Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие туризма в Рязанской области на 2006-2010 годы"
Областная целевая программа
"Развитие туризма в Рязанской области
на 2006-2010 годы"
7 мая, 28 декабря 2007 г., 29 декабря 2008 г., 30 июля 2009 г.
Законом Рязанской области от 30 июля 2009 г. N 89-ОЗ в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Областная целевая программа "Развитие туризма в Рязанской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Рязанской области |
Основной разработчик Программы |
Управление туризма Рязанской области |
Цель Программы | Создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса в Рязанской области |
Задачи Программы | Разработка и реализация мероприятий по развитию туризма в Рязанской области; формирование и использование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках; создание условий для привлечения инвестиций в сферу туризма, строительства новых и эффективной эксплуатации старых основных фондов; обеспечение предприятиями сферы туризма сервиса высокого качества; поддержка молодежного спортивно-оздоровительного туризма |
Сроки реализации Программы |
2006 - 2010 годы Подготовительный этап - 2006год Основной этап - 2007-2008 годы Завершающий этап - 2009-2010 годы |
Главный исполнитель | Управление туризма Рязанской области *, комитет по культуре и туризму Рязанской области; * до утверждения структуры исполнительных органов государственной власти Рязанском области в 2008 году |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 20,89 млн. руб. за счет средств областного бюджета |
Ожидаемые результаты Программы |
Значительное увеличение потока туристов в Рязанскую область; увеличение денежных поступлений в регион; улучшение внутренней инфраструктуры отдельных населенных пунктов и регионов в Рязанской области в целом; развитие туристской инфраструктуры (рекреационных зон, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов, др.); закрепление туристской индустрии как высокодоходной отрасли экономики области; рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней; развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, связь, сельское хозяйство, др.); создание условий для оздоровления и отдыха жителей Рязанской области и др. субъектов РФ в целом; повышение занятости и благосостояния населения области |
Система организации контроля за реализацией Программы |
Контроль осуществляет Правительство Рязанской области, в которое комитет по культуре и туризму Рязанской области в установленном порядке направляет сведения о ходе реализации Программы. Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета осуществляет Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области, министерство финансов Рязанской области |
1. Содержание проблемы и основание для разработки Программы
Туризм в современной жизни общества играет все более важную роль в силу своего непосредственного воздействия как на социальную, так и на экономическую сферы.
Нацеленная, прежде всего, на организацию отдыха населения современная туристическая индустрия является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма к 2005 году составило более 200 млн. или около 8% от общих показателей занятости в мире.
Туризм представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование ресурсов, историко-культурного и природного наследия, традиций. Правильно спланированный и рационально организованный туризм является особым и очень эффективным видом экспорта, не требующим вывоза материальных и природных богатств, на месте предоставляющим потребителю услуги.
Индустрия туризма как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении природы, культуры, облика исторических городов, благоприятной экологической ситуации.
Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации экономики Рязанской области определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условием наиболее эффективного использования совокупного производственного и социокультурного потенциала территории при сохранении экологического и культурного наследия и равновесия.
При этом включение Рязанской области в региональный, федеральный и международный туристские рынки требует не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и четкого представления о принципах деловой стратегии, характере и особенностях формирования сети туристских объектов, разработки моделей наиболее перспективных предприятий с представлением их экономических характеристик, определения туризма как фактора сохранения и возрождения уникальных исторических и природных территорий, активизации экономики области.
Опыт стран мира с развитым туристским сектором показывает, что планирование развития туризма необходимо вести на всех уровнях: национальном, региональном, местном и муниципальном и в тесной увязке с планами общего социально-экономического развития.
Это особенно важно в плане продвижения местных туристских продуктов на международные туристские рынки, привлечения крупных отечественных и зарубежных инвесторов.
В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в Рязанской области туризм может стать весомым фактором стабилизации всего социально-экономического процесса, обеспечивая приток денежных средств, создавая рабочие места, прежде всего, для местного населения, стимулируя производство товаров и продуктов, улучшая инфраструктуру и коммуникации, внося реальный вклад в улучшение платежного баланса.
