Рассмотрев проект закона Рязанской области "Об особо охраняемых природных территориях, внесенный в Рязанскую областную Думу Губернатором области (письмо от 05.12.2005 N 1-10/768), отмечая актуальность принятия данного закона для целей сохранения и создания особо охраняемых природных территорий в Рязанской области, Рязанская областная Дума постановила:
1. Принять проект закона Рязанской области "Об особо охраняемых природных территориях" в первом чтении.
2. Комитету по имущественным, земельным отношениям, природопользованию и экологии (А.А. Рольгейзер) доработать указанный проект закона и вести его на смотрение депутатов областной Думы.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областной Думы |
В.К.Сидоров |
Проект
Закон Рязанской области
"Об особо охраняемых природных территориях"
(утв. постановлением Рязанской областной Думы
от 25 января 2006 г. N 6-IV РОД)
См. Закон Рязанской области 10 мая 2006 г. N 53-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Рязанской области"
Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны, использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, экологического воспитания и просвещения населения.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
особо охраняемая природная территория областного или местного значения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ним, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти субъекта или решением органа местного самоуправления муниципального образования Рязанской области частично или полностью из хозяйственного использования и для которого установлен режим особой охраны;
режим особой охраны - система ограничений, устанавливаемых в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, в отношении хозяйственной и иной деятельности, если она противоречит целям организации особо охраняемой природной территории;
охранная зона особо охраняемой природной территории - участок земли и водного пространства, прилегающий к особо охраняемой природной территории, предназначенный для ее защиты от загрязнения и другого негативного воздействия;
схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий - утверждаемая Правительством Рязанской области или органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области документация (план) по организации, размещению и развитию системы особо охраняемых природных территорий Рязанской области, включающая графический и текстовой материал, входящая в состав схемы градостроительного планирования развития территорий Рязанской области;
резервируемые земли - земли, на которых предполагается организация особо охраняемой природной территории;
комплексное экологическое обследование территории - сбор, изучение и обобщение информации о природных и природно-антропогенных комплексах и объектах в местах планируемой или существующей особо охраняемой природной территории, об их природоохранном, научном, эстетическом, рекреационном, оздоровительном значении;
положение (паспорт) особо охраняемой природной территории областного или местного значения - правовой акт, утверждаемый соответственно Правительством Рязанской области или органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.
Статья 2. Общие положения
1. Образование особо охраняемых природных территорий в Рязанской области осуществляется в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и нормативными правовыми актами Рязанской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области.
2. Для охраны и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий могут создаваться государственные и муниципальные природоохранные учреждения.
3. Земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, а также здания, сооружения и помещения, находящиеся в оперативном управлении государственных или муниципальных природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий, приватизации не подлежат.
4. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
5. Особо охраняемые природные территории областного и местного значения могут организовываться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без такового.
6. В границах особо охраняемых природных территорий областного и местного значения в соответствии с их категорией и положением (паспортом) могут выделяться земельные участки с объектами инфраструктуры или без таковых, предназначенные для сдачи в аренду гражданам и юридическим лицам в целях организации регулируемого туризма и отдыха, иной деятельности, не противоречащей режиму особой охраны и целям особо охраняемой природной территории.
7. Размещение объектов, обеспечивающих функционирование особо охраняемых природных территорий, осуществляется на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты.
8. В состав предпроектной и проектной документации на строительство объектов в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон включаются материалы оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
9. Ограничения прав землевладельцев, землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков в связи с соблюдением режима особо охраняемых природных территорий областного или местного значения устанавливаются Правительством Рязанской области или органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.
Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных решением Правительства Рязанской области или органа местного самоуправления муниципального образования Рязанской области в связи с соблюдением режима особо охраняемых природных территорий, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
10. Особо охраняемые природные территории областного и местного значения и их охранные зоны обозначаются на местности специальными информационными знаками.
Статья 3. Категории особо охраняемых природных территорий Рязанской области
1. В Рязанской области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий областного значения:
а) природные парки;
б) государственные природные заказники;
в) памятники природы;
г) дендрологические парки и ботанические сады;
д) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
е) микрозаповедники;
ж) особо охраняемые водные объекты;
з) прибрежные рекреационные зоны;
и) особо охраняемые геологические объекты;
к) пригородные зеленые зоны;
л) природно-исторические комплексы.
2. В Рязанской области могут организовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения:
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
б) особо охраняемые водные объекты;
в) городские леса;
г) городские парки.
Статья 4. Зонирование особо охраняемых природных территорий
С учетом категории особо охраняемой природной территории, режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий областного или местного значения могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении (паспорте) особо охраняемой природной территории.
