Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной
целевой программы
"Долгосрочное финансирование
и ипотечное кредитование
строительства и приобретения жилья
на 2003-2010 годы"
Областная целевая программа
"Долгосрочное финансирование и ипотечное кредитование
строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы"
27 февраля, 30 июня 2004 г., 2 марта 2005 г.
Законом Рязанской области от 2 марта 2005 г. N 23-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Паспорт Программы
Наименование Областная целевая программа "Долгосрочное
финансирование и программы ипотечное
кредитование строительства и приобретения жилья на
2003-2010 годы" (далее - программа)
Государственный Правительство Рязанской области
заказчик
Разработчики Областной фонд поддержки индивидуального
программы жилищного строительства, открытое акционерное
общество "Рязанская ипотечная корпорация"
Цель Создание необходимых общественных
(законодательных, программы
государственно-политических, финансовых,
экономических и организационных) условий для
решения жилищной проблемы населения области с
помощью ипотечного кредитования
Основные 1. Поддержка и стимулирование инициативы населения
задачи области по улучшению своих жилищных условий
программы в осуществлении государственной жилищной политики
2. Создание системы региональных законодательных
и иных нормативных правовых актов,
обеспечивающих активную государственную поддержку
строительства и приобретения жилья при личном
участии гражданина
3. Создание механизмов мобилизации ресурсов для
обеспечения жилищного инвестиционно-строительного
процесса
4. Формирование предпосылок для удешевления
строительства и эксплуатации массового жилья
5. Создание эффективной системы управления
реализацией программы, адекватной масштабу
и остроте жилищной проблемы
6. Развитие строительной отрасли области.
Исполнитель Областной фонд поддержки индивидуального
мероприятий жилищного основных строительства, открытое
акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация"
Сроки и этапы 2003-2004 гг. Разработка и формирование
реализации механизма мобилизации ресурсов
программы обеспечения жилищного
инвестиционно-строительного
процесса в районах и городах
области.
Реализация варианта ипотеки для
работников организаций,
финансируемых из областного и
местного бюджетов
Функционирование программы и
2005-2006гг. разработка механизма перехода
ипотечного кредитования на
коммерческую основу.
2007-2010 гг. Переход системы ипотечного
кредитования в строительстве и
приобретении жилья на частичную
самоокупаемость. Создание системы
мониторинга потребности в
строительстве социального жилья.
Объемы и источники 2003-2004 гг. Общий объем средств в ценах 2003
финансирования года составляет 181, 8 млн. руб.,
программы в том числе: средства федерального
бюджета за выкуп
закладных - 26,8 млн. руб.;
средства областного
бюджета - 53,5 млн. руб.;
средства муниципальных образований
- 25,7 млн. руб.;
средства граждан - 45,4 млн. руб.;
реинвестиции - 30,4 млн. руб.
2005-2006 гг. Общий объем средств в ценах
2003 года составляет 285,9 млн.
руб., в том числе: средства
федерального бюджета за выкуп
закладных - 31,5 млн. руб.;
средства областного бюджета - 63,1
млн. руб.; средства муниципальных
образований - 30,3 млн. руб.;
средства граждан - 83,4 млн. руб.
2007-2010 гг. Общий объем средств в ценах
2003 года составляет 823,5 млн.
руб., в том числе: средства
федерального бюджета за выкуп
закладных - 65,2 млн. руб.;
средства областного бюджета -
130,4 млн. руб.; средства
муниципальных образований - 62,8
млн. руб.; средства граждан - 258,4
млн. руб.
Ожидаемые конечные 1. Реальное улучшение жилищных условий
результаты жителей области:
реализации 2003-2004гг. - строительство и приобретение -
программы 519 квартир;
2005-2006гг. - строительство и приобретение -
715 квартир;
2007-2010гг. - строительство и приобретение -
1647 квартир.
Мобилизация ресурсов общества на жилищное
строительство.
Повышение уровня доходов населения, улучшение
социально-бытовых и жилищных условий.
Усиление у жителей области мотивации к труду.
Сохранение воспроизводственных процессов в обществе.
Привлечение внебюджетных средств
в государственные социально-экономические
программы.
Развитие строительной отрасли области.
