Решение Рязанского городского Совета
от 26 октября 2006 г. N 720-III
"Об утверждении муниципальной целевой программы
"Муниципальная ипотека" на 2007 - 2010 годы"
27 ноября 2007 г.
Рассмотрев обращение администрации города Рязани (N 32/1047 от 09.10.2006 г.), в целях реализации основных направлений приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", руководствуясь Уставом города Рязани, городской Совет решил:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Муниципальная ипотека" на 2007-2010 годы (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по бюджету, налогам и инвестициям (Трушина Г.В.).
Глава муниципального образования,
председатель Рязанского
городского Совета |
С.В.Сазонов |
Муниципальная целевая программа
"Муниципальная ипотека" на 2007-2010 годы
(утв. решением Рязанского городского Совета
от 26 октября 2006 г. N 720)
27 ноября 2007 г.
Паспорт муниципальной целевой программы
Наименование программы Муниципальная целевая программа "Муниципальная ипотека" на 2007-2010 годы. Дата принятия решения Распоряжение администрации города Рязани от 19 мая 2006 о разработке программы г. N 494-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов - "Качественное образование", "Современное здравоохранение", "Доступное жилье". Заказчик программы Администрация города Рязани. Основные разработчики программы Управление городского строительства администрации города Рязани, НО "Рязанский ипотечный фонд". Исполнитель программы НО "Рязанский ипотечный фонд". Цель и задачи программы Основная цель программы - муниципальная поддержка решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы, муниципальных предприятий, многодетных и неполных семей города Рязани. Основными задачами программы являются: предоставление работникам бюджетной сферы, муниципальных предприятий, многодетным и неполным семьям города Рязани, желающим улучшить свои жилищные условия, субсидий для погашения части затрат на уплату процентов за пользование ипотечным банковским кредитом; создание условий для привлечения гражданами города Рязани собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения или строительства жилья. Сроки реализации программы 2007-2010 годы. Объем и источники В 2007-2010 годах общий объем финансирования программы финансирования программы составит - за счет всех источников финансирования -538 млн. рублей, в том числе: - за счет средств городского бюджета -40 млн. рублей; - за счет внебюджетных средств - 498 млн. рублей. Ожидаемые конечные Успешное выполнение мероприятий программы позволит результаты реализации программы обеспечить жильем около 500 семей, проживающих в городе Рязани, а также обеспечит: - создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем горожан; - привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, а также собственных средств граждан; - повышение доступности жилья; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе. Контроль за исполнением программы Управление городского строительства администрации города Рязани. |
1. Характеристика проблемы
Поддержка граждан города Рязани в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики органов власти муниципального образования город Рязань.
При сокращении бюджетных расходов в жилищном комплексе внимание государства было сосредоточено в основном на отдельных категориях и группах населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Высокая стоимость жилья и постоянный рост цен на него по сравнению с доходами граждан делают для многих жителей города Рязани неразрешимой проблему приобретения нового жилья или улучшения жилищных условий. В настоящий момент назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость вводимого в эксплуатацию нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, на котором в последнее время приобретение жилья становится все более сложной задачей даже для обеспеченных граждан. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получения долгосрочных кредитных ресурсов.
Государственная жилищная политика в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделала акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющего жилье в собственности. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является субсидирование процентной ставни по ипотечным банковским кредитам.
Анализ показывает, что бюджет города и области более чем на 60% формируется за счет налога на доходы физических лиц. Работники бюджетной сферы и муниципальных предприятий являются теми категориями граждан, которые выплачивают налоги в полном объеме со всех доходов (имеющих "белые" доходы), т.е. являются бюджетообразующей категорией налогоплательщиков. Как правило, работники бюджетной сферы и муниципальных предприятий, желающие улучшить свои жилищные условия, не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Вследствие этого бюджетная поддержка улучшения жилищных условий работников бюджетной сферы и муниципальных мероприятий является экономически и социально оправданной.
Результаты исследования жилищной ситуации работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий показали высокую степень заинтересованности сотрудников в разработке и внедрении механизма субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам.
