Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
"Модернизация жилищно-коммунального комплекса
Рязанской области на 2007-2015 годы"
Подпрограмма
"Развитие систем водоснабжения и водоотведения
Рязанской области на 2007-2015 годы"
1. Анализ исходного состояния проблемы и технико-экономическое
обоснование
По состоянию на 1 января 2005 года централизованное водоснабжение имелось во всех городах и рабочих поселках и 36% сельских населенных пунктов области.
Водой из источников централизованного водоснабжения обеспечивается 99,5% городского населения области и 81% - сельского.
Одиночное протяжение уличных водопроводных сетей в целом по области составляет 4,47 тыс. км, в том числе 3,05 тыс. км в городской и 1,42 тыс. км в сельской местности.
Из общего числа водопроводных сетей и сооружений на балансе коммунальных предприятий находятся 1509 км сетей, 4 поверхностных водозабора, 536 артезианских скважин, 29 насосных станций, 52 резервуара чистой воды объемом 95,6 тыс. куб. м, 3620 водоразборных колонок, 1900 пожарных гидрантов, 29,8 тыс. смотровых колодцев и более 420 тыс. задвижек различного диаметра.
Из общей протяженности водопроводы из чугунных труб составляют 51%, стальные - 32%, асбестоцементные - 10% и полиэтиленовые - 7%.
В настоящее время около 2904 км водопроводов требуют частичной или полной реконструкции.
Согласно нормам технической эксплуатации ежегодно должна производиться замена 3-4% сетей. Однако в среднем по области этот показатель почти в 3-4 раза меньше (0,8-1,0%). В результате, по ориентировочным данным, износ сетей водоснабжения в целом по области составляет 65%, а потери воды при транспортировке достигают 40%. Головные водозаборные сооружения в ряде населенных пунктов эксплуатируются без капитального ремонта от 50 до 90 лет. Степень износа некоторых из них (Луковского водозабора, Болдыревской, Соколовской насосных станций) составляет 80-100%.
В процессе передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов и инженерных коммуникаций только за последние 10 лет было принято около 400 км водопроводных сетей, большая часть которых изначально требовала реконструкции или ремонта. По тем же причинам удельный вес коммунальных водопроводов, не отвечающих санитарным требованиям, возрос с 23% в 1996 году до 30% в 2005 году. Вследствие этого снизилась надежность функционирования систем водоснабжения, увеличилось количество аварий и внеплановых отключений, возросли потери в сетях, ухудшилось качество воды.
Кроме того, зачастую существующий диаметр водопроводов занижен и не обеспечивает необходимую пропускную способность с учетом развития населенных пунктов. Низкая оснащенность систем водоснабжения приборами учета не позволяет на сегодняшнем этапе наладить действенные экономические механизмы регулирования подачи и потребления воды.
В результате многие города, районные центры, иные населенные пункты области испытывают постоянный дефицит питьевой воды, особенно усиливающийся в часы максимального водопотребления и в летние месяцы.
Основным источником питьевого водоснабжения на территории области, за исключением г. Рязани, являются подземные источники.
Всего на территории области находятся 1353 водозабора, включающих 3408 эксплуатационных скважин.
Качество вод, добываемых из подземных источников на территории области, значительно выше по сравнению с качеством вод, добываемых из открытых водоемов. Подземные воды, используемые для хозяйственно-питьевого водоснабжения, имеют более высокую степень защищенности от загрязнения по сравнению с поверхностными водами.
Другим источником питьевого водоснабжения служат поверхностные водные объекты. Окская вода служит основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Рязани. На эти цели забирается 188,6 тыс. куб. м в сутки (69%).
В г. Рязани имеются два хозяйственно-питьевых водопровода с забором воды из поверхностных источников водоснабжения. Оба не отвечают санитарным нормам и правилам по причине неудовлетворительной организации зоны санитарной охраны. Это коммунальный водопровод г. Рязани (Борковской и Окский водозаборы) и ведомственный водопровод Ново-Рязанской ТЭЦ.