Статья 5. Полномочия Рязанской областной Думы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Рязанская областная Дума:
принимает законы, регулирующие отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения;
утверждает областные целевые программы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
в пределах полномочий устанавливает налоговые льготы природоохранным учреждениям особо охраняемых природных территорий областного значения, а также землевладельцам, землепользователям, собственникам земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий областного значения, имеющим ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима особой охраны этих территорий.
Статья 6. Полномочия Правительства Рязанской области в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территории
Правительство Рязанской области:
обеспечивает разработку схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Рязанской области и утверждает ее;
утверждает типовые положения (паспорта) об отдельных категориях особо охраняемых природных территорий областного значения;
утверждает положения (паспорта) конкретных особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимает решения о резервировании земель с целью последующей организации особо охраняемых природных территорий;
принимает решения об организации, упразднении, изменении границ; о категории, режиме охраны конкретных особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимает решения об организации охранных зон особо охраняемых природных территорий, устанавливает режим и определяет их границы в порядке, установленном законодательством;
организует ведение кадастра особо охраняемых природных территорий Рязанской области;
осуществляет межрегиональное сотрудничество по вопросам особо охраняемых природных территорий Рязанской области;
определяет исполнительный орган государственной власти Рязанской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения;
разрабатывает областные целевые программы в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и обеспечивает их реализацию;
осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.
Статья 7. Полномочия исполнительного органа государственной власти Рязанской области, осуществляющего деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения
Исполнительный орган государственной власти Рязанской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного - значения:
осуществляет подготовку материалов и вносит в Правительство Рязанской области обоснованные предложения об организации, изменении категории, режима, границ и упразднении особо охраняемых природных территорий в Рязанской области;
вносит в Правительство Рязанской области предложения о создании, реорганизации, ликвидации природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий областного значения;
вносит в Правительство Рязанской области предложения об организации охранных зон особо охраняемых природных территорий;
вносит в Правительство Рязанской области предложения о резервировании земель с целью последующей организации особо охраняемых природных территорий;
оказывает содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области в подготовке материалов, обосновывающих организацию особо охраняемой природной территории местного значения;
разрабатывает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения;
осуществляет государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения;
разрабатывает и обеспечивает реализацию схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Рязанской области;
ведет государственный кадастр особо охраняемых природных территорий областного значения;
взаимодействует со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области по вопросам организации особо охраняемых природных территорий, государственного контроля, ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий Рязанской области, иным вопросам функционирования особо охраняемых природных территорий;
обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории и решает вопрос о разработке документации по организации особо охраняемой природной территории;
осуществляет сбор, обобщение и хранение информации об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения;
обеспечивает предоставление сведений об особо охраняемых природных территориях областного значения для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности с целью актуализации территориальной комплексной схемы град строительного планирования развития территорий Рязанской области.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области в сфере организации и использования особо охраняемых природных территорий
Органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области:
разрабатывают и утверждают схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий местного значения;
участвуют в разработке схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий областного значения;
рассматривают и согласовывают решения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения, а также их охранных зон в границах муниципального образования;
рассматривают и согласовывают решения о резервировании земель для последующей организации в границах муниципального образования особо охраняемых природных территорий областного значения;
принимают решения об организации или ликвидации особо охраняемых природных территорий местного значения, а также их охранных зон;
разрабатывают и утверждают положения (паспорта) об особо охраняемых природных территориях местного значения;
ведут государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения;
организуют охрану особо охраняемых природных территорий местного значения;
осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.
Статья 9. Планирование развития особо охраняемых природных территорий
1. Правительство Рязанской области обеспечивает разработку схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Рязанской области.
Порядок разработки, согласования и утверждения схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Рязанской области устанавливается Правительством Рязанской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Рязанской области.
2. Особо охраняемые природные территории, их охранные зоны, а также участки, зарезервированные в целях последующей организации особо охраняемых природных территорий, учитываются при разработке территориальных комплексных схем охраны природы, землеустроительной, градостроительной, лесоустроительной и иной документации.
Статья 10. Организация особо охраняемых природных территорий
1. Особо охраняемые природные территории областного значения организуются на основании утвержденной правительством Рязанской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территории Рязанской области, а также по предложениям органов государственной власти Рязанской области, специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
Особенности порядка образования отдельных категорий особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.
2. Предложения об организации особо охраняемых природных территорий областного значения с указанием особо ценных экологических систем и объектов, ради сохранения которых создается особо охраняемая природная территория, предполагаемых границ и площади, направляются на рассмотрение исполнительному органу государственной власти Рязанской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения.
