Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Рязанской области от 2 декабря 2009 г. N 148-ОЗ в раздел I настоящего приложения внесены изменения
Раздел I. Содержание проблемы в области сиротства детей
и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
1. Сегодня наше общество пришло к пониманию того, что главная ценность в жизни человека и государства - это семья. Здоровая, полная, обеспеченная семья - опора общества и государства и естественная среда воспитания детей.
Вопросы укрепления и развития социального института семьи, возрождения семейных ценностей и семейного образа жизни, создания и обеспечения условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций находятся в зоне пристального внимания Правительства Рязанской области.
Семья определена в качестве одного из главных объектов социальной политики региона, а приоритетом является улучшение положения детей.
В целях создания условий для воспитания в полной семье каждому ребенку требуется проведение мероприятий по повышению престижа семей с детьми, в том числе многодетных семей, пропаганда ответственного родительства, здорового образа жизни среди молодежи.
2. Особенное внимание со стороны Правительства области уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Несмотря на наметившуюся тенденцию уменьшения их числа, проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых.
В области функционируют 28 учреждений государственной поддержки детства областной собственности, подведомственные министерствам здравоохранения, социальной защиты населения, образования, в которых воспитываются, обучаются, проходят курс лечения и коррекции 3085 детей с особыми нуждами.
N |
Тип учреждений |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||||
Кол-во учреждений |
Кол-во в них детей |
Кол-во учреждений |
Кол-во в них детей |
Кол-во учреждений |
Кол-во в них детей |
Кол-во учреждений |
Кол-во в них детей |
||
1 |
Дом ребенка |
1 |
150 |
1 |
107 |
1 |
108 |
1 |
137 |
2 |
Специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты |
12 |
1345 |
12 |
1320 |
11 |
1302 |
11 |
1185 |
3 |
Общеобразовательные школы-интернаты для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации |
6 |
950 |
6 |
920 |
6 |
898 |
6 |
766 |
4 |
Специальные (коррекционные) детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2 |
180 |
2 |
177 |
2 |
149 |
2 |
148 |
5 |
Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
55 |
1 |
52 |
1 |
42 |
1 |
45 |
6 |
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
4 |
602 |
4 |
590 |
4 |
541 |
4 |
521 |
7 |
Специальные (коррекционные) школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
2 |
192 |
2 |
180 |
2 |
160 |
2 |
159 |
8 |
Санаторная школа-интернат |
1 |
140 |
1 |
140 |
1 |
135 |
1 |
124 |
|
Итого |
29 |
3614 |
29 |
3486 |
28 |
3333 |
28 |
3085 |
В 2007 году уменьшилось число школ-интернатов специально-коррекционного типа (на 1 учреждение). Общая численность детей, находящихся в специализированных учреждениях, за последние 3 года уменьшилась на 10,6% (2006 г. - 3181 чел., 2007 г. - 2887).
С целью улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области проводится активная работа по внедрению различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека (попечительство), приемная семья).
3. В связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" значительно расширился круг вопросов и объем полномочий органов опеки и попечительства муниципальных образований Рязанской области.
Приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей определена организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь - с семьями, находящими в социально опасном положении), которая предусматривает создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранение ребенка в его родной семье. Для этого необходимо повысить эффективность работы с детьми, еще не лишившихся родительского попечения, но находящихся в обстановке, которая создает угрозу их жизни или здоровью, либо препятствует их нормальному воспитанию.
4. Главной причиной детской безнадзорности и беспризорности в регионе остается семейное неблагополучие, увеличение числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей.
Количество семей, находящихся в социально опасном положении, за последние годы остается достаточно высоким, о чем свидетельствуют статистические данные:
N N п/п |
Отчетный период |
Количество семей, находящихся в социально опасном положении |
Количество детей, проживающих в семье, находящейся в социально опасном положении |
1 |
01.01. 2007 г. |
1525 |
2992 |
2 |
01.01.2008 г. |
1531 |
3014 |
3 |
01.01.2009 г. |
1095 |
1893 |
Показатели беспризорности и безнадзорности в Рязанской области за последние 3 года складывались следующим образом:
N N пп |
Отчетная дата |
Количество беспризорных детей |
Количество безнадзорных детей |
1 |
01.01.2007 |
4 |
663 |
2 |
01.01.2008 |
7 |
1240 |
3 |
01.01.2009 |
3 |
1205 |
Резкое увеличение числа безнадзорных детей с 2007 года до 2008 года связано с широкомасштабной работой, проводимой органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению детей данной категории и устранению причин, способствующих безнадзорности.
