Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Институциональные преобразования в сфере
агропромышленного комплекса
4.1. Развитие многоукладной экономики
В АПК области определен курс на формирование эффективного агропромышленного производства, которое должно обеспечивать население продуктами питания, а предприятия пищевых отраслей - сельскохозяйственным сырьем.
Аграрная реформа предприятий и организаций АПК, проводимая в области, заложила основы многоукладной экономики сельского хозяйства. Созданы правовые и организационные условия для функционирования предприятий всех организационно-правовых форм.
Разнообразие направлений реформирования позволяет выбрать приемлемые формы преобразований. Выбор зависит от многих факторов: размера землепользования, личности руководителя, обеспеченности основными фондами и оборотными средствами, финансового состояния, наличия инвестора. При этом цель должна состоять в том, чтобы найти наиболее целесообразный вариант интеграции, создать такие производственные отношения, которые обеспечат эффективную деятельность предприятия.
В существующих условиях возникает объективная необходимость в качественно новых подходах к развитию кооперации и интеграции в АПК, эффективном государственном регулировании данных процессов.
В целях стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного производства области в сфере аграрной политики необходимо:
поддерживать общий уровень доходности в отрасли через принятие эффективных и перспективных мер развития предприятий;
содействовать формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий и предпосылок для разумной концентрации средств производства у наиболее эффективных собственников;
стимулировать развитие горизонтальной и вертикальной агропромышленной интеграции и кооперации в форме сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, агрофирм, предприятий агрохолдингового типа, ассоциаций, союзов и иных корпоративных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также по обеспечению сельхозтоваропроизводителей материально-техническими и финансовыми ресурсами;
способствовать вовлечению перерабатывающих предприятий в кооперативное движение, развитие сети кооперативных магазинов по торговле собственными продовольственными товарами;
проводить мероприятия по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельхозпредприятий;
осуществлять реформирование и реорганизацию безнадежно убыточных сельхозпредприятий;
оказывать целевую адресную финансовую поддержку предприятиям, которые присоединяют к себе слабые хозяйства, как правило, обремененные долгами, что затрудняет успешное начало деятельности хозяйств-правопреемников;
совершенствовать механизмы взаимодействия крупного сельскохозяйственного бизнеса и малых форм сельского предпринимательства. Крупные сельскохозяйственные предприятия должны стать центрами сельскохозяйственного производства на близлежащих территориях. Более мелкие сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, должны наладить взаимодействие с крупными предприятиями на взаимовыгодной основе как надежные поставщики необходимых им услуг и покупатели их продукции;
продолжать работу по приведению организационно - правовых форм в соответствие с действующим законодательством и совершенствованию взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с собственниками земельных долей и имущественных паев, созданию благоприятных условий перехода земли и других ресурсов от неэффективных сельхозпредприятий к эффективным собственникам с последующей ликвидацией несостоятельных сельхозпредприятий и организаций.
4.2. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных
хозяйств граждан, потребительских кредитных кооперативов
На 1 октября 2005 года в области зарегистрировано 2518 крестьянских (фермерских) хозяйств и 189376 личных подсобных хозяйств.
Социально-экономическое положение сельского населения в настоящее время в большей степени определяется уровнем развития личного подсобного хозяйства, которое из вспомогательного превратилось в основной источник получения сельскохозяйственной продукции.
Роль личных подсобных хозяйств в увеличении объемов производства, расширении ассортимента и повышении качества сельскохозяйственной продукции может оказаться весьма существенной, если им оказать своевременную финансовую и материальную поддержку.
В настоящее время личные подсобные хозяйства функционируют не только во взаимодействии с крупными сельскохозяйственными предприятиями, но и в большинстве своем на собственной материально-технической и трудовой основе, а на отдельных сельских административных территориях остались единственной формой организации производства, приложения труда и формирования бюджета сельских семей.
В свете решения проблемы расширения занятости и повышения уровня доходности сельского населения создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории реорганизованных сельхозпредприятий является наиболее приемлемой формой ведения хозяйства.
Одной из форм государственного регулирования должна стать бюджетная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и крестьянско-фермерских хозяйств, содействующая их дальнейшему развитию по следующим направлениям:
финансовое участие государства и оказание стартовой помощи в создании кредитных кооперативов;
субсидирование элитного семеноводства, племенного животноводства, молочного животноводства;
субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений;
развитие поставок техники и племенного скота на основе лизинга фермерским хозяйствам;
субсидирование процентных ставок по краткосрочным и инвестиционным банковским кредитам;
субсидирование части расходов по строительству (приобретению) жилья в сельской местности.
