Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации
Рязанской области
от 1 июня 1998 г. N 242
Территориальная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Рязанской области"
Паспорт
территориальной целевой Программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Рязанской области"
Наименование Программы. Территориальная целевая Программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Рязанской области".
Основания для решения Решение межведомственной комиссии
о разработке Программы Совета Безопасности Российской
Федерации по охране здоровья
населения от 17.06.96 г. N 5 "О мерах
по предупреждению распространения
туберкулеза в России"; Постановление
Правительства Российской Федерации от
27.06.96 г. N 760 "О мерах по
обеспечению условий содержания лиц,
находящихся в следственных изоляторах
и тюрьмах уголовно-исполнительной
системы Министерства внутренних дел
Российской Федерации", приказ МЗ РФ
N 193 от 03.07.97 г. "О создании
Государственной системы
эпидемиологического мониторинга
туберкулеза".
Государственный заказчик Управление здравоохраненияи
Программы. администрации Рязанской области.
Основные разработчики
Программы. Рязанский областной клинический
противотуберкулезный диспансер,
Управление ветеринарии администрации
Рязанской области, Управление
социальной защиты населения
администрации Рязанской области,
Рязанский медицинский университет,
Управление внутренних дел Рязанской
области, областной Центр
Государственного санитарно-
эпидемиологического надзора.
Цели и задачи Программы,
важнейшие целевые
показатели. Основной целью программы является
повышение эффективности
противотуберкулезных мероприятий в
современных социально-экономических
условиях, снижение темпов ухудшения
основных показателей по туберкулезу:
заболеваемости, распространенности,
смертности от туберкулеза,
предупреждение эндемических вспышек
туберкулеза в городах и районах
области.
Сроки и этапы реализации 1998-2000 гг.
Программы. Первый этап (1998 г.)
подготовка и реализация
законодательно нормативных актов
и неотложных мероприятий по
профилактике и раннему выявлению
туберкулеза среди разных категорий
населения области, проведение
экстренных мероприятий по
сдерживанию распространения
туберкулезной инфекции среди
угрожаемых групп населения.
Второй этап (1999-2000 гг.)
реализация основных иероприятий по
совершенствованию инфраструктуры
противотуберкулезной службы
области, по предупреждения
распространения туберкулеза среди
населения, по сокрашению источников
туберкулезной инфекции.
Перечень подпрограмм и Мероприятия системы здравоохранения
основных мероприятий развитие инфраструктуры
противотуберкулезной службы, в том
числе: законодательно-нормативные
акты по туберкулезу, укрепление
материально-технической базы
противотуберкулезных учреждений и
их реконструкция, компьютеризация
противотуберкулезной службы,
подготовка кадров.
Профилактические мероприятия по
туберкулезу, в том числе:
специфическая и химиопрофилактика
туберкулеза, обязательные
профилактические
противотуберкулезные мероприятия в
очагах туберкулезной инфекции,
санитарно-просветительная работа
среди населения, больных
туберкулезом и медицинского
персонала.
Ускоренная диагностика и раннее
выявление больных туберкулезом,
в том числе: совершенствование и
внедрение новых лабораторных и
инструментальных методов раннего
выявления туберкулеза, внедрение
методов ускоренной диагностики
туберкулеза.
Лечение и реабилитация больных
туберкулезом различных локализаций,
в том числе: сохранение базы
профильных санаториев и
стационаров, развитие новых форм
организации лечебного процесса,
медикаментозное обеспечение в
полном объеме для лечения больных
туберкулезом.
Развитие научно-исследовательских
работ по наиболее приоритетным
направлениям фтизиопульмонологии,
в том числе: совершенствовании
методов диагностики и профилактики
туберкулеза, разработка новых форм
организации лечебного процесса.
Противотуберкулезные мероприятия
среди спецконтингентов сизо и уин
УВД Рязанской области, в том числе:
проведение обязательных лечебно-
профилактических
противотуберкулезных мероприятий,
подготовка кадров фтизиатров для
медслужбы УВД Рязанской области.
