Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Рязанской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Развитие физической культуры и спорта в
Рязанской области на 2005-2008 годы"
Областная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта
в Рязанской области на 2005-2008 годы"
13 ноября 2006 г., 22, 23 марта, 21 августа 2007 г.
Законом Рязанской области от 13 ноября 2006 г. N 149-ОЗ в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
/--------------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование программы | областная целевая программа "Развитие физической культуры и|
| |спорта в Рязанской области на 2005-2008 годы" (далее -|
| |Программа) |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Государственный заказчик| Правительство Рязанской области |
|Программы: | |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Разработчики Программы | управление по физической культуре и спорту Рязанской|
| |области, |
| | управление по делам образования, науки и молодежной|
| |политики Рязанской области, |
| | управление здравоохранения Рязанской области, |
| | управление труда и социальной защиты населения Рязанской|
| |области, |
| | Рязанский областной институт развития образования, |
| | Государственное учреждение здравоохранения "Рязанский|
| |областной врачебно-физкультурный диспансер" |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основания для разработки| Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О|
|Программы |физической культуре и спорте в Российской Федерации", |
| | Закон Рязанской области от 26 сентября 2000 N 73-03 "О|
| |физической культуре и спорте в Рязанской области" |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Цель и задачи Программы |основная цель Программы - выработка долгосрочной стратегии|
| |действий, объединяющих усилия государственных и общественных|
| |спортивных организаций региона, направленных на развитие|
| |спорта, сохранение и укрепление здоровья населения Рязанской|
| |области. |
| |Исходя из социально - общественных интересов населения|
| |Рязанской области важнейшими задачами Программы являются: |
| |укрепление нормативно - правовой базы развития физической|
| |культуры и спорта на основании Федерального закона от 29|
| |апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в|
| |Российской Федерации"; |
| |обеспечение приоритетного развития физической культуры и|
| |спорта, утверждение принципов здорового образа жизни|
| |населения; |
| |принципиальное обновление с учетом современных требований|
| |программно - методического обеспечения процесса физического|
| |воспитания, оздоровительной и спортивной деятельности; |
| |внедрение наиболее эффективных форм и методов, передового|
| |опыта физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с|
| |различными категориями населения; |
| | дальнейшее развитие сети физкультурно-оздоровительных|
| |и спортивных центров и клубов; |
| |создание детско-юношеских школ и отделений по различным видам|
| |спорта, увеличение количества занимающихся в них детей и|
| |подростков; |
| | активное использование возможностей информационно -|
| |образовательной и пропагандистской деятельности с целью|
| |формирования определенного стиля здорового образа жизни,|
| |имиджа здоровья среди населения, особенно молодежи; |
| | переориентация систем подготовки и повышения квалификации|
| |кадров в сфере физической культуры и спорта в соответствии с|
| |потребностями Рязанской области в специалистах; |
| | развитие материальной базы физкультурно-оздоровительной и|
| |спортивной работы |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
| | |
|Сроки и этапы реализации|2005 - 2008 годы: |
|Программы |подготовительный этап - 2005 год; |
| |основной этап - 2006-2007 годы; |
| |заключительный этап - 2008 год |
| | |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Основные мероприятия|формирование потребности людей в физическом совершенстве,|
|Программы |научно-исследовательская и пропагандистская деятельность|
| |(раздел 1 приложения к областной целевой программе "Развитие|
| |физической культуры и спорта в Рязанской области" (далее -|
| |Приложение); |
| | совершенствование управления физической культурой и спортом в|
| |Рязанской области (раздел 2 Приложения); |
| |развитие детско-юношеского и студенческого спорта (раздел 3|
| |Приложения); |
| |спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа по|
| |месту жительства (раздел 4 Приложения); |
| |физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия|
| |среди трудящихся, ветеранов и инвалидов (раздел 5 Приложения);|
