Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области от 3 апреля 2009 г. N 247/87 название изложено в новой редакции
Приложение 1
к приказу
Департамента здравоохранения
Костромской области и
Территориального фонда
обязательного медицинского
страхования Костромской области
от 16 декабря 2008 г. N 725/347
Положение
о ведомственном контроле качества медицинской помощи в Костромской области
3 апреля 2009 г.
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (РФ 22.07.1993 N 5487-1 ред. от 18.10.2007 N 230-ФЗ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Законом Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР", Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 110-ФЗ), приказом ФФОМС от 26.05.2008 г. N 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении ОМС", Методическими рекомендациями ФФОМС от 12.05.1999 "Организация вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации 5 декабря 2008 г. N 913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год", нормативными актами департамента здравоохранения Костромской области и Костромского областного фонда ОМС.
Положение устанавливает единые организационные и методические принципы контроля качества медицинской помощи на территории Костромской области, предоставляемой лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности.
Основными задачами контроля качества медицинской помощи являются: оценка правильности выбора медицинской технологии, качества оказываемых медицинских услуг в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи (далее - стандарты), (протоколами ведения больных) в ЛПУ Костромской области и условиями договоров, заключенных субъектами обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в соответствии с действующим законодательством; обеспечение эффективного и рационального использования ресурсов здравоохранения; целевого и рационального использования средств ОМС.
Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи предусматривает сопоставление ее с действующими Стандартами (протоколами ведения больных), утвержденными в установленном порядке, которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения конкретных заболеваний.
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области от 3 апреля 2009 г. N 247/87 в раздел 2 внесены изменения
2. Порядок проведения ведомственного контроля качества медицинской помощи в Костромской области
Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-профилактического учреждения;
- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью в конкретном медицинском учреждении;
- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное воздействие и повлекшее за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
- совместно с руководителями ЛПУ и департамента здравоохранения подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок;
- контроль реализации управленческих решений;
Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами ЛПУ, врачебными комиссиями (далее ВК), главными внештатными специалистами-экспертами, входящими в регистр внештатных медицинских экспертов, утвержденный в установленном порядке.
Квалификационные требования к врачам-экспертам, осуществляющим ведомственных контроль качества медицинской помощи, определяются приказом МЗ РФ и ФФОМС от 24.10.1996 N 363/77 "О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению РФ" (с последующими изменениями и дополнениями).
Ответственным за обеспечение контроля качества медицинской помощи в ЛПУ является председатель врачебной комиссии. Экспертиза качества медицинской помощи в ЛПУ является функцией:
- заведующих подразделениями (первая ступень экспертизы);
- заместителей руководителей ЛПУ по лечебной, амбулаторно-поликлинической, клинико-экспертной работе (вторая ступень экспертизы);
- врачебных комиссий учреждений (третья ступень экспертизы);
- департамента здравоохранения Костромской области в лице главных внештатных специалистов (четвертая ступень экспертизы).
Ведомственная экспертиза, как правило, проводится по первичной медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и т.п.). При необходимости может быть проведена очная экспертиза качества оказания медицинской помощи.
Ведомственному экспертному контролю обязательно подлежат:
1. случаи летальных исходов;
2. случаи развития внутрибольничных инфекций и осложнений;
3. случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
4. случаи повторной (в течение года) госпитализации по поводу одного и того же заболевания;
5. случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения в соответствии со Стандартами (протоколами ведения больных);
6. случаи поздней диагностики и ошибок в установлении диагноза онкологических заболеваний и туберкулеза;
7. случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их законных представителей;
8. запросы КОФОМС и СМО.
Все прочие случаи оказания медицинской помощи имеют одинаковую возможность быть подвергнуты экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.
Результаты экспертизы оформляются в "Карте экспертной оценки качества медицинской помощи в стационаре" по профилям (приложение N 1, 2, 3, 4, 5, 7).
Заведующий стационарным подразделением в течение месяца проводит экспертизу всех случаев лечения и оформляет результаты не менее 30% проведенных экспертиз.
Заведующий амбулаторно-поликлиническим подразделением в течение месяца проводит не менее 50 экспертиз (амбулаторных карт - законченных случаев лечения).
Заместители руководителей медицинских учреждений по лечебной, амбулаторно-поликлинической, клинико-экспертной работе и др. в течение месяца проводят - не менее 20 экспертиз медицинских карт амбулаторных больных и не менее 3% от всех выписавшихся из стационара пациентов с оформлением результатов всех проведенных экспертиз в карте экспертной оценки.
Врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения проводит экспертизу всех представленных на рассмотрение случаев с оформлением результатов в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02)* и заполнением карт экспертной оценки.
Главные внештатные специалисты департамента здравоохранения осуществляют экспертизу всех случаев по заявлению пациентов и их родственников, страховых компаний, органов суда и прокуратуры.
Экспертиза качества (эффективности) медицинской помощи проводится в соответствии с методическими рекомендациями Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2002 N 2510/224-03-34 "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений".
