Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной целевой программы
"О дополнительных мерах по реализации
концепции демографического развития
Рязанской области на 2008-2010 годы"
Областная целевая программа
"О дополнительных мерах по реализации концепции
демографического развития Рязанской области
на 2008-2010 годы"
9 октября 2008 г., 30 июля, 2 декабря 2009 г., 12 марта, 13 октября 2010 г.
Законом Рязанской области от 13 октября 2010 г. N 116-ОЗ в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Наименование Программы и Подпрограммы |
Областная целевая программа "О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2008 - 2010 годы (далее - Программа, Подпрограмма)" |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" "Концепция демографического развития Рязанской области на период до 2015 года", одобренная распоряжением Губернатора Рязанской области от 26.07.2006 N 265-рг |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Рязанской области |
Основной разработчик Программы |
отдел по демографической политике аппарата Губернатора и Правительства Рязанской области |
Основная цель |
стабилизация темпов убыли населения и создание предпосылок для прекращения убыли населения в Рязанской области; создание условий для реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в полноценной семье |
Основные задачи Программы |
создание условий для реализации концепции демографического развития Рязанской области: стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства; улучшение здоровья населения и снижение смертности; координация миграционных процессов; внедрение эффективных социальных технологий, способствующих решению проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Сроки реализации Программы |
2008-2010 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Правительство Рязанской области; министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Рязанской области (далее Минэкономразвития РО); министерство образования Рязанской области (далее Минобразование РО); министерство финансов Рязанской области (далее Минфин РО); министерство здравоохранения Рязанской области (далее Минздрав РО); министерство социальной защиты населения Рязанской области (далее Минсоцзащиты РО); главное управление записи актов гражданского состояния Рязанской области (далее главное управление ЗАГС); главное управление государственной службы занятости населения Рязанской области (далее ГУГСЗН РО); главное управление по труду и социальным вопросам Рязанской области (далее ГУТ и СРО); комитет по делам молодежи Рязанской области (далее КДМ РО); комитет по делам печати и информации Рязанской области (далее Рязоблинформкомитет); комитет по культуре и туризму Рязанской области (далее Рязоблкомитет по культуре и туризму); общественная палата при Губернаторе Рязанской области; органы местного самоуправления Рязанской области (далее муниципальные образования) (по согласованию); государственное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения "Семья" (далее - ГУ КЦ СОН "Семья"). |
Источники и объемы финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы и Подпрограммы на 2008 - 2010 годы составит 491018,11243 тыс. руб.; в том числе: 2008 год - 10177,3 тыс. руб. 2009 год - 234265,3 тыс. руб. 2010 год - 246575,5124 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, - 3556,99903 тыс. руб.; для реализации Программы на 2008 - 2010 годы необходимо финансирование из областного бюджета в размере 25804,45743 тыс. руб., в том числе: 2008 год - 10177,3 тыс. руб. 2009 год - 7653,8 тыс. руб. 2010 год- 7973,35743 тыс. руб., в том числе на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году, - 3556,99903 тыс. руб.; для реализации Подпрограммы на 2009 - 2010 годы необходимо финансирование в размере 465213,655 тыс. руб. |
Основные мероприятия Программы |
система анализа и прогнозирования демографических процессов в Рязанской области; улучшение здоровья населения и снижение смертности; стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства; развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; координация миграционных процессов; организационные меры по созданию условий для реализации Программы; профилактика социального сиротства, улучшение положения детей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
реализация Программы в 2008-2010 годах позволит: достичь стабилизации темпов убыли населения; увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения; заложить основы для формирования позитивного общественного мнения о ценностях семьи, здоровой, долгой и деятельной жизни как необходимого условия преодоления демографического кризиса; повысить суммарный коэффициент рождаемости; увеличить число родившихся детей; сократить число абортов; снизить миграционный опок населения; создать информационно-статистическую базу для анализа демографической ситуации в Рязанской области; объединить действие органов государственной власти, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий и организаций по вопросам демографической политики; сократить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повысить доступность и качество социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми |
Контроль за выполнением Программы |
контроль за выполнением настоящей Программы осуществляет Правительство Рязанской области. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляют Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области, ФКУ |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Численность постоянного населения Рязанской области на 1 января 2007 года составила 1172,3 тыс. человек, сократившись за минувший год на 9,7 тыс. человек (на 0,8%). По численности населения Рязанская область занимает одиннадцатое место в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО).