Исполнительный орган государственной власти Рязанской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, обеспечивает проведение комплексного экологического обследования территории для решения вопроса об организации особо охраняемой природной территории.
3. Исполнительный орган государственной власти Рязанской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, организует подготовку таких документов, как:
пояснительная записка о необходимости образования особо охраняемой природной территории;
материалы комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус особо охраняемой природной территории;
проект положения (паспорта) особо охраняемой природной территории;
план - схема предполагаемой особо охраняемой природной территории (а при необходимости и ее охранной зоны) с указанием границ;
схема территории с данными по категориям земель, формам собственности, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков;
экономическое обоснование организации особо охраняемой природной территории с указанием необходимых затрат;
анализ альтернативных вариантов сохранения объектов природы, находящихся на проектируемой особо охраняемой природной территории;
градостроительное заключение;
согласование с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Рязанской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области и государственными органами Рязанской области, перечень которых устанавливается Правительством Рязанской области.
4. Документы, указанные в части 3 настоящей статьи, подлежат государственной экологической экспертизе.
5. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы Правительство Рязанской области принимает решение об организации особо охраняемой природной территории областного значения путем издания постановления.
Статья 11. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий
1. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий устанавливаются без изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
2. В границах охранной зоны особо охраняемой природной территории могут вводиться ограничения хозяйственной и иной деятельности на:
работы, ведущие к изменению гидрологического режима территории;
изыскательские работы и разработку полезных ископаемых;
применение агрохимикатов и пестицидов в сельскохозяйственных целях;
строительство зданий, сооружений, дорог,
размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
рубки главного пользования;
пользование объектами растительного мира;
неорганизованную рекреационную деятельность,
устройство стоянок автотранспорта,
разведение костров за пределами обозначенных мест и площадок;
охоту, иные виды пользования объектами животного мира;
размещение отходов производства и потребления;
выпас скота;
иные виды деятельности, которые могут повлечь нарушение режима особо охраняемой природной территории.
Соблюдение установленного режима хозяйственной и иной деятельности обязательно для физических и юридических лиц.
3. Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории областного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории областного значения устанавливаются с учетом категории, местонахождения особо охраняемой природной территории Правительством Рязанской области.
Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории местного значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории местного значения устанавливаются с учетом категории, местонахождения особо охраняемой природной территории органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области.
4. Установление на местности границ охранных зон особо охраняемых природных территорий областного и местного значения производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Расходы собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особо охраняемых природных территорий областного или местного значения возмещаются за счет средств соответственно областного и местного бюджета.
Статья 12. Финансирование особо охраняемых природных территорий
1. Финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется за счет средств областного бюджета и других, не запрещенных законодательством источников.
2. Природоохранные учреждения особо охраняемых природных территорий распоряжаются в установленном порядке следующими средствами, полученными:
от научной, рекреационной, рекламной, издательской деятельности; от использования символики особо охраняемых природных территорий; в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
из других источников финансирования, не запрещенных законодательством.
3. Финансирование расходов на содержание особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством.
Статья 13. Резервирование земель в целях организации особо охраняемых природных территорий и увеличения их территории
1. На основании утвержденной схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Рязанской области и (или) градостроительной документации о градостроительном планировании развития Рязанской области Правительство Рязанской области принимает решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить землями особо охраняемой природной территории областного значения.
2. В решении о резервировании земель указываются границы резервируемого участка, сроки резервирования, план мероприятий по организации особо охраняемой природной территории.
3. Резервирование земельных участков осуществляется как с введением ограничений хозяйственной и иной деятельности в их границах, так и без введения ограничений. В случае ограничения хозяйственной и иной деятельности в решении о резервировании указываются перечень ограничений и условия компенсации убытков собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.
4. Изменение границ особо охраняемых природных территорий осуществляется в порядке, установленном для резервирования земель в целях организации особо охраняемых природных территорий.
5. Исполнительный орган государственной власти Рязанской области, осуществляющий деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, в течение трех месяцев с даты вступления решения о резервировании земель в силу доводит до сведения собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев информацию о целях, сроках, условиях резервирования и последующего изъятия земель, в том числе путем выкупа, о порядке и условиях возмещения убытков.
6. Убытки собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов указанных зарезервированных земельных участков возмещаются за счет средств областного бюджета.
7. Зарезервированные земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, могут подлежать изъятию (выкупу) по истечении срока, на который они были зарезервированы, но не ранее одного года с момента получения извещения.
