Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Губернатора
Рязанской области
от 5.07.2007 г. N 314-рг
Концепции государственной политики
в области содействия занятости населения
Рязанской области на 2008-2010 годы
I. Социально-экономические основания разработки
новых подходов к реализации государственной
политики содействия занятости населения
Рязанской области
Объективной причиной выработки новых подходов к реализации государственной политики занятости населения является динамичное развитие Рязанской области за последние годы. Об этом свидетельствует рост большинства макроэкономических показателей и многие другие существенные позитивные изменения. Хорошими темпами развивается промышленное и сельскохозяйственное производство, увеличиваются объемы строительства жилья, успешно реализуются приоритетные национальные проекты, растет жизненный уровень населения.
Улучшение инвестиционного климата в регионе позволило привлечь финансовые средства как для развития уже действующих производств, так и для открытия новых. Приоритет в развитии экономики будет принадлежать высокотехнологичным и наукоемким производствам.
Указанные процессы будут сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий. Неизбежно возникнет необходимость обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест квалифицированными трудовыми ресурсами.
Таким образом, социально-экономический подъем региона требует развития кадрового потенциала и повышения эффективности политики содействия занятости населения.
В этих условиях чрезвычайно важным становится задача оперативного анализа и прогнозирования ситуации на региональном рынке труда для своевременного и эффективного решения проблем занятости населения.
II. Анализ и прогноз ситуации
на региональном рынке труда
В течение 2006 года в Рязанской области зарегистрировано в качестве ищущих работу почти 35 тыс. человек, что на 4,8% больше, чем в 2005 году.
Анализ их численности и состава показал следующее:
- несколько увеличилась численность граждан, уволенных в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штатной численности работников организации (в относительном выражении в 2006 году их доля составила 12,8% против 12,2% в 2005 году);
- продолжается рост численности граждан, имеющих инвалидность (в 2005 году - 1084 человек, в 2006 году - 1540 человек);
- возросло количество граждан, относящихся к категории "ранее не работавших, ищущих работу впервые" с 8857 человек в 2005 году до 12027 человек в 2006 году (соответственно увеличилась доля в общей численности обратившихся граждан с 26,5% до 34,3%).
Общий уровень безработицы в Рязанской области по оценке в декабре 2006 года составлял 4,6%. Статус безработного в течение 2006 года имели более 21,5 тыс. человек, что на 2% меньше, чем в 2005 году.
При посредничестве службы занятости в течение 2006 года было трудоустроено около 26 тыс. человек (в 2005 году - 24,2 тыс. человек). Уровень трудоустройства составил соответственно 73,7% и 72,6%. Активная политика содействия занятости населения замедлила рост регистрируемой безработицы, уровень которой мог бы составить 2,7%, а фактически составил на 1 января 2007 года 1,2%.
С марта 2006 года отмечено некоторое снижение численности зарегистрированных безработных, которая составила на 1 января 2006 года 7491 человек, а на 1 января 2007 года - 7242 человека.
В общей численности граждан, признанных безработными по состоянию на 1 января 2007 года:
- снизилась доля безработных - выпускников профессиональных учебных заведений различного уровня (НПО, СПО, ВПО). На 1 января 2007 года данная категория составила 3,7% (на 1 января 2006 года - 4,7%);
- увеличилась доля безработных граждан из числа высвобожденных с предприятий и организаций - 30,3% на 1 января 2007 года (на 1 января 2006 года - 27,4%);
- возросла доля граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе - 32,1% на 1 января 2007 года (на 1 января 2006 года - 27,4%);
- увеличилась доля граждан предпенсионного возраста - 20,3% на 1 января 2007 года (19,4% - на 1 января 2006 года).
Общее количество вакансий, заявленных работодателями в службу занятости в течение отчетного периода, по оценке в 2006 году в целом по области составило почти 52 тыс. единиц. Характерно, что потребность в работниках, заявленная организациями, увеличилась с начала 2006 года на 24,4% и составила к началу 2007 года 7582 единицы. В результате чего коэффициент напряженности на областном рынке труда снизился и составил 1,1.