Муниципальная целевая программа "Муниципальная ипотека" на 2007-2010 годы разработана в целях содействия улучшению жилищных условий работников бюджетной сферы и муниципальных предприятий с помощью субсидирования за счет средств городского бюджета города Рязани части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на приобретение или строительство жилья, а также привлечения дополнительных источников финансирования в жилищное строительство.
2. Основные цели и задачи программы
Муниципальная целевая программа "Муниципальная ипотека" на 2007-2010 годы (далее - Программа) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", которое предполагает формирование системы оказания муниципальной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья.
Основная цель Программы - муниципальная поддержка решения жилищной проблемы граждан города Рязани, желающих улучшить свои жилищные условия путем субсидирования за счет средств городского бюджета города Рязани части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на приобретение или строительство жилья:
- работающих в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней (далее по тексту - работники бюджетной сферы), в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.:
- работающих на муниципальных предприятиях;
- многодетных и неполных семей.
Основными задачами Программы являются:
- разработка и внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов, направленных на повышение доступности жилья для вышеуказанных категорий граждан города Рязани;
- создание действенных механизмов взаимодействия всех участников рынка ипотечного кредитования;
- предоставление вышеуказанным категориям граждан города Рязани субсидий для оплаты (погашения) части процентной ставки по кредитам, привлекаемым гражданами на приобретение или строительство жилья;
- создание условий для привлечения гражданами города Рязани собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения или строительства жилья.
3. Перечень программных мероприятий
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы:
- финансовое обеспечение реализации Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программ являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания муниципальной поддержки работникам бюджетной сферы, муниципальных предприятий, многодетных и неполных семей города Рязани в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов городского бюджета на соответствующий год.
Организационные мероприятия предусматривают:
- ежегодное определение объема средств, выделяемых из бюджета на реализацию мероприятий Программы;
- формирование списков участников Программы:
- осуществление контроля за реализацией программы;
- проведение мониторинга реализации Программы на городском уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов;
- обеспечение освещения целей и задач Программы в региональных средствах массовой информации.
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1.
4. Ресурсное обеспечение программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
- средства городского бюджета;
- внебюджетные средства, в том числе:
а) средства граждан, используемые для частичной оплаты стоимости строительства или приобретения жилья;
б) кредитные ресурсы банков.
Общий объем финансирования Программы в 2007-2010 годах составляет 538 млн. рублей, в том числе:
- за счет средств городского бюджета - 40 млн. рублей;
- за счет внебюджетных средств - 498 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2.
Решением Рязанского городского Совета от 27 ноября 2007 г. N 906-III в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Организационно-финансовый механизм реализации программы
5.1. Общие положения.
5.1.1. Механизм реализации Программы предусматривает оказание поддержки в улучшении жилищных условий работникам бюджетной сферы, муниципальных предприятий, многодетным и неполным семьям, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Рязани, проживающим в общежитиях, коммунальных квартирах, молодым семьям, являющимся участниками областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы" путем субсидирования 50% затрат на уплату процентов за пользование ипотечным банковским кредитом на весь срок действия кредитного договора.
Субсидирование осуществляется за счет средств городского бюджета.
5.1.2. Субсидии предоставляются гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории города Рязани не менее одного года и желающим улучшить свои жилищные условия:
- работающим в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней;
- работающим на муниципальных предприятиях;
- многодетным и неполным семьям;
- состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Рязани;
- зарегистрированным в общежитиях, коммунальных квартирах не менее года;
- молодым семьям, являющимся участниками областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы".
Субсидии предоставляются гражданам, не имеющим жилья или имеющим жилье меньше установленных социальных норм в соответствии с региональным стандартом: 18 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 кв. м - на семью из двух человек; 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. Долевая собственность с родителями и иными родственниками не учитывается.
5.2. Основные функции субъектов процесса субсидирования.
5.2.1. Государственный заказчик:
- определяет объем финансирования для предоставления субсидий;
- с учетом заключенных Исполнителем договоров с Заемщиком определяет объемы средств на субсидирование процентной ставки по заключенным договорам на следующий финансовый год;
- контролирует деятельность Исполнителя в части расчета, перечисления и отчетности по субсидированию;
- финансирует Исполнителю затраты, связанные с обслуживанием договоров о субсидировании.