В Рязанской области с 1991 года наблюдается численное сокращение жителей (депопуляция). Определяющим фактором процесса депопуляции остается превышение числа умерших над числом родившихся в 2,2 раза. Ежегодно область теряет за счет превышения числа умерших над числом родившихся в среднем 13 тыс. человек. Показатель смертности населения в 2006 году составил 19,2 человек на 1000 населения (показатель по РФ - 16,0, средний показатель по ЦФО - 17,4).
Сокращение населения происходит в основном за счет лиц, проживающих в сельской местности. Трудовые ресурсы области постарели: в составе населения трудоспособного возраста вырос удельный вес лиц в возрасте старше 35 лет (с 52% в 1991 году до 55,3% в 2006 году). Старение населения является важным фактором, определяющим увеличение смертности. В 2005 году удельный вес жителей в возрасте 65 лет и старше в области составил 18,4%. В будущие два десятилетия процесс демографического старения получит дальнейшее развитие. К 2025 году доля населения в возрасте 65 лет и старше может составить 21%. Согласно расчетам, население Рязанской области будет самое старое по сравнению с населением регионов ЦФО. В целом по стране этот показатель предположительно составит 16,7%, в среднем по ЦФО - 19,3%.
Современная ситуация с рождаемостью в области сложилась под влиянием динамики ее развития в прошлом. С 2001 года тенденцию приобрел невысокий, но устойчивый рост рождаемости. Однако необходимо отметить, что Рязанская область входит в число четырех субъектов ЦФО с наиболее низким уровнем рождаемости. В 2006 году этот показатель в области составил 8,5 человек на 1000 населения. Ниже только в Тульской (8,0), Тамбовской (8,2) и Воронежской (8,3) областях. Показатель рождаемости в области заметно ниже среднего показателя по Российской Федерации (10,4) и по ЦФО (9,0).
Определенное влияние на ситуацию с рождаемостью оказывает состоит ли население в брачных отношениях. Особенностью современного брака является его нестабильность. Доля разведенных женщин в брачной структуре населения повысилась с 6,9% в 1989 г. до 9,9% в 2002 г., для которых вступление в повторный брак весьма затруднено из-за диспропорции населения по половому и возрастному составу. На каждые пять браков в области приходится примерно три развода. Ежегодно в результате разводов 3,7 тысяч несовершеннолетних детей, остаются без одного из родителей (данные текущей статистики за 2006 год).
Репродуктивные планы семей в настоящее время ориентированы на рождение одного, реже двух детей. Данные тенденции обуславливают необходимость реализации неотложных мер, направленных на укрепление и развитие института семьи, возрождение семейных ценностей и семейного образа жизни, реализацию права ребенка на воспитание в семье.
В настоящее время на территории Рязанской области реализуется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации. Но анализ демографической ситуации в области, проведенный на основании данных, представленных территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Рязанской области, и прогнозируемые им показатели демографического развития свидетельствуют о недостаточности мер, реализуемых в сфере демографической политики, обозначают проблемы, требующие незамедлительного решения. Для успешной реализации концепции демографического развития и стабилизации темпов убыли населения Рязанской области необходима разработка и реализация дополнительных мер демографической политики.
Программа "О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2008-2010 годы" представляет собой комплекс мер правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых осуществляются цель и задачи демографической политики региона.
Одной из наиболее важных проблем, требующих неотложного решения, является социальное сиротство.