Система организации Общее руководство, межведомственную координацию
контроля за и контроль за реализацией мероприятий программы
исполнением осуществляет Правительство Рязанской области.
программы Областной фонд поддержки индивидуального
жилищного строительства, открытое акционерное общество
"Рязанская ипотечная корпорация":
ежегодно информируют Правительство Рязанской
области о ходе реализации программы;
предоставляют отчеты об использовании средств
областного бюджета;
участвуют в создании нормативно-правовой базы,
пакета нормативно-правовых документов на
областном и местном уровнях;
привлекают строительные, страховые, риэлторские,
кредитные учреждения и организации на договорной
основе к участию в реализации программы.
1. Введение
Долгосрочное жилищное финансирование является важным инструментом реализации проводимой государством жилищной политики. Правильное выстраивание отношений в рамках жилищного финансирования, эффективность используемых схем (механизмов), своевременность решения насущных и перспективных задач становятся во многом определяющим фактором социально-экономических преобразований в регионе.
Преобразования, произошедшие в последние годы в жилищной отрасли, весьма значительны. Более половины квартир, ранее находившихся в государственном, муниципальном и ведомственном жилищных фондах, приватизированы, что привело к появлению достаточно развитого рынка жилья и его существенного оборота.
Приобретение жилья в собственность, являющееся теперь основным средством для улучшения жилищных условий граждан, способствует развитию заемно-кредитных и ипотечных отношений. Вокруг них складываются новые организационные, финансовые и правовые системы, обеспечивающие потребности граждан в улучшении жилищных условий. Они также способствуют становлению и развитию рыночных отношений среди хозяйствующих субъектов, участвующих в названных процессах.
Источники финансирования процесса приобретения и строительства жилья многообразные. Это средства граждан, кредиты банков, материальные ресурсы юридических лиц, займы и субсидии из бюджетов различных уровней.
Механизмы финансово-кредитного обеспечения строительства и приобретения жилья:
адресные безвозмездные субсидии гражданам из бюджетов различных уровней, в том числе в рамках реализации целевых программ;
банковское ипотечное кредитование;
выдача целевых ипотечных займов;
сбережения граждан;
продажа "старого" жилья, зачет его стоимости;
инвестирование, предоставление поручительств юридическими лицами.
В настоящее время в Российской Федерации внедряется общефедеральная система ипотечного жилищного кредитования. В основу этой системы положена концепция программы, разработанная Госстроем Российской Федерации и одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".
Ипотечное кредитование - один из самых проверенных в мировой практике и надежных способов привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу. Именно ипотека позволяет согласовать интересы населения в улучшении жилищных условий, банков - в эффективности и прибыльной работе, строительного комплекса - в ритмичной загрузке производства, в том числе государства, заинтересованного в общем экономическом росте, которому будет способствовать широкое распространение ипотечного кредитования населения.
Зарубежный опыт решения жилищной проблемы населения показывает, что 80 процентов жилищного строительства в мире производится при помощи ипотечного кредитования, и подтверждает правильность концептуального выбора пути решения жилищной проблемы в области с применением механизма ипотечного кредитования.
В процессе реализации областной целевой программы "Долгосрочное жилищное финансирование и ипотечное кредитование строительства и приобретения жилья на 2003-2010 годы" необходимо будет принять ряд нормативных правовых актов, корректировать ее в дальнейшем как из-за изменения федерального законодательства, так и для повышения эффективности развития программы по мере ее внедрения.
2. Анализ ситуации
2.1. Зарубежный опыт решения жилищной проблемы
США. Самым важным в регулировании жилищного рынка США является правительственная поддержка системы ипотечного кредитования. Главная цель федерального правительства - обеспечение всех граждан США жильем по современным минимальным стандартам - достигается не путем строительства дешевого муниципального жилья, а регулированием частного рынка жилья.
Основными методами регулирования являются: обеспечение вторичного рынка закладных, государственное страхование ссуд, выдаваемых частными кредитными учреждениями, льготы в получении кредитов для малообеспеченных групп населения и ветеранов, регулирование деятельности сберегательных учреждений, налоговые льготы для инвесторов жилищного рынка, установление стандартов на жилье.