5.2.2. Исполнитель:
- осуществляет информирование Претендентов о порядке и условиях предоставления субсидий;
- формирует список Претендентов на субсидирование;
- утверждает список Участников Программы в пределах лимитов средств на субсидирование;
- заключает соглашение с кредитными организациями;
- осуществляет заключение договоров с Заемщиком на получение субсидий в рамках выделенных Государственным заказчиком объемов финансирования субсидий;
- осуществляет расчет субсидии, полагающейся Заемщику в соответствии с настоящей Программой;
- запрашивает в кредитных организациях справки (выписки) со ссудного счета Заемщика об исполнении текущих обязательств по кредитному договору;
- составляет отчет по субсидированию процентной ставки по кредитам на текущий и будущий периоды и ежемесячно представляет его Государственному заказчику;
- осуществляет расчет размера субсидий Заемщикам в соответствии с заключенными договорами на получение субсидии;
- ведет контроль целевого использования Заемщиками полученных кредитных средств;
- обеспечивает своевременно и в полном объеме перечисление средств;
- несет ответственность за правильность перечисления средств на субсидирование процентных ставок по кредитам.
5.3. Порядок приема и регистрации заявлений на участие в Программе.
5.3.1. Исполнитель назначает дату и место приема заявлений на участие в Программе и доводит до сведения Претендентов через средства массовой информации.
5.3.2. Претендент, желающий принять участие в Программе, обращается к Исполнителю. Исполнитель знакомит его с условиями субсидирования процентной ставки по ипотечным банковским кредитам.
5.3.3. Субсидии в виде частичной компенсации процентной ставки по ипотечным банковским кредитам на строительство или приобретение жилья предоставляются исходя из:
- финансовых возможностей Претендента в оплате стоимости строительства или приобретения жилья за счет собственных средств;
- величины процентной ставки по кредитам на строительство или приобретение жилья;
- среднедушевого дохода в расчете на каждого члена семьи Претендента за квартал, предшествующий кварталу, в котором проводится подача заявлений на участие в Программе, не превышает двукратной величины среднедушевого денежного дохода населения, определяемого Территориальным органом государственной статистики по Рязанской области за соответствующий период.
5.3.4. Для подачи заявления на участие в Программе Претендент предоставляет Исполнителю подлинники и копии следующих документов:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, на каждого члена семьи (копии всех страниц);
- свидетельство о браке/расторжении брака;
- свидетельства о рождении детей либо документы, подтверждающие их усыновление;
- справка с места работы;
- справка о доходах по форме 2-НДФЛ либо копия налоговой декларации за последние 6 месяцев;
- справка из уполномоченных органов о составе зарегистрированных с указанием общей площади, приходящейся на каждого члена семьи по месту регистрации обоих супругов и указанием даты регистрации в данном жилом помещении;
- справки из уполномоченных органов (Рязанский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и Управления Федеральной регистрационной службы по Рязанской области) о наличии либо отсутствии в собственности Претендента (на каждого члена его семьи) жилого помещения;
- справку из администрации города Рязани о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
- документ, подтверждающий участие в областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы";
- иные документы из перечня, установленного Исполнителем.
После приема документов Исполнитель выдает Претенденту уведомление для уполномоченной кредитной организации для рассмотрения вопроса о возможности предоставления ипотечного кредита в рамках Программы.
Уполномоченная кредитная организация на основании уведомления и сведений о доходах Претендента сообщает ему о возможности предоставления ипотечного кредита в рамках Программы.
Претендент предоставляет Исполнителю согласие из уполномоченной кредитной организации в течение одного месяца и подает заявление на участие в Программе.
5.3.5. Образец заявления устанавливает Исполнитель.
5.3.6. Выдачу бланков заявлении, прием и регистрацию личных заявлений осуществляет Исполнитель.
