В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.02 г. N 1376-р и приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.09.02 г. N 428 "Об утверждении концепции развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации" постановляю:
1. Создать при главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области единую дежурно-диспетчерскую службу (единую службу спасения) Рязанской области на базе телефонного номера "01".
2. Утвердить положение о единой дежурно-диспетчерской службе (единой службе спасения) Рязанской области на базе телефонного номера "01" (далее ЕДДС-01 Рязанской области) согласно приложению.
3. Рекомендовать главам районов и городов области до конца 2004 года организовать работу по созданию ЕДДС-01 Рязанской области на подведомственных территориях.
4. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области (А.Н.Курганов) обеспечить методическое сопровождение работ по созданию ЕДДС-01 Рязанской области на территориях муниципальных образований области.
5. Рекомендовать Рязанскому филиалу ОАО "ЦентрТелеком" (Ю.А.Чемерикин) взять под особый контроль исправность имеющихся и создаваемых каналов и линий связи ЕДДС-01 Рязанской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, Председателя Правительства Рязанской области А.В.Ярина.
Губернатор Рязанской области |
Г.И.Шпак |
Приложение
к постановлению Губернатора
Рязанской области
от 8 октября 2004 г. N 527-пг
Положение
о единой дежурно-диспетчерской службе
(единой службе спасения) Рязанской области
на базе телефонного номера "01"
1. Общие положения
2. Состав и задачи, решаемые ЕДДС-01 Рязанской области
3. Порядок функционирования ЕДДС-01 Рязанской области
4. Организация несения дежурства
5. Порядок комплектования и подготовки кадров
6. Нормативное правовое и техническое обеспечение
ЕДДС-01 Рязанской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет состав, основные задачи и условия функционирования ЕДДС-01 Рязанской области.
1.2. ЕДЦС-01 Рязанской области является органом повседневного управления территориальной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской области (далее ТП РСЧС области), центральным звеном системы оперативно-диспетчерского управления (СОДУ) области в чрезвычайных ситуациях, при пожарах и предназначена для повышения готовности органов управления и учреждений, организаций, объектов экономики, введении которых входят функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций (далее ЧС), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств областных служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС.
1.3. ЕДДС-01 Рязанской области совмещает функции оперативной дежурной службы главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Рязанской области (далее ГУ ГОЧС области) и центра управления силами (далее ЦУС) ГУ ГОЧС области.
1.4. ЕДДС-01 Рязанской области создается на базе ЦУС ГУ ГОЧС области.
1.5. Создание и функционирование ЕДДС-01 Рязанской области не отменяет существующего до ее образования порядка приема дежурно-диспетчерскими службами (далее ДДС) сообщений от населения о происшествиях (по телефонам "02", "03", "04" и др.).
1.6. Общее руководство ЕДДС-01 Рязанской области осуществляет Правительство Рязанской области (председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области) через ГУ ГОЧС области.
1.7. Непосредственное руководство деятельностью ЕДДС-01 Рязанской области осуществляет начальник ЦУС ГУ ГОЧС области.
1.8. В своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС ЕДДС-01 Рязанской области руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Рязанской области, решениями комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве Рязанской области (далее Комиссия области), приказами начальника ГУ ГОЧС области, а также настоящим Положением.
2. Состав и задачи, решаемые ЕДДС-01 Рязанской области
2.1. ЕДДС-01 Рязанской области включает: дежурно-диспетчерский персонал, оперативную дежурную службу ГУ ГОЧС области, службы пожаротушения и комплекс средств автоматизации и связи (далее КСАС).