Учитывая, что подземные воды значительно лучше по своему качеству, назрела острая необходимость по переводу водоснабжения г. Рязани на подземные источники. Это позволит предотвратить появление чрезвычайных ситуаций.
В области централизованное водоснабжение имеется только в 36% сельских населенных пунктов, для снабжения водой в остальных населенных пунктах имеются 4886 источников. Однако 936 (19,2%) из них не соответствуют санитарным нормам и правилам. Причина несоответствия - низкая степень благоустройства прилегающей к источникам территории, ветхость колодцев общественного пользования.
Дефицит воды и ее несоответствие санитарным требованиям в отдельных районах областного центра, в г.г. Касимов, Спас-Клепики, Скопин, Ряжск, Рыбное, Михайлов, р.п. Пителино, с. Захарово, р.п. Сапожок и ряде других порождают большое количество жалоб и не только ухудшают санитарно-бытовые условия проживания населения, но и приводят к возникновению вспышек инфекционных заболеваний (г. Скопин, Кадомский, Кораблинский, Рыбновский, Сапожковский районы).
Приведенные факты свидетельствуют о том, что техническое состояние источников и сетей водоснабжения на территории области требует принятия срочных мер, направленных на увеличение количества подаваемой населению питьевой воды и улучшение ее качества.
В настоящее время помимо городов, расположенных на территории области, системы канализации имеются только в 69% поселков городского типа и 5% сельских населенных пунктов.
До сих пор нет систем канализации в р.п. Милославское, Чучково, Сараи, Пителино, Старожилово, Кадом, Гусь-Железный, с. Захарово.
Большинство существующих ведомственных сооружений и принятых от ведомств в муниципальную собственность находятся в нерабочем состоянии.
На многих из действующих сооружений применяются устаревшие технологии, что не позволяет обеспечить требуемую степень очистки сточных вод.
Напорные коллекторы, как правило, проложены из стальных труб, и степень их износа достигает 75-80%.
Из-за недостаточной пропускной способности канализационных коллекторов, малой мощности очистных сооружений и неэффективной их работы часто происходит сброс неочищенных сточных вод на поверхность земли и в открытые водоемы (г. Рязань, Спасск-Рязанский, Спас-Клепики, Шацк).
Особенно неблагополучное положение сложилось в г. Спасск-Рязанский. Существующие очистные сооружения кожевенного завода практически не работают. Все сточные воды без очистки поступают в реку Оку.
В областном центре проблемы системы канализации являются одними из самых серьезных. Из-за перегрузки канализационных сетей практически приостановлено новое жилищное строительство в Московском округе.
Работа на пределе, сброс агрессивных стоков рядом предприятий города привели к преждевременному выходу из строя более 15 км канализационных коллекторов, что вызвало необходимость их реконструкции. В целом аварийное состояние канализационных сетей и сооружений, их недостаточная пропускная способность привели к тому, что ежедневно на рельеф местности и в открытые водоемы изливается до 20 тыс. куб. м стоков.
В соответствии с мероприятиями по капитальному строительству за последние годы были построены или начато строительство очистных сооружений сточных вод в г. Касимове, р.п. Ермишь, канализационные коллекторы общей протяженностью более 50 км и более 20 канализационных насосных станций (далее - КНС) в г. Шацк, Кораблино, Рыбное, Михайлов, Касимов, р.п. Сапожок, р.п. Лесной и Прибрежный Шиловского района и других населенных пунктах.
Начато строительство очистных сооружений на 2,7 тыс. куб. м/сут. в г. Спас-Клепики. В г. Спасск-Рязанский ведется строительство очистных сооружений мощностью 1,4 тыс. куб. м в сутки. Получила развитие и система канализации в областном центре.
Тем не менее, проблема восстановления и дальнейшего развития систем канализации остается одной из самых значимых как в социальном, так и в экологическом плане.
2. Основная цель реализации подпрограммы
2.1. Целью реализации подпрограммы является повышение эффективности и надежности функционирования систем водообеспечения и водоотведения за счет реализации водоохранных, технических и санитарных мероприятий, увеличение количества подаваемой населению питьевой воды и улучшение ее качества.