5.3.7. Заявления регистрируются Исполнителем в журнале регистрации с присвоением порядкового номера. Журнал регистрации заявлений нумеруется, прошивается и заверяется печатью Исполнителя. Заявления хранятся у Исполнителя. Исполнитель не вправе отказать в приеме надлежащим образом оформленного заявления от Претендента.
5.3.8. Исполнитель ежемесячно формирует списки Участников Программы в пределах выделенных средств на финансирование Программы.
5.3.9. Списки ежемесячно утверждаются коллегиальным исполнительным органом (Правлением фонда) Исполнителя и структурным подразделением администрации города Рязани, ответственным за реализацию Программы.
5.3.10. На основании утвержденных списков Участнику Программы выдается именное свидетельство, удостоверяющее его право на получение субсидии (Свидетельство). Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Срок действия Свидетельства с даты утверждения списков не более 3 месяцев.
Если владелец Свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор долевого участия в строительстве жилья) в установленный Программой срок действия Свидетельства, и не воспользовался правом на получение субсидии, он сдает Свидетельство Исполнителю, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Программе.
5.3.11. Образец Свидетельства утверждает Исполнитель.
Свидетельство регистрируется Исполнителем в журнале регистрации с присвоением порядкового номера. Журнал регистрации Свидетельств нумеруется, прошивается и заверяется печатью Исполнителя. Информация о сданном Свидетельстве также заносится в журнал регистрации.
Выдаваемое Свидетельство подписывается Правлением фонда.
5.4. Процедура предоставления субсидии.
5.4.1. Участник Программы имеет право на получение субсидии в течение всего срока действия кредитного договора Заемщика.
5.4.2. Для получения субсидии Участник Программы должен заключить ипотечный кредитный договор с кредитной организацией и получить ипотечный кредит на приобретение или строительство жилья.
Кредитные средства не могут быть использованы Заемщиком для приобретения жилья у близких родственников (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки).
5.4.3. Государственный заказчик определяет перечень кредитных организаций, которые работают в рамках муниципальной целевой программы "Муниципальная ипотека" на 2007-2010 годы.
5.4.4. Исполнитель заключает соглашение с кредитными организациями о порядке взаимодействия в рамках Программы.
5.4.5. После заключения кредитного договора Заемщик, имеющий право на получение субсидии, представляет Исполнителю для заключения договора о субсидировании следующие документы:
- заявление о предоставлении субсидии;
- копию кредитного договора, заверенную кредитной организацией, выдавшей кредит;
- график погашения кредита и процентов по кредиту;
- документ, подтверждающий получение кредита;
- копию договора, на основании которого приобретено или строится жилье;
- иные документы из перечня, установленного Исполнителем.
5.4.6. Исполнитель в недельный срок рассматривает представленные документы и заключает договор о субсидировании на весь период действия кредитного договора.
Заемщик оплачивает Исполнителю целевой взнос в размере до 1% от суммы полученного кредита.
5.4.7. Кредитная организация ежемесячно представляет Исполнителю справки (выписки) об исполнении текущих обязательств по кредитному договору.
5.4.8. Исполнитель на основании представленных справок (выписок) производит расчет полагающегося объема субсидий и перечисляет средства согласно произведенным расчетам на лицевые счета Заемщиков, открытые в кредитных организациях.
5.4.9. Выплата субсидий производится Исполнителем при условии оформления целевого кредитного договора, своевременного погашения суммы кредита Заемщиком в соответствии с условиями кредитного договора и полной своевременной оплаты Заемщиком процентной ставки по кредиту.
5.4.10. Выплата субсидий осуществляется Исполнителем на основании договора, заключенного с Заемщиком.
5.4.11. Выплата субсидий по кредитным договорам осуществляется с месяца заключения договора Заемщика с Исполнителем при условии своевременного погашения суммы кредита Заемщиком согласно условиям кредитного договора и своевременной оплаты Заемщиком процентов по кредиту в полном объеме в период действия кредитного договора.
5.4.12. Субсидированию подлежат фактически уплаченные проценты за пользование кредитами, привлеченными Участниками Программы на приобретение или строительство жилья, в размере, уменьшающем проценты за кредит на 50% затрат на уплату процентов за пользование ипотечным банковским кредитом.
