Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Рязанской области от 24 декабря 2008 года N 194-ОЗ в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Повышение правовой культуры избирателей
(участников референдума)
и обучение организаторов выборов
и референдумов в Рязанской области
на 2007-2009 годы"
Областная целевая программа
"Повышение правовой культуры избирателей
(участников референдума) и обучение организаторов
выборов и референдумов в Рязанской области
на 2007-2009 годы"
28 декабря 2007 г., 24 декабря 2008 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
областная целевая программа "Повышение правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучение организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2007-2009 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закон Рязанской области от 15 апреля 1999 года N 24-ОЗ "Об Избирательной комиссии Рязанской области", Комплекс мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, утвержденный постановлением ЦИК России 28 февраля 2006 года N 172/1109-4, План основных мероприятий по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Рязанской области на 2007 год, утвержденный постановлением Избирательной комиссии Рязанской области от 18 января 2007 года N 93/631 |
Государственный заказчик |
Правительство Рязанской области |
Разработчик программы |
Избирательная комиссия Рязанской области (далее - ИКРО) |
Цели Программы |
обеспечение правового просвещения и обучения избирателей, участников референдума и организация профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в области |
Основные задачи Программы |
формирование у граждан устойчивого представления о выборах как о демократической электоральной процедуре, создание атмосферы доверия к институтам представительной демократии, избирательной системе и организаторам выборов, подготовка квалифицированных специалистов в области избирательного процесса, стимулирование активного участия избирателей в федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаниях 2007-2009 годов |
Сроки реализации Программы |
2007-2009 годы |
Исполнители Программы |
ИКРО, территориальные избирательные комиссии (далее - ТИКи), избирательные комиссии муниципальных образований (далее - ИКМО), окружные избирательные комиссии (далее - ОИКи), участковые избирательные комиссии (далее - УИКи), управление по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области*, министерство образования Рязанской области, комитет по делам молодежи Рязанской области, образовательные учреждения и иные организации, определяемые на конкурсной основе, органы местного самоуправления (по согласованию) * - до утверждения структуры исполнительных органов государственной власти Рязанской области в 2008 году |
Мероприятия Программы |
Программа предусматривает ее осуществление по следующим направлениям: организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий; организация профессионального обучения кадров избирательных комиссий и организаторов выборов; организация правового обучения избирателей, представителей региональных отделений политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений, наблюдателей, сотрудников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации; информационно-разъяснительная и просветительская деятельность; организация работы с молодежью по вопросам участия в избирательном процессе; организация и проведение научных исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов; внедрение современных технологий в организацию обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса; внедрение передового опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов и референдумов и правовой культуры избирателей; проведение выставочных мероприятий; издательская деятельность |
Объем и источники финансирования Программы |
источниками финансирования мероприятий Программы являются федеральный и областной бюджеты. Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2400 тыс. рублей, в том числе: 2007 год - 800 тыс. рублей; 2008 год - 800 тыс. рублей; 2009 год - 800 тыс. рублей. Финансирование Программы за счет средств областного бюджета составляет 3900 тыс. рублей, в том числе: 2007 год - 1300 тыс. рублей; 2008 год - 1300 тыс. рублей; 2009 год - 1300 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
реализация Программы обеспечит: стимулирование электоральной активности граждан в выборах и референдумах, проводимых на территории области; обучение не менее 7000 организаторов выборов и референдумов; появление действующих клубов и центров по вопросам повышения правовой культуры избирателей; активизацию деятельности органов молодежного самоуправления и рост количества молодежи, участвующей в их работе; качественное проведение выставок, телепередач, конкурсов, фестивалей, олимпиад, деловых игр по избирательной тематике и увеличение их количества |
Система организации контроля за исполнением Программы |
координацию деятельности по выполнению мероприятий Программы осуществляет ИКРО Контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области |
1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В 2007 году начинается очередной цикл избирательных кампаний. В декабре состоятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, которые впервые пройдут по пропорциональной системе. В марте 2008 года состоятся выборы Президента Российской Федерации, глав муниципальных районов и городских округов, депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области.
В 2005-2006 годах избирательное законодательство претерпело значительные и существенные изменения, что делает процесс вхождения во власть максимально политизированным. В этих условиях деятельность политических партий и других участников избирательного процесса по участию в выборах приобретает новые правовые рамки и ориентиры. Требуются изучение, анализ законодательства о выборах и референдумах и непрерывное обучение всех участников избирательного процесса.
В декабре 2006 года истек срок полномочий членов территориальных избирательных комиссий, сформированных в 2002 году. В настоящее время закончился процесс формирования нового состава территориальных избирательных комиссий. Осенью предстоит сформировать новые составы свыше 1000 участковых избирательных комиссий для проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Таким образом, значительная часть избирательных комиссий всех уровней претерпевает кадровые изменения, и, следовательно, требуется целенаправленная и планомерная работа по их профессиональному обучению.