Германия. Институт ипотечного кредитования предполагает жилищные накопительные счета до 50% стоимости жилья, на вторую половину стоимости выдается кредит сроком на 15 - 20 лет под 8% годовых.
Франция. Крупнейший земельный банк - "Креди Фонсье де Франс" предоставляет ссуды землевладельцам и строительным компаниям на жилищное и промышленное строительство. Ипотечные операции связаны с выдачей среднесрочных и долгосрочных ипотечных ссуд сроком от 3 до 20 лет.
Венгрия. Рынок ипотечных кредитов в Венгрии находится под защитой государства. Ставка рефинансирования Центрального Банка Венгрии на декабрь 1995г. составляла 28% годовых. Контрактная ставка для ипотечного кредита выше - 32%, но она разбивается пополам, т.е. 16% заемщик платит ежемесячно, а 16% начисляются и прибавляются к основной сумме долга. Срок кредита 15 лет.
Канада. Ипотечный кредит предоставляется всем желающим, имеющим стабильный заработок и возможность внести первоначальный взнос 5 - 25% от стоимости. Ипотечные кредиты предоставляются по льготной кредитной ставке ввиду того, что, с одной стороны, они поддерживаются Центральным Банком и, с другой стороны, они обеспечены самой недвижимостью в качестве залога.
Гонконг. Первые сделки в Азии на вторичном рынке закладных на частную недвижимость были проведены в 1994 году. Структура этих сделок была схожа с той, что принята в США, Австралии, Великобритании. Интерес инвесторов к этому рынку не ослабевает, емкость рынка закладных в этой стране оценивается примерно в 30 млрд. долларов США.
Кредитные инструменты так называемых "кредитов с индексацией" нашли широкое применение в странах с высокой и изменяющейся инфляцией - Турция, Колумбия, Португалия, Израиль, Польша и др.
Таким образом, анализ материалов по зарубежным схемам строительства жилья свидетельствует, что их эффективное развитие возможно при активной поддержке государства в виде налоговых льгот и субсидий, создании специализированных ипотечных фондов, ассоциаций, страховых, оценочных и риэлтерских организаций и, самое главное, при соответствующей федеральной законодательной базе и наличии нормативно-правового обеспечения.
Именно увеличение объемов жилищного строительства в вышеперечисленных странах являлось одним из основных факторов подъема экономики, решения проблемы занятости, улучшения жилищного обеспечения населения и улучшения демографической ситуации.
2.2. Отечественный опыт решения жилищной проблемы
В ряде регионов Российской Федерации, в частности в г.г. Москве, Санкт - Петербурге и других, заложены законодательные и организационные основы функционирования системы ипотечного жилищного кредитования. В г. Москве и Санкт - Петербурге разработаны концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования, в основе которых лежит двухуровневая модель. В г. Москве она опирается на учрежденное Московское городское агентство по ипотечному кредитованию, в г. Санкт - Петербурге - на филиал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, созданного на федеральном уровне. Ведется работа с банками по ипотечным программам г. Москвы и Санкт - Петербурга.
Среди администраций ряда городов получила распространение идея создания специальных внебюджетных фондов поддержки жилищного строительства (г. Саров, Нижегородская область). Фонды, используя бюджетные средства и часть налоговых поступлений (в пределах местных налогов, а в отношении закрытых административно - территориальных образований - и федеральных налогов), финансируют строительство жилья. Это жилье продается тем гражданам, которые согласны продать фонду имеющееся жилье, недостающую сумму частично оплатить за счет собственных средств, а частично - получить рассрочку. Стоимость старого жилья, как правило, составляет примерно 50 - 60 процентов стоимости нового, 20 - 25 процентов - собственные средства гражданина, на оставшиеся 15 - 30 процентов стоимости покупаемого жилья предоставляется рассрочка. При этом каждый вложенный фондом в сферу жилищного строительства рубль кредита привлекает превосходящие в несколько раз средства населения.
Результаты этих программ определяются бюджетными возможностями регионов, объемами жилищного строительства, а также платежеспособным спросом на жилье на вторичном рынке жилья.
