Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Институциональные преобразования
в сфере агропромышленного комплекса
4.1. Развитие многоукладной экономики
В АПК области определен курс на формирование эффективного агропромышленного производства, которое должно обеспечивать население продуктами питания, а предприятия пищевых отраслей - сельскохозяйственным сырьем. Аграрная реформа предприятий и организаций АПК, проводимая в области, заложила основы многоукладной экономики сельского хозяйства. Созданы правовые и организационные условия для функционирования предприятий всех организационно-правовых форм.
Разнообразие направлений реформирования позволяет выбрать приемлемые формы преобразований. Выбор зависит от многих факторов: размера землепользования, личности руководителя, обеспеченности основными фондами и оборотными средствами, финансового состояния, наличия инвестора. При этом цель должна состоять в том, чтобы найти наиболее целесообразный вариант интеграции, создать такие производственные отношения, которые обеспечат эффективную деятельность предприятия.
В существующих условиях возникает объективная необходимость в качественно новых подходах к развитию кооперации и интеграции в АПК, эффективном государственном регулировании данных процессов.
В целях стабилизации и дальнейшего развития агропромышленного производства области в сфере аграрной политики необходимо:
- поддерживать общий уровень доходности в отрасли через принятие эффективных и перспективных мер развития предприятий;
- содействовать формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий и предпосылок для разумной концентрации средств производства у наиболее эффективных собственников;
- стимулировать развитие горизонтальной и вертикальной агропромышленной интеграции и кооперации в форме сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов, агрофирм, предприятий агрохолдингового типа, ассоциаций, союзов и иных корпоративных формирований по производству, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также по обеспечению сельхозтоваропроизводителей материально-техническими и финансовыми ресурсами;
- способствовать вовлечению перерабатывающих предприятий в кооперативное движение, развитие сети кооперативных магазинов по торговле собственными продовольственными товарами;
- проводить мероприятия по финансовому оздоровлению неплатежеспособных сельхозпредприятий;
- осуществлять реформирование и реорганизацию безнадежно убыточных сельхозпредприятий;
- оказывать целевую адресную финансовую поддержку предприятиям, которые присоединяют к себе слабые хозяйства, как правило, обремененные долгами, что затрудняет успешное начало деятельности хозяйств-правопреемников;
- совершенствовать механизмы взаимодействия крупного сельскохозяйственного бизнеса и малых форм сельского предпринимательства. Крупные сельскохозяйственные предприятия должны стать центрами сельскохозяйственного производства на близлежащих территориях. Более мелкие сельхозпредприятия, К(ф)Х, личные подсобные хозяйства должны наладить взаимодействие с крупными предприятиями на взаимовыгодной основе как надежные поставщики продукции и необходимых им услуг;
- стимулировать развитие в сельской местности малых форм хозяйствования;
- продолжать работу по приведению организационно-правовых форм в соответствие с действующим законодательством и совершенствованию взаимоотношений сельскохозяйственных организаций с собственникам земельных долей и имущественных паев, созданию благоприятных условий перехода земли и других ресурсов от неэффективных сельхозпредприятий к эффективным собственникам с последующей ликвидацией несостоятельных сельхозпредприятий и организаций.
4.2. Развитие К(ф)Х,
личных подсобных хозяйств граждан
и сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" одним из важнейших направлений признал "Стимулирование развития малых форм хозяйствования" и утвердил меры и формы государственной поддержки по реализации данного направления, период которых распространяется на 2006-2009 годы. Рязанская область активно включилась в развитие малых форм хозяйствования.
К(ф)Х и личные подсобные хозяйства, малые предприятия выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций.
Во-первых, К(ф)Х и личные подсобные хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложений на региональных и локальных продовольственных рынках.
Во-вторых, К(ф)Х и личные подсобные хозяйства, малые предприятия играют важную роль в решении социальных проблем села, налаживание устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения.
В-третьих, К(ф)Х, личные подсобные хозяйства, сельские предприниматели способствуют сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия региона. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.
