Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 10
к областной целевой программе "Культура
Рязанской области на 2006-2010 годы"
Подпрограмма
"Поддержка молодых дарований и развитие образовательной системы
культуры и искусства в Рязанской области"
1. Анализ исходного состояния проблемы
В Рязанской области ведется большая работа по поддержке молодых дарований и развитию образовательной системы культуры и искусства. Система художественного образования области включает в себя 63 школы дополнительного образования, 5 средних специальных и одно высшее учебное заведение. Контингент учащихся и студентов составляет 14798 человек, количество преподавателкей-1485 человек. Процент охвата детского населения Рязанской области работой школ искусств в 2005 году составляет 10,3% (по Центральному федеральному округу - 9,5%, по России - 8,1%).
Основные потребности регионального рынка труда в области культуры обеспечивает Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусства, где ведется подготовка кадров по 11 специальностям и 26 специализациям для всей социально-культурной сферы Рязанской области. В институте ежегодно получают образование без отрыва от работы более 500 работников отрасли культуры Рязанской области, что составляет 77% от общего числа студентов. При этом ВУЗ несет важную культурообразующую функцию, активно проводит научные исследования процессов в современной культуре.
Важную роль в системе художественного образования области играют средние специальные учебные заведения, находящиеся в ведении управления культуры и массовых коммуникаций области: Рязанское музыкальное училище им. Г. и А.Пироговых, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера, Рязанское областное училище культуры. В этих учебных заведениях ведется подготовка по 9 специальностям и 23 специализациям, обучаются 850 студентов, работают 190 преподавателей. Училища, в основном, успешно готовят специалистов широкого профиля для учреждений культуры и образования, являясь необходимой ступенью для получения высшего профессионального образования.
Учебные заведения вносят существенный вклад в формирование кадрового потенциала, но полностью удовлетворить потребности области пока не удается. Анализ возрастного состава кадров учреждений культуры свидетельствует о недостаточном притоке молодых специалистов. Их доля в целом по отрасли составляет 19,4%. Растет количество вакансий и самое большое количество в клубных учреждениях -246 человек. Дефицит кадров частично восполняется за счет подготовки специалистов на договорной основе. В 2005 году продолжали действовать договора о целевой подготовке кадров, на основе которых в училищах обучаются более 100 студентов из сельской местности.
Вместе с тем развитие среднего специального образования сопряжено с наличием серьезных проблем:
потребность образовательных учреждений среднего звена в финансовых средствах обеспечивается менее чем на четверть;
область не имеет общежития для студентов музыкального и художественного училищ;
в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов. Отсюда следует важная проблема, касающаяся всей системы образования в сфере культуры, - проблема профессионального устройства дипломированных специалистов;
требует серьезного совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в средних специальных учебных заведениях;
недостаточная разработанность правовой базы среднего профессионального образования значительно затрудняет образовательную и хозяйственную деятельность в новых социально-экономических условиях;
требует совершенствования система контроля деятельности учебных заведений, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов;
сохраняется устойчивая система старения педагогических работников учебных заведений, ощущается недостаток молодых специалистов, вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических работников образовательных учреждений.
Широкая сеть детских музыкальных, художественных школ, детских школ искусств Рязанской области, их общедоступность (родительская плата составляет незначительную часть семейного бюджета) является прочной основой общего художественного образования и фундаментом профессионального образования в сфере искусства.
Высокий художественный потенциал, развитая сеть детских школ создают благоприятные условия для духовного, эстетического развития юных жителей Рязанской области.
Сложившаяся структура (размещение учебных заведений, их различное - федеральное, областное, муниципальное подчинение), виды (институт культуры, средние специальные учебные заведения, детские школы искусств) в определенной мере отвечают на современном этапе не только потребностям отрасли, но и создают условия для совершенствования системы образования, повышения профессионального уровня подготовки специалистов.
В Рязанской области ведется большая работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей. Выполнение мероприятий областной целевой программы позволило добиться увеличения числа одаренных детей и молодежи, которым по участию в различного рода конкурсах и фестивалях оказывается поддержка из областного бюджета и резервного фонда Губернатора. Получают поддержку проекты учебных заведений по организации и проведению областных и региональных конкурсов и фестивалей.