2.2. Подпрограммой предусматривается строительство систем канализации в районных центрах, иных населенных пунктах, где на сегодняшний день они не имеются, реконструкция очистных сооружений, принадлежавших ранее предприятиям (организациям), расширение в ряде городов области мощности существующих очистных сооружений канализации, строительство канализационных коллекторов общей протяженностью более 60 км, внедрение новых методов очистки сточных вод.
3. Перечень основных мероприятий по реализации подпрограммы
Основными мероприятиями подпрограммы являются:
1) строительство новых и реконструкция существующих водозаборных сооружений и сооружений по очистке и обеззараживанию воды с использованием современных технологий, реагентов и материалов;
2) бурение разведочно-эксплуатационных и артезианских скважин;
3) строительство станций обезжелезивания воды;
4) реконструкция действующих и строительство новых водонапорных башен, водоводов, улично-водопроводных сетей в населенных пунктах области с использованием новых технологий и современных материалов;
5) реконструкция действующих и строительство новых водозаборов (насосных станций), обустройство зон санитарной охраны источников водоснабжения;
6) переоборудование водозаборных узлов сооружениями по обеззараживанию воды;
7) строительство и ремонт колодцев;
8) установка индивидуальных и групповых приборов учета водопотребления;
9) реконструкция действующих и строительство новых канализационных сетей и очистных сооружений с использованием новых технологий и материалов.
4. Механизм реализации подпрограммы
4.1. В реализации подпрограммы предусматривается участие органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления, предприятий (организаций), подрядных организаций, выигравших конкурс на строительство и реконструкцию объектов в рамках данной программы, иных участников.
4.2. Управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области рассматривает заявки муниципальных образований, формирует проект мероприятий подпрограммы на соответствующий год, перечень объектов, предусмотренных к строительству, реконструкции, модернизации в рамках подпрограммы, определяет потребность в денежных средствах на реализацию мероприятий подпрограммы, согласовывает проект мероприятий подпрограммы с заместителем Председателя Правительства Рязанской области и вносит предложения об объемах финансирования мероприятий подпрограммы при разработке проекта закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
4.3. Органами местного самоуправления производится обследование состояния жилищно-коммунального хозяйства с привлечением органов государственного надзора, специалистов проектных, строительных, ремонтных и иных организаций, составляются и направляются в Правительство Рязанской области заявки для включения объектов (сложных в инженерном исполнении) водоснабжения и водоотведения в перечень мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации, согласовываются вопросы строительства, реконструкции, модернизации и финансового обеспечения с предприятиями (организациями) частных форм собственности, поставляющих коммунальные услуги населению и предприятиям (учреждениям) данного муниципального образования, решаются вопросы привлечения средств местного бюджета, частных инвесторов, иных источников. Кроме этого, органы местного самоуправления осуществляют меры по привлечению предприятий (организаций) различных форм собственности к выполнению работ (услуг), направленных на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства; развитию и формированию муниципальной нормативной правовой базы по реформированию жилищно-коммунального комплекса; предоставлению муниципальных гарантий и иных форм поддержки привлечения заемных финансовых ресурсов на данные цели.
4.4. Предприятия (организации), имеющие в собственности объекты жилищно-коммунального хозяйства и поставляющие коммунальные услуги населению или предприятиям (организациям) государственной или муниципальной собственности, а также предприятия (организации), потребляющие коммунальные услуги, поставляемые предприятиями (организациями) государственной или муниципальной собственности, совместно с государственными и муниципальными органами разрабатывают и согласовывают перечни необходимых мероприятий, проектно-сметную документацию, определяют объемы необходимых средств.
4.5. В основу реализации мероприятий модернизации систем водоснабжения и водоотведения заложен принцип тщательного отбора объектов модернизации после предварительного технического обследования объектов, анализа социальной или экономической целесообразности мероприятия и готовности объекта к проведению работ по строительству или модернизации.