В некоторых других городах и регионах (Оренбургская область, Удмуртская Республика и др.) получили развитие схемы кредитования населения по кредитной ставке намного ниже рыночной через создаваемые внебюджетные фонды. Предоставление льготных процентных ставок по кредитам создает трудности для привлечения в систему ипотечного жилищного кредитования внебюджетных средств инвесторов. В связи с этим подобные схемы ограничены по масштабам кредитования и ложатся тяжелой нагрузкой на региональные бюджеты, которые в большинстве своем на сегодняшний день являются дефицитными.
В ряде регионов России (Белгородская область, Республика Башкортостан и др.), в основном в сельской местности, получили распространение схемы кредитования, в которых не используется кредитно - финансовый механизм. В Республике Башкортостан заемщики получают кредиты и займы в виде строительных материалов, а в Белгородской области рассматривается результативность подсобного хозяйства заемщика. При этом платежеспособность заемщика в общепринятом смысле слова не оценивается, поскольку возврат кредита (займа) осуществляется не в денежной, а в натуральной форме - в виде сельскохозяйственной продукции, которая впоследствии продается по ценам, устанавливаемым организаторами такого рода кредитования.
Замена денежных инструментов натуральными может привести к несоизмеримости затрат и результатов. Кроме того, достаточно сложно гарантировать возврат кредитов при отсутствии реального денежного эквивалента натуральных платежей по кредиту и его соответствия размеру кредитных ресурсов.
В 1999 году администрацией города Рязани разработана Программа ипотечного кредитования.
Основной целью программы является повышение доступности жилья для населения в рыночных условиях.
В соответствии с программой ее участнику предоставляется заем (рассрочка платежа) в размере не более 50 % от стоимости приобретаемого жилья на срок до 15 лет с годовой ставкой 1/10-1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Отбор участников производится на конкурсной основе, с преимущественным правом тех, кто стоит в очереди, просит в кредит меньшую сумму на меньший срок и имеет меньшую обеспеченность общей площадью жилья в расчете на 1 члена семьи.
В рамках программы выполнены следующие мероприятия:
создана некоммерческая организация "Рязанский ипотечный фонд",
разработано положение об аккредитации предприятий и организаций, ведущих страхование, строительную и оценочную деятельность по Программе ипотечного кредитования,
разработано положение о порядке страхования жизни и имущества граждан,
разработано положение о порядке финансирования и расходования бюджетных средств, выделенных на ипотечное кредитование,
разработано положение о порядке предоставления займов,
разработан комплект договоров.
За период с 1999 по 2001 гг. в рамках программы приобретено более 300 объектов жилья общей площадью 16 тыс. кв.м. Сумма предоставленных ипотечных займов - 12,5 млн. руб.
3. Цель и задачи программы
Целью реализации настоящей программы является создание необходимых общественных (законодательных, государственно-политических, финансовых, экономических и организационных) условий для решения жилищной проблемы.
Для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
создание системы региональных законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих активную государственную поддержку строительства и приобретения жилья;
создание механизмов мобилизации ресурсов для обеспечения жилищного инвестиционно-строительного процесса;
обеспечение стимулов для удешевления строительства и эксплуатации жилья;
создание эффективной системы управления реализацией программы адекватной социальным масштабам и остроте жилищной проблемы;
формирование элементов системы управления программой в части научно-методического, информационного и кадрового обеспечения;
формирование положительного общественного мнения о необходимости решения жилищной проблемы, проведения активной государственной жилищной политики в интересах общества в целом.
4. Оценка жилищной проблемы в регионе
Анализ жилищной ситуации в области показал, что за последнее десятилетие в области заметно обострилась ситуация с обеспечением населения благоустроенным жильем. Объемы ввода жилья в эксплуатацию в 2002 году в целом по области снизились по отношению к 1995 году на 39%.
Динамика ввода жилья по области
(тыс. кв. метров общей площади)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
Всего по области, в том числе: |
359,1 | 268,4 | 202,8 | 218,0 | 255,0 | 255,3 | 183,9 | 220,2 |
-населением за свой счет и с по-мощью кредита |
28,1 | 38,3 | 56,0 | 69,2 | 62,4 | 76,2 | 94,6 | - |
-в сельской местности |
59,7 | 49,2 | 59,4 | 55,9 | 48,4 | 55,2 | 55,5 | - |
- индивидуального жилья |
28,1 | 38,3 | - | - | - | - | - | |
- индивидуального жилья по программе "Свой дом" |
- | - | 10,1 | 11,8 | 16,7 | 21,1 | 25,0 |
Значительное увеличение ввода жилья в сельской местности области достигнуто благодаря принятой в 1996 году областной программе "Свой дом", в рамках которой в 1997-2001 годах в сельской местности области введено 84,7 тыс. кв. метров жилья. Дальнейшее совершенствование форм поддержки населения в строительстве жилья должно произойти в основном за счет реального внедрения практики кредитования под залог недвижимости (ипотеки).