Важным звеном в работе по профилактике и реабилитации беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних являются социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних, которые предоставляют услуги детям, изымаемым из семьи, ставшей для них социально опасной средой, угрожающей их психическому и физическому здоровью.
Сложившаяся ситуация требует повышения качества реабилитационной работы с беспризорными, безнадзорными детьми, семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а именно, необходимо:
- создание мобильных бригад по патронажу социально неблагополучных семей, семей группы риска;
- создание службы участковых социальных координаторов;
- открытие отделений профилактики социального сиротства детей из семей, в которых родители недобросовестно исполняют родительские обязанности.
В целях создания условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций, обеспечения условий для воспитания, создания комплексной межведомственной системы профилактики вторичного сиротства, реабилитации детей группы риска разработаны дополнительные мероприятия, которые нашли свое отражение в Подпрограмме областной целевой программы "О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2008-2010 годы".
Данная Подпрограмма охватывает нормативные правовые акты Рязанской области, которые направлены на реализацию ряда мероприятий указанной Подпрограммы, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета в порядке текущего финансирования:
NN пп |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
||
2009 |
2010 |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Укрепление кадрового состава органов опеки и попечительства в муниципальных образованиях области в целях обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных, недееспособных и несовершеннолетних граждан |
Минобразование РО |
11829,9 |
11829,9 |
23659,8 |
2 |
Организация отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в социальной защите и государственной поддержке |
Минобразование РО |
42917,0 |
42918,0 |
85835,0 |
3 |
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения |
Минобразование РО |
53750,0 |
53750,0 |
107500,0 |
4 |
Оказание адресной материальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, или в связи с чрезвычайными обстоятельствами |
Минсоцзащиты РО |
25000,0 |
25000,0 |
50000,0 |
5 |
Обеспечение детей-инвалидов средствами, необходимыми для социальной адаптации |
Минсоцзащиты РО |
500,0 |
500,0 |
1000,0 |
6 |
Оказание социально-реабилитационных услуг в государственных учреждениях - социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних |
Минсоцзащиты РО |
34903,2 |
40670,0 |
75573,2 |
7 |
Проведение силами волонтеров семейных праздников для детей - инвалидов на базе ресурсных центров |
КДМ РО |
200,0 |
100,0 |
300,0 |
8 |
Организация и проведение обучающих семинаров для волонтерских отрядов по проблемам здорового образа жизни и профилактики асоциального поведения молодежи |
КДМ РО |
150,0 |
50,0 |
200,0 |
9 |
Проведение молодежных акций, направленных на развитие добровольчества и поддержку молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
КДМ РО |
150,0 |
100,0 |
250,0 |
10 |
Проведение областных конкурсов проектов и программ для молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации |
КДМ РО |
450,0 |
50,0 |
500,0 |
11 |
Совершенствование деятельности ГУ КЦСОН "Семья", открытие в нем отделений: для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; сопровождения семей с детьми - инвалидами; реабилитации детей-инвалидов; социальной гостиницы; срочной социальной помощи |
ГУ КЦСОН "Семья" |
10543,2 |
12600,0 |
23143,2 |
12 |
Совершенствование деятельности Службы сопровождения семьи в государственных учреждениях - комплексных центрах социального обслуживания и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, работающих на территориях всех муниципальных районов (городских округов) области |
Минсоцзащиты РО |
4200,0 |
4200,0 |
8400,0 |
Итого |
|
184593,3 |
191767,9 |
376361,2 |
5. В свою очередь, Концепция развития системы социальной защиты и социального обслуживания населения в Рязанской области на период до 2013 года, одобренная Правительством Рязанской области, определила цели и задачи воздействия на сложившуюся ситуацию.
