Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Закон Рязанской области от 14 октября 2005 года N 102-ОЗ "О бюджетном процессе в Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 10.08.2006 г. N 89-ОЗ) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в части 1 слова "нормативными правовыми актами представительных" заменить словами "муниципальными правовыми актами представительных", слова "местного самоуправления" заменить словами "муниципальных образований",
б) в части 2 слова "местного самоуправления" заменить словами "муниципальных образований";
2) в статье 2 слова "нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления" заменить словами "муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований";
3) в части 1 статьи 3:
а) в абзаце втором слова "в расчете на финансовый год" исключить,
б) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области деятельность органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов областного бюджета, бюджета Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования, местных бюджетов, утверждению и исполнению областного бюджета, бюджета Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования, местных бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;",
в) абзац пятый дополнить словами "без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами",
г) дополнить абзацем следующего содержания:
"плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.";
Пункт 4 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
4) в статье 4:
а) в части 1:
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"учреждения Центрального банка Российской Федерации, кредитные организации в рамках функций, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;",
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
"главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;",
дополнить абзацами тринадцатым и четырнадцатым следующего содержания:
"главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и законодательством Рязанской области возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.",
б) часть 2 признать утратившей силу;
5) в статье 5:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) установление порядка рассмотрения проектов областного бюджета и бюджета Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования (далее - РОФОМС), утверждения и исполнения областного бюджета и бюджета РОФОМС, осуществления контроля за их исполнением, представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении областного бюджета и отчета об исполнении бюджета РОФОМС;",
Подпункты "б", "в", "г" пункта 5 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
б) пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1) установление в порядке, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в областной бюджет;",
в) в пункте 4.2 слова "от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами" заменить словами "от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов",
г) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9) установление порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к областному бюджету и бюджету РОФОМС;";
6) в статье 6:
а) в части 1:
пункт 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1) внесение в Рязанскую областную Думу проекта закона Рязанской области об установлении в порядке, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах, в областной бюджет;",
в пункте 4.2 слова "от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами" заменить словами "от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов",
пункт 6 признать утратившим силу,
б) в части 2:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) установление порядка и сроков составления проекта областного бюджета и проекта бюджета РОФОМС, составление прогноза консолидированного бюджета Рязанской области, проектов областного бюджета и бюджета РОФОМС и необходимых материалов к ним и направление их Губернатору Рязанской области для представления в Рязанскую областную Думу;",
Абзацы четвертый-девятый подпункта "б" пункта 6 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1) установление предельных объемов выпуска государственных ценных бумаг Рязанской области;",
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) осуществление государственных внутренних и внешних заимствований и предоставление государственных гарантий Рязанской области, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами Рязанской области;",
дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1) установление порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами государственной власти Рязанской области, органом управления РОФОМС и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, определения территориальных органов (подразделений) исполнительной власти Рязанской области в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов;",
Абзацы десятый и одиннадцатый подпункта "б" пункта 6 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2009 г.
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7) утверждение долгосрочных целевых программ, определение сроков их реализации, установление порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ и критериев указанной оценки;",
Абзацы двенадцатый и тринадцатый подпункта "б" пункта 6 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1) установление порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ;";
Пункт 7 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
7) в статье 7:
а) в пункте 6 перед словом "предоставление" дополнить словом "непосредственное",
б) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9) ведение государственной долговой книги Рязанской области, установление состава, порядка и срока внесения в нее информации;",
в) дополнить пунктами 13.1 - 13.9 следующего содержания:
"13.1) утверждение перечня кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Рязанской области, орган управления РОФОМС и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения, установление порядка определения перечня и кодов целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций или межбюджетных субсидий из областного бюджета;
13.2) установление порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи, доведения ее показателей до главных распорядителей областного бюджета;
13.3) установление порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) областного бюджета, внесения изменения в них;
13.4) установление порядка составления и ведения кассового плана областного бюджета, состава и сроков представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов областного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита областного бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана;
13.5) установление порядка исполнения областного бюджета по источникам финансирования дефицита;
13.6) установление порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в текущем финансовом году;
13.7) установление порядка:
обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами;
оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства;
исполнения бюджета по расходам, санкционирования оплаты денежных обязательств, в том числе подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета;
13.8) установление методики планирования бюджетных ассигнований;
13.9) установление сроков представления сводной бюджетной отчетности главными администраторами средств областного бюджета.";
8) дополнить статьей 8.1 следующего содержания:
"Статья 8.1. Срок разработки и утверждения проектов областного бюджета и бюджета Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования
Проекты областного бюджета и бюджета РОФОМС составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год), при этом Правительство Рязанской области разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план Рязанской области.";
9) статью 10 изложить в следующей редакции:
"Статья 10. Сведения, необходимые для составления проекта областного бюджета
1. В целях своевременного и качественного составления проекта областного бюджета финансово-казначейское управление Рязанской области имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
2. Составление проекта бюджета основывается на:
1) Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
2) прогнозе социально-экономического развития Рязанской области;
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики Рязанской области.";
10) статью 11 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Прогноз социально - экономического развития Рязанской области
1. Прогноз социально - экономического развития Рязанской области разрабатывается на 3 года.
