своей зрелищностью позволяют зрителям снять стрессовые нагрузки и способствуют психологической разрядке.
Однако в условиях финансового дефицита и дефицита высококлассных тренерских кадров и современной спортивной базы развитие всех видов спорта в городе в настоящее время невозможно, поэтому целесообразно выделить приоритетные виды спорта. Критериями такого выбора являются:
1. Необходимая материально-техническая база данного вида спорта.
2. Его материалоемкость.
3. Сложившиеся в городе традиции и преемственность в том или ином виде спорта.
4. Наличие уже достигнутых высоких спортивных результатов.
5. Наличие подготовленных кадров.
По этому принципу нужно выделить два типа регулирования:
а) поддержание и развитие приоритетных направлений в спорте;
б) обеспечение выживания видов спорта, не вошедших в приоритетную группу.
Видами спорта, в которых достигнуты значительные успехи и развита инфраструктура, являются: легкая атлетика, футбол, волейбол, лыжные гонки, некоторые виды борьбы.
Кроме того, существуют виды спорта, не отвечающие критериям приоритетности, но развитие которых в городе способствует более полной реализации горожан в спорте, поддержанию их здоровья (художественная гимнастика, баскетбол, хоккей, тяжелая атлетика, бокс, велоспорт).
Выделение приоритетов не означает полного отсутствия внимания к другим видам спорта. Оно лишь подчеркивает, что перечисленные виды, по мере возможности, будут развиваться, в то время как остальные будут поддерживаться в режиме выживания.
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 раздел "Сроки и этапы реализации Программы" настоящего приложения изложен в новой редакции
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2005-2008 гг. При этом на первом этапе ее реализации (до .2007 г.) основной акцент делается на развитие материально-технической и нормативно-правовой базы физической культуры и спорта в г. Рязани. На втором этапе основные усилия сосредоточиваются на формировании активного, осознанного отношения рязанцев к необходимости целенаправленной двигательной активности, являющейся основой здорового образа жизни.
Таблица 1
млн.руб.
Этапы, года | Предполагаемые источники финансирования | ||||
Гор. бюджет | Обл. бюджет | Фед. бюджет | Внебюдж. бюджет |
Всего | |
Общий объем финансирования по Программе |
280,163 |
- |
- |
- |
280,163 |
В т.ч. по этапам, годам: 2005 2006 2007 2008 2009 2010 |
35,647 47,881 49,191 48,201 48,638 50,605 |
35,647 47,881 49,191 48,201 48,638 50,605 |
Система программных мероприятий
Система конкретных программных мероприятий по направлениям представлена в таблицах 2-8.
Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы опирается на наиболее существенные предпосылки (условия) реализации Программы:
1. Текущее положение с физической культурой и спортом в г. Рязани, сложившееся к началу подготовки Программы, является исходной точкой формирования управленческих решений. Другими словами, условия здесь представляют собой некий конечный результат анализа ситуации в городе по вопросам физической культуры и спорта.
2. Материальные и социальные предпосылки реализации Программы, определяемые экономической ситуацией в стране и городе.
3. Характер сложившейся системы управления социальными процессами на уровне города и региона (области).
4. Совокупность существующих законов и нормативных актов федерального, регионального и местного значения.
5. Сложившиеся отношения различных групп населения к проблеме здоровья, физической культуры и спорта.
Основой управленческого воздействия на ситуацию является распределение ресурсов (материальных, финансовых, кадровых, информационных и т.д.), а также выработка и принятие правил (норм), по которым распределяются эти ресурсы.
Основными способами (направлениями) (табл. 2-8) воздействия являются:
1. Нормативно-правовое регулирование (обеспечение).
2. Материально-техническое обеспечение.
3. Финансовое обеспечение.
4. Организационно-управленческое обеспечение.
5. Кадровое обеспечение.
6. Информационно-аналитическое обеспечение.
7. Научно-методическое обеспечение.