Противотуберкулезные мероприятия,
направленные на профилактику и
ликвидацию туберкулеза животных, в
том числе: проведение
оздоровительных профилактических
мероприятий среди
сельскохозяйственных животных, как
в государственных, так и в личных
хозяйствах.
Противотуберкулезные мероприятия
в учреждениях системы образования
области, в том числе: проведение
обязательных профилактических
противотуберкулезных мероприятий
в яслях, детских садах, средних и
высших учебных заведениях.
Противотуберкулезные мероприятия
в учреждениях системы социальной
защиты населения, в том числе:
обеспечение 100% профилактического
обследования на туберкулез
контингентов учреждений социальной
защиты населения области.
Противотуберкулезные мероприятия в
системе миграционной службы, в том
числе: обязательные
профилактические осмотры на
туберкулез этой категории граждан,
прибывающих в Рязанскую область из
других территорий.
Мероприятия по взаимодействию с
областным центром медицинской
профилактики, в том числе:
санитарно-просветительская работа
среди населения по вопросам
профилактики туберкулеза.
Исполнители подпрограмм и
основных мероприятий.
Администрация Рязанской области,
г. Рязани, районов области,
Управление здравоохранения
администрации Рязанской области,
Управление ветеринарии
администрации Рязанской области,
Управление социальной защиты
населения администрации Рязанской
области, Рязанский областной
клинический противотуберкулезный
диспансер, Рязанский медицинский
университет, областной Центр
Государственного санитарно-
эпидемиологического надзора,
управление внутренних дел
Рязанской области.
Объемы и источники
финансирования. 73.134 млн. руб. (в ценах 1998 г.)
в том числе: 44.00 млн. руб. из
федерального бюджета, 29.134 млн.
руб. из областного бюджета.
Финансовые средства ежегодно
уточняются в установленном порядке.
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы. Межведомственная комиссия по
туберкулезу при администрации
Рязанской области и другие
территориальные органы
исполнительной власти в порядке,
установленном для контроля за
реализацией территориальных
целевых программ.
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения
Туберкулез в Рязанской области остается острой медикосоциальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни всего населения области. Около одного процента населения в настоящее время нуждается в наблюдении в противотуберкулезном диспансере. За последние годы (1989-1997 г.г.) общая заболеваемость туберкулезом увеличилась на 50.9% (РФ - на 70.1%), заболеваемость детей на 146.5% (РФ - на 74.7%), смертность от туберкулеза выросла на 72.6% (РФ - на 89.6%).
Высокая распространенность туберкулеза среди населения способствует ежегодному инфицированию детей, на сегодня 10% детей области инфицировано туберкулезом. За последние 2 года в области регистрируются случаи смерти детей от активного туберкулеза. Растет доля больных туберкулезом, диагностируемых по обращаемости, с запущенными формами, что повышает стоимость лечения на 64%, а выход на инвалидность - в 2 раза. Из числа больных активным туберкулезом около 30% - инвалиды, среди них около 90% лиц трудоспособного возраста. Уже сейчас Рязанская область находится в состоянии предэпидемии по туберкулезу. При таком темпе роста заболеваемости туберкулезом через 1-2 года можно будет говорить об эпидемии.
Туберкулез наносит народному хозяйству области существенный экономический ущерб за счет временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности, борьба с туберкулезом также требует существенных затрат. В то же время профилактическая работа, лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дает существенный экономический эффект, который в 3 и более раз превосходит затраты.
Неудовлетворительная оснащенность и материально-техническая база противотуберкулезных учреждений не позволяет внедрять результаты новых научных разработок, что снижает качество их деятельности. Недостаточная социальная защита населения, а также медицинских работников, плохие условия труда ведут к повышению заболеваемости туберкулезом работников медицинских учреждений, сельского хозяйства, сельского хозяйства, работников промышленных предприятий.