Абзац четвертый пункта 10 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
2. Прогноз социально-экономического развития Рязанской области на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового года и добавления параметров второго года планового периода.
3. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития Рязанской области определяется Правительством Рязанской области в соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации".
4. Прогноз социально - экономического развития Рязанской области одобряется Правительством Рязанской области одновременно с принятием решения о внесении проекта областного бюджета в Рязанскую областную Думу.
Абзац седьмой пункта 10 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
5. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития Рязанской области приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
6. Изменение прогноза социально-экономического развития Рязанской области в ходе составления и рассмотрения проекта областного бюджета влечет за собой изменение основных характеристик и показателей проекта областного бюджета.";
11) статью 12 изложить в следующей редакции:
"Статья 12. Среднесрочный финансовый план Рязанской области
1. Среднесрочный финансовый план Рязанской области ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, установленном Правительством Рязанской области.
Проект среднесрочного финансового плана Рязанской области утверждается Правительством Рязанской области и представляется в Рязанскую областную Думу одновременно с проектом областного бюджета.
Значения показателей среднесрочного финансового плана Рязанской области и основных показателей проекта областного бюджета должны соответствовать друг другу.
2. Утвержденный среднесрочный финансовый план Рязанской области должен содержать следующие параметры:
1) прогнозируемый общий объем доходов и расходов областного бюджета и консолидированного бюджета Рязанской области;
Абзацы восьмой - десятый пункта 11 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
2) объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
3) распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
4) нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законами Рязанской области (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований);
5) дефицит (профицит) бюджета;
6) верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Рязанской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).
Среднесрочный финансовый план Рязанской области наряду с указанными параметрами должен включать прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета РОФОМС.
Правительством Рязанской области может быть предусмотрено утверждение дополнительных показателей среднесрочного финансового плана Рязанской области.
3. Исходной базой для формирования среднесрочного финансового плана Рязанской области является оценка исполнения областного бюджета в текущем финансовом году, прогноз социально - экономического развития Рязанской области.
4. Показатели среднесрочного финансового плана Рязанской области носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана Рязанской области на очередной финансовый год и плановый период.
Абзацы семнадцатый, восемнадцатый пункта 11 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
5. Среднесрочный финансовый план Рязанской области разрабатывается путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода.
В пояснительной записке к проекту среднесрочного финансового плана Рязанской области приводится обоснование параметров среднесрочного финансового плана, в том числе их сопоставление с ранее одобренными параметрами с указанием причин планируемых изменений.";
12) статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Прогнозирование доходов областного бюджета
1. Доходы областного бюджета прогнозируются на основе прогноза социально-экономического развития Рязанской области в условиях действующего на день внесения проекта закона Рязанской области об областном бюджете в Рязанскую областную Думу законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации и Рязанской области, устанавливающего неналоговые доходы.
2. Законы Рязанской области, предусматривающие внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Рязанскую областную Думу проекта закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Рязанской области, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.";
13) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:
"Статья 14.1. Планирование бюджетных ассигнований
1. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой финансово - казначейским управлением Рязанской области.
Абзац четвертый пункта 13 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 г.
2. Планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов.
Абзац седьмой пункта 13 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 г.
3. Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного задания на очередной финансовый год, а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.";
Пункт 14 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 г.
14) Статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. Долгосрочные целевые программы
1. Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств областного бюджета, разрабатываются исполнительными органами государственной власти Рязанской области и утверждаются Правительством Рязанской области.
Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются Правительством Рязанской области в устанавливаемом им порядке.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается постановлениями Правительства Рязанской области.
2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом Рязанской области об областном бюджете в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета по каждой соответствующей программе (подпрограмме), целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением Правительства Рязанской области, утвердившим программу.
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством Рязанской области не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год в Рязанскую областную Думу.
3. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются Правительством Рязанской области.
По результатам указанной оценки Правительством Рязанской области не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона Рязанской области об областном бюджете в Рязанскую областную Думу может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных контрактов в областном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
4. Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств областного бюджета, может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету муниципального образования Рязанской области на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.
Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.";
15) статью 16 изложить в следующей редакции:
"Статья 16. Содержание закона Рязанской области об областном бюджете
1. В законе Рязанской области об областном бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.
2. В законе Рязанской области об областном бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Законом Рязанской области об областном бюджете устанавливаются:
1) перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета;
2) перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
3) доходы бюджета по кодам классификации доходов бюджета, по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
4) бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов;
5) перечень главных распорядителей средств областного бюджета в составе ведомственной структуры расходов;
6) перечень и коды целевых статей и видов расходов в составе ведомственной структуры расходов;
7) распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год;
8) общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
9) объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году;
10) источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год, в том числе перечень статей и видов источников финансирования дефицита бюджета;
11) верхний предел государственного внутреннего долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям Рязанской области;
12) бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Рязанской области;
13) объем бюджетных ассигнований на реализацию областных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году (по каждой программе (подпрограмме));
Абзац девятнадцатый пункта 15 статьи 1 вступает в силу: в части, касающейся ведомственных целевых программ, - с 1 января 2008 г.; в части, касающейся долгосрочных целевых программ, - с 1 января 2009 г.
14) объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм), ведомственных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году (по каждой программе (подпрограмме);
15) положения об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году законов Рязанской области, отдельных положений (статей, частей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев) законов Рязанской области - в случае, если в очередном финансовом году общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных расходных обязательств Рязанской области;
16) иные показатели, установленные соответственно Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.
4. Закон Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год вступает в силу с 1 января очередного финансового года.";
16) в статье 17:
а) в пункте 6 слово "перспективный" заменить словом "среднесрочный",
б) в пункте 7 слово "программа" заменить словом "программы", после слова "внутренних" дополнить словами "и внешних",
в) дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:
"8.1) программа государственных гарантий Рязанской области;";
17) в статье 18:
а) в части 1 слова "1 октября" заменить словами "20 сентября",
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Губернатор Рязанской области вносит на рассмотрение и утверждение Рязанской областной Думы:
1) не позднее 20 сентября текущего года основные направления бюджетной и налоговой политики Рязанской области на очередной финансовый год;
2) не позднее 1 октября текущего года:
предварительные итоги социально-экономического развития Рязанской области за истекший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития Рязанской области на три года.";
18) в статье 19:
а) в части 1 слова "в течение 15 дней" исключить,
б) в части 2 после слов "прогноза социально-экономического развития Рязанской области" слова "на очередной финансовый год" исключить,
в) в части 3 цифру "7" заменить цифрой "10", после слов "к прогнозу социально-экономического развития Рязанской области" слова "на очередной финансовый год" исключить,
г) в части 4 после слов "прогноза социально-экономического развития Рязанской области" слова "на очередной финансовый год" исключить;
19) части 1 и 2 статьи 20 изложить в следующей редакции:
"1. Губернатор Рязанской области вносит проекты законов Рязанской области об областном бюджете и о бюджете Рязанского областного фонда медицинского страхования на очередной финансовый год в Рязанскую областную Думу не позднее 15 октября текущего года.
Одновременно с проектом закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год Губернатор Рязанской области вносит в областную Думу проекты законов Рязанской области:
о бюджете Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год;
об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Рязанской области бесплатной медицинской помощи на очередной финансовый год;
об утверждении программы приватизации областного имущества на очередной финансовый год;
об утверждении областных целевых программ, предлагаемых к финансированию в очередном финансовом году, не внесенных в Рязанскую областную Думу до срока, установленного настоящей статьей.