| |спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва|
| |(раздел 6 Приложения); |
| |календарный план физкультурно-оздоровительных и спортивных|
| |мероприятий (раздел 7 Приложения); |
| |медицинское обеспечение физической культуры и спорта (раздел 8|
| |Приложения) |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники |общий объем финансирования Программы составляет 286630,0 тыс.|
|финансирования |рублей, в том числе: |
|Программы |средства областного бюджета - 282630,0 тыс. рублей; |
| |внебюджетные средства - 4000,0 тыс. рублей. |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Исполнители Программы | Правительство Рязанской области; |
| | администрации муниципальных образований Рязанской области|
| |(далее - муниципальные образования области); |
| |управление по физической культуре и спорту Рязанской области|
| |(далее - УФКиС); |
| | управление по делам образования, науки и молодежной|
| |политики Рязанской области (далее - УДОНиМП); |
| | управление здравоохранения Рязанской области (далее -|
| |УЗО); |
| | комитеты (отделы), управления образования и социальной|
| |защиты населения муниципальных образований (далее - МО); |
| | физкультурно-спортивные организации и учреждения|
| |(коллективы физической культуры, спортивные школы, клубы,|
| |федерации, советы, фонды, ассоциации и другие общественные|
| |организации); |
| | учреждения здравоохранения; |
| | научно-педагогические коллективы военных и гражданских|
| |высших и средних профессиональных учебных заведений; |
| | комитеты (отделы) по физической культуре, спорту и туризму|
| |муниципальных образований Рязанской области (далее - органы|
| |управления ФКиС МО); |
| | Рязанский областной институт развития образования (далее -|
| |РИРО) |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные результаты| увеличение числа занимающихся физической культурой и|
| |спортом; |
| | увеличение числа молодежи, подготовленной к службе в|
| |Вооруженных Силах Российской Федерации и к профессиональной|
| |деятельности; |
| | снижение уровня заболеваемости среди населения Рязанской|
| |области; |
| | сокращение числа правонарушений, случаев асоциального|
| |поведения в молодежной среде; |
| | расширение и качественное улучшение сферы услуг|
| |физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, более|
| |полное удовлетворение потребностей населения в содержательном|
| |спортивном досуге; |
| | укрепление материально-технической базы, строительство и|
| |введение в эксплуатацию новых физкультурно-оздоровительных и|
| |спортивных объектов; |
| | увеличение количества рабочих мест в|
| |физкультурно-оздоровительной и спортивной сфере деятельности; |
| | увеличение числа занимающихся в системе подготовки|
| |спортивного резерва; |
| | создание устойчивой, современной научно-практической и|
| |методической базы для подготовки спортивного резерва сборных|
| |команд Рязанской области и достойного выступления спортсменов|
| |на всероссийских и международных соревнованиях, Олимпийских,|
| |Паролимпийских и Сурдолимпийских играх. |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Система контроля за| управление реализацией Программы и контроль за ходом ее|
|реализацией Программы |выполнения осуществляет государственный заказчик Программы |
|-----------------------------+--------------------------------------------------------------|
|Контроль за использованием| контроль за целевым и эффективным использованием средств|
|средств областного бюджета,|областного бюджета осуществляют: Рязанская областная Дума,|
|направленных на реализацию|Счетная палата Рязанской области, финансово-казначейское|
|мероприятий Программы |управление Рязанской области |
\--------------------------------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы, основания для разработки Программы
Разработка Программы обусловлена сложившейся ситуацией ухудшения здоровья населения.
На протяжении последних лет эта тревожная тенденция наблюдается в целом по Российской Федерации, что обусловлено целым рядом причин, но, прежде всего, колоссальными социально - экономическими и политическими переменами в жизни нашего общества.
Сегодня проблема укрепления и сохранения здоровья становится одной из острейших проблем социальной сферы. В Рязанской области за период с 1990 по 2003 год отмечается высокий уровень заболеваемости населения. В отдельные годы он превышал 600 человек на тысячу населения. За последние годы в области увеличился уровень первичного выхода на инвалидность. Не доживают до пенсионного возраста 34 % мужчин и 7 % женщин.