Опыт прошедших избирательных кампаний, особенно на региональном и местном уровнях, показывает, что одной из основных проблем современной избирательной системы остается крайне низкий уровень доверия к институтам представительной демократии, интереса к социально-политической жизни, правовой культуры избирателей, отсутствие позитивного восприятия выборов и электоральный абсентеизм.
Все это свидетельствует о необходимости принятия целевой программы по повышению уровня правовой культуры избирателей и обучению организаторов выборов, в рамках которой были бы скоординированы усилия всех субъектов избирательного процесса.
2. Цели и задачи Программы
Целями программы являются обеспечение правового просвещения и обучения избирателей, участников референдума и организация профессиональной подготовки организаторов выборов и референдумов в области.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
формирование у граждан устойчивого представления о выборах как о демократической электоральной процедуре;
создание атмосферы доверия к институтам представительной демократии, избирательной системе и организаторам выборов;
подготовка квалифицированных специалистов в области избирательного процесса;
стимулирование активного участия избирателей в федеральных, региональных и муниципальных избирательных кампаниях 2007-2009 годов.
3. Основные направления реализации Программы
Целевая программа осуществляется по следующим направлениям:
организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы;
организация профессионального обучения кадров избирательных комиссий и организаторов выборов;
организация правового обучения избирателей, представителей региональных отделений политических партий, иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц кандидатов и избирательных объединений, наблюдателей, сотрудников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации;
осуществление информационно-разъяснительной и просветительской деятельности;
организация работы с молодежью по вопросам участия в избирательном процессе;
организация и проведение научных исследований в области совершенствования законодательства о выборах и референдумах и оказание научно-методической помощи участникам выборов и референдумов;
внедрение современных технологий в организацию обучения членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса;
внедрение передового опыта организации работы по вопросам правового обучения участников выборов и референдумов и правовой культуры избирателей;
проведение выставочных мероприятий;
издательская деятельность.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. Организационно-методическое обеспечение
реализации мероприятий Программы
Организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы предусматривает разработку в установленном порядке решений ИКРО, положений и других нормативных документов, связанных с проведением мероприятий по повышению правовой культуры избирателей, участников референдумов и обучением организаторов выборов и референдумов в области. ИКРО в установленном законодательством Рязанской области порядке проводит мероприятия по приведению регионального законодательства о выборах и референдумах в соответствие с федеральным законодательством. ИКРО осуществляет совершенствование собственного сайта в информационной сети Интернет и его регулярное информационное наполнение.
В целях обеспечения выполнения Программы территориальные избирательные комиссии разрабатывают и представляют для рассмотрения в органы местного самоуправления соответствующие планы мероприятий.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.2 настоящего приложения внесены изменения
3.2. Профессиональная подготовка кадров
избирательных комиссий и организаторов выборов
Для проведения данной работы целесообразна подготовка и реализация проекта "Школа организатора избирательного процесса", в соответствии с которым будет осуществляться процесс постоянного обучения членов избирательных комиссий различных уровней, "резерва" этих комиссий, бухгалтеров, системных администраторов комплексных средств автоматизации Государственной автоматизированной системы "Выборы".
Правовая подготовка будет включать изучение основ конституционного (в том числе избирательного), гражданского, административного и финансового права, иных смежных отраслей права и законодательства. Обучение должно охватить членов ТИК, ИКМО, ОИК и УИК области.
Необходимые программы и методики обучения будут разработаны ИКРО в соответствии с рекомендациями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) и Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России (РЦОИТ при ЦИК России). Программы обучения будут строиться на основе органичного сочетания и изучения теории и практики организации избирательного процесса, предусматривать проведение анализа проблемных ситуаций, тренингов, дискуссий, семинаров, "круглых столов" и других активных форм занятий.
Обучение членов ТИК, ИКМО, ОИК и УИК в области организуется ИКРО в соответствии с законодательством. Основной формой обучения должны быть периодические семинары, проводимые по программам, разработанным ИКРО.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Организация правового обучения избирателей,
представителей региональных отделений политических партий,
иных общественных объединений, кандидатов, доверенных лиц,
наблюдателей, сотрудников правоохранительных органов,
представителей средств массовой информации
Для достижения целей реализации данного направления необходимы общее правовое просвещение и специальное обучение.
Правовое просвещение и специальное обучение будут направлены на вовлечение в избирательный процесс различных групп избирателей, участников референдума и должны осуществляться в следующих основных формах:
разъяснение положений законодательства о выборах и референдуме;
создание радио- и телепередач, проведение лекций, бесед, выставок, выпуск тематических видеофильмов;
разработка специальных учебно-образовательных, издательских, информационно-тематических и иных просветительских проектов;
обучение в ходе образовательного процесса в школах, в высших учебных заведениях и иных образовательных учреждениях.