2. Одновременно с проектом закона Рязанской области об областном бюджете в Рязанскую областную Думу представляются:
1) прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета Рязанской области на очередной финансовый год, проект среднесрочного финансового плана Рязанской области;
2) пояснительная записка к проекту областного бюджета;
3) расчеты по статьям классификации доходов областного бюджета и источников финансирования дефицита областного бюджета, по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год;
4) методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год, включая расчет налоговой базы (налогового потенциала) муниципальных районов и городских округов Рязанской области;
5) верхний предел государственного долга Рязанской области на конец очередного финансового года;
6) структура государственного внутреннего долга Рязанской области и проект программы государственных внутренних заимствований Рязанской области на очередной финансовый год;
7) проект программы государственных внешних заимствований Рязанской области на очередной финансовый год;
8) проекты программ государственных гарантий на очередной финансовый год;
9) проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год;
10) оценка ожидаемого исполнения на текущий финансовый год областного бюджета и консолидированного бюджета Рязанской области (с отражением, в том числе доходов по группам и подгруппам, предусмотренным бюджетной классификацией Российской Федерации, расходов по разделам, предусмотренным бюджетной классификацией Российской Федерации);
11) информация об исполнении областных целевых программ, финансируемых за счет средств областного бюджета, федеральных целевых программах, реализуемых в текущем году на территории Рязанской области, за истекший период текущего года;
12) оценка потерь областного бюджета в очередном финансовом году от предоставляемых налоговых льгот;
13) отчет о предоставлении средств областного бюджета на возвратной основе за истекший период отчетного года;
14) пояснительная записка к проекту закона о бюджете РОФОМС;
15) план развития государственного сектора экономики Рязанской области;
16) информация о численности государственных гражданских служащих по главным распорядителям средств областного бюджета и работников государственных учреждений Рязанской области;
17) предложенные Рязанской областной Думой и Счетной палатой Рязанской области проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансово-казначейским управлением Рязанской области в отношении указанных бюджетных смет;
18) иные документы и материалы.";
20) часть 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
"1. Поступившие в установленном порядке к Председателю Рязанской областной Думы проект закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год и прилагаемые к нему материалы и документы в течение суток направляются им в Комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям настоящего Закона.";
21) в части 1 статьи 22:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"При этом законы Рязанской области о внесении изменений в законодательные акты Рязанской области о налогах и сборах должны быть приняты областной Думой до внесения проекта закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, а законы Рязанской области об утверждении областных целевых программ, предлагаемых к финансированию в планируемом году, и о внесении в них изменений принимаются не позднее принятия закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении.",
Подпункт "б" пункта 21 статьи 1 вступает в силу: в части, касающейся ведомственных целевых программ, - с 1 января 2008 г.; в части, касающейся долгосрочных целевых программ, - с 1 января 2009 г.
б) дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Изменения в объемах финансирования долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ в планируемом году должны быть приняты не позднее принятия закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении.",
в) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Рязанская областная Дума рассматривает и утверждает проект закона Рязанской области о бюджете Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования в порядке аналогичном принятому для рассмотрения и утверждения проекта закона Рязанской области об областном бюджете.";
22) в статье 23 часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. При рассмотрении Рязанской областной Думой проекта закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении рассматривается его концепция (на соответствие утвержденному прогнозу социально-экономического развития Рязанской области и основным направлениям бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год), проект программы государственных заимствований Рязанской области в части источников финансирования дефицита областного бюджета, а также основные характеристики областного бюджета, и утверждаются следующие показатели областного бюджета:
1) прогнозируемый в очередном году общий объем доходов областного бюджета;
2) прогнозируемые доходы областного бюджета по кодам классификации доходов бюджета, по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
3) приложение к проекту закона Рязанской области на очередной финансовый год, устанавливающее нормативы распределения доходов между областным бюджетом и местными бюджетами Рязанской области на очередной год в случае, если они не утверждены Бюджетным кодексом Российской Федерации;
4) приложение к закону Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год, устанавливающее перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета, и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета;
5) общий объем расходов областного бюджета на очередной год;
6) верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Рязанской области на очередной финансовый год;
7) дефицит (профицит) областного бюджета и источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год, в том числе в разрезе статей и видов источников финансирования дефицита бюджета.";
23) в статье 26 часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Рязанская областная Дума при рассмотрении во втором чтении проекта закона Рязанской области об областном бюджете утверждает следующие показатели областного бюджета:
1) бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов, утвержденные в первом чтении в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 настоящего Закона;
2) распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета на очередной финансовый год;
3) распределение между муниципальными районами (городскими округами) межбюджетных трансфертов из областного бюджета на очередной финансовый год;
4) программу государственных внутренних заимствований Рязанской области на очередной финансовый год;
5) программу государственных внешних заимствований Рязанской области на очередной финансовый год;
6) программу государственных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год;
7) программу государственных гарантий в иностранной валюте на очередной финансовый год;
8) программу предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год;
9) бюджетные ассигнования на областные целевые программы, финансируемые из областного бюджета;
Абзац двенадцатый пункта 23 статьи 1 вступает в силу: в части, касающейся ведомственных целевых программ, - с 1 января 2008 г.; в части, касающейся долгосрочных целевых программ, - с 1 января 2009 г.