Приведенные данные свидетельствуют о большой социальной значимости проблемы туберкулеза, которая по заключению ВОЗ, должна финансироваться на государственном уровне в рамках национальных программ. В создавшейся социально-экономической ситуации в области, в условиях нарастающего распространения туберкулезной инфекции и угрожающих прогнозов возникла необходимость в дополнительных мероприятиях по борьбе с туберкулезом.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации программы
Основной целью Программы является повышение эффективности противотуберкулезных мероприятий в современных социальноэкономических условиях. А также снижение темпов ухудшения основных эпидемических показателей по туберкулезу с последующей их стабилизацией с тем, чтобы к 2000 году уровень заболеваемости был не выше, чем в большинстве экономических развитых стран. Повышение эффективности профилактических мероприятий по туберкулезу. Совершенствование своевременного выявления больных туберкулезом и ускоренной диагностики туберкулеза. Совершенствование системы противотуберкулезной помощи населению различных возрастных групп. Обеспечение современного и эффективного лечения и реабилитации больных туберкулезом различных локализаций. Укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений области. Бесперебойное и в полном объеме медикаментозное обеспечение противотуберкулезных учреждений области.
Программа реализуется в два этапа. Первый этап (1998 г.) предусматривает подготовку и реализацию законодательно-нормативных актов и неотложных мероприятий по профилактике и раннему выявлению туберкулеза среди разных категорий населения области, проведения экстренных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди угрожаемых групп населения. Второй этап (1999-2000 г.г.) предусматривает реализацию основных мероприятий по совершенствованию инфраструктуры противотуберкулезной службы области, по предупреждению распространения туберкулеза среди населения, по сокращению источников туберкулезной инфекции.
III. Мероприятия системы здравоохранения
Мероприятия системы здравоохранения предусматривают развитие инфраструктуры противотуберкулезной службы, совершенствование профилактических противотуберкулезных мероприятий, развитие и внедрение ускоренной диагностики туберкулеза, лечение и реабилитацию больных туберкулезом разных локализаций, развитие научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям фтизиопульмонологии.
1. Развитие инфраструктуры противотуберкулезной службы
Для реализации данного направления необходимо разработать и внедрить в действие современные законодательно-нормативные акты по туберкулезу. Закончить строительство детского туберкулезного санатория для лечения больных туберкулезом детей. Открыть загородный стационар для лечения больных хроническим туберкулезом. Провести капитальный ремонт санатория "Сасово", частичную реконструкцию баклаборатории областного противотуберкулезного диспансера, ремонт помещений противотуберкулезного диспансера. Произвести замену физически и морально устаревшей диагностической и лечебной аппаратуры. Необходимо обеспечить сохранение кадрового потенциала, обеспечить подготовку и усовершенствование специалистов разных профилей для противотуберкулезной службы.
2. Профилактические мероприятия по туберкулезу
Профилактические мероприятия по туберкулезу включают проведение обязательных санитарно-профилактических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции, химиопрофилактику среди контактных с больными туберкулезом, специфическую профилактику для детей. Для реализации этих мероприятий необходимо обеспечить противотуберкулезные учреждения необходимым количеством противотуберкулезных препаратов, дезинфицирующих средств (хлорамин, хлорная известь) и детские медицинские учреждения противотуберкулезной вакциной. Особое внимание должно быть обращено на санитарно-просветительскую работу среди населения, медицинских работников и больных туберкулезом.
3. Ускоренная диагностика и раннее выявление больных
туберкулезом
Реализация данного направления может быть достигнута усилиями работников всех лечебно-профилактических учреждений области. Для этого необходимо совершенствовать качество бактериологической диагностики туберкулеза, внедрять ускоренные методы диагностики (ИФА, ПЦР). Необходимо совершенствовать методики профилактических флюорографических обследований населения, обращая особое внимание на лиц, относящихся к "группам риска" по туберкулезу, не проходивших обследование на туберкулез 2 и более года, декретированные контингенты. Обеспечить активное выявление туберкулеза у детей и подростков путем постановки туберкулиновой пробы Манту с 2ТЕ. Реализация этих мероприятий может быть достигнута при условии обеспечения лечебно-профилактических учреждений области флюорографической пленкой и туберкулином в полном объеме.