Таблица 2
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 таблица 2 настоящего приложения изложена в новой редакции
Нормативно-правовое направление
NN пп |
Мероприятия |
Год |
Исполнитель |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1. |
Ежегодно формировать перечень (банк данных) госбюджетных и хозрасчетных организаций, учреждений, клубов, занимающихся спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельностью |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет по физической культуре и спорту (далее - Комитет) |
2. |
Формировать перечень спортивных и физкультурно-оздоровительных организаций, учреждений и сооружений в целях ходатайства для них перспективного льготного налогообложения |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
3. |
Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в Закон Рязанской области "О физической культуре и спорте в Рязанской области" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
4. |
Готовить предложения о совершенствовании лицензирования хозрасчетных учреждений и организаций, предоставляющих платные спортивные и физкультурно-оздоровительные услуги |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
5. |
Готовить предложения об аттестации специалистов, чья деятельность связана с оказанием платных физкультурно-оздоровительных или спортивных услуг |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
6. |
Разработать предложения о включении представителя Комитета в состав Градостроительного совета по проектированию жилых районов и приемно-сдаточных комиссий по вводу жилья в эксплуатацию |
+ |
|
|
|
Комитет |
7. |
Регулярная работа по внебюджетному финансированию |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
8. |
Проработка маркетинговых вопросов с ведущими спортсменами города, командами, федерациями, учеными, специалистами |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
9. |
Разработать Программу поддержки малого бизнеса сферы физической культуры и спорта в г. Рязани |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
10. |
Проработка финансовых и методических вопросов организации и проведения курсов повышения квалификации работников физкультурно-спортивной сферы города, семинаров для судей, тренеров-преподавателей, инструкторов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
11. |
Разработать положение о финансовой поддержке в виде 10 персональных стипендий городской администрации ведущим спортсменам (не "профессионалам") |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
12. |
Подготовка вопросов организации конкурса инвестиционных проектов развития физкультурно-спортивной сферы в г. Рязани |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
13. |
Разработать меры по экономическому стимулированию негосударственного сектора физической культуры и спорта (частные физкультурно-спортивные клубы, производители спортивного инвентаря, оборудования и т.д.) в форме предоставления льготной рекламы, льготной аренды спортивных сооружений, налоговых льгот, предоставления помещений муниципальной собственности и т.д.) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
14. |
Подготовка не менее трех проектов для участия в федеральных программах |
+ |
+ |
+ |
+ |
комитет |
15. |
Проработка инновационных вопросов по направлениям Программы |
+ |
+ |
+ |
+ |
комитет |
16. |
Разработка нормативно-правовой базы деятельности физкультурно-оздоровительных центров, клубов здоровья на территории г. Рязани |
+ |
+ |
+ |
+ |
комитет |
Таблица 3
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 таблица 3 настоящего приложения изложена в новой редакции
Спортивно-массовое
и физкультурно-оздоровительное направление
NN пп |
Мероприятия |
Финансирование, тыс. руб. |
Исполнитель |
|||||||
Год | ||||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||||||
Городской бюджет |
Областной бюджет |
Городской бюджет |
Областной бюджет |
|||||||
1 |
Регулярная работа с областными и городскими федерациями по 40 видам спорта |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Комитет |
||
2 |
Осуществление регулярных рабочих контактов со всеми городскими организациями, учреждениями и предприятиями, осуществляющими подготовку спортсменов-любителей независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Комитет |
||
3 |
Регулярная работа по организации и методическому обеспечению физкультурно-оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Комитет |
||
4 |
Разработка критериев оценки физкультурно-спортивной работы учителей, преподавателей и инструкторов |
+ |
+ |
+ + |
|
+ |
|
Комитет |
||
5 |
Разработка критериев оценки физического состояния жителей г. Рязани (для различных возрастных групп) |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Комитет |
||
6 |
Регулярная работа с клубами по месту жительства |
80 |
80 |
65 |
|
+ |
|
Комитет |
||
7 |
Разработка положения и проведение смотра-конкурса на лучшую оздоровительную Программу года |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
8 |
Разработка положения смотра-конкурса "Лучший спортивный двор" |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
9 |
Разработка Программы и проведение смотра-конкурса физкультурно-спортивной, оздоровительной (и адаптивной) работы среди населения между районами города |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
10 |