2.2. ЕДДС-01 Рязанской области решает следующие основные задачи:
прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, пожарах, а также несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до органов управления и служб, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
прием сообщений и своевременное направление сил и средств на тушение пожаров или ликвидацию последствий ЧС, а при необходимости - обеспечение временной передислокации подразделений, а также оповещение руководящего состава органов управления и населения;
обеспечение оперативно-диспетчерской связи с подразделениями ГУ ГОЧС области, государственной пожарной службы, а также служб области;
передача и прием информации с зоны ЧС от задействованных сил;
обеспечение надежной связи с наиболее важными объектами на территории области (потенциально опасные объекты, объекты с массовым пребыванием людей, и т.п.) и взаимодействующими службами;
прием сообщений и направление на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних городов, районов и отдельных объектов;
сбор информации от ЕДДС-01 муниципальных образований области, ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга), других взаимодействующих служб и обеспечение обмена информацией об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС между ними;
обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение через взаимодействующие ДДС состава сил и средств. привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования СОДУ;
обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мерах по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с областными службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных ГУ ГОЧС области полномочий);
информирование ЕДДС-01 муниципальных образований области, ДДС, других взаимодействующих служб об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантов решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления по подчиненности;
доведение задач, поставленных председателем Комиссии области, до ЕДДС-01 муниципальных образований области, ДДС и подчиненных им сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
2.3. ЕДДС-01 Рязанской области выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на ЦУС ГУ ГОЧС области оперативной дежурной сменой (далее ОДС).
2.4. Начальник дежурной смены ЕДДС-01 Рязанской области имеет право самостоятельно принимать решения по защите населения и территории от ЧС (в рамках своих полномочий) и отдавать соответствующие распоряжения (указания) входящим в СОДУ дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с руководством ГУ ГОЧС области. Правительством Рязанской области или областными службами, высылать подразделения пожарной охраны для ликвидации ЧС, не связанных с тушением пожара, путем согласования с начальником ЦУС ГУ ГОЧС области.
Обо всех чрезвычайных происшествиях, несущих угрозу, возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС начальник дежурной смены ЕДДС-01 Рязанской области докладывает начальнику ГУ ГОЧС области непосредственно.
2.5. Начальник дежурной смены ЕДДС-01 Рязанской области обязан после получения данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации, и несет ответственность за своевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствия с действующим законодательством.
2.6. Оперативная дежурная смена ЕДДС-01! Рязанской области должна обеспечить:
устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕДДС-01 Рязанской области;
взаимодействие с органами управления, ЕДДС-01 муниципальных образований области, ДДС, других взаимодействующих служб области;
сбор от ДДС и населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующей ДДС по предназначению;
оповещение и персональный вызов должностных лиц Комиссии области, ГУ ГОЧС области и областных служб;
доведение информации об угрозе возникновения и факте ЧС до оперативного дежурного Центрального регионального центра и Министерства Российской Федерации, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с критериями информации о ЧС;
анализ и оценку поступившей информации, доведение ее до ДДС, руководства ГУ ГОЧС и муниципальных образований области;
своевременное наращивание сил и средств ЕДДС-01 Рязанской области при переводе ее в повышенные режимы функционирования;
несение постоянного дежурства, участие в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕДДС-01 Рязанской области, ДДС Рязанской области, ЕДДС-01 муниципальных образований;
прием извещений о пожарах;
своевременное направление подразделений на тушение пожаров или ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий;
оперативно-диспетчерскую связь с подразделениями пожарной охраны;
передачу и прием информации с места работы подразделений;
надежную связь с наиболее важными объектами и взаимодействующими службами, находящимися на территории области;
оперативный учет пожарной техники гарнизона, находящейся в боевом расчете и в резерве;
прием сообщений и высылку на крупные пожары подразделений пожарной охраны соседних городов, районов и отдельных объектов;
через оперативного дежурного ГУ ГОЧС области:
поддержание автоматизированной системы централизованного оповещения области в постоянной готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения;
оповещение и персональный вызов должностных лиц Комиссии области, ГУ ГОЧС и ЕДДС-01 Рязанской области;
оповещение и вызов областных ДДС, а также подразделений сил постоянной готовности, подчиненных ГУ ГОЧС области;
оповещение населения о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источника ЧС по автоматизированной системе централизованного оповещения области;
соблюдение режима секретности при обращении с информацией, получаемой и передаваемой с использованием средств автоматизации.