10) расходы по долгосрочным областным целевым программам, ведомственным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год;
11) текстовые статьи проекта закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год.";
Пункты 24, 25 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
24) статью 27 признать утратившей силу;
25) статью 28 изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Обнародование закона Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год
Закон Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.";
26) абзац третий части 1 статьи 29 дополнить предложением следующего содержания: "Поправки субъектов права законодательной инициативы к внесенному Губернатором Рязанской области проекту закона Рязанской области об областном бюджете, предусматривающие увеличение расходов на отдельные объекты областных целевых программ, отдельным бюджетным учреждениям, а также поправки, предусматривающие включение расходов по отдельным объектам, не предусмотренные проектом закона Рязанской области об областном бюджете, внесенным Губернатором Рязанской области, рассматриваются только при наличии предложений по источникам их финансирования.";
Пункт 27 (за исключением абзаца двенадцатого) статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
27) статьи 30 и 31 изложить в следующей редакции:
"Статья 30. Основы исполнения областного бюджета
1. Исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством Рязанской области.
Организация исполнения областного бюджета осуществляется финансово-казначейским управлением Рязанской области на основе единства кассы и подведомственности расходов, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом, составляемыми в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие бюджетных обязательств;
подтверждение денежных обязательств;
санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
3. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется финансово-казначейским управлением Рязанской области в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансово - казначейским управлением Рязанской области в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Абзац двенадцатый пункта 27 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 г.
5. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
6. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета областного бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
7. Кассовое обслуживание исполнения областного бюджета осуществляется Управлением Федерального казначейства по Рязанской области на основании соглашения, заключенного с Правительством Рязанской области.
Все кассовые операции по исполнению областного бюджета осуществляются Управлением Федерального казначейства по Рязанской области от имени и по поручению финансово-казначейского управления Рязанской области, администраторов поступлений в областной бюджет, администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета или получателей средств областного бюджета на основании платежных документов, оформленных ими с учетом положений, установленных нормативными документами Центрального банка Российской Федерации и Минфина России, и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджета, представляемой в финансово-казначейское управление Рязанской области.
Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов областного бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита областного бюджета и осуществление всех расходов с единого счета областного бюджета.
8. Единый счет областного бюджета находится в Управлении Федерального казначейства по Рязанской области. Для кассового обслуживания исполнения областного бюджета Управление Федерального казначейства по Рязанской области открывает соответствующий счет областного бюджета в Головном расчетно-кассовом центре Главного управления Банка России по Рязанской области.
Статья 31. Сводная бюджетная роспись областного бюджета
1. Исполнение областного бюджета осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью, которая представляет собой распределение расходов областного бюджета и источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год в соответствии с законом об областном бюджете и устанавливает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств областного бюджета.
2. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается финансово-казначейским управлением Рязанской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и настоящего Закона.
Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем финансово-казначейского управления Рязанской области.
3. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи доводятся до главных распорядителей средств областного бюджета в форме и порядке, установленных финансово-казначейским управлением Рязанской области.";
Пункты 28-32 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
28) статьи 32-35 признать утратившими силу;
29) статью 36 изложить в следующей редакции:
"Статья 36. Использование доходов, фактически полученных при исполнении областного бюджета сверх утвержденных законом Рязанской области об областном бюджете
Доходы, фактически полученные при исполнении областного бюджета сверх утвержденного законом Рязанской области об областном бюджете общего объема доходов, могут направляться финансово-казначейским управлением Рязанской области без внесения изменений в закон Рязанской области об областном бюджете на текущий финансовый год на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Рязанской области в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении областного бюджета сверх утвержденных законом Рязанской области об областном бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета без внесения изменений в закон Рязанской области об областном бюджете на текущий финансовый год.";
30) статью 37 признать утратившей силу;
31) статьи 38 - 39 изложить в следующей редакции:
"Статья 38. Учет исполнения областного бюджета
1. Все операции, осуществляемые в процессе исполнения областного бюджета, подлежат бюджетному учету.
2. Учет исполнения областного бюджета организует и ведет финансово-казначейское управление Рязанской области в соответствии с планом счетов бюджетного учета и инструкцией по его применению, утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации.
Статья 39. Завершение исполнения областного бюджета
1. Завершение операций по исполнению областного бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансово-казначейским управлением Рязанской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.";
32) статьи 43 - 46 изложить в следующей редакции:
"Статья 43. Отчетность об исполнении областного бюджета и бюджета Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования
1. Бюджетная отчетность об исполнении областного бюджета и бюджета РОФОМС является годовой.
Бюджетная отчетность об исполнении областного бюджета составляется финансово-казначейским управлением Рязанской области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и направляется в Правительство Рязанской области.
Бюджетная отчетность об исполнении бюджета РОФОМС составляется исполнительной дирекцией РОФОМС в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и направляется в финансово-казначейское управление Рязанской области, а затем - в Правительство Рязанской области.
2. Отчет об исполнении областного бюджета и бюджета РОФОМС является ежеквартальным.
Отчеты составляются соответственно финансово-казначейским управлением Рязанской области и исполнительной дирекцией РОФОМС в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и направляются в Правительство Рязанской области.
Статья 44. Квартальная отчетность об исполнении областного бюджета и бюджета Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования
1. Правительство Рязанской области или финансово-казначейское управление Рязанской области и исполнительная дирекция РОФОМС по поручению Правительства Рязанской области размещает на официальном сайте Правительства Рязанской области информацию о ходе исполнения областного бюджета и бюджета РОФОМС.
2. Отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета РОФОМС за первый квартал, полугодие, девять месяцев текущего финансового года утверждаются Правительством Рязанской области и представляются Губернатором Рязанской области в Рязанскую областную Думу в срок не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Одновременно отчеты направляются в Счетную палату Рязанской области.
3. Одновременно с квартальным отчетом об исполнении областного бюджета в Рязанскую областную Думу и Счетную палату Рязанской области направляется отчет о расходовании средств резервного фонда Рязанской области.
4. Документы и материалы, указанные в настоящей статье, представляются в Рязанскую областную Думу и Счетную палату Рязанской области на бумажном и электронном носителях.
Статья 45. Форма и состав отчета об исполнении областного бюджета
1. Отчет об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год (далее - отчет об исполнении областного бюджета) утверждается в форме закона Рязанской области, принимаемого в порядке, установленном законодательством Рязанской области.
2. Законом Рязанской области об исполнении областного бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.
3. Отдельными приложениями к закону Рязанской области об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели, предусмотренные приложениями к закону Рязанской области об областном бюджете на отчетный финансовый год (за исключением приложений по распределению расходов на финансирование отдельных областных целевых программ, а также приложений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 2 статьи 23 настоящего Закона), в том числе:
доходов бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
доходов бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
расходов бюджета по ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета;
расходов бюджета по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
источников финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
источников финансирования дефицита бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Статья 46. Представление годового отчета об исполнении областного бюджета
1. В целях проведения внешней проверки Правительство Рязанской области направляет в Счетную палату Рязанской области на бумажном и электронном носителях годовой отчет об исполнении областного бюджета и годовой отчет об исполнении бюджета РОФОМС с материалами, установленными статьей 48 настоящего Закона, составленные в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона, не позднее 15 апреля текущего года, а также документы и материалы, установленные статьей 47 настоящего Закона, не позднее 30 апреля текущего года для подготовки заключения на указанные годовые отчеты.