Оказание учебным заведениям и учреждениям города методической помощи по летнему оздоровлению детей |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
11 |
Подготовка вопроса по организации центра кинезиотерапии наркоманов |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
12 |
Организация пунктов проката лыж, коньков (п. Солотча, МУП ЦСК, стад. "Локомотив", "Химик") |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
13 |
Методическое курирование физкультурно-оздоровительных центров всех форм собственности |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
Комитет |
||
14 |
Проработка вопроса о выделении ставок инструкторов по ФК на предприятиях города |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
15 |
Проведение конкурса "Лучший спортсмен города Рязани" |
15 |
15 |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
16 |
Контроль и организация районных и городских команд для выступления на областных, зональных и российских соревнованиях |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
Комитет |
||
17 |
Организация и проведение встреч-семинаров с ведущими тренерами и спортивными специалистами города |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
18 |
Разработка Программы и проведение смотра-конкурса по ФОР среди дошкольных учреждений и начальных классов средних школ |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
19 |
Разработать проект постановления главы администрации города по обязательному обучению плаванию учащихся 1-3 классов |
+ |
|
|
|
+ |
|
Комитет |
||
20 |
Организация и проведение городской Спартакиады трудящихся |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
Комитет |
||
21 |
Организация и проведение Спартакиады сотрудников городской администрации |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
22 |
Оказание помощи в проведении городской Спартакиады дворовых команд |
200 |
200 |
|
|
|
200 |
Комитет |
||
23 |
Разработка и проведение смотра-конкурса на лучшую физкультурно-спортивную работу среди групп учебных заведений города, предприятий и учреждений |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
24 |
Материально-финансовая поддержка муниципальных организаций, наиболее успешно ведущих подготовку спортсменов |
20 |
20 |
35 |
|
151 |
|
Комитет |
||
25 |
Оказание организационно-финансовой помощи ведущим спортсменам и командам города для их участия в соревнованиях российского и международного уровней |
+ |
+ |
187 |
|
|
|
Комитет |
||
26 |
Оказание материальной, методической и финансовой помощи учителям школ, преподавателям других учебных заведений, Дворца творчества, активно и эффективно занимающимся с детьми различными видами спорта |
+ |
+ |
50 |
|
135 |
|
Комитет |
||
27 |
Работа по календарному плану спортивно-массовых мероприятий |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Комитет |
||
28 |
Постоянная необходимая научно-методическая помощь тренерам и преподавателям |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Комитет |
||
29 |
Приобретение спортивного инвентаря и спортивного оборудования |
+ |
+ |
7 |
700 |
|
400 |
Комитет |
||
30 |
Приобретение спортивного инвентаря и оборудования для работы с детьми по месту жительства |
+ |
+ |
|
400 |
|
400 |
Комитет |
||
31 |
Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий по месту жительства |
+ |
+ |
|
200 |
75 |
|
Комитет |
||
#29 |
Оказание помощи в решении вопросов приобретения спортивной формы и спортивного инвентаря сборным командам города |
+ |
+ |
|
|
+ |
|
Комитет |
||
Итого |
315 |
315 |
337 |
1300 |
361 |
1000 |
|
Таблица 4
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 таблица 4 настоящего приложения изложена в новой редакции
Подготовка спортивного резерва
NN пп |
Мероприятия |
Год |
Исполнитель |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1 |
Регулярная работа по кадровому и бюджетному финансовому обеспечению работы ДЮСШЛГ, КДЮСШ, Клуба-900, СДЮШОР и ДЮСШ, шахматного и вело-клубов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
2 |
Проработка вопросов об организации специальных спортивных классов в школах города |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
3 |
Проработка вопросов об открытии городского спортинтерната |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
4 |
Поддержание постоянных рабочих контактов с учителями школ, ведущими работу по конкретным видам спорта |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
5 |
Оказание материальной, методической и финансовой помощи учителям школ, преподавателям других учебных заведений, Дворца творчества, активно и эффективно занимающихся с детьми различными видами спорта |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
6 |
Установление и ведение рабочих контактов с Рязанским педагогическим колледжем и Рязанским государственным педагогическим университетом для решения кадровых вопросов по специалистам физической культуры и спорта в школах и ДЮСШ города |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
7 |
Проведение регулярной работы со спортклубами вузов города, ССУЗами, КФК, областными федерациями по видам спорта по подготовке молодых спортсменов |
+ |
|
|
|
Комитет |
8 |
Оказание помощи детям в летнем отдыхе |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
9 |