По данным Рязанского областного комитета государственной статистики по договорам строительного подряда выполненный объем работ в 2001 году составил 4066,4 млн. рублей или 118,4% к 2000 году. Кроме того, организациями в 2001 году выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных работ на сумму 67,4 млн. рублей.
При этом крупными и средними строительными организациями в 2001 году выполнено работ по договорам строительного подряда на 2 580,7 млн. рублей, что составляет 119,9% к 2000 году. На 1 января 2002 года ими заключено договоров строительного подряда и прочих заказов (контрактов) на сумму 377,3 млн. рублей, что при существующем уровне загрузки мощностей обеспечит формирование производственной программы на 1,6 месяца. Указанные данные позволяют сделать вывод, что в области есть в наличии достаточные строительные мощности для реализации настоящей программы.
В 2001 году предприятиями и организациями всех форм собственности построены 1 895 новых благоустроенных квартир общей площадью 181,9 тыс. кв. метров или 71,2% к 2000 году. Из общего объема жилых домов, построенных в области, 30,7% введены в сельской местности.
Среднемесячная начисленная заработная плата на предприятиях и организациях области в январе-ноябре 2002 года составила 3117,3 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 42,4%. Размер реальной начисленной заработной платы за рассматриваемый период увеличился на 25,8%.
Средняя заработная плата, начисленная в ноябре 2002 года, сложилась в размере 3332,1 рубля, что на 34,2% выше, чем в ноябре 2001 года. Размер реальной начисленной заработной платы за рассматриваемый период увеличился на 29,3%. Среднедушевые денежные доходы в 2001 году в среднем за месяц составили 1701 рубль.
Начисленная среднемесячная заработная плата
(без выплат социального характера),
включая предприятия и организации малого предпринимательства
в расчете на одного работника, руб.
Отрасль | Начисленная среднемесячная заработная плата | Отношение к областному уровню средней заработной платы в ноябре 2002г, в % |
||||
январь- ноябрь 2002г. |
в % к январю- ноябрю 2001г. |
ноябрь 2002г. |
в % к | |||
октябрю 2002г. |
ноябрю 2001г. |
|||||
Всего в том числе: |
3 117,3 | 142,4 | 3 332,1 | 101,1 | 134,2 | 100,0 |
Промышленность | 3 932,3 | 141,2 | 3 992,8 | 95,6 | 123,0 | 119,8 |
Сельское хозяйство | 1 586,9 | 138,4 | 1 598,0 | 95,7 | 123,6 | 48,0 |
Строительство | 3 280,2 | 127,7 | 3 484,0 | 101,2 | 109,7 | 104,6 |
Жилищно-коммуна-льно е хозяйство |
2 758,0 | 145,7 | 3 011,1 | 101,3 | 133,0 | 90,4 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
2 216,3 | 187,0 | 2 194,3 | 100,0 | 170,4 | 65,9 |
Образование | 1 970,3 | 184,4 | 2 049,4 | 97,1 | 174,1 | 61,5 |
Культура и искусство | 1 904,5 | 176,8 | 1 964,8 | 101,4 | 162,1 | 59,0 |
Научные организации | 4 813,5 | 156,0 | 6 397,3 | 123,3 | 163,4 | 192,0 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
9 202,1 | 134,2 | 13 568,1 | 159,5 | 186,9 | в 4.1р. |
Управление | 4 348,9 | 143,0 | 5 318,9 | 102,8 | 159,2 | 159,6 |
Общественные объединения |
3 026,7 | 136,6 | 3 251,9 | 99,9 | 145,5 | 97,6 |
Валовый региональный продукт в области в 1999 году составил 22789,8 млн. рублей, в 2000 году (расчетные данные) - 31884,40 млн. рублей, в 2001 году (оценка) - 39086,00 млн. рублей. Денежные доходы населения в 2000 году составили 18 385,7 млн. рублей, что составляет 58 % от валового регионального продукта. Доход населения в 2001 году приблизительно составит 22669,9 млн. рублей (сохранившись на уровне 58% от ВРП).