В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего К(ф)Х и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции "экологического сельского хозяйства", предоставлении общественных благ (сохранение сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в К(ф)Х и высокотоварные личные подсобные хозяйства.
Для крестьянских хозяйств и подворий граждан резервом увеличения объемов производства продуктов растениеводства, кроме урожайности, является увеличение посевных площадей, более эффективное использование пашни, внедрение высококачественного кондиционного посевного материала лучших сортов, применение органических и минеральных удобрений, модернизация материально-технической базы: тракторов, комбайнов и прочей техники.
Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур важное значение имеют обеспеченность семенами, качество семенного материала и его предпосевная обработка.
На протяжении последних лет производство продукции животноводства в личных подворьях граждан сокращается.
Экономика производства продукции животноводства неразрывно связана с экономикой кормопроизводства, и генетическими способностями животных. Рост производства кормов, улучшение породности животных, искусственное осеменение в значительной мере определяют возможности дальнейшего увеличения производства продукции животноводства.
Для дальнейшего повышения эффективности сельскохозяйственного производства необходимо постоянное соблюдение пропорциональности в развитии растениеводства и животноводства, связующим звеном между которыми является кормовая база.
Владельцы хозяйств, использующие в качестве кормов пищевые отходы, зерно, откармливающие животных в летний период на пастбищах, сталкиваются с физическими трудностями, проблемами сбыта, ограничивающими их возможности содержания большего поголовья скота. Главной особенностью отрасли животноводства являются небольшие сроки хранения продукции. Отрасль животноводства становится неэффективной из-за высоких денежных и трудовых затрат и одной из основных причин также является отсутствие стабильного рынка сбыта молока и мяса, особенно в населенных пунктах, удаленных от городов и крупных сельхозпредприятий.
Снабженческо-сбытовые, агросервисные и перерабатывающие предприятия, создаваемые для этих целей представителями агробизнеса, предлагают услуги сельхозтоваропроизводителям на невыгодных условиях, монополизирует, рынок, усиливают диспаритет цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Как показывает опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания индивидуально-семейных хозяйств и малых сельскохозяйственных предприятий является создание товаропроизводителями сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Кооперирование сельхозтоваропроизводителей малых форм позволяет им устоять в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и решать проблемы повышения экономической эффективности ведения сельского хозяйства. Интегрированные структуры более, эффективны и приспособлены к условиям рынка.
В целях активизации работы по развитию К(ф)Х и личных подсобных хозяйств граждан министерством сельского хозяйства и продовольствия области проводятся мероприятия по созданию потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции, производимой в К(ф)Х, личных подсобных хозяйствах.
Основным направлением проводимой работы стало внедрение и создание кооперативных форм хозяйствования с учетом интеграции с предприятиями переработки, сбыта и хранения сельхозпродукции, создание потребительских кооперативов с участием К(ф)Х и личных подсобных хозяйств граждан.
В существующих условиях возникает объективная необходимость в качественно новых подходах к развитию кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе Рязанской области: эффективной государственной поддержки малых форм хозяйствования, совершенствовании системы и расширении масштабов товарных закупок сельскохозяйственной продукции у населения, созданий условий для гарантированной реализации произведенной продукции. Необходимость решения указанных проблем требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий программными методами. С этой целью в области разработана программа и принят Закон Рязанской области от 07.02.2007 г. N 21-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Рязанской области на 2007-2008 годы".
Основные задачи, сформулированные данной программой: создание устойчивой и стабильно развивающейся сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сфере кредитования, переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, снабжения и сбыта.
Решение задач, определенных в программе, позволит создать наиболее благоприятные условия для успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что, в свою очередь, будет способствовать устойчивому развитию региона и формированию среднего класса как базы социальной стабильности общества.
С 2009 года и по 2012 год мероприятия по государственной поддержке развития кооперативного сектора в АПК осуществляются в рамках реализации настоящей Программы.
Развитие малых форм хозяйствования послужит росту объемов производства сельскохозяйственной продукции в целом по региону, улучшению социальных условий и повышению жизненного уровня сельского населения области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.