Одной из ключевых проблем социальной сферы сегодня становится проблема здоровья молодежи. За годы обучения в общеобразовательных школах уровень здоровья учащихся области снижается в 4 - 5 раз. С каждым годом увеличивается число юношей, непригодных по состоянию здоровья к военной службе.
На фоне бездуховности подростков растут преступность, алкоголизм, наркомания. Многолетняя динамика ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой последующее снижение уровня здоровья во всех возрастных группах, составляющих основные трудовые ресурсы области.
Нуждается в существенном обновлении процесс физического воспитания в учебных заведениях, начиная с общеобразовательных школ и заканчивая ВУЗами. Дать учащимся понятие о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области основ здорового образа жизни учитель, преподаватель при существующем уровне подготовки не может.
Большие трудности испытывает сегодня физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди всех слоев населения. Рыночные отношения в сфере физической культуры и спорта, многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг делают их недоступными для многих жителей Рязанской области. Под предлогом экономической целесообразности организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют в других целях.
Раньше основную долю физкультурно-спортивной работы с трудящимися брали на себя профсоюзы. Физкультурные организации профсоюзов имели в общей сложности 80 - 85 % спортивных сооружений области.
Известно, что средства физической культуры и спорта являются достаточно эффективными, а в некоторых случаях и единственными для полного или частичного возвращения людей с разной степенью инвалидности к нормальной социальной жизни. При организации и осуществлении физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами всех категорий остро стоят те же проблемы: кадры, методическое обеспечение, финансирование и обеспечение специальным инвентарем и оборудованием, нормативно-правовое регулирование деятельности.
Для успешного развития физкультуры, широкого вовлечения населения в сферу физкультурно-спортивной деятельности необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение.
2. Краткая характеристика и ресурсы физической культуры
и спорта в Рязанской области
Развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Правительства Рязанской области. По состоянию на 31.12.2004 г. в области имеются 2727 спортивных сооружений, с единовременной пропускной способностью - 65926 человек, в том числе:
стадионов - 21;
плавательных бассейнов -26;
плоскостных спортсооружений - 1362;
спортивных залов - 471.
В области работают 42 детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и клубы физической подготовки; из них - 5 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) и 10 детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП). Общий охват занимающихся в спортивных школах и клубах - 22714 человек.
Общая численность занимающихся в секциях и группах по видам спорта, в секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности - 98108 человек, из них:
в общеобразовательных школах с учетом ДЮСШ и ДЮКФП -56259;
в учреждениях профессионального начального образования - 3418;
в средних специальных учебных заведениях (ССУЗах) - 3055;
в высших учебных заведениях (ВУЗах)- 4195;
в учреждениях, организациях - 34531.
В Рязанской области работают 1991 штатных физкультурных работников, из них:
работников дошкольных учреждений - 14;
учителей физической культуры школ - 798;
преподавателей учреждений начального профессионального образования - 49;
преподавателей средних специальных учебных заведений - 70;
преподавателей высших учебных заведений - 94;
работников физической культуры и спорта учреждений дополнительного образования детей - 492;
тренеров-преподавателей по видам спорта - 349;
работников спортивных сооружений - 94.
Органами управления физической культурой и спортом всех уровней уделяется большое внимание развитию массовой физической культуры.
В области ежегодно проходят областные спартакиады среди:
учащихся средних общеобразовательных школ;
учащихся средних специальных учебных заведений;
учащихся профтехучилищ;
студентов ВУЗов и военных институтов;
трудящихся Рязанской области;
аппарата и управлений Правительства Рязанской области.
Проводятся спортивные соревнования разного уровня по 60 видам спорта, получившим развитие в Рязанской области, но данные ресурсы (стадионы, плавательные бассейны, спортивные залы) являются недостаточно мощными для организации массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением, технически устаревшими. Кроме того, повышение тарифов на энергоносители и налогов привело к тому, что спортивные сооружения теряют посетителей.
К факторам, сдерживающим развитие физической культуры и спорта, относятся недостаточное количество инвентаря и оборудования спортивного назначения. В связи с этим необходим программный подход к укреплению физкультурно-спортивной, материально-технической базы.