2. Годовой отчет об исполнении областного бюджета представляется Губернатором Рязанской области в Рязанскую областную Думу ежегодно не позднее 1 июня текущего года.";
Пункт 33 (за исключением подпункта "ж") статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
33) в статье 47:
а) наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 47. Документы и материалы, представляемые в Рязанскую областную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета",
б) в абзаце первом слово "Отчет" заменить словами "1. Годовой отчет",
в) дополнить пунктами 1.1 - 1.4 следующего содержания:
"1.1) проект закона Рязанской области об исполнении областного бюджета;
1.2) баланс исполнения областного бюджета;
1.3) отчет о финансовых результатах деятельности;
1.4) отчет о движении денежных средств;",
г) пункт 5 после слова "внутренних" дополнить словами "и внешних",
д) пункт 7 после слова "внутреннего" дополнить словами "и внешнего",
е) пункт 8 дополнить словами "и информацию о количественных показателях исполнения программ (км, пог. метрах и т.п., введенных в эксплуатацию по итогам реализации соответствующей программы за отчетный период)",
Подпункт "ж" пункта 33 статьи 1 вступает в силу: в части, касающейся ведомственных целевых программ, - с 1 января 2008 г.; в части, касающейся долгосрочных целевых программ, - с 1 января 2009 г.
ж) дополнить пунктом 8.2 следующего содержания:
"8.2) информация об исполнении долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ в разрезе объектов и мероприятий, включая мероприятия организационного характера и информацию о количественных показателях исполнения программ (км, пог. метрах и т.п., введенных в эксплуатацию по итогам реализации соответствующей программы за отчетный период)",
з) в пункте 12 слова "информация об" заменить словами "бюджетную отчетность об", после слова "образований" дополнить словами "Рязанской области",
и) в пункте 13 слова "финансово - казначейского управления Рязанской области" исключить,
к) дополнить частью 2 следующего содержания:
"2. Документы и материалы, указанные в настоящей статье, представляются в Рязанскую областную Думу на бумажном и электронном носителях.";
Пункты 34 - 37 статьи 1 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2008 г.
34) в статье 48:
а) в части 1:
слова "1. Отчет" заменить словами "1. Годовой отчет",
слова "и Счетную палату Рязанской области" исключить,
35) статью 49 изложить в следующей редакции:
"Статья 49. Проведение внешней проверки годового отчета
1. Счетная палата Рязанской области проводит проверку годового отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год на основе внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета.
Главные администраторы средств областного бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату Рязанской области для внешней проверки.
Счетная палата Рязанской области готовит заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета и на годовой отчет об исполнении бюджета РОФОМС в течение 45 дней после представления указанного отчета Правительством Рязанской области, используя материалы и результаты проведенных проверок.
2. Заключения на годовой отчет об исполнении областного бюджета и годового отчета об исполнении бюджета РОФОМС представляются Счетной палатой Рязанской области в Рязанскую областную Думу и Правительство Рязанской области.
3. Заключение Счетной палаты Рязанской области по годовому отчету об исполнении областного бюджета включает:
1) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и по каждому главному распорядителю средств областного бюджета, по которым выявлено расходование средств областного бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, а также с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств;
2) заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом Рязанской области об областном бюджете либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения;
3) анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
4) анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям Рязанской области и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий Рязанской области с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Рязанской области "Об условиях предоставления государственных гарантий Рязанской области, порядке их оформления и учета", расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией Рязанской области, за счет бюджетных средств;
5) анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
6) анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;
7) иные материалы, определенные постановлениями Рязанской областной Думы.";
36) статью 50 изложить в следующей редакции:
"Статья 50. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении областного бюджета
1. Рязанская областная Дума рассматривает годовой отчет в течение одного месяца после получения заключения Счетной палаты Рязанской области.
2. При рассмотрении годового отчета Рязанская областная Дума заслушивает:
доклад руководителя финансово-казначейского управления Рязанской области об исполнении областного бюджета;
заключение Счетной палаты Рязанской области.
3. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета Рязанская областная Дума принимает решение об утверждении либо об отклонении закона об исполнении областного бюджета.
4. В случае отклонения Рязанской областной Думой закона об исполнении областного бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.";
37) статью 51 признать утратившей силу.
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Рязанской области от 17 октября 2007 г. N 134-ОЗ "О внесении изменений в Закон Рязанской области "О бюджетном... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.