Управление культуры и массовых коммуникаций области активно участвует в формировании молодежной политики в регионе, осуществляет перспективные программы и проекты, которые способствуют реализации творческого потенциала молодого поколения. Так, в мае 2005 года в Рязанской области состоялись Четвертые молодежные Дельфийские игры России "Мы помним:". В играх принимало участие более полутора тысяч детей и молодежи из 58 регионов Российской Федерации.
В то же время расходы на реализацию подпрограммы "Поддержка молодых дарований и развитие образовательной системы культуры и искусства" составляют менее одной трети от потребности.
Из-за многолетней кризисной экономической ситуации снижается заинтересованность и реальные возможности родителей и педагогов в развитии одаренных детей.
2. Цель и задачи подпрограммы
Главная цель подпрограммы - сохранение и развитие сложившейся в области системы художественного образования в сфере культуры и искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
поддержка жизнедеятельности образовательных учреждений;
повышение качества подготовки специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие с требованиями жизни;
подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;
повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства;
разработка и внедрение системы мониторинга потребности специалистов;
совершенствование системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства;
развитие системы научно- методического обеспечения деятельности образовательных учреждений культуры и искусства;
существенное укрепление материально- технической базы образовательных учреждений сферы культуры;
привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;
выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Для обеспечения жизнедеятельности системы художественного образования, в целях достижения положительных результатов необходимо:
приведение структуры специальностей в соответствие с требованиями жизни;
развитие многопрофильности и многофункциональности учебных заведений;
расширение контрактной формы подготовки молодых специалистов;
привлечение дополнительных источников финансирования путем развития платных услуг, получения грантов, спонсорских средств;
совершенствование системы повышения квалификации преподавателей и руководящих работников учебных заведений;
активное внедрение программно - целевого метода организации работы по развитию системы художественного образования.
3. Перечень основных мероприятий по реализации
подпрограммы
Подготовка кадров для учреждений культуры и искусства:
формирование и реализация механизма прогнозирования потребности в специалистах среднего звена;
формирование контрольных цифр приема в средние специальные учебные заведения с учетом прогноза потребности в специалистах среднего звена;
разработка мер по упорядочению структуры подготовки специалистов среднего звена;
подготовка предложений по согласованию объемов и профильной структуры подготовки специалистов среднего звена с подготовкой кадров других уровней;
подготовка предложений по развитию многопрофильности средних специальных учебных заведений;
формирование информационной базы по структуре подготовки специалистов и развитию средних специальных учебных заведений.
Организационно-экономические отношения в системе среднего профессионального образования:
подготовка предложений по формированию областного бюджета в части финансирования средних специальных учебных заведений;
разработка механизма соучредительства образовательных учреждений;
подготовка и реализация рекомендаций по развитию внебюджетной деятельности образовательных учреждений;
разработка мер по повышению инвестиционной привлекательности системы среднего профессионального образования;
подготовка программы развития производственной деятельности средних специальных учебных заведений;
организационно-методическое обеспечение создания в системе среднего профессионального образования маркетинговых структур по изучению рынка образовательных услуг и рынка труда.
Управление учебными заведениями сферы культуры:
изучение практики и разработка рекомендаций по совершенствованию управления средним специальным образованием;
мониторинг развития системы среднего профессионального образования;
формирование банка данных о деятельности учебных заведений;
организация систематического освещения деятельности системы художественного образования в средствах массовой информации.
Кадровое обеспечение системы художественного образования области:
подготовка предложений по организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников учебных заведений;
создание механизма формирования резерва руководящих кадров средних специальных учебных заведений;
мониторинг кадровой обеспеченности учебных заведений.
Социальная поддержка обучающихся и работников учебных заведений:
разработка предложений по улучшению условий труда работников, учебы студентов и учащихся учебных заведений;
разработка и реализация системы мер по улучшению морального стимулирования работников системы образования;
разработка и реализация системы мер по улучшению системы оздоровления и отдыха студентов и работников системы образования;
подготовка обоснования системы доплат за почетные звания, присуждаемые работникам образования;
разработка рекомендаций по созданию в средних специальных учебных заведениях служб содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников.
Научное и методическое обеспечение системы образования:
реализация механизма взаимодействия учебных заведений с научно-исследовательскими учреждениями;
подготовка предложений научно-исследовательской и инновационной деятельности средних специальных учебных заведений;
проведение научных конференций и семинаров по ведущей тематике научных исследований в области среднего профессионального образования.