2.7. Оповещение населения области при возникновении ЧС осуществляется по распоряжению председателя Комиссии области оперативным дежурным ГУ ГОЧС области с использованием автоматизированной системы централизованного оповещения области в соответствии с действующей инструкцией.
2.8. КСАС ЕДДС-01 Рязанской области предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС-01 Рязанской области следующих управленческих функций:
сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
организация связи при тушении пожаров;
оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
подготовка данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображение на электронной карте территории области;
накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по области, областным органам управления, силам и средствам постоянной готовности, потенциально опасным объектам, возможным и планируемым мероприятиям по предупреждению и ликвидации ЧС;
представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам управления.
2.9. КСАС ЕДДС-01 должен сопрягаться с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС (в рамках автоматизированных систем СОДУ), а также с вышестоящими объектами автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2.10. Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС на территории области предусматривается использование единого телефонного номера (кода) доступа к ЕДДС-01 Рязанской области - "01".
3. Порядок функционирования ЕДДС-01 Рязанской области
3.1. ЕДД-01 Рязанской области функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
3.2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС-01 Рязанской области осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС-01 Рязанской области обеспечивает:
прием от населении, организаций, ДДС и ЕДДС-01 муниципальных образований сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС и пожаров;
обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;
внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДЦС-01 Рязанской области на ЧС.
В режиме повседневной деятельности проводятся учебные и тренировочные занятия с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС-01 Рязанской области в режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС-01 Рязанской области, диспетчерами ЕДДС-01 незамедлительно передаются соответствующей ДЦС по предназначению. Сообщения, которые диспетчеры идентифицируют как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются начальнику дежурной смены.
3.3. В режим повышенной готовности ЕДДС-01 Рязанской области переводится по решению председателя Комиссии области (начальника ГУ ГОЧС области) начальником дежурной смены при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДЦС, входящих в СОДУ. В этом режиме ЕДДС-01 Рязанской области дополнительно обеспечивает:
заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
оповещение и персональный вызов должностных лиц Комиссии области, ГУ ГОЧС области. ЕДДС-01 Рязанской области, областных ДДС и подчиненных ГУ ГОЧС области сил постоянной готовности;
усиление наблюдения и контроля за обстановкой в области, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
оценку возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
корректировку планов реагирования ЕДДС-01 Рязанской области на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС области;
координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
3.4. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС-01 Рязанской области перезолится при возникновении ЧС по решению председателя Комиссии области (начальника ГУ ГОЧС области) начальником дежурной смены. В этом режиме ЕДДС-01 Рязанской области осуществляет решение задач в полном объеме.
3.5. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС, входящими в СОДУ, осуществляется через ЕДДС-01 Рязанской области.
Для этого в ЕДДС-01 Рязанской области от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС-01 Рязанской области до всех заинтересованных ДДС.
3.6. Вся информация, поступающая в ЕДДС-01 Рязанской области, обрабатывается и обобщается оперативной дежурной сменой. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС-01 Рязанской области информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС, а о пожарах - до начальника смены службы пожаротушения.
3.7. При локальных и местных ЧС - по решению председателя Комиссии области (начальника ГУ ГОЧС области), а при территориальных и более масштабных ЧС - немедленно оповещаются и приводятся в готовность Комиссия области. ГУ ГОЧС области, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких случаях ЕДДС-01 Рязанской области обеспечивает сбор, обработку и представление в Комиссию области собранной информации, подготовку донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств ТПРСЧС области.
3.8. Все сообщения передаются в ЕДДС-01 Рязанской области в формализованном виде.
Для формирования, передачи, приема и обработки формализованных сообщений используются средства связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи.
В случае поступления сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется оперативной дежурной сменой ЕДДС-01 Рязанской области (дежурной сменой ДДС), принявшей неформализованные сообщения.