4.6. Реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области с исполнителями мероприятий подпрограммы. Исполнители мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
5.1. Затраты на реализацию мероприятий подпрограммы складываются из затрат, связанных со строительством и модернизацией объектов водоснабжения и канализации, а также на финансирование процедур регистрации части имущества, используемого для оказания коммунальных услуг, проведение энергоаудита.
5.2. Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие систем водоснабжения и водоотведения Рязанской области на 2007-2015 годы" будет осуществляться за счет следующих источников финансирования:
средств федерального бюджета;
средств областного бюджета;
средств местных бюджетов;
инвестиций.
5.3. Объемы финансирования подпрограммы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии соответствующих бюджетов.
Рекомендуемое соотношение финансовых средств областного и местного бюджетов на реализацию мероприятий программы - 70/30% (без учета средств федерального бюджета и инвестиций).
(млн. руб.)
Источники | Годы | |||||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Всего | |
Федераль- ный бюджет |
72,54 |
75,87 |
68,57 |
58,46 |
37,98 |
43,81 |
41,81 |
30,74 |
33,41 |
463,19 |
Областной бюджет |
149,30 |
477,98 |
407,99 |
339,65 |
215,36 |
242,27 |
225,35 |
161,39 |
170,74 |
2390,03 |
Местные бюджеты* |
63,99 |
204,85 |
174,85 |
145,57 |
92,30 |
103,83 |
96,58 |
69,17 |
73,17 |
1024,31 |
Инвести- ции |
0,00 |
0,00 |
34,29 |
40,92 |
34,18 |
48,19 |
54,35 |
46,11 |
56,80 |
314,84 |
Всего | 285,83 | 758,70 | 685,7 | 584,6 | 379,82 | 438,10 | 418,09 | 307,41 | 334,12 | 4192,37 |
*В рамках настоящего раздела применяется расчетный объем финансирования за счет средств местных бюджетов, определяемый исходя из условия: 70% финансирования - за счет средств областного бюджета, 30% финансирования - за счет средств местных бюджетов (без учета средств федерального бюджета и инвестиций). Конкретный объем финансирования мероприятий настоящей подпрограммы за счет средств местных бюджетов определяется договорами (соглашениями), заключаемыми органами местного самоуправления и уполномоченным Правительством Рязанской области исполнительным органом государственной власти Рязанской области.
6. Контроль за реализацией подпрограммы
Контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Правительство Рязанской области, в которое управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области в установленном порядке направляет сведения о ходе ее реализации. Информация об освоении средств федерального бюджета направляется в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета в установленном порядке осуществляют: финансово-казначейское управление Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области.
7. Оценка эффективности осуществления подпрограммы
7.1. Ожидаемые результаты реализации подпрограммы: повышение эффективности и надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения, увеличение количества и повышение качества питьевой воды, подаваемой для хозяйственно-бытовых нужд.
7.2. Подпрограммой предусматривается дальнейшее развитие водоснабжения. Предполагаются строительство и реконструкция водопроводных сетей в г. Касимов общей протяженностью 20 км, г. Спас-Клепики - 19,2 км, г. Михайлов - 15 км, г. Новомичуринск - 29,4 км, р.п. Пронск - 19 км, р.п. Чучково - 16 км, р.п. Тума - 10 км, строительство ряда объектов по улучшению качества воды (обеззараживание, обезжелезивание).
7.3. Для водоподготовки в г. Рязани намечены реконструкция и техническое перевооружение водопроводных станций "Луковский лес" и Болдыревской, Борковского водозабора, строительство станций обезжелезивания "Горбассейн", Парковой, Мервинской N 1 и N 2, строительство и реконструкция водозаборов подземных вод (включая поисково-разведочные работы) Дядьковского, в Недостоево-Канищеве, в п. Борки, центральной части города Рязани. Кроме того, намечаются строительство магистральных водоводов протяженностью 30 км, реконструкция водопроводных сетей (250 км).
7.4. Исходя из характеристики современного состояния зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения, подпрограммой, где это необходимо, намечено восстановление ЗСО первого пояса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.