Являясь важным средством физического и духовного оздоровления, воспитания, познания и повышения культурного уровня населения, туризм оказывет стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение, производство товаров народного потребления и может составить одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики области.
Разработка Программы становится в этом случае компонентом и первым этапом стратегической целевой комплексной программы развития туризма в области.
2. Краткая характеристика и оценка ресурсного туристского
потенциала Рязанской области
Рязанская область обладает значительным туристским потенциалом, включающим природно-рекреационный и историко-культурный аспекты. Туристов привлекают красота и экологическая чистота природы, большое количество уникальных памятников истории и культуры, выгодное географическое положение в центре России.
Согласно анализу, проведенному управлением туризма области по репрезентативной выборке, в Рязанской области наблюдается существенной рост активности в сфере туризма, о чем свидетельствует приведенная ниже таблица.
Наименование деятельности | 2004 г. | 2005 г. | % |
Количество туристских компаний | 59 | 72 | 122 |
Объем предоставленных услуг (в сфере выездного туризма) |
31.1 млн. руб. | 37.3 млн. руб. | 120 |
Количество туристских гостиниц | 14 | 17 | 121 |
Совокупный номерной фонд (мест) | 720 | 825 | 115 |
Объем услуг | 95.9 млн. руб. | 114 млн. руб. | 119 |
Среднегодовая загрузка гостиниц % | 48 | 53 | |
Количество принятых туристов | 94 тыс. чел. | 111 тыс. чел. | 118 |
Объем предоставленных услуг | 75,5 млн. руб. | 94,3 млн. руб. | 125 |
Количество экскурсантов | 626 тыс. чел. | 680 тыс. чел. | 108 |
Объем предоставленных услуг | 68.8 млн. руб. | 81,6 млн. чел. | 118 |
Несмотря на это, основными факторами, сдерживающими развитие туризма в области, в настоящее время являются те же, что и для России в целом:
1) недостаточно развитая туристическая инфраструктура;
2) недостаточное количество современного гостиничного номерного фонда (снижение числа гостиничных мест, туристских баз по сравнению с 1991 годом в 4 раза, туристского транспорта - в 10 раз), центров спорта, отдыха, развлечений и т.п.;
3) невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии, низкая квалификация кадров;
4) несоответствие цены и качества размещения в гостиницах, базах отдыха, пансионатах и санаториях;
5) отсутствие рекламы туристских возможностей области за ее пределами;
6) отсутствие благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов, инфраструктуру туризма;
7) недостаточная поддержка молодежного спортивно-оздоровительного туризма.
3. Основные цели и задачи Программы
Главной целью стратегии в области туризма в Рязанской области является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах путем развития правовой, организационной и экономической среды в сфере туризма для формирования современной туристической индустрии.
Основные цели развития туризма в Рязанской области:
разработка и реализация мероприятий по развитию туризма в области;
формирование и использование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках;
строительство новых и эффективная эксплуатация старых основных фондов объектов туристской инфраструктуры;
обеспечение предприятиями сферы туризма сервиса высокого качества.
Выполнение вышеизложенных целей потребует решения задач и выполнения программных мероприятий в направлениях:
1) формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках путем:
а) разработки туристских программ в рамках единой стратегии по развитию туризма в Рязанской области с экономически обоснованными планами их реализации (в т.ч. в рамках региональных целевых программ общего социально-экономического развития);
б) разработки и реализации рекламно-информационных программ по туризму, в т.ч. создания теле- и радиопрограмм, проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в СМИ;
в) издания рекламно-информационной печатной продукции (каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной продукции);
г) активного участия во всероссийских и международных туристических выставках, ярмарках, форумах, презентациях туристических возможностей Рязанской области и прочих специальных общественных мероприятий в сфере туризма в основных регионах и странах - потребителях туристических услуг;
д) создания, поддержки и обновления официального Интернет-портала Рязанской области в сфере туризма;
е) организации сети информационных центров для туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков, которые также выполняли бы консультационные функции для туристов;
ж) формирования современной статистики туризма;
2) создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:
а) создания благоприятного инвестиционного климата для компаний и предприятий, вкладывающих средства в развитие туризма и туристической инфраструктуры в Рязанской области;
б) создания механизмов эффективного взаимодействия и сотрудничества турфирм с учреждениями санаторно-курортного комплекса (СКК);
в) создания механизмов (в т.ч. по предоставлению льгот) на региональном уровне для учреждений СКК в целях полноценного становления негосударственных институтов в этой области;
3) для повышения качества сервиса в сфере туризма необходимо:
а) развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней в сфере туризма;
б) реализация современных учебных программ, предусматривающих практическое обучение персонала (в т.ч. внутригостиничный и внутрифирменный тренинг);
в) поддержка перспективных прикладных исследований в области туризма.