4. Лечение и реабилитация больных туберкулезом
Для повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий необходимо сохранение базы профильных санаториев, открытие загородного стационара для взрослых, стационара для детей, больных туберкулезом, развитие современных экономически выгодных форм организации лечения (дневные стационары), обеспечение в полном объеме противотуберкулезными препаратами, практическое использование новых лечебных стандартов. Кроме того, необходима своевременная замена физически и морально устаревшего табельного оснащения противотуберкулезных учреждений области.
5. Развитие научно-исследовательских работ по
приоритетным направлениям фтизиопульмонологии
Совместно с научно-исследовательским институтом туберкулеза и кафедрой фтизиопульмонологии Рязанского медицинского университета осуществлять в полном объеме Научно-исследовательскую работу в рамках ведомственной программы научных исследований "Разработка и внедрение ускоренных методов диагностики и раннего выявления туберкулеза, новых технологий профилактики и излечения больных туберкулезом различных локализаций, достоверных способов контроля за эпидемиологией туберкулеза на 1998-2000 г.г.".
IV. Противотуберкулезные мероприятия среди спецконтингентов
СИЗО и УИН УВД Рязанской области
Создание изолированных зон в УИН УВД Рязанской области для содержания в них осужденных, больных туберкулезом, увеличение числа коек в туберкулезном отделении областной Рязанской больницы СИД и СР, обеспечение в достаточном количестве вакциной БЦЖ, туберкулином, лекарственными препаратами и флюорографической пленкой для проведения в полном объеме обязательных лечебнопрофилактических мероприятий в СИЗО и УИН УВД Рязанской области.
V. Противотуберкулезные мероприятия, направленные на
профилактику и ликвидацию туберкулеза животных
Проведение оздоровительных профилактических мероприятий среди сельскохозяйственных животных. Профилактические мероприятия среди работников ферм и владельцев скота. Замена поголовья в неблагополучных по туберкулезу хозяйствах. Обеспечение ветеринарной службы спецавтомашинами, безигольными инъекторами для туберкулинодиагностики скота, дезинфекционными средствами.
VI. Мероприятия по взаимодействию с центрами
государственного санитарно-эпидемиологического
надзора
Проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции, разработка комплексных программ по борьбе с туберкулезом в городах и районах области, проведение комплекса мероприятий по раннему выявлению туберкулеза. Обеспечение туберкулином, флюорографической пленкой, дезинфицирующими средствами в полном объеме.
VII. Противотуберкулезные мероприятия в учреждениях
системы образования области
Обеспечение воспитательных и учебных заведений (ясли, детсады, школы, техникумы, ВУЗы) необходимым оборудованием, шприцами, туберкулином, вакциной БЦЖ (БЦЖ-М); для проведения обязательных противотуберкулезных мероприятий в полном объеме.
VIII. Противотуберкулезные мероприятия в учреждениях
системы социальной защиты населения
Проведение обязательных лечебно-профилактических мероприятий, обеспечение в достаточном количестве флюорографической пленкой, туберкулином, вакциной БЦЖ, подготовка медицинских кадров по вопросам раннего выявления туберкулеза.
IX. Противотуберкулезные мероприятия в системе
миграционной службы
Проведение профилактических осмотров на туберкулез лиц, прибывающих в Рязанскую область через миграционную службу.
X. Мероприятия по взаимодействию с областным
центром медицинской профилактики
Проведение санитарно-просветительной работы среди медицинских работников, населения по вопросам профилактики туберкулеза, используя семинары, конференции, печать, радио, телевидение.