Мониторинг профессиональна-квалификационной структуры-потребности работодателей в рабочей силе, анализ свода заявок организаций на подготовку кадров по муниципальным образованиями три последние года, а также обобщенный перечень потребности в кадрах по укрупненному списку рабочих профессий в целом по области показал, что наиболее востребованными профессиями в настоящее время и на перспективу являются:
- среди специалистов с начальным и средним профессиональным образованием - сквозные профессии для таких видов экономической деятельности, как строительство, транспорт и связь, сельскохозяйственное производство, торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание;
- среди специалистов с высшим образованием - профессии технического профиля для таких видов экономической деятельности, как обрабатывающие, химические и металлургические производства, производство машин и оборудования.
Следует также учитывать, что проведение административной реформы уже повлекло за собой необходимость подготовки руководителей органов местного самоуправления, муниципальных и государственных служащих, специалистов по социальной работе. Реформа жилищно-коммунального хозяйства также потребует обновления кадров в данной сфере. Обеспечение новых рабочих мест кадровыми ресурсами - одна из ключевых задач реализации и других приоритетных национальных проектов, в том числе в сельском хозяйстве.
Вместе с тем, по оценке специалистов Федеральной службы по труду и занятости, начиная с 2005 года, наблюдается высвобождение численности из бюджетной сферы в связи с ее реформированием. Эти процессы, наложенные на демографическую ситуацию, ведут к снижению потребности в учителях, врачах, фельдшерах. Это относится и к городам, и к сельской местности.
Кроме этого, в процессе развития рыночных отношений и вступления России в ВТО продолжится рост потребности в высококлассных специалистах рыночной инфраструктуры. В первую очередь, в таких сферах деятельности, как общественные связи и исследования, консалтинг, маркетинг, реклама, продвижение товаров и услуг.
В этой связи усилия Правительства Рязанской области должны быть направлены на разработку и осуществление целевых программ и активных мероприятий по содействию занятости населения в соответствии с приоритетными целями, задачами и направлениями, определяемыми в Концепции государственной политики в области содействия занятости населения Рязанской области на 2008-2010 годы.
III. Основные цели, задачи и направления
государственной политики в области содействия
занятости населения на региональном рынке труда
Основной целью Концепции государственной политики в области содействия занятости населения Рязанской области на 2008-2010 годы является создание необходимых условий для повышения эффективной занятости населения региона.
Исходя из этого, Правительство Рязанской области ставит перед собой решение следующих ключевых задач в сфере содействия занятости населения:
- реализация единой государственной политики в сфере содействия занятости населения на территории Рязанской области;
- осуществление мер по обеспечению государственных гарантий гражданам в сфере занятости населения и защиты от безработицы;
- координация деятельности государственных учреждений Рязанской области центров занятости населения по оказанию гражданам в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг,
- содействие несовершеннолетним лицам, ранее не работавшим, в поиске временной работы;
- содействие занятости женщин - матерей;
- содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение задач содействия занятости населения и обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами может быть реализовано путем повышения эффективности функционирования рынка труда, что предполагает, с одной стороны, повышение гибкости рынка труда, с другой стороны, обеспечение соблюдения социально-трудовых прав и гарантий.
Для этого необходимы модернизация механизмов реализации государственной политики на региональном рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области занятости населения.
Основными направлениями в этой сфере являются:
- формирование и совершенствование нормативной правовой базы в сфере занятости населения Рязанской области;
- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на региональном рынке труда;
- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
- повышение территориальной мобильности рабочей силы;
- развитие кадрового потенциала;
- оптимизация привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- стимулирование экономической активности населения.
IV. Основные мероприятия эффективного решения
проблем занятости на региональном рынке труда
Успешное осуществление государственной политики занятости на региональном рынке труда предусматривает проведение следующих мероприятий:
- информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда и услугах службы занятости;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- предоставление государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организация работы по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан;
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест,
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- оказание содействия самозанятости безработных граждан;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- участие в регулировании привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности.