5.4.13. Субсидия не предоставляется для возмещения процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, и при нецелевом использовании кредита.
Решением Рязанского городского Совета от 27 ноября 2007 г. N 906-III раздел 5 настоящей Программы дополнен пунктом 5.4.14
5.4.14. Лица, заключившие договор о субсидировании в рамках настоящей Программы, утрачивают право на повторное получение иных форм государственной поддержки на строительство или приобретение жилья, финансируемых за счет средств городского бюджета.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации
программы
Эффективность реализации Программы и использование выделенных на нее средств городского бюджета будет обеспечена за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств;
- привлечения гражданами собственных, кредитных и заемных средств для приобретения или строительства жилья.
В результате реализации Программы объем субсидий увеличится с 8 млн. рублей - в 2007 году, до 12 млн. рублей - в 2010 году, что позволит привлечь в строительную отрасль 538 млн. рублей, в том числе 498 млн. рублей внебюджетных средств.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2007-2010 годах улучшить жилищные условия около 500 семей работников бюджетной сферы, муниципальных предприятий, многодетных и неполных семей, в том числе в 2007 году - 120 семей, 2008 году - 123 семьи, 2009 году - 127 семей, 2010 году - 130 семей, а также позволит обеспечить:
- привлечение в жилищную сферу собственных и заемных средств граждан;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
- развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Приложение N 1
к муниципальной целевой программе
"Муниципальная ипотека"
на 2007-2010 годы
Перечень
основных мероприятий по реализации муниципальной целевой программы
"Муниципальная ипотека" на 2007 - 2010 годы
N п/п |
Наименование мероприятий | Срок выполнения | Ответственные исполнители | Объем финансирования мероприятий |
1. | Подготовка и обоснование бюджетной заявки на финансирование Программы на соответствующий год |
ежегодно | Управление городского строительства администрации города Рязани, НО "РИФ" |
- |
2. | Определение перечня кредитных организации, участвующих в реализации Программы |
ноябрь 2006 года |
Отдел муниципального заказа администрации города Рязани, отдел инвестиционной политики администрации города Рязани |
- |
3. | Заключение соглашения с кредитными организациями на участие в Программе |
декабрь 2006 года |
НО "РИФ" | - |
4. | заявлений граждан и формирование списков участников Программы |
ежегодно, март | НО "РИФ" | - |
5. | Организация учета граждан, участвующих в программе |
постоянно | НО "РИФ" | - |
6. | Предоставление субсидий Участникам Программы |
2007-2010 годы |
НО "РИФ" | 40 млн. рублей |
7. | Создание и ведение кредитных историй |
постоянно | НО "РИФ" | - |
8. | Осуществление контроля за реализацией Программы и подготовка информационно-аналитиче- ских материалов |
постоянно | Управление городского строительства города Рязани |
- |
9. | Организация организационно- разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы |
постоянно | НО "РИФ" | - |
Приложение N 2
к муниципальной целевой программе
"Муниципальная ипотека"
на 2007-2010 годы
Объемы
финансирования муниципальной целевой программы
"Муниципальная ипотека" на 2007 - 2010 годы
(млн. рублей)
Источники и направления финансирования |
2007-2010 годы - всего |
В том числе | |||
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Городской бюджет | 40,0 | 8,0 | 9,0 | 11,0 | 12,0 |
Внебюджетные средства | 498,0 | 112,0 | 120,0 | 128,0 | 138,0 |
в том числе: | |||||
Собственные средства граждан | 161,4 | 36,0 | 38,7 | 41,7 | 45,0 |
Кредитные средства банков | 336,6 | 76,0 | 81,3 | 86,3 | 93,0 |
Всего | 538,0 | 120,0 | 129,0 | 139,0 | 150,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Рязанского городского Совета от 26 октября 2006 г. N 720-III "Об утверждении муниципальной целевой программы "Муниципальная ипотека" на 2007 - 2010 годы"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 9 ноября 2006 г. N 289-290
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Рязанского городского Совета от 27 ноября 2007 г. N 906-III
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.