Разработка положения, организация и проведение конкурса на лучшего детского тренера города по 2 группам (общеобразовательные школы и ДЮСШ, клубы) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
10 |
Разработать положение и провести конкурс на лучшего молодого спортсмена города |
+ |
+ |
+ |
|
Комитет |
11 |
Поддержание регулярных контактов с ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области детско-юношеского спорта |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
12 |
Разработать положение о выделении 10 персональных стипендий наиболее перспективным молодым спортсменам города |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
Таблица 5
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 таблица 5 настоящего приложения изложена в новой редакции
Профессиональный спорт
NN пп |
Мероприятия |
Год |
Исполнитель |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1 |
Конкретизация организационных, материально-технических и финансовых вопросов взаимоотношений с юридическими и физическими лицами профессионального спорта в рамках Программы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
2 |
Подготовка и заключение договоров о разностороннем сотрудничестве с профессиональными спортивными клубами |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
3 |
Проведение регулярной работы с БК "Витязь" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
4 |
Проведение регулярной работы с ХК "Рязань" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
5 |
Проведение регулярной работы с ВК "Транс-энерго" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
6 |
Проведение регулярной работы с СК "Золотые купола" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
7 |
Проведение регулярной работы с ФК "Водоканал" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
8 |
Изучение мирового и российского опыта развития профессионального спорта и адаптация передовых методик к условиям г. Рязани |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
9 |
Разработать и создать условия рекламной привлекательности деятельности профессиональных команд |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
Таблица 6
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 таблица 6 настоящего приложения изложена в новой редакции
Материально-техническое обеспечение
NN пп |
Мероприятия |
Год |
Исполнитель |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1 |
Ежегодно формировать единый банк данных обо всех спортивных сооружениях города (возможностях, пропускной способности, загруженности, рентабельности, перспективности) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
2 |
Проработать вопрос о переведении в муниципальную собственность ведомственных спортивных сооружений, которые используются не по назначению |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
3 |
Подготовка вопроса об установке автономной системы отопления в ДЮСШ и на МУП "ЦСК" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
4 |
Подготовить вопрос о внедрении энергосберегающих технологий на спортивных сооружениях |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
5 |
Проработка вопроса создания общегородского рекреационного центра (при долевом участии физических и юридических лиц) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
6 |
Строительство лыжного спортивно- оздоровительного комплекса с лыжероллерной (велосипедной) трассой в микрорайоне Д.-Песочня |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
7 |
Строительство освещенной лыжной трассы (Д.-Песочня) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
8 |
Приобретение и установка детских гимнастико-игровых дворовых комплексов ("Вивана") |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
9 |
Строительство центра "Надежда" |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
10 |
Строительство горнолыжного комплекса (д. Карцево) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
11 |
Строительство физкультурно-спортивного комплекса в Д.-Песочня |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
12 |
Строительство ледового дворца и бассейна (ул. Новаторов) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
13 |
Проведение капитальных ремонтов: ЦСЕ "Комета" ДЮСШЛГ КДЮСШ Клуб -900 Велоклуб ДЮСШЕ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
14 |
Строительство дворовых спортивных площадок (в рамках программы "Наш двор") |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
15 |
Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса ("Электрон") |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
Таблица 7
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 таблица 7 настоящего приложения изложена в новой редакции
Методическое обеспечение
NN пп |
Мероприятия |
Год |
Исполнитель |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1 |
Подготовка и разработка муниципальных нормативов по основным направлениям физкультурно-спортивной работы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
2 |
Обеспечить организационно-методическую помощь инструкторам детских клубов и по месту жительства |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
3 |
Разработать Программы развития видов спорта (по отдельному плану) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
4 |
Организация и проведение курсов повышения квалификации работников физкультурно-оздоровительной и спортивной сферы |
|
+ |
+ |
+ |
Комитет |
5 |