В целях правового просвещения и специального обучения будут использоваться современные учебно-информационные технологии по овладению знаниями законодательства о выборах и референдуме, практическими навыками применения правовых знаний.
В целях развития общественного контроля за соблюдением законодательства о выборах и референдуме, в том числе в ходе голосования, при подсчете голосов избирателей, подведении итогов голосования и определении результатов выборов, оформлении соответствующих избирательных документов предполагаются создание и выпуск теле- и радиопередач, издание учебных и методических пособий, организация семинаров и учебных курсов, проведение юридических консультаций, лекций и так далее.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.4 настоящего приложения внесены изменения
3.4. Информационно-разъяснительная
и просветительская деятельность
Программа предполагает создание серии информационно-аналитических, просветительских и иных мероприятий, рассчитанных на конкретные социально-статусные, возрастные и территориальные группы населения. Информационно-просветительская деятельность будет осуществляться с применением широкого диапазона средств аудиовизуального взаимодействия с избирателями и иными категориями участников избирательного процесса, с использованием возможностей телевидения, радио, печатных и иных средств массовой информации. Информационно-просветительская продукция будет распространяться с применением современных информационных технологий.
Целями информационно-просветительской деятельности являются:
развитие электоральной культуры избирателей, кандидатов, представителей политических партий, участвующих в выборах;
формирование у всех участников избирательного процесса представления о выборах как о демократической, открытой и честной процедуре и позитивного отношения к участию в выборах.
Для достижения этих целей необходимо:
формирование системы мониторинга отношения различных категорий избирателей к участию в выборах и к деятельности избирательных комиссий различных уровней;
информирование граждан об основных принципах и формах участия в избирательном процессе на различных стадиях организации и проведения избирательной кампании;
информационно-просветительская работа по противодействию использованию правонарушающих избирательных технологий на всех стадиях избирательного процесса;
информирование граждан о важности участия в выборах и референдумах, проведение разъяснительных мероприятий, направленных на преодоление апатии и негативного отношения к выборам;
стимулирование молодежи к участию в выборах;
постоянное взаимодействие со средствами массовой информации.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.5 настоящего приложения внесены изменения
3.5. Работа с молодежью по вопросам участия
в избирательном процессе
Данное направление Программы должно содействовать развитию интереса молодежи к организации и проведению выборов, участию молодежи в работе избирательных комиссий, повышению уровня доверия к выборам и референдумам.
Систематическое правовое просвещение молодежи предполагает получение в рамках общественных дисциплин знаний о государственном устройстве страны, истории его развития, системе выборов, правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, что способствует повышению электоральной активности молодежи и развитию институтов гражданского общества в целом.
В указанных целях ИКРО в установленном порядке в соответствии с законодательством взаимодействует с Управлением по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области, иными органами государственной власти области, органами местного самоуправления, Рязанским областным институтом развития образования, иными образовательными учреждениями.
Воспитание гражданственности в молодых людях подразумевает активное овладение ими навыками политических действий. В этих целях будут использоваться различные формы работы с молодежью: олимпиады, деловые игры, конкурсы по общественным дисциплинам и избирательному праву, общеполитические дискуссии, молодежные фестивали, форумы и иные мероприятия, которые будут проводиться в школах, средних специальных и высших учебных заведениях.
В текущем году предполагается новая форма активизации работы с молодежью - в информационной сети Интернет открыт молодежный сайт областной избирательной комиссии с возможностью непосредственного общения посетителей сайта.
Одной из форм привлечения молодежи к участию в управлении государством является организация молодежного самоуправления. В частности, молодежное парламентское движение - эффективный инструмент развития институтов гражданского общества.
Указанные формы привлечения молодежи могут служить для последующего кадрового пополнения как избирательных комиссий всех уровней, так и общественно-политических организаций и институтов власти.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.6 настоящего приложения внесены изменения
3.6. Организация и проведение научных исследований
в области совершенствования законодательства о выборах
и референдумах и оказание научно-методической помощи
участникам выборов и референдумов
Научные исследования в области избирательного законодательства являются необходимой основой для его совершенствования. Изменения федерального законодательства о выборах и референдумах не всегда вызывают однозначную реакцию среди избирателей, что свидетельствует об актуальности подведения научно-исследовательской базы под возможные изменения избирательного законодательства любого уровня. Кроме того, не все участники выборов и референдумов в полной мере обладают познаниями в области избирательного права и избирательного процесса, что обуславливает деятельность избирательных комиссий всех уровней по оказанию научно-методической помощи лицам, обладающим, как активным, так и пассивным избирательным правом.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.7 настоящего приложения внесены изменения
3.7. Современные технологии обучения членов
избирательных комиссий и других участников
избирательного процесса
Совершенствование информационного обеспечения строится на принципах открытости и гласности в деятельности избирательных комиссий всех уровней, так как с этим связано обеспечение прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, на участие в наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий.