В настоящее время на территории области, несмотря на некоторое уменьшение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007 г. - 4419 чел., 2008 г. - 4338 чел.), их количество по-прежнему остается достаточно высоким (I квартал 2009 г.- 4270 чел.).
Для комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Программу включена Подпрограмма (приложение 3), включающая мероприятия по профилактике социального сиротства, улучшению положения детей, формированию ответственного родительства.
2. Цели и задачи Программы
Основные цели Программы заключаются в достижении стабилизации темпов убыли населения, создании предпосылок для прекращения убыли населения в Рязанской области и в реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в полноценной семье.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
создание условий для реализации концепции демографического развития Рязанской области;
стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства;
улучшение здоровья населения и снижение смертности;
координация миграционных процессов;
внедрение эффективных социальных технологий, способствующих решению проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Законом Рязанской области от 13 октября 2010 г. N 116-ОЗ в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета, Рязанского областного фонда социальной поддержки населения, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объемы финансирования Программы на 2008-2010 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Объемы финансирования Программы и Подпрограммы
Сроки реализации |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
Объем финансирования Программы по годам (тыс. руб.) |
10177,3 |
7653,8 |
7973,35743 |
25804,45743 |
в том числе: |
|
|
|
|
на финансирование выполненных работ, проведенных мероприятий, не оплаченных в 2009 году |
|
|
3556,99903 |
3556,99903 |
Объем финансирования Подпрограммы по годам (тыс. руб.) |
- |
226611,5 |
238602,155 |
465213,655 |
Исполнители,
которым для реализации мероприятий программы
требуется финансирование
4. Система программных мероприятий
Система мероприятий Программы предусматривает укрепление межведомственной координации, концентрацию финансовых и материальных ресурсов для улучшения демографической ситуации, повышение информированности населения, развитие путей проведения социологических исследований, разработку региональной стратегии народонаселения.
Основные мероприятия Программы:
система анализа и прогнозирования демографических процессов в Рязанской области;
улучшение здоровья населения и снижение смертности;
стимулирование рождаемости, поддержка семьи, материнства и детства;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
координация миграционных процессов;
профилактика социального сиротства;
улучшение положения детей;
организационные меры по созданию условий для реализации Программы.
Перечень программных мероприятий определяется согласно приложениям 1 и 3 к настоящей Программе.
5. Механизм реализации
и контроль за выполнением Программы
Программа реализуется в виде комплекса мероприятий и проектов, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач. Контроль за выполнением Программы осуществляет Правительство Рязанской области. Исполнители ежеквартально направляют сведения о ходе реализации Программы.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляют: финансово-казначейское управление Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области.
Порядок проведения мероприятия, указанного в строке 3.1 приложения 1 к областной целевой программе "О дополнительных мерах по реализации концепции демографического развития Рязанской области на 2008-2010 годы", устанавливается Правительством Рязанской области.
На выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, в муниципальных образованиях местным бюджетам предоставляются субсидии из областного Фонда софинансирования расходов при условии наличия утвержденной муниципальной программы.
Механизм реализации и контроль за выполнением Подпрограммы изложен в приложении 3 к Программе.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы в 2008-2010 годах позволит:
достичь стабилизации темпов убыли населения (удержание показателя ежегодного снижения численности населения в среднем на уровне 0,8%);
увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения в 2010 году до 66,2 лет (2006 год - 65,7); мужчин - 59,3; женщин - 73,3;
повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,33 ребенка на одну женщину (2006 год - 1,21);
увеличить число родившихся до 10600 в год (2006 год - 10047);
сократить число абортов на 20% (число абортов в 2006 году - 9693);
заложить основы для формирования позитивного общественного мнения о ценностях семьи, здоровой, долгой и деятельной жизни как необходимом условии преодоления демографического кризиса;
снизить миграционный опок населения;
создать информационно-статистическую базу для анализа демографической ситуации в Рязанской области;
объединить действия органов государственной власти всех уровней, местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций по вопросам демографической политики.
сократить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повысить доступность и качество социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.