Особое внимание уделяется развитию новых форм работы с семьей, в полной мере отвечающим требованиям времени.
В целях повышения доступности и качества услуг по социальному обслуживанию семей с детьми первоочередными задачами определены:
изменение принципа деятельности социальных служб: переход от заявительного принципа взрослой части населения к принципу активного выявления семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке;
развитие сети учреждений социального обслуживания, равномерное распределение их по территориям муниципальных районов (городских округов) области. Четкое определение функциональной роли учреждений (служб), работающих с семьей;
внедрение эффективных социальных технологий по предоставлению социальных услуг (служба сопровождения семьи, служба "Горячая линия", служба "Социальное такси", служба "Социальная столовая" и др.);
обеспечение в полном объеме информирования населения о возможностях получения мер социальной поддержки, услуг учреждений и служб социального обслуживания и др.
С 1 января 2008 г. в связи с передачей государственных полномочий в сфере социального обслуживания населения на уровень субъекта Российской Федерации - Рязанскую область социальные услуги по социальному обслуживанию предоставляются государственными областными учреждениями.
Сеть учреждений социального обслуживания активно развивается: на территории Рязанской области в настоящее время действует 26 комплексных центров социального обслуживания населения, 7 социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних (для сравнения до 2008 г. - 7 и 6 соответственно).
Эффективная система помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает активизацию ресурсов семьи, поддержку собственных усилий ее членов по выходу из кризиса.
Поэтому вектор развития социальной работы с семьей с января 2008 г. направлен на профилактику семейных дисфункций, налаживание семейных коммуникаций в предкризисном состоянии.
В этом направлении работает Служба сопровождения семьи (далее - Служба), созданная в январе 2008 г. в государственных учреждениях социального обслуживания на территориях всех 29 муниципальных районов и городских округов области.
Первоочередными задачами Службы являются:
1) профилактика семейного неблагополучия путем:
раннего выявления семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социально - психолого-педагогического оздоровления семей на раннем этапе выявления;
предупреждения перехода семьи в категорию неблагополучных;
предупреждения беспризорности и безнадзорности детей и необходимости изъятия их из семьи;
2) восстановление утраченных семейных связей и (или) их укрепление;
3) предоставление семьям, имеющим детей, адресных социальных услуг по месту жительства.
Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутрисемейных отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.
Особую значимость в условиях дефицита семейных психологических служб приобрела созданная на базе комплексных центров социального обслуживания населения и социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних служба "Горячая линия". Всего на территории Рязанской области функционирует 30 телефонных линий службы.
Деятельность службы "Горячая линия" направлена на реализацию права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, оказание помощи в разрешении кризисных ситуаций в семье в случаях семейных конфликтов и насилия в семье, снижение психологического дискомфорта, формирование психологической культуры и укрепление психического здоровья, атмосферы психологической защищенности населения, в т.ч. несовершеннолетних.
В условиях экономического кризиса для развития и оптимизации социальной работы с семьями с 2009 года функционирует специализированное учреждение - государственное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья" (далее - Центр "Семья"), на который возлагается функция базового кризисного центра по социальной работе с семьей.
В его структуру входят отделения, которые позволяют оказать экстренную социальную помощь семьям с детьми:
консультативное (на его базе работает "Телефон доверия");
срочной социальной помощи;
для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
отделение временного проживания (социальная гостиница);
отделение социальной реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями;
отделение психологического сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями;
отделение срочного социального обслуживания.
В целях привлечения денежных средств в Рязанский областной фонд социальной поддержки населения, в преддверии Международного дня защиты детей (1 июня) на территории Рязанской области объявляется уже ставший традиционным марафон "С любовью к детям!". Ежегодно эта социальная акция, длящаяся до Дня матери (последнее воскресенье ноября), проходит при поддержке Правительства Рязанской области, органов исполнительной власти, общественных организаций и бизнес - структур. В рамках марафона в 2008 году оказана материальная поддержка семьям с детьми на общую сумму около 6 млн. рублей (в 2007 г. - 1,8 млн. рублей).