В рамках данного направления Программы предполагается дальнейшее совершенствование Интернет-сайта ИКРО, создание отдельных страниц ТИК на Интернет-сайтах администраций муниципальных образований области, создание электронной библиотеки как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов.
3.8. Внедрение передового опыта организации работы
по вопросам правового обучения участников выборов
и референдумов и правовой культуры избирателей
В рамках данного направления ИКРО планирует в установленном порядке применять различные формы работы с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации: проводить совместные конференции, семинары и встречи, обмен изданной комиссиями литературой и другие мероприятия.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители мероприятий |
Источник финансирования |
Срок исполнения мероприятий |
Объемы финансирования, тыс. руб. |
1. | Участие во всероссийских и региональных конференциях по проблемам избирательного права и законодательства о референдумах |
ИКРО | 2007-2009 годы | ||
2. | Изучение и распространение передового опыта работы по проблемам организации и проведения выборов и референдумов |
ИКРО | 2007-2009 годы | ||
3. | Развитие системы информационного обмена в области правовой культуры с избирательными комиссиями других субъектов Российской Федерации |
ИКРО | 2007-2009 годы |
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.9 настоящего приложения внесены изменения
3.9. Выставочная деятельность
Организация и проведение выставочной деятельности в области избирательного права и избирательного процесса являются одними из форм активной пропаганды института выборов, призванных способствовать реализации Программы, созданию условий для развития музейной деятельности по истории выборов и референдумов в области.
При подготовке и проведении выставок необходимо решать следующие задачи:
формирование основ специализированной музейно-выставочной деятельности по вопросам повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов и референдумов;
классификация и систематизация документов и материалов по истории выборов и референдумов в Рязанской области;
поиск архивных документов и материалов, подробно отражающих важные этапы и события истории выборов и референдумов;
создание мобильных передвижных экспозиций, постоянно действующих выставок.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 3.10 настоящего приложения внесены изменения
3.10. Издательская деятельность
Целью издательской деятельности в рамках Программы является подготовка, издание и распространение журнала Избирательной комиссии Рязанской области "Выборы: теория и практика", сборников материалов и документов, методических и информационно-справочных материалов, учебных пособий, буклетов, памяток по различным аспектам организации и проведения избирательных кампаний, повышения профессиональной подготовки организаторов выборов и правовой культуры избирателей, других участников избирательного процесса, а также специальных газетных страничек и вкладышей по выборной тематике.
Законом Рязанской области от 28 декабря 2007 г. N 238-ОЗ в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Сроки реализации и ресурсное обеспечение Программы
Программа рассчитана на период с 2007 по 2009 год.
Источниками финансирования мероприятий Программы являются федеральный и областной бюджеты.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2400 тыс. рублей, в том числе:
2007 год - 800 тыс. рублей;
2008 год - 800 тыс. рублей;
2009 год - 800 тыс. рублей.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета составляет 3045 тыс. рублей, в том числе:
2007 год - 445 тыс. рублей;
2008 год - 1300 тыс. рублей;
2009 год - 1300 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год.
5. Механизм реализации и контроля
за исполнением Программы
Механизм реализации Программы основывается на взаимодействии ИКРО совместно с Координационно-методическим советом при ИКРО с избирательными комиссиями всех уровней.
Избирательная комиссия Рязанской области обеспечивает выполнение мероприятий Программы, координирует деятельность заинтересованных организаций, представляет ежеквартально в Правительство Рязанской области отчет о выполнении настоящей Программы.
Избирательная комиссия Рязанской области несет ответственность за целевое использование средств, выделяемых на выполнение Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий Программы, осуществляют: Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области, финансово-казначейское управление Рязанской области.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
и оценка социально-экономической эффективности
В результате реализации Программы предполагается обеспечить:
формирование у избирателей позитивного восприятия выборов и повышение доверия к институту представительной демократии;
стимулирование электоральной активности граждан в избирательных кампаниях, проводимых на территории области;
обучение не менее 7000 организаторов выборов и референдумов;
появление действующих клубов и центров по вопросам повышения правовой культуры избирателей;
активизацию деятельности органов молодежного самоуправления и рост количества молодежи, участвующей в их работе;
количество и качественный уровень проведения выставок, телепередач, конкурсов, фестивалей, олимпиад, деловых игр по избирательной тематике.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Рязанской области от 19 июня 2007 г. N 76-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Повышение правовой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.