В целях реализации указанных основных целей, задач и направлений государственной политики содействия занятости населения на региональном рынке труда в 2008-2010 годах будут разработаны областная программа содействия занятости населения Рязанской области на данный период и ежегодно - комплекс мер, предусматривающий практические действия на рынке труда Рязанской области.
V. Система управления реализацией государственной
политики в области содействия занятости населения
на региональном рынке труда
Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году" поставлена задача по формированию, начиная с 2007 года, механизмов, направленных на реализацию мер по снижению безработицы и созданию активных программ занятости.
Для эффективного решения задачи обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами необходим пересмотр системы государственного управления в области содействия занятости населения на региональном рынке труда.
С 2007 года осуществление ряда федеральных полномочий по оказанию государственных услуг по содействию занятости населения делегировано на региональный уровень. Новая модель государственного управления в сфере занятости населения предусматривает более широкое участие Правительства Рязанской области в сфере содействия занятости населения на региональном рынке труда.
Финансирование мероприятий по содействию занятости населения будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджету Рязанской области на осуществление переданных полномочий.
Органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 1 статьи 7.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" могут быть также получены из внебюджетных источников.
Кроме этого, в соответствии с новой редакцией Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в случае уменьшения объема средств, направленных на осуществление социальных выплат безработным гражданам, высвободившиеся средства могут быть направлены на финансирование иных переданных полномочий, в том числе активных программ занятости населения.
Таким образом, передача указанных полномочий на региональный уровень должна способствовать повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения за счет:
- более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан;
- координации областной целевой и ведомственных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, инвестиционными проектами и иными программами и мероприятиями;
- возможности установления дополнительных социальных гарантий и расширения перечня государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан за счет привлечения дополнительных финансовых средств.
С участием исполнительных органов государственной власти Рязанской области также будут решаться следующие задачи федерального значения:
- мониторинг ситуации на рынке труда, разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп;
- регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы, регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;
- разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда, профессиональной ориентации молодежи, осуществление проектов, направленных на популяризацию рабочих профессий.
VI. Ожидаемые результаты реализации
государственной политики содействия занятости
населения на рынке труда Рязанской области
Реализация настоящей Концепции, областной программы содействия занятости населения Рязанской области на 2008-2010 годы и ежегодных мероприятий активной политики занятости населения, которые будут разработаны на ее основе, позволит улучшить ситуацию на региональном рынке труда, стабилизировать уровень общей и регистрируемой безработицы, повысить занятость слабозащищенных категорий граждан, в том числе женщин, имеющих малолетних детей, детей - инвалидов, находящихся в отпуске по уходу за ребенком.
Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей для реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии.
С другой стороны, развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности рабочей силы станет важнейшим фактором обеспечения работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Указанные меры позволят минимизировать период безработицы молодежи. Выпускники учреждений профессионального образования, впервые ищущие работу, должны стать конкурентоспособными на рынке труда.
Кроме того, на предотвращение дефицита квалифицированных кадров направлены меры по оптимизации привлечения и использования иностранной рабочей силы, привлечению на постоянное место жительства в Рязанскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Мероприятия Концепции направлены на расширение и развитие механизмов сотрудничества социальных партнеров в целях решения приоритетных направлений в сфере занятости населения.
Задачи снижения общего уровня безработицы и уменьшения разрыва между регистрируемой и общей безработицей в условиях предстоящих существенных изменений на областном рынке труда, связанных со структурными, инвестиционными и инновационными преобразованиями в экономике и демографической ситуацией в регионе, могут быть решены при условии координации совместных усилий Правительства Рязанской области, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению и консолидации финансовых средств бюджетов разных уровней и бизнеса, выделяемых на реализацию активных мероприятий по содействию и развитию занятости населения.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Губернатора Рязанской области от 5 июля 2007 г. N 314-рг "О Концепции государственной политики в области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.