4. Организация несения дежурства
4.1. В ГУ ГОЧС области и ЦУС ГУ ГОЧС области организуется круглосуточное дежурство силами оперативной дежурной смены.
4.2. Оперативная дежурная смена ЕДДС-01 Рязанской области работает по утвержденному графику.
4.3. Оперативная дежурная смена обязана знать:
оперативную обстановку в области;
данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности, способах вызова;
дислокацию и районы выезда пожарных частей и аварийно-спасательных отрядов, опорных пунктов тушения крупных пожаров;
особо важные объекты, на которые при первом сообщении о пожаре высылаются подразделения по повышенному номеру вызова;
безводные районы, техническое вооружение и тактические возможности караулов и аварийно-спасательных формирований;
местонахождение основных запасов огнетушащих средств, оснащенность и места расположения опорных пунктов тушения крупных пожаров;
правила эксплуатации и уметь пользоваться средствами связи и организационно-техническими средствами на рабочем месте.
4.4. Порядок несения и смены дежурства определяются инструкцией, разрабатываемой ГУ ГОЧС области.
5. Порядок комплектования и подготовки кадров
5.1. Комплектование личным составом ЕДДС-01 Рязанской области осуществляется под руководством начальника ГУ ГОЧС области.
5.2. Начальник дежурной смены и другие должностные лица дежурной смены обязаны твердо знать требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность, уметь применять их в практической работе, знать инфраструктуру области, особенности несения службы на подведомственных им участках.
5.3. Основными формами обучения должностных лиц ЕДДС-01 Рязанской области являются: тренировки дежурных смен и участие дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях), проводимых по планам вышестоящих органов управления, а также занятия в учебно-методическом центре ГОЧС ГУ ГОЧС области и учебном пункте государственной противопожарной службы.
5.4. Совместные учебные мероприятия (занятия по профессиональной подготовке, тренировки, учения и т.п.), проводимые с личным составом ЕДДС-01 Рязанской области, осуществляются в соответствии с планом, утвержденным начальником ГУ ГОЧС области.
5.5. Профессиональная подготовка должностных лиц ЕДДС-01 Рязанской области должна проводиться непосредственно под руководством начальника ЦУС ГУ ГОЧС области.
6. Нормативное правовое и техническое обеспечение
ЕДДС-01 Рязанской области
6.1. Создание и функционирование ЕДДС-01 Рязанской области обеспечивается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.02 г. N 1376-р, с Законом Рязанской области "О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских служб в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 10.09.02 г. N 428, планом создания единых дежурно-диспетчерских служб (единых служб спасения) на базе телефона "01", утвержденным приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02.12.02 г. N 553, а также данным Положением.
6.2. Конкретный состав информационных показателей, формы, критерии и порядок их представления определяются двусторонними инструкциями об обмене информацией между ЕДДС-01 Рязанской области и взаимодействующей ДДС, утверждаемыми соответственно начальником ГУ ГОЧС области и начальником (руководителем) вышестоящего для ДДС органа управления.
6.3. Для обеспечения методической, информационной, лингвистической и программно-технической совместимости КСАС ЕДДС-01 Рязанской области с автоматизированными системами взаимодействующих ДДС, а также с вышестоящим объектом автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно быть предусмотрено единое алгоритмическое (математическое) обеспечение проводимых расчетов, общие классификаторы и словари информации, однотипные программные средства обработки и передачи данных, принятые в автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Рязанской области от 8 октября 2004 г. N 527-пг "О создании единой дежурно-диспетчерской службы (единой службы спасения) Рязанской области"
Текст постановления опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 19 октября 2004 г. N 216-217
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Рязанской области от 16 августа 2012 г. N 50-пг
Постановление Губернатора Рязанской области от 3 апреля 2008 г. N 134-пг
Постановление Губернатора Рязанской области от 20 сентября 2006 г. N 370-пг
Постановление Губернатора Рязанской области от 2 февраля 2006 г. N 27-пг