Изменение качественных показателей в социальной сфере может быть только результатом комплексного воздействия на целую группу факторов. Именно поэтому проблемы укрепления здоровья граждан, повышения уровня физической подготовленности во всех социально - демографических группах населения Рязанской области требуют программной проработки.
Планируемые преобразования как система последовательных и взаимосвязанных действий предусматривают осуществление в 2005 - 2008 годах мероприятий, качественным образом меняющих ситуацию по отношению к здоровью. Эти преобразования связаны, прежде всего, с целенаправленным изменением общественного сознания по отношению к здоровью, как ценности личности и общества, формированием у населения ценностных установок и жизненных приоритетов здорового образа жизни.
3. Основная цель и задачи Программы
Основная цель Программы - выработка долгосрочной стратегии действий, объединяющих усилия государственных и общественных спортивных организаций региона, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения Рязанской области.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с трудящимися и инвалидами (раздел 4 Приложения), с детьми всех возрастных групп, обучающимися в образовательных учреждениях (раздел 5 Приложения) и с другими категориями населения на территории Рязанской области;
использование физической культуры и спорта как одного из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
создание условий для спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва на территории Рязанской области (раздел 5 Приложения).
Законом Рязанской области от 13 ноября 2006 г. N 149-ОЗ в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников.
Затраты на реализацию Программы составят (тыс. руб.):
Источники финансирования | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Средства областного бюджета | 42499,0 | 54176,0 | 81786,0 | 104169,0 |
Внебюджетные средства | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 | 1000,0 |
Объемы финансирования программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Законом Рязанской области от 22 марта 2007 г. N 37-ОЗ в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм реализации Программы
В ходе реализации Программы управление по физической культуре и спорту обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей по реализации мероприятий и эффективному расходованию средств.
Государственный заказчик Программы ежегодно уточняет с учетом выделяемых финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Реализация программы осуществляется на основании государственных и муниципальных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке управлением по физической культуре и спорту Рязанской области, администрациями муниципальных образований Рязанской области с исполнителями мероприятий, предусмотренных программой. Исполнители мероприятий, предусмотренных программой, определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На выполнение мероприятий, предусмотренных программой, местным бюджетам муниципальных районов (городских округов) предоставляются субсидии из областного Фонда софинансирования социальных расходов.
6. Контроль за реализацией Программы
Управление по физической культуре и спорту Рязанской области осуществляет мониторинг эффективности выполнения Программы, определяет с органами местного самоуправления формы и методы управления ее реализацией.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляют в управление по физической культуре и спорту Рязанской области сведения о ее реализации.
Управление по физической культуре и спорту Рязанской области обобщает эти сведения и ежегодно в составе материалов по исполнению областного бюджета информирует финансово-казначейское управление Рязанской области, Рязанскую областную Думу, Счетную палату Рязанской области.
Работа среди населения по освещению целей и задач Программы организуется управлением по физической культуре и спорту Рязанской области с участием органов местного самоуправления через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективные формы и методы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, внедрение передового опыта позволят добиться снижения количества неинфекционных заболеваний.
Одновременно число населения, вовлеченного в систематические занятия физической культурой и спортом, увеличится до 10-15 %.
Физкультурно-спортивная работа среди молодежи, направленная на профилактику асоциального поведения, позволит предотвратить вовлечение в преступную деятельность примерно 30 % молодежи.
При общем повышении численности занимающихся физической культурой и спортом, сторонников здорового образа жизни, людей, использующих в той или иной степени оздоровительные и реабилитационные технологии, предполагается повышение уровня здоровья населения ориентировочно на 3 -10 %.
Программа предусматривает частичное преодоление дефицита высококвалифицированных кадров, ориентированных на оказание профессиональной профилактической помощи населению. В течение ближайших лет намечено существенно обновить учебную и методическую литературу по физкультурному и валеологическому образованию, учету индивидуальных особенностей организма человека.
Программа не носит затратного характера, а, прежде всего, затрагивает структурные изменения в системе ценностей жителей области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.