4. Механизм и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусматривает участие законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Рязанской области в координации деятельности исполнителей по реализации мероприятий и эффективному расходованию средств согласно приложению.
Реализация Программы включает:
1) организацию взаимодействия участников и исполнителей Программы с заказчиками тех областных программ, которые участвуют в формировании единого информационного пространства Рязанской области;
2) организацию использования возможностей инвестиционных институтов в создании и укреплении имиджа инвестиционной привлекательности Рязанской области в сфере туризма;
3) деятельность по интеграции данной Программы в федеральные целевые программы, причастные к сфере туризма.
Такой подход позволит:
1) облегчить решение системных вопросов, в т.ч. возможность получения дополнительного финансирования в рамках сотрудничества по соответствующим программам и мероприятиям;
2) создать централизованные и эффективно организованные финансовые источники для выполнения мероприятий и проектов развития индустрии туризма в Рязанской области;
3) предоставить государственные гарантии инвесторам, вкладывающим средства в реализацию инвестиционных проектов туристической направленности на территории Рязанской области.
С этой целью комитет по культуре и туризму Рязанской области ежегодно представляет в Правительство области конкретные предложения, включающие:
1) организационно-финансовой план реализации Программы (ежегодное согласование плана мероприятий и своевременное представление отчетности по использованию средств);
2) порядок обеспечения публичности (открытости) информации по реализации программных мероприятий и условиях участия в них исполнителей;
3) условия взаимодействия участников и исполнителей Программы с заказчиками иных программ Рязанской области;
4) возможность интеграции Программы в федеральные целевые программы, причастные к сфере туризма.
Реализация Программы на уровне муниципальных образований районов области осуществляется комитетом по культуре и туризму Рязанской области в рамках соглашений (договоров) с конкретными муниципальными образованиями.
Этапы реализации Программы
I. 2006 год
1. Содействие созданию прозрачной и эффективной структуры конкурентного рынка туризма.
2. Создание маркетинговой стратегии по повышению туристической привлекательности региона.
3. Создание системы генерации, обработки и реализации проектов в области туризма и начало ее применения.
4. Разработка и внедрение (в т.ч. с помощью областных и муниципальных властей) механизма сотрудничества с государственными и негосударственными фондами;
5. Закладка базы внутриотраслевого, межотраслевого и институционального сотрудничества настоящей Программы с другими программами и концепциям. Определение партнеров и целевых направлений.
6. Определение форм содействия и величины льгот (со стороны участников Программы), направляемых в рамках социальной защиты населения (как правило, в СКК), и поддержки развития прогрессивных инвестиционных институтов и направлений деятельности (как правило, в строительстве и обновлении основных фондов).
7. Разработка механизмов и начало внедрения схем эффективной интеграции туристической деятельности и СКК с учетом существующих условий.
8. Создание единого реестра выполнения основных задач Программы (отслеживание ситуации по улучшению качества сервиса, реализация маркетинговой стратегии, создание организационно-правовых и экономических условий).
9. Получение положительных результатов в областях повышения сервиса и защиты потребителей туристических услуг.
II. 2007-2008 г.г.
1. Закрепление и стабилизация действия маркетинговой стратегии на рынок туризма в Рязанской области.
2. Укрепление и развитие внутриотраслевых, отраслевых и институциональных связей участников Программы.
3. Повышение стабильности, доступности, надежности и эффективности функционирования внедренных на I этапе механизмов и схем.
4. Использование возможностей парабанковских институтов (государственных и негосударственных фондов, др.) для развития туризма.
5. Продолжение внедрения прогрессивных технологий и инструментов выполнения Программы.
