Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Рязанского городского Совета
от 6 июля 2006 г. N 480-III
Программа
ипотечного кредитования (II этап - с 2007 по 2015 г.г.)
"Социальная ипотека"
Паспорт программы ипотечного кредитования
Наименование программы Муниципальная целевая Программа
ипотечного кредитования
(II этап - с 2007 по 2015 г.г.)
"Социальная ипотека".
Дата принятия решения Распоряжение администрации города
о разработке программы Рязани от 19 мая 2006 г. N 494р
"Об утверждении плана мероприятий по
реализации приоритетных национальных
проектов - "Качественное образование",
"Современное здравоохранение",
"Доступное жилье".
Заказчик программы Администрация города Рязани.
Основные разработчики Управление городского строительства
программы города Рязани, НО "Рязанский
ипотечный фонд".
Цель и задачи программы Основная цель программы - муниципальная
поддержка решения жилищной проблемы
социально не защищенных граждан
г.Рязани.
Основными задачами программы являются:
предоставление указанным категориям
граждан г. Рязани займов на
приобретение или строительство жилья;
создание условий для привлечения
гражданами г. Рязани собственных
средств, дополнительных финансовых
средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные
кредиты и займы для приобретения
или строительства жилья.
Важнейшие целевые Количество семей, улучшивших жилищные
индикаторы и показатели условия при оказании содействия за счет
средств городского бюджета; доля
бюджетных средств в общей стоимости
приобретенного жилья; доля выплаченных
займов на приобретение жилья в общем
количестве займов на приобретение
жилья, выданных семьям.
Сроки и этапы реализации 1999-2015 годы: в том числе: I этап-
программы 1999-2006 годы II этап-2007-2015 годы.
Объем и источники В 2007 - 2015 годах общий объем
финансирования программы финансирования программы составит:
за счет всех источников финансирования-
5,018 млрд. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета -
310 млн. рублей; за счет средств
областного бюджета - 310 млн. рублей;
за счет средств городского бюджета -
310 млн. рублей; за счет собственных
и заемных средств семей - 3580 млн.
рублей; жилье повторного заселения -
508 млн. рублей.
Ожидаемые конечные Успешное выполнение мероприятий
результаты реализации программы позволит обеспечить жильем
программы 5700 семей, проживающих в городе
Рязани, а также обеспечит: создание
условий для повышения уровня
обеспеченности жильем горожан;
эффективное расходование бюджетных
средств на возвратной основе
путем муниципальной поддержки
социально не защищенных граждан
г. Рязани, привлечение в жилищную
сферу дополнительных финансовых
средств банков и других организаций,
предоставляющих ипотечные жилищные
кредиты и займы, а также собственных
средств граждан; укрепление семейных
отношений и снижение социальной
напряженности в обществе.
I. Основные итоги реализации I этапа программы
Поддержка граждан города Рязани в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики органов власти муниципального образования г. Рязань.
Муниципальная поддержка граждан, проживающих в городе Рязани и улучшающих свои жилищные условия, в 1999-2006 годах осуществляется в рамках I этапа муниципальной целевой программы ипотечного кредитования, направленной на увеличение доступности жилья для населения г. Рязани на основе предоставления займов из бюджетных средств на возвратной, срочной и платной основе.
Основным результатом реализации указанной программы стало создание системы муниципальной поддержки граждан при решении жилищной проблемы.
Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов - муниципальной поддержки населения г. Рязани, нуждающегося в улучшении жилищных условий, были осуществлены в 1999-2000 годах.
Всего за период 1999-2005 г.г. в рамках программы приобретено 719 объектов жилья площадью 37,3 тыс. кв. м. Сумма предоставленных ипотечных займов - 58,3 млн. руб. Привлечено средств населения 335,1 млн. руб.
Начиная с 1999 года гражданами-участниками программы в бюджет города возвращено 19,5 млн. руб., что составляет 33,4% от общего объема выданных займов.
Доля бюджетных средств в стоимости приобретенного жилья составляет 14,9%. Таким образом, на 1 рубль бюджетных средств привлечено 5,7 рубля от населения города.
Кроме того, гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, предоставлялись безвозмездные субсидии из средств городского бюджета. 46 семьям предоставлены субсидии на сумму 8,5 млн. руб.
В 2006 году на реализацию завершающего года I этапа программы предусмотрено выделение 13 млн. руб., предполагается привлечение 52 млн. руб. собственных средств заемщиков.
Проведен анализ социального портрета участников Программы ипотечного кредитования, улучшивших жилищные условия, подтвердивший ее социальную направленность.
Так, средняя обеспеченность жильем граждан-заявителей до участия в программе составляла 6,5 кв. м на 1 человека при среднестатистической по городу 18,1 кв. м на человека.
Более 73% заявителей являются представителями бюджетных отраслей (образования, здравоохранения, ЖКХ, органов внутренних дел и военных ведомств).
Наиболее активно в Программе участвует население в возрасте до 40 лет - более 70% от общего числа участников.
Анализ результатов I этапа реализации программы выявил целесообразность ее корректировки в части выявления целевого сегмента и оказания адресной муниципальной поддержки улучшения жилищных условий социально не защищенным гражданам г. Рязани, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, многодетным и неполным семьям, проживающим в общежитиях, коммунальных квартирах и в ветхом фонде, а также гражданам, работающим в организациях бюджетной сферы и на муниципальных предприятиях.
II. Характеристика проблемы
Учитывая накопленный опыт реализации Программы, администрация города считает необходимым продолжать осуществлять поддержку социально не защищенных слоев населения, что возможно только при наличии бюджетных вливаний.
Для данной категории населения улучшение жилищных условий в рамках действующей коммерческой ипотеки под 12-18% годовых не представляется возможным, так как, имея стабильный, но не достаточно высокий доход, они не проходят андеррайтинга заемщиков, проводимого коммерческими кредитными организациями.
На 1 марта 2005 года 11,3 тыс. семей состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации в управлении по жилью администрации города Рязани. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения (в 2005 году лишь 9 процентов семей имели доход, который позволял приобрести жилье, соответствующее средним стандартам обеспеченности жилыми помещениями, с использованием собственных и заемных средств). Из общей очереди 4377 семей относятся к льготным категориям, в том числе:
инвалиды ВОВ и семьи погибших |
- 317 |
внеочередники:
в том числе:
инвалиды ВОВ I гр. |
- 58 |
Особую категорию представляют многодетные и неполные семьи. В очереди нуждающихся зарегистрировано 1011 семей, фактически таких семей в несколько раз больше. Учитывая сложившуюся в последние годы тенденцию к превышению числа разводов над количеством заключенных браков, численность неполных семей будет продолжать расти. Анализ показывает, что бюджет города и области более чем на 60% формируется засчет налога на доходы физических лиц. Работники бюджетной сферы являются одной из немногих категорий граждан, выплачивающих налоги в полном объеме со всех доходов (имеющих "белые" доходы), т.е. являются бюджетообразующей категорией налогоплательщиков. Как правило, работники бюджетной сферы и граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Вследствие этого бюджетная поддержка улучшения жилищных условий работников бюджетной сферы является экономически и социально оправданной.
Проведенный анализ показал нецелесообразность продолжения использования субсидирования. Наиболее эффективным способом бюджетной поддержки социально незащищенных слоев населения признано предоставление ипотечных займов на возвратной, срочной и платной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.