8. Изъятие зарезервированного земельного участка, в том числе путем выкупа, определение выкупной цены земельного участка, прекращение права собственности, права аренды, права владения или пользования земельным участком при его изъятии осуществляются в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Основания упразднения особо охраняемых природных территорий Рязанской области
1. Особо охраняемая природная территория может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она организована.
2. Упразднение особо охраняемой природной территории по другим основаниям не допускается.
3. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории областного или местного значения принимается соответственно Правительством Рязанской области или органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории и заключения государственной экологической экспертизы.
Статья 15. Природные парки
1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении исполнительного органа государственной власти Рязанской области, осуществляющего деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
2. Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях - на земляке иных пользователей, землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков.
3. Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет областного бюджета природоохранного учреждения.
Конкретные особенности, границы, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством Рязанской области по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования Рязанской области.
4. На природные парки Рязанской области возлагаются следующие задачи:
сохранение природной среды, природных ландшафтов, растительного и животного мира;
создание условий для отдыха и сохранения рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы, поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий.
5. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков.
6. Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях природных парков осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Статья 16. Государственные природные заказники
1. Государственными природными заказниками Рязанской области являются особо охраняемые природные территории областного значения, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у землепользователей, землевладельцев, арендаторов и собственников земельных участков.
3. Государственные природные заказники Рязанской области образуются Правительством Рязанской области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области.
4. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников могут создаваться природоохранные учреждения, находящиеся в ведении исполнительного органа государственной власти Рязанской области, осуществляющего деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения.
5. Землевладельцы, землепользователи, арендаторы и собственники земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный режим особой охраны.
Статья 17. Памятники природы
1. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом, отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, нуждающиеся в особой охране для сохранения их естественного состояния.
Памятниками природы Рязанской области могут быть объявлены:
эталонные участки нетронутой природы;
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, холмы, валуны, водопады, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).
2. Природные объекты и комплексы Рязанской области могут быть объявлены памятниками природы областного значения, а занимаемые ими территории - особо охраняемыми природными территориями областного значения по решению Правительства Рязанской области.
3. Земельные участки, занятые природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, - территориями памятников природы осуществляется постановлением Правительства Рязанской области.
4. В случае объявления природного объекта и комплекса памятником природы без земель у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, землях которых находятся памятники природы, они принимают на себя обязательства обеспечению режима особой охраны памятника природы.
5. Границы и режим особой охраны территории памятника природы устанавливаются Правительством Рязанской области с учетом особенностей природного объекта или природного комплекса, признанного памятником природы, его местонахождения и допустимого использования.
Статья 18. Дендрологические парки и ботанические сады
1. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями.
Территории дендрологических парков и ботанических садов областного значения предназначаются для создания специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
2. Дендрологические парки и ботанические сады образуются по решению Правительства Рязанской области.
3. Дендрологические парки и ботанические сады располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование.
4. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Статья 19. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
1. Территории, обладающие природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями, лечебным климатом) и пригодные или используемые для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения, могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям или курортам областного либо местного значения.
2. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом областного значения постановлением Правительства Рязанской области по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения по решению органа местного самоуправления муниципального образования Рязанской области, согласованному с Правительством Рязанской области.
3. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
4. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются охранные зоны. Внешний контур санитарной охранной зоны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
5. Границы и режим охранной зоны лечебно-оздоровительных местностей или курортов областного значения устанавливаются Правительством Рязанской области.
Запрещение или ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
6. Природные лечебные ресурсы могут предоставляться юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Микрозаповедники
1. Микрозаповедниками являются небольшие по площади (не более 50 гектаров) особо охраняемые природные территории, предназначенные для охраны компактных мест произрастания, обитания, размножения редких и исчезающих видов растений и животных в целях восстановления их численности.
2. Микрозаповедники образуются по решению Правительства Рязанской области.
3. Организация микрозаповедника осуществляется с изъятием земельных участков у собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
4. На территории микрозаповедников запрещается хозяйственная или иная деятельность, несовместимая с режимом особой охраны микрозаповедника, включая все виды рубок леса, распашку земель, применение ядохимикатов и химических средств борьбы с вредителями леса, геологоразведочные работы, действия, изменяющие гидрологический режим.
Статья 21. Особо охраняемые водные объекты
1. Особо охраняемыми водными объектами являются природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
К особо охраняемым водным объектам областного значения могут быть отнесены:
водно-болотные угодья;
реки и озера (их части), представляющие собой уникальные природные ландшафты;
зоны охраны истока или устья рек;
родники;
болота, являющиеся местом произрастания и обитания ценных реликтовых объектов флоры и фауны;
иные водные объекты, рассматриваемые в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.