Подготовить методические рекомендации для специалистов физической культуры дошкольных учреждений г. Рязани |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
6 |
Подготовить и провести ежегодные семинары для специалистов физической культуры дошкольных и школьных учреждений |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
7 |
Регулярный анализ научно-методических материалов отечественных и зарубежных специалистов и их аннотирование для физкультурно-спортивных работников города |
|
|
|
|
Комитет |
8 |
Организация и проведение регулярных семинаров повышения квалификации судей по массовым видам спорта |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
9 |
Оказание помощи тренерам и преподавателям по оценке функционального состояния и индивидуальных возможностей молодых спортсменов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
10 |
Участие в организации и материальном обеспечении оздоровительно-исследовательского центра |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
11 |
Ведение текущей консультативной работы с ведущими организациями и отдельными специалистами страны (по всем направлениям Программы) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
12 |
Участие в НИР, конференциях, проектах в рамках Программы совместно с ведущими вузами страны (МГАФК, РГАФК, ВНИИФК) |
|
+ |
+ |
+ |
Комитет, |
13 |
Проведение работ по мониторингу физического развития жителей города |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
14 |
Оказание диагностико-восстановительной помощи ведущим спортсменам и ветеранам спорта города |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
15 |
Регулярная разработка блока нормативно-правовых документов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
16 |
Постоянный контроль и коррекция процесса реализации Программы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
17 |
Подготовка к разработке и разработка новой Программы |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
18 |
Подготовка вопроса по организации центра кинезиотерапии наркоманов |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
Таблица 8
Решением Думы города Рязани от 14 августа 2008 г. N 398-1 таблица 8 настоящего приложения изложена в новой редакции
Пропаганда физической культуры и спорта
NN пп |
Мероприятия |
Год |
Исполнитель |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|||
1 |
Разработать пути повышения зрелищности спортивно-массовых мероприятий, проводимых в городе |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
2 |
Подготовить цикл передач на телевидении, направленных на пропаганду здорового образа жизни |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
3 |
Организовать регулярные встречи ведущих специалистов города в области физической культуры и спорта с горожанами и представителями СМИ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
4 |
Решить вопрос о создании городского центра по пропаганде и рекламе здорового образа жизни |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
5 |
Сформировать полный информационный банк данных о физкультурно-оздоровительных и спортивных услугах, оказываемых в г. Рязани |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
6 |
Регулярно предоставлять средствам массовой информации новые научно-методические материалы, посвященные вопросам здорового образа жизни |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
7 |
Разработать положение и провести смотр-конкурс на лучшую физкультурно-спортивную работу (по 6 группам - дошкольная, школьная, специальные учебные заведения, вузы, предприятия, хозрасчетные организации) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
8 |
Провести смотр-конкурс на лучшую пропаганду физической культуры и спорта (по группам предыдущего пункта) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
9 |
Провести смотр на лучшую рекламу физической культуры, спорта и здорового образа жизни |
+ |
+ |
+ |
+ |
Комитет |
Финансовое обеспечение данных направлений по годам представлено в таблице 9.
Таблица 9
Направления работ | Год | ||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
тыс. руб. | |||||||
1 | Нормативно-правовое сопровождение | 287 | 171 | 141 | 146 | 328 | 215 |
2 | Спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное |
9300 | 10900 | 11520 | 12280 | 13070 | 13480 |
3 | Подготовка спортивного резерва | 15660 | 17520 | 18130 | 19450 | 20095 | 23325 |
4 | Профессиональный спорт | 4855 | 5245 | 5545 | 5645 | 6480 | 7180 |
5 | Материально-техническое обеспечение | 4730 | 13110 | 12860 | 9560 | 6200 | 5150 |
6 | Методическое обеспечение | 580 | 715 | 785 | 875 | 990 | 905 |
7 | Пропаганда физической культуры и спорта | 235 | 220 | 210 | 245 | 375 | 350 |
Итого | 35647 | 47881 | 49191 | 48201 | 48638 | 50605 |
Нормативно-правовое обеспечение должно осуществляться построением системы взаимосвязанных нормативных документов на федеральном, областном и городском уровнях. Эта система должна обеспечивать развитие правового механизма на уровне города.
Финансовое обеспечение Программы должно учитывать возможности бюджета города, предусматривать возможности спонсорской помощи, внебюджетного финансирования, федерального и областного финансирования путем участия в соответствующих Программах, различные варианты долевого участия в финансировании различных работ (проектов) и другие пути.