Вклады населения в коммерческих банках и филиалах иногородних банков на 1 января 2002 г. составили 3887 млн. рублей, в т.ч. 916 млн. рублей в иностранной валюте. Итого, общий доход населения на 01.01.2002 г. составит 3887 + 22669,9 = 26556,9 млн. рублей. Если жители области направят на строительство жилья 30 % своих доходов, то общий объем инвестиций составит 7967,1 млн. рублей. Сравнивая эти данные с объемом строительно-монтажных работ, который за 2001 год составил 2580 млн. рублей, можно сделать вывод, что, привлекая средства населения, можно загрузить строительный комплекс полностью на три года.
По оценке Рязанского областного комитета государственной статистики на 1 декабря 2001 года постоянное население области насчитывало 1256,6 тыс. человек и уменьшилось за январь - ноябрь т.г. на 14.4 тыс. человек или на 1,1% (в январе-ноябре 2000 года на 12,9 тыс. человек, 1%).
Процесс депопуляции обусловлен превышением числа умерших над числом родившихся (2,7 раза) и отрицательным сальдо миграции.
Число родившихся в январе-декабре 2001 года по сравнению с тем же периодом 2000 года увеличилось на 449 человек или на 5,5% и составило 8,6 тыс. человек. Отмечен рост показателя рождаемости с 6,9 до 7,4 родившихся на 1000 населения.
Число умерших в январе-ноябре 2001 года по сравнению с январем-ноябрем 2000 года увеличилось на 373 человека или на 1,7% и составило 22,7 тыс. человек. Общий показатель смертности в сельской местности в 1,7 раза выше, чем в городах и городских поселениях, соответственно - 27,6 и 16,2 умерших на 1000 населения.
В органах ЗАГСа зарегистрировано 7,9 тыс. браков и 7,4 тыс. разводов. В январе-ноябре 2001 года по сравнению с январем-ноябрем 2000года количество браков и разводов увеличилось соответственно на 898 и 1921.
В 2001 году отмечено отрицательное сальдо миграции. Положительное сальдо миграции сохранилось только в обмене населением области с государствами - участниками СНГ и странами Балтии, за исключением Белоруссии. Указанные данные подтверждают вывод о сложной демографической ситуации в области, что подтверждает вывод о необходимости скорейшего принятия программы.
5. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 8 лет и подразделяется на 3 этапа:
2003-2004 гг. - разработка и формирование механизма
мобилизации ресурсов обеспечения жилищного
инвестиционно-строительного процесса в районах и
городах области;
2005-2006 гг. - функционирование программы и разработка
механизма перехода ипотечного кредитования на
коммерческую основу;
2007-2010 гг. - переход системы ипотечного кредитования в
строительстве и приобретении жилья на частичную
самоокупаемость. Создание системы мониторинга
потребности в строительстве социального жилья.
Законом Рязанской области от 27 февраля 2004 г. N 15-ОЗ в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Законодательное обеспечение программы
Программа опирается на следующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области жилищной политики: Гражданский кодекс Российской Федерации;
Жилищный кодекс РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года (с последующими изменениями и дополнениями);
Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (с последующими изменениями и дополнениями);
Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы";
Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1180 "О жилищных кредитах";
Указ Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 года N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов";
постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 12.04.2001 г. N 291, от 08.05.2002 г. N 302).
7. Ресурсное обеспечение (источники финансирования) программы
Источниками финансирования программы являются:
федеральный бюджет - за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, средств ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", направленных на выкуп закладных, выпущенных в области по стандартам Агентства;
средства, предусмотренные законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год на финансирование настоящей программы;
муниципальные образования - за счет передачи областному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства объектов незавершенного строительства и площадок под строительство;
средства кредитных организаций;
рефинансированные средства программы;
собственные средства граждан;
субсидии (в том числе государственные жилищные сертификаты) за счет средств бюджетов всех уровней;
средства организаций.