По результатам работы ЛПУ по контролю качества 1 раз в квартал оформляется отчет по форме (приложение N 6), который в срок до 5 числа месяца следующего за отчетным кварталом предоставляется в управление по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности и контролю качества оказания медицинской помощи, деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ.
Целью осуществления ведомственного контроля за назначением лекарственных средств при амбулаторном лечении больных является:
- обеспечение реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на получение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, больных фенилкетонурией при амбулаторном лечении;
- рациональное использование финансовых средств бюджетов всех уровней;
- внедрение новых ресурсосберегающих технологий и методик лечения больных;
- обеспечение контроля за назначением и использованием наркотических средств, психотропных веществ, анаболических стероидов и иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Ведомственный контроль за назначением лекарственных средств амбулаторным больным осуществляется должностными лицами ЛПУ, а так же департамента здравоохранения Костромской области в пределах своей компетенции.
Уровни ведомственного контроля за назначением лекарственных средств амбулаторным больным:
- заведующий отделением ЛПУ (первый уровень);
- заместитель главного врача по клинико-экспертной работе и /или по поликлинической службе или врачебная комиссия ЛПУ (второй уровень);
- главные внештатные и штатные специалисты муниципального образования Костромской области (третий уровень);
- главные внештатные и штатные специалисты департамента здравоохранения Костромской области (четвертый уровень).
Ведомственному контролю подлежат случаи назначения гражданам:
- наркотических средств, психотропных веществ, анаболических стероидов и иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету;
- пяти и более лекарственных препаратов одновременно одному больному;
- лекарственных средств, не включенных в стандарты медицинской помощи при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также индивидуальной непереносимости лекарственных средств;
- в течение месяца льготных лекарственных средств на сумму более расчетного норматива финансовых средств на одного больного в месяц, установленного федеральным законодательством;
- льготных лекарственных средств на курс лечения более одного месяца;
- льготных лекарственных средств, входящих в раздел XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения" приказа Минздравсоцразвития РФ от 18 сентября 2006 N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями к нему);
а так же:
- обоснованность назначения лекарственных средств, их доз и кратности назначения, соответствие стандартам медицинской помощи (протоколам ведения больных);
- соблюдение правил назначения и выписывания лекарственных средств в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания";
- правильность подбора синонимической и аналоговой замены при назначении лекарственных средств в случаях отсутствия в аптечной организации лекарственных средств, включенных в стандарты медицинской помощи;
- качество ведения учетной медицинской документации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" - медицинской карты амбулаторного больного (ф. 025/у-04), истории развития ребенка (ф. 112/у), паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (ф. 030П/у), сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (ф. 030-Р/у);
- качество и своевременность определения потребности в необходимых лекарственных средствах для обеспечения льготных категорий граждан по рецептам врача (фельдшера);
- соблюдение порядка хранения и выдачи рецептурных бланков;
- соблюдение порядка приема, хранения и передачи на уничтожение неиспользованных наркотических лекарственных средств, принятых от родственников онкологических больных.
Плановые и целевые проверки обоснованности назначения и выписки гражданам лекарственных средств осуществляются на первом уровне контроля ежедневно.
Экспертизе подвергается не менее 3% амбулаторных карт пациентов, получающих постоянное поддерживающее лечение, и не менее 5% амбулаторных карт пациентов, получающих курсовое лечение.
Плановые и целевые проверки обоснованности назначения и выписки гражданам лекарственных средств осуществляются на втором уровне контроля не реже одного раза в неделю.
При плановой и целевой проверке экспертному контролю подвергаются не менее 5% амбулаторных карт пациентов, из них на менее 10 амбулаторных карт пациентов, получивших льготные рецепты.
Обязательному ведомственному контролю первого и второго уровня подлежат все случаи назначения и выписки:
- наркотических средств, психотропных веществ, анаболических стероидов и иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету;
- пяти и более лекарственных препаратов одновременно одному больному;
- лекарственных средств, не включенных в стандарты медицинской помощи при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также индивидуальной непереносимости лекарственных средств;
- нарушения порядка оформления рецептов и амбулаторных карт граждан.
- претензии или жалобы граждан.
Кратность проведения плановых проверок обоснованности назначения и выписки гражданам льготных лекарственных средств:
- на третьем уровне - не реже 1 раза в квартал;
- на четвертом уровне - не реже одного раза в 2 года.
Результаты ведомственного контроля первого, второго уровня оформляются в виде записей в Журнале учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения (ф. 035/у-02).
Результаты проведения плановых и целевых ведомственных экспертиз обоснованности назначения и выписки гражданам лекарственных средств оформляются в виде справки (акта).
Контроль за рациональным назначением лекарственных средств и изделий медицинского назначения в стационарах лечебно-профилактических учреждений осуществляется:
- в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания";
- в соответствии с утвержденными стандартами лечения;
- в случае выписки медикаментов сверх утвержденного "Территориального базового перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств" применяемых при реализации территориальной программы ОМС и являющегося частью Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, проживающим на территории Костромской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.