XI. Система программных мероприятий
Программой предусматривается система мероприятий, направленных на сохранение и поддержку инфраструктуры противотуберкулезной службы области, на сдерживание распространения туберкулезной инфекции в области, оздоровление населения и отдельных групп повышенного риска заболевания туберкулезом.
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ ЯВЛЯЮТСЯ:
* создание новых нормативно-законодательных актов;
* совершенствование учетно-отчетной статистической информации;
* компьютеризация туберкулезной службы;
* санитарно-просветительная работа среди населения, больных и медперсонала;
* обязательные профилактические мероприятия в очагах туберкулеза, среди детско-подростковых коллективов, групп повышенного риска заболевания туберкулезом;
* ускоренная диагностика туберкулеза и раннее выявление больных;
* внедрение новых форм организации лечения и новых схем;
* сохранение и укрепление материально-технической базы диспансера, стационаров и профильных санаториев;
* обязательные и дополнительные мероприятия среди спецконтингентов СИЗО и УИН УВД области;
* оздоровительно-профилактические мероприятия среди сельскохозяйственных животных;
* обязательные мероприятия в учебно-воспитательных учреждениях;
* подготовка кадров и повышение квалификации по туберкулезу.
XII. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств федерального и областного бюджетов. Объем финансирования мероприятий, направленных на организацию противотуберкулезной службы, развитие лечебной базы, кадровое обеспечение, осуществление профилактических мероприятий, диагностики и лечения, развитие санаторно-реабилитационной помощи больным туберкулезом, научное обеспечение, проведение противотуберкулезных мероприятий среди спецконтингентов в системе СИД и СР УВД, учреждениях социальной защиты населения, миграционной службы по профилактике и ликвидации туберкулеза животных, в ценах 1998 г. составляет 73.134 млн. рублей, в том числе 44.0 млн. руб. из федерального, 29.134 млн. рублей из областного. Объем ассигнований на 1998 г. составит 34.006 млн. рублей. Финансовые средства на реализацию Программы ежегодно уточняются в установленном порядке.
XIII. Механизм реализации программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться Управлениями здравоохранения администрации области, Управлением внутренних дел Рязанской области, Управлением ветеринарии администрации области, Управлением социальной защиты населения администрации области, Управлением по делам образования, науки и молодежной политике администрации области, миграционной службой Рязанской области, областным Центром санитарно-эпидемиологического надзора, и областным Центром медицинской профилактики.
XIV. Организация управления и контроль
за ходом реализации программы
Управление реализацией Программы осуществляет межведомственная комиссия по туберкулезу при администрации Рязанской области.
Управление здравоохранения администрации области, Управление ветеринарии администрации области, Управление внутренних дел Рязанской области, Управление социальной защиты населения администрации области ежегодно в установленном порядке направляют информацию в финансовое управление администрации области о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
XV. Оценка эффективности реализации программы
Экономическая эффективность Программы будет оцениваться по показателям медицинского и социального эффекта. Ожидается снижение заболеваемости туберкулезом в очагах инфекции, охват контролируемой химиопрофилактикой детей и подростков (до 75 - 80 %), выявление при просмотрах не менее 50 - 60 % впервые заболевших, выявление бактериовыделителей - до 70 %, сокращение длительности временной нетрудоспособности по туберкулезу на 15 - 20% от впервые взятых на учет в предыдущем году, сокращение сроков диагностики активного туберкулеза, повышение достоверности статпоказателей о больных туберкулезом, излечение впервые выявленных больных туберкулезом до 80 %, абациллирование больных из контингентов до 30 %, снижение заболеваемости туберкулезом медицинских работников на 10 - 15 %, повышение качества противотуберкулезной помощи спецконтингентам СИЗО и УИН УВД области, оздоровленье поголовья крупного рогатого скота.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, поможет добиться тех показателей, которые рекомендуются Всемирной Организацией Здравоохранения для национальных программ по туберкулезу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.