На территории области в условиях экономического кризиса также организованы:
консультативная помощь гражданам, потерявшим работу, по предоставлению мер социальной поддержки и получению государственных услуг (во взаимодействии органов занятости и социальной защиты населения) как мобильными группами на предприятиях, подлежащих ликвидации, так и непосредственно при обращении граждан в учреждения социального обслуживания населения, территориальные отделы социальной защиты населения и центры занятости;
экстренная психологическая помощь гражданам, потерявшим работу, (во взаимодействии органов здравоохранения и социальной защиты населения), предоставляемая по "Телефону доверия" и службами "Горячая линия" и при обращении граждан в учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения;
сопровождение семей с детьми, в которых один или оба родителя потеряли работу (по состоянию на 27 февраля 2009 г. на обслуживании находятся 601 семья с детьми, в которых один или оба родителя потеряли работу, в данных семьях воспитывается 1112 детей).
Актуализируется следующие задачи:
оказание содействия в трудоустройстве и трудоустройство граждан из семей с детьми, в которых один или оба родителя потеряли работу;
проведение оптимизации сети и инфраструктуры учреждений социального обслуживания в целях концентрации материальных и кадровых ресурсов социальных служб на проведение мероприятий по предупреждению социальной напряженности в области.
6. Проживающие на территории области лица с ограниченными возможностями и, прежде всего, дети-инвалиды нуждаются в предоставлении им дополнительных мер социальной поддержки для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности, и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Учреждения, оказывающие реабилитационные услуги инвалидам области, нуждаются в оснащении специальным оборудованием, отвечающим современным требованиям.
Учитывая, что решение проблемы реабилитации детей-инвалидов имеет серьезное социальное и экономическое значение для области, необходимо осуществлять следующие меры, позволяющие обеспечить данной категории детей доступные и качественные социальные услуги:
реализация мероприятий индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
обеспечение инвалидов средствами, необходимыми для социальной адаптации, с учетом специфики их жизненных потребностей;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг, предоставляемых детям - инвалидам;
сопровождение семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.
Осуществление подпрограммных мероприятий позволит создать детям-инвалидам условия для интеграции в социум и полноправного участия жизни общества.
7. В Рязанской области успешно реализуются областные целевые программы, направленные на развитие и укрепление здравоохранения, способствующие реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".
Современный комплекс медико-социальных проблем материнства включает в себя смещение нижней возрастной границы материнства в социально - физиологически незрелый ранний репродуктивный период (менее 18 лет), верхняя граница - более поздний репродуктивный период (старше 35 лет), среди беременных растет доля лиц социально незащищенных, с осложненным течением беременности, с нежелательной, не планируемой беременностью, с наступлением беременностей на фоне высокой частоты отказа мужчины от отцовства, лиц, отнесенных к категории больных, лиц, проживающих в неблагоприятной экологической, социальной, медицинской и семейной среде, с высокой внутрисемейной конфликтностью по деторождению.
Ежегодно в родильных домах г. Рязани и области матери отказываются от новорожденных детей в 60-80 случаях, так в 2008 году в родильных домах г. Рязани было оставлено 43 ребенка.
Для уменьшения частоты отказов от новорожденных детей в родильных домах необходимо создание службы по профилактике таких отказов. Это возможно путем создания на базе Рязанского Дома ребенка бригады "Скорой социальной помощи", состоящей из неонатолога, педиатра, психолога, юриста, социального работника, медицинской сестры. В случае поступления сигнала из родильного дома о намерениях женщины отказаться от новорожденного ребенка, бригада выезжает в лечебное учреждение для проведения профилактической работы, выяснения обстоятельств, приведших к данному решению. Для мобильности реагирования на вызов, поступивший как из городских родильных домов, так из родильных отделений центральных районных больниц, бригада должна быть снабжена автотранспортом, мобильными телефонами, оргтехникой для создания базы данных женщин, относящихся к группе риска по отказу от новорожденных детей.
Учитывая то, что основными причинами отказов является отсутствие источников дохода, поддержки близких людей, важным моментом, который может отразиться на решение женщины, является ее материальная поддержка в виде необходимого комплекта вещей для новорожденного.
Организация "Школы молодых родителей" поможет проводить разъяснительную, профилактическую работу по необходимости создания ребенку полноценной семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.