Предлагаемые направления позволят в значительной степени улучшить, а в ряде случаев создать мелким товаропроизводителям условия для наращивания объемов производства, гарантированного сбыта продукции, повышения уровня товарности хозяйства, повышения качества продукции, облегчения условий труда и повышения его производительности.
Процесс интеграции мелкотоварного производственника сельскохозяйственной продукции и крупного сельского товаропроизводителя может развиваться по следующим направлениям:
первое - крупные коллективные хозяйства полностью интегрируются с личными подсобными хозяйствами, включая их в структуру своего производства на условиях разделения труда и функциональных обязанностей, которые будут регулироваться "Положением об экономических и финансовых отношениях в интегрированном предприятии" и договором между сельскохозяйственным предприятием и гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство;
второе - создание сельскохозяйственных кооперативов или потребительских кооперативов по обслуживанию граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. В сферу деятельности кооперативов может входить торговое и коммунально-бытовое обслуживание населения, создание цехов переработки сельхозпродукции, подсобных промыслов, сферы услуг по строительству и ремонту жилья и надворных построек.
Для развития системы личных подсобных хозяйств целесообразно восстановить заготовительную сеть в сельских поселениях и потребительскую кооперацию, которые должны заниматься заготовками и переработкой и сбытом сельхозпродукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах.
Предусматривается, что субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным ЛПХ, КФХ, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, за счет федерального бюджета будет производиться в размере 95 % ставки рефинансирования Банка России, а 5% - за счет областного бюджета.
Предельные объемы предоставления кредитов с государственной поддержкой для ЛПХ предлагается установить в объеме до 0,3 млн.рублей, для КФХ - до 3,0 млн.рублей, для сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10,0 млн.рублей.
Субсидирование процентных ставок по кредитам будет производиться при условии использования полученного кредита (займа) на развитие сельского хозяйства, на закупку молодняка скота и птицы, ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов, на уплату страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ на срок до 2-х лет, а также на покупку сельскохозяйственной техники, посадочного материала для развития плодоводства и ягодников, племенного скота, пчел, лошадей, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, реконструкции, модернизации и строительства животноводческих помещений - на срок до 5 лет.
В 2005 году начата работа по проекту создания в ОАО "Россельхозбанк" системы земельно-ипотечного кредитования. В связи с этим предусматривается расширение доступа к кредитным ресурсам на основе земельной ипотеки хозяйств со средним наделом земли 100 га. Решение этой проблемы будет также способствовать развитию сельского хозяйства и увеличению объемов продукции, реализуемой личными подсобными хозяйствами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
При поддержке регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" с целью обеспечения доступа мелкотоварных сельскохозяйственных производителей к кредитным ресурсам создан Рязанский областной сельскохозяйственный кредитный кооператив "Земледелец", который объединил фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств Рязанского, Михайловского, Спасского, Клепиковского районов области. Фермерами Михайловского района создан ОСКПК "Михайловагрокредит".
С 2005 года в рамках специально разработанной программы "Сельское подворье" ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" и его Рязанский филиал начали активно кредитовать сельское население, осуществлены международные сделки по финансированию поставок сельскохозяйственной техники в Рязанскую область.
За годы реализации программы планируется в каждом районе области создать сельскохозяйственные потребительские кредитные и перерабатывающие кооперативы.
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов по обслуживанию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств -одно из основных направлений по обеспечению и облегчению доступа мелких товаропроизводителей к заемным средствам. В сферу деятельности кооперативов может входить торговое и коммунально-бытовое обслуживание населения, снабженческо-сбытовая деятельность, заготовка сельскохозяйственной продукции, создание цехов переработки сельхозпродукции, подсобных промыслов, сферы услуг по строительству и ремонту жилья и надворных построек.
Созданию условий и механизмов для устойчивого развития и повышения товарности личных подсобных хозяйств сельского населения области будут содействовать следующие мероприятия:
укрепление правового положения владельцев личных подсобных хозяйств и совершенствование их взаимоотношений с коллективными предприятиями;
улучшение доступа ЛПХ к рынкам материально-технических ресурсов, услуг, продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
совершенствование взаимоотношений и развитие интеграционных связей ЛПХ с сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими, агросервисными и торговыми предприятиями, организациями потребительской кооперации;
включение ЛПХ в систему государственного племенного, ветеринарного и агрономического обслуживания;
консультационная поддержка по технологическим, организационным и правовым вопросам.
Развитие личных подсобных хозяйств послужит росту объемов производства сельскохозяйственной продукции в целом по региону, улучшению социальных условий и повышению жизненного уровня сельского населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.