Организационно-управленческое обеспечение Программы должно быть нацелено на:
1) координацию усилий комитета в формировании единой, целенаправленной деятельности всех организаций и учреждений, занимающихся физкультурно-оздоровительной и спортивной работой на территории города;
2) обеспечение всех участников данной работы научно обоснованными средствами, методами и рекомендациями, а также лицензирование работы этих организаций;
3) поддержание и обеспечение нормального функционирования существующей инфраструктуры и постепенное (по мере возможности) развитие муниципальной материально-технической базы;
4) единое планирование физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
5) создание в городе благоприятного фона для развертывания социально значимых проектов в области физической культуры и спорта;
6) постоянный анализ и прогноз развития ситуации по проблемам физической культуры и спорта в городе.
Кадровое обеспечение должно идти по следующим основным путям: а) по решению вопросов, связанных с поднятием престижа работы специалиста физической культуры и спорта; б) осуществление подготовки и переподготовки специалистов, работающих в области физической культуры и спорта (независимо от формы собственности предприятий), аттестация кадров.
Единый календарный план (или система) городских спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий является обязательным условием и одним из механизмов реализации политики городской администрации в области физической культуры и спорта.
Информационно-аналитическое обеспечение. Основными задачами в этом направлении являются:
- формирование устойчивой потребности у населения города в здоровом образе жизни, регулярных занятиях физической культурой и спортом;
- пропаганда здорового образа жизни;
- постоянный анализ и прогноз развития ситуации в сфере физической культуры и спорта в городе.
Научно-методическое обеспечение Программы. Предлагаемая Программа составлена на основе имеющихся в настоящее время методических и научных рекомендаций с учетом ограниченных финансовых и материальных возможностей города.
Одним из основных механизмов развертывания работы по такому обеспечению Программы является формирование заказа ученым-специалистам в области физической культуры и спорта на разработку:
- методических рекомендаций по проведению индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями с детьми и молодежью в часы досуга;
- систем формирования потребностей у детей и учащейся молодежи в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
- основ профилактики правонарушений средствами физической культуры и спорта;
- средств, методов и технологий улучшения физического состояния человека, профилактики утомления, повышения работоспособности, реабилитации, для адаптивной физкультуры (для инвалидов);
- эффективных форм организации и проведения занятий с различными категориями горожан по месту жительства.
Механизм реализации Программы предусматривает также учет мнения жителей города, организаций, предприятий и учреждений о ходе и результатах работ по Программе. На основании полученной информации Комитет готовит для главы администрации г. Рязани проект решения по возможной корректировке мероприятий Программы и сроков их реализации. Корректировки сроков и мероприятий утверждаются главой администрации города.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управлением процесса реализации Программы занимается комитет по физической культуре и спорту администрации города. Контроль осуществляет первый заместитель главы администрации города по социальным вопросам, а также управление экономики и финансово-казначейское управление.
Оценка эффективности Программы
Критериями оценки эффективности реализации Программы являются:
1. Количество людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом в профессионально организованных группах (включая все слои населения, занимающихся во всех предприятиях, организациях и учреждениях города, чья деятельность связана с физкультурно-спортивной работой).
2. Количество людей, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом.
3. Количество спортсменов - членов сборных команд города, области, России, профессиональных команд из числа учащихся школ, профессиональных учебных заведений, детско-юношеских спортивных школ, представителей предприятий, организаций и учреждений города, а также спортивные достижения этих спортсменов.
4. Количество и состояние спортивных сооружений в городе, их загруженность (по результатам экспертных оценок).
5. Количество, уровень и посещаемость проводимых физкультурно-спортивных мероприятий.
Достижение цели и выполнение задач Программы позволит перенести акцент в развитии физкультуры и спорта на массовость и снизить уровень заболеваемости и травматизма наиболее экономичным способом профилактики заболеваний. Привлечение людей всех возрастов и социальных групп к занятиям физической культурой и спортом создаст необходимые условия для рациональной организации их досуга и активного отдыха, и что не менее важно, создаст особую среду общения, необходимую для формирования морального и эмоционально-психологического здоровья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.