6. Продолжение формирования и дальнейшее развитие сбалансированного конкурентного рынка туристического комплекса. Дальнейшее применение в регионах положительных результатов по улучшению сервиса и действию защиты туристов.
7. Четкая организация выполнения мероприятий согласно перечню задач Программы и контроль за их выполнением путем использования единого реестра Программы.
III. 2009-2010 г.г.
1. Окончательное оформление и эффективная реализация системы функционирования туристического комплекса в современных рыночных условиях с учетом результатов межотраслевой, межрегиональной и институциональной интеграции Программы.
2. Полноценная реализация системы программных мероприятий, подготовленных и выполняемых на начальных этапах.
3. Обеспечение и поддержание стабильного функционирования системы институциональных интересов участников Программы на основе интегрального системного подхода с целью придания импульса социально-экономическому развитию в Рязанской области в целом.
4. Проведение активной региональной политики по выравниванию действия Программы в различных муниципальных образованиях области.
5. Дальнейшее развитие основ, заложенных на начальных этапах. Совершенствование социально-экономических, организационно-правовых условий развития туристического комплекса, маркетинговой стратегии туризма в Рязанской области, уровня обслуживания в туристическом комплексе.
Законом Рязанской области от 30 июля 2009 г. N 89-ОЗ в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета.
Объемы и источники финансирования Программы:
млн. руб.
Наименование | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Средства областного бюджета | 4.048 | 4,115 | 4.463 | 3,436 | 4.828 |
Объемы финансирования Программы на 2006-2010 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год.
В этом случае финансовый эффект от реализации программных мероприятий будет в дальнейшем реинвестироваться в развитие туркомплекса в Рязанской области.
6. Контроль за реализацией Программы
Комитет по культуре и туризму Рязанской области осуществляет мониторинг эффективности выполнения Программы, определяет формы и методы управления ее реализацией.
Комитет по культуре и туризму Рязанской области обобщает эти сведения и направляет их в Правительство Рязанской области (министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области, министерство финансов Рязанской области), а также в составе материалов (по согласованию) в Рязанскую областную Думу, Счетную палату Рязанской области.
Работа среди населения по освещению целей и задач Программы организуется комитетом по культуре и туризму Рязанской области с участием органов местного самоуправления через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Выполнение целей и задач Программы предполагает обеспечение следующих позитивных сдвигов:
1) увеличение потока туристов в Рязанскую область примерно в 2 раза, следовательно, увеличение поступлений денежных средств в регион;
2) увеличение объемов финансирования на реконструкцию и ремонт памятников историко-культурного наследия в Рязанской области;
3) улучшение внутренней инфраструктуры отдельных населенных пунктов области в целом;
4) развитие туристской инфраструктуры (рекреационных зон, организация новых маршрутов, строительство новых гостиничных комплексов и др.);
5) рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней;
6) развитие смежных отраслей экономики (транспорт, торговля и общественное питание, строительство и реконструкция автодорог, благоустройство городов и населенных пунктов, связь, сельское хозяйство и др.);
7) создание условий для оздоровления и отдыха жителей Рязанской области и Российской Федерации в целом;
8) повышение занятости и благосостояния населения области.
В качестве целевых индикаторов и показателей используются показатели, отражающие региональную туристскую специфику, которые определяются на основе данных статистического наблюдения, а также имеют динамичный характер.
Законом Рязанской области от 7 мая 2007 г. N 58-ОЗ раздел 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
8. План мероприятий
по выполнению управлением туризма Рязанской области
областной целевой программы "Развитие туризма
в Рязанской области на 2006-2010 годы"
30 июля 2009 г.
