Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 7. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума
1. На следующий день после получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи участников референдума с целью поддержки проведения референдума. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Расходы по сбору подписей осуществляются за счет средств соответствующего фонда референдума.
Период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения областного референдума составляет 30 дней, а в поддержку инициативы проведения местного референдума - 20 дней.
2. В поддержку проведения областного референдума необходимо собрать подписи в количестве, равном двум процентам от числа участников областного референдума, зарегистрированных на территории области.
В поддержку проведения местного референдума необходимо собрать подписи в количестве, равном двум процентам от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не может быть менее 25 подписей.
3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, изготовленные инициативной группой по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Закону, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум.
4. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
5. В соответствии с Федеральным законом подписи могут собираться только среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
6. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченные представители инициативной группы могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой.
7. После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей, о чем составляется итоговый протокол.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в соответствующую комиссию референдума, указанную в части 2 статьи 6 настоящего Закона, не позднее 18 часов дня, в который истекает срок сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
8. Количество представляемых в соответствующую комиссию референдума, указанную в части 2 статьи 6 настоящего Закона, собранных в поддержку проведения референдума подписей участников референдума может превышать их количество, указанное в части 2 настоящей статьи, но не более чем на десять процентов, если иное не установлено Федеральным законом. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на четыре подписи.
9. При приеме документов, указанных в части 7 настоящей статьи, соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 статьи 6 настоящего Закона, заверяет каждую папку с подписными листами печатью комиссии референдума, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, а затем выдает инициативной группе подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и подписей, даты и времени приема вышеназванных документов.
10. Соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 статьи 6 настоящего Закона, организует проверку соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, подлинности подписей участников референдума и достоверности сведений о них в подписных листах, собранных в поддержку референдума. При этом проверке подлежат все представленные подписи.
11. Соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 статьи 6 настоящего Закона, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений о гражданах, поставивших свои подписи в подписных листах, а также создавать рабочие группы из числа членов данной комиссии референдума, работников ее аппарата и привлеченных специалистов (экспертов).
12. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это ими специально оговорено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в комиссию референдума.
13. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных, а также специально оговоренные при составлении подписного листа исправления. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
14. При проведении проверки представленных подписей вправе присутствовать уполномоченный представитель инициативной группы, который должен быть предварительно извещен о месте и времени проведения данной проверки.
15. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом, или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
16. Недействительными считаются:
1) подписи лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, в том числе лиц, не достигших возраста 18 лет на момент внесения подписи в подписной лист;
2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел Российской Федерации, сведений, полученных по каналам связи ГАС "Выборы" и подписанных электронной цифровой подписью должностного лица областной комиссии, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в части 11 настоящей статьи;
3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения участником референдума своей подписи в подписной лист;
4) подписи участников референдума, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
5) подписи участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума, а также подписи участников референдума, даты внесения которых не проставлены ими собственноручно;
6) подписи участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, заверяющими подписные листы;
7) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы указаны неполно либо не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно;
8) подписи участников референдума, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем регистрации инициативной группы, либо после окончания срока сбора подписей;
9) подписи участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 5 настоящей статьи;
10) подписи участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке, указанной в части 11 настоящей статьи;
11) все подписи участников референдума в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи;
12) все подписи участников референдума в подписном листе в случае, если номер регистрационного свидетельства внесен в подписной лист после его изготовления.
Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку референдума, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
17. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается уполномоченному представителю инициативной группы не позднее чем за двое суток до заседания комиссии референдума, на котором должен рассматриваться вопрос о проведении референдума. В случае, если проведенная проверка подписных листов повлечет последствия, предусмотренные пунктом 3 части 18 настоящей статьи, уполномоченный представитель инициативной группы вправе получить в комиссии референдума одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии референдума о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в протокол комиссией референдума, составившей протокол, после принятия ею указанного решения не допускаются.
18. В соответствии с Федеральным законом основаниями отказа в проведении референдума являются:
1) отсутствие среди документов, представленных для назначения референдума, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для назначения референдума;
2) наличие среди подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, более десяти процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с Федеральным законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Федеральным законом;
3) недостаточное количество достоверных подписей участников референдума, представленных для назначения референдума, либо выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление десяти и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в назначении референдума в случае, когда для назначения референдума требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для назначения референдума;
4) несоздание инициативной группой фонда референдума (за исключением случаев, когда в соответствии с частью 1 статьи 19 настоящего Закона создание фонда референдума необязательно). Отсутствие средств в фонде референдума не является основанием для отказа в проведении референдума;
5) использование инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, помимо средств фонда референдума иных денежных средств, составляющих более пяти процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
6) превышение инициативной группой при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы проведения референдума, организации сбора подписей участников референдума, а также деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме, более чем на пять процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств фонда референдума;
7) установленный решением суда факт несоблюдения инициативной группой в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона;
8) неоднократное использование членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ своего должностного или служебного положения.
19. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям настоящего Закона соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 статьи 6 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня представления инициативной группой документов, указанных в части 7 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в областную Думу либо представительный орган местного самоуправления. Копия постановления комиссии референдума направляется также инициативной группе.
20. В случае отказа в проведении референдума соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 статьи 6 настоящего Закона, обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию решения комиссии референдума с изложением оснований отказа.
21. В случае принятия комиссией референдума решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или по содержанию формулировку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.