2. Особо охраняемый водный объект может быть самостоятельной особо охраняемой природной территорией либо являться частью другой особо охраняемой природной территории.
3. Особо охраняемый водный объект областного значения организуется по решению Правительства Рязанской области, принимаемого в отношении обособленного водного объекта, находящегося в областной собственности.
4. Особо охраняемый водный объект местного значения организуется по решению органа местного самоуправления муниципального образования Рязанской области, принимаемому в отношении обособленного водного объекта, находящегося в муниципальной собственности.
5. Особо охраняемые водные объекты могут полностью или частично изыматься из хозяйственного и иного использования на основании решения Правительства Рязанской области по представлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда и территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Статья 22. Прибрежные рекреационные зоны
1. Прибрежными рекреационными зонами являются природные комплексы берегов водных объектов, используемые или потенциально пригодные для пикниковой, пляжной, туристической и иной нестационарной и полустационарной рекреации и нуждающиеся в особом режиме охраны окружающей среды и регулировании антропогенной нагрузки.
2. Прибрежные рекреационные зоны объявляются особо охраняемыми природными территориями областного значения Правительством Рязанской области по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области использования и охраны водного фонда и органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, на территории которых они расположены, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия прибрежных природных комплексов, реализации эффективных методов охраны природы и поддержания экологического баланса, упорядочения рекреационного использования территорий и прилегающих акваторий.
К прибрежным рекреационным зонам могут быть отнесены:
водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов;
живописные берега водохранилищ и прудов;
участки леса вдоль берегов водных объектов.
3. Организация прибрежных рекреационных зон может осуществляться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без изъятия.
Право прохода, проезда граждан по земельным участкам, включенным в состав прибрежных рекреационных зон, обеспечивается путем установления публичного сервитута. Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных в публичных интересах решением Правительства Рязанской области, осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
4. Режим особой охраны прибрежных рекреационных зон определяется с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области для водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, и иных законодательно установленных ограничений.
Статья 23. Особо охраняемые геологические объекты
1. Участки недр, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, могут быть отнесены к особо охраняемым геологическим объектам.
2. В случае обнаружения редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны незамедлительно приостановить работы и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию, и исполнительному органу государственной власти Рязанской области, осуществляющему деятельность по управлению особо охраняемыми природными территориями областного значения.
3. Особо охраняемые геологические объекты областного значения организуются по решению Правительства Рязанской области, согласованному со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Статья 24. Пригородные зеленые зоны
1. Пригородные зеленые зоны выполняют природоохранные, санитарно-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, рекреационные функции и устанавливаются за пределами черты городских поселений.
Пригородные зеленые зоны Рязанской области относятся к особо охраняемым природным территориям областного значения.
2. Статус, границы и режим пригородных зеленых зон устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области.
Статья 25. Городские леса и городские парки
1. Городские леса и городские парки в пределах городской черты являются особо охраняемыми природными территориями местного значения и выполняют экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции в городах.
2. Городские леса и городские парки организуются как особо охраняемые природные территории по решению органов местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области.
3. Хозяйственная деятельность должна осуществляться с учетом мер по охране природных объектов, расположенных в пределах городских лесов и городских парков.
4. Управление городскими лесами и городскими парками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области.
5. Порядок ведения лесного хозяйства городских лесов и городских парков, а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов устанавливается Правительством Рязанской области в соответствии с лесным законодательством.
Статья 26. Природно-исторические комплексы
1. Природно-историческими комплексами являются территории, имеющие природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное и эстетическое значение и содержащие уникальные комплексы и объекты природного и антропогенного происхождения.
2. Природно-исторические комплексы областного значения организуются Правительством Рязанской области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области.
3. Организация природно-исторических комплексов может осуществляться как с изъятием земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, так и без изъятия.
4. Земли в границах природно-исторических комплексов могут быть ограничены в использовании в соответствии с режимами особой охраны.
5. Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в границах природно-исторических комплексов обязаны соблюдать требования установленного режима особой охраны.
Статья 27. Охрана особо охраняемых природных территорий Рязанской области
1. Организация охраны особо охраняемых природных территорий областного значения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Рязанской области.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
3. Граждане и юридические лица оказывают содействие государственным органам в организации мероприятий по охране особо охраняемых природных территорий.
Статья 28. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
1. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий устанавливается действующим законодательством.
2. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.
Статья 29. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Рязанской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Рязанской областной Думы от 25 января 2006 г. N 6-IV РОД "О проекте закона Рязанской области "Об особо охраняемых природных территориях"
Текст постановления опубликован в газете "Рязанские ведомости" от 2 марта 2006 г. N 44