1. 2006 год
N п/п |
Наименование мероприятий | тыс. руб. |
1. | Разработка программ развития специализированных видов туризма по районам Рязанской области |
500,0 |
2. | Участие в международных туристских выставках, форумах | 450,0 |
3. | Участие в Российских туристских выставках, ярмарках | 420,0 |
4. | Участие в деятельности федеральных, региональных и областных туристских ассоциациях, советах, объединениях |
66,0 |
5. | Изучение и анализ туристического рынка | 80,0 |
6. | Проведение конкурсов на статус лучших предприятий туристской индустрии, лучшего муниципального образования по развитию туризма, на лучшее исследование в сфере туризма Рязанской области |
180,0 |
7. | Поддержка развития туризма в муниципальных образованиях области | 150,0 |
8. | Развитие материальной базы туризма, подготовка и продвижение инвестиционных проектов |
57,0 |
9. | Организация и проведение массовых турмероприятий на территории области |
490,0 |
10. | Организация и проведение областных туристских выставок | 30,0 |
11. | Проведение рекламных, ознакомительных туров для операторов, турагентов, журналистов по Рязанской области |
400,0 |
12. | Изготовление рекламной продукции (каталоги, путеводители, буклеты, карты, стенды, CD-диски), реклама в средствах массовой информации |
835,0 |
13. | Развитие новых туристских информационных технологий (поддержка web-сервера в сети "Интернет") |
20,0 |
14. | Проведение исследований в туристской сфере | 50,0 |
15. | Совершенствование системы повышения квалификации и дополнительного образования в туризме (обучение, переподготовка и аккредитация менеджеров, гидов-переводчиков и экскурсоводов; проведение семинаров по обмену опытом для специалистов управлений по туризму муниципальных образований; проведение учебно-методических семинаров, организация участия в научно- практических конференциях по туризму) |
320,0 |
Итого | 4048,0 |
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 235-ОЗ в подраздел 2 раздела 8 настоящего приложения внесены изменения
2. 2007 год
N п/п |
Наименование мероприятия | тыс. руб. |
1. | Изучение и анализ туристической деятельности в Рязанской области, организация и поддержка проведения научно-исследовательских работ в сфере туризма |
270,7 |
2. | Участие в международных, всероссийских, региональных туристских выставках, форумах |
860 |
3. | Участие в деятельности федеральных, региональных, областных туристских ассоциациях, советах, объединениях, делегациях |
250 |
4. | Поддержка развития туризма в муниципальных образованиях области |
160 |
5. | Организация и проведение туристских конкурсов |
280 |
6. | Развитие материальной базы проведения туристских мероприятий |
28,3 |
7. | Организация и проведение массовых туристских мероприятий для населения области |
1130 |
8. | Организация и проведение информационно-рекламных мероприятий, презентаций, ознакомительных туров, публикаций в СМИ, изготовление информационно-рекламной продукции |
756 |
9. | Совершенствование системы повышения квалификации кадров, организация и проведение учебно-методических семинаров и других мероприятий в сфере подготовки кадров |
380 |
Итого | 4115 |
Законом Рязанской области от 30 июля 2009 г. N 89-ОЗ подраздел 3 раздела 8 настоящего приложения изложен в новой редакции
3. 2008-2010 годы
тыс. руб.
N п/п |
Наименование мероприятия |
2008 |
2009 |
2010 |
1. |
Изучение и анализ туристической деятельности в Рязанской области, организация и поддержка проведения научно-исследовательских работ в сфере туризма |
340 |
114,5 |
370 |
2. |
Участие в международных, всероссийских, региональных туристских выставках, форумах |
890 |
897,3 |
1155 |
3. |
Участие в деятельности федеральных, региональных, областных туристских ассоциациях, советах, объединениях, делегациях |
260 |
84 |
310 |
4. |
Поддержка развития туризма в муниципальных образованиях области |
180 |
- |
- |
5. |
Организация и проведение туристских конкурсов |
290 |
290 |
300 |
6. |
Развитие материальной базы проведения туристских мероприятий |
150 |
- |
155 |
7. |
Организация и проведение массовых туристских мероприятий для населения области |
1200 |
509,5 |
748 |
8. |
Организация и проведение информационно-рекламных мероприятий, презентаций, ознакомительных туров, публикаций в СМИ, изготовление информационно-рекламной продукции |
763 |
1295 |
1370 |
9. |
Совершенствование системы повышения квалификации кадров, организация и проведение учебно-методических семинаров и других мероприятий в сфере подготовки кадров |
390 |
245,7 |
420 |
|
Итого |
4463 |
3436 |
4828 |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Рязанской области от 10 мая 2006 г. N 57-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Развитие туризма... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.