Научная и методическая работа:
организация областного конкурса программ развития учреждений художественного образования детей;
социологическое изучение потребности детей и родителей в дополнительных образовательных услугах;
организация областного конкурса авторских программ и пособий к ним для системы художественного образования детей;
разработка методических рекомендаций по проведению аттестации учреждений художественного образования детей.
Социальное партнерство в системе образования:
заключение договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства;
формирование механизма социального партнерства в части пересмотра перечня специальностей и профильной структуры подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях;
организационно-методическое обеспечение создания и функционирования попечительских советов в учебных заведениях;
определение эффективных моделей организации производственной практики. Разработка рекомендаций и реализация их в практической работе;
разработка мер по формированию и развитию института спонсорства учебных заведений субъектами социального партнерства.
Международное сотрудничество в области среднего профессионального образования:
создание банка данных по международному сотрудничеству образовательных учреждений среднего профессионального образования;
развитие практики заключения договоров средних специальных учебных заведений с зарубежными физическими и юридическими лицами;
развитие участия Рязанской области в разработке и реализации международных программ и проектов в области образования;
совершенствование механизма обеспечения международных обменов, участия обучающихся и специалистов системы образования в международных конференциях, семинарах, ярмарках образовательных услуг, других международных мероприятиях.
Нормативно-правовое обеспечение системы художественного образования:
формирование нормативно-правового обеспечения по направлениям:
общие вопросы функционирования средних специальных учебных заведений;
экономическая деятельность среднего профессионального образования;
социальная поддержка субъектов образовательного процесса. Оплата труда работников среднего специального образования;
управление средними специальными учебными заведениями;
инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования;
мониторинг развития регионального законодательства и нормативно-правовой базы в области среднего профессионального образования;
подготовка рекомендаций о дифференцированном подходе к аттестации руководящих и педагогических работников учреждений художественного образования детей;
подготовка материалов из опыта работы с педагогическими кадрами в учреждениях художественного образования разных видов;
информационное и организационное обеспечение мероприятий проекта;
издание информационных материалов в помощь руководителям школ, педагогам;
поддержка информационных страниц подпрограммы в сети Интернет.
4. Механизм реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых с управлением культуры и массовых коммуникаций области со всеми исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
5. Финансовое обеспечение подпрограммы
Проведение мероприятий будет осуществляться за счет средств областного бюджета, местных бюджетов муниципальных образований области. Кроме того, к реализации могут привлекаться внебюджетные источники.
Источники и направления финансирования |
Объем финан-си- рова-ния Всего |
В том числе по годам (тыс. рублей) | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего, в т.ч. | 18780 | 2890 | 3479 | 3806 | 4136 | 4469 |
Федеральный бюджет | 2000 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 |
Областной бюджет | 9960 | 1810 | 1919 | 1996 | 2076 | 2159 |
Местный бюджет | 2800 | 360 | 460 | 560 | 660 | 760 |
Внебюджетные источники | 4020 | 520 | 800 | 850 | 900 | 950 |
6. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляют Правительство Рязанской области и Рязанская областная Дума. Управление культуры и массовых коммуникаций области направляет в установленном порядке в Правительство области, областную Думу, финансово-казначейское управление области отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделенных им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров. Ход реализации программы и достижение конкретных результатов обсуждаются на производственных совещаниях, заседаниях Правительства области, коллегии управления культуры и массовых коммуникаций области.
7. Оценка эффективности осуществления подпрограммы
Реализация программных мероприятий позволит добиться:
повышения качества профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства;
насыщения рынка труда необходимыми профессиональными кадрами по специальностям, востребованным отраслью культуры области;
совершенствования нормативно-правовой базы, включая укрепление управленческой вертикали на условиях договоров;
совершенствования содержания образования, оптимизации структуры подготовки специалистов;
развития интеграции среднего специального образования и других уровней образования;
совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;
создания экономических условий для развития материально-технической базы учебных заведений;
повышения конкурентной способности и профессиональной мобильности выпускников учебных заведений сферы культуры на рынке труда;
развития воспитательного потенциала образовательных учреждений;
развития многопрофильности и многофункциональности средних специальных учебных заведений, как основы расширения образовательных услуг;
укрепления связи системы среднего профессионального образования с работодателями; повышения эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства;
расширения возможностей многоканального финансирования учебных заведений;
развития и применения информационных систем и технологий в образовательном процессе;
развития научной и инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.