Законом Рязанской области от 30 июня 2004 г. N 55-ОЗ раздел 8 настоящей Программы изложен в новой редакции
8. Механизм реализации программы
Законом Рязанской области от 2 марта 2005 г. N 23-ОЗ в пункт 8.1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
8.1. Общие положения
8.1.1. Государственными заказчиками программы выступают Правительство Рязанской области и Управление капитального строительства Рязанской области.
Основными функциями Правительства Рязанской области являются выработка единой региональной жилищной политики и обеспечение бюджетного финансирования программы.
Оперативное управление, координацию деятельности заинтересованных государственных органов и учреждений, организацию работы с органами местного самоуправления обеспечивает Управление капитального строительства Рязанской области.
8.1.2. На областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства (далее - Фонд), открытое акционерное общество "Рязанская ипотечная корпорация" (далее - Корпорация)" возлагаются обязанности по реализации положений разделов 8, 9 и 10 настоящей программы.
Основными функциями Корпорации в рамках реализации настоящей программы являются аккумулирование, учет и распределение средств, предусмотренных для реализации программы, обеспечение условий реализации программы в области и направление рефинансируемых средств на повторную выдачу целевых ипотечных займов.
Корпорация заключает договоры с органами местного самоуправления, в которых оговариваются соисполнитель программы в данном городе или районе, права и обязанности сторон в рамках реализации программы.
Фонд осуществляет:
мероприятия по возврату средств по договорам целевого ипотечного займа на приобретение или строительство жилья, заключенным заемщиками с Фондом;
ежеквартальное представление государственному заказчику программы отчетов о выполненных мероприятиях.
Органы местного самоуправления обеспечивают своевременную передачу Корпорации ресурсов, предусмотренных абзацем четвертым раздела 7 настоящей программы, и создание условий для успешного развития жилищного строительства.
8.1.3. Средства областного бюджета, предусмотренные на финансирование программы, Финансово-казначейским управлением Рязанской области направляются Управлению капитального строительства Рязанской области.
Ежеквартально (не позднее десяти дней до начала планируемого квартала) Корпорация подает в Управление капитального строительства Рязанской области заявку о выделении средств на планируемый квартал для выполнения мероприятий программы.
На основании указанной заявки Управление капитального строительства Рязанской области перечисляет средства Корпорации.
Не позднее 15 дней после окончания квартала Корпорация представляет в Управление капитального строительства Рязанской области отчет об использовании средств областного бюджета за истекший квартал.
Законом Рязанской области от 2 марта 2005 г. N 23-ОЗ в пункт 8.2 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
8.2. Основные положения механизма долгосрочного финансирования и ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья
8.2.1. Целевые ипотечные займы (далее - займы) предоставляются заемщикам для приобретения и строительства жилых помещений на территории области с соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Рязанской области и в соответствии с основными принципами кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, возмездности, возвратности.
8.2.2. Для предоставления займов Корпорация использует средства, полученные для реализации настоящей программы в соответствии с разделом 7 настоящей программы.
Ежегодное распределение средств областного бюджета на реализацию программы по муниципальным образованиям производится на основании постановления Правительства Рязанской области. Данное распределение осуществляется с учетом участия муниципальных образований в реализации настоящей программы, в том числе за счет передачи Корпорации ресурсов, предусмотренных разделом 7 настоящей программы.
8.2.3. Процентная ставка за пользование займами, выдаваемыми Корпорацией, устанавливается в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора, и не меняется в течение срока действия договора.
8.2.4. Процентная ставка за пользование займами, выдаваемыми в рамках реализации настоящей программы с использованием средств кредитных и иных коммерческих организаций устанавливается в соответствии с соглашением Корпорации и юридического лица, предоставившего денежные средства.
8.2.5. В рамках настоящей программы заемщик должен внести первоначальный взнос в размере согласно приложению 5 к настоящему Закону. По желанию заемщика данный взнос может быть внесен в большем объеме.
В случае, если заемщик планирует взять заем в размере более одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день выдачи займа, он обязан внести первоначальный взнос в размере не менее тридцати процентов от стоимости приобретаемого
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.