Решение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2011 г. N ГПИ11-1888
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.
при секретаре Карулине И.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каплиева А.С о признании недействующими постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 29/264-6 "О количестве открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва", от 25 мая 2011 г. N 12/125-6 "Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва", от 25 мая 2011 г. N 12/126-6 "Об открепительном удостоверении для голосования на выборах Президента Российской Федерации", установил:
постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 31 августа 2011 г. N 29/264-6 "О количестве открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва", от 25 мая 2011 г. N 12/125-6 "Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва",от 25 мая 2011 г. N 12/126-6 "Об открепительном удостоверении для голосования на выборах Президента Российской Федерации" утверждены количество открепительных удостоверений, текст открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удостоверений, определены единая для всей территории Российской Федерации нумерация, а также способы защиты от подделки, плотность и формат бумаги бланков открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации. Установлено, что передача открепительных удостоверений избирательным комиссиям и их учет на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации осуществляются в соответствии с разделом I Порядка передачи открепительных удостоверений избирательным комиссиям, комиссиям референдума и учета открепительных удостоверений, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 230/1508-5.
Каплиев А.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных постановлений ЦИК России, ссылаясь на то, что они противоречат принципу свободного участия гражданина Российской Федерации в выборах, закрепленному в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также статье 18, части 1 статьи 21, части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, поскольку без получения открепительного удостоверения он не сможет реализовать свои избирательные права на территории избирательного участка, на котором будет находиться в день голосования, при отсутствии регистрации по месту жительства и пребывания на данном участке.
ЦИК России в письменных возражениях указала, что оспариваемыми постановлениями, принятыми в пределах предоставленной ей федеральными законами компетенции, реализованы положения федерального избирательного законодательства об обеспечении права избирателей получать открепительное удостоверение, решение о необходимости получения которого зависит лишь от воли самого избирателя.
Выслушав объяснения Каплиева А.С. и представителя ЦИК России Воронина Д.Ю., оценив нормативные правовые акты на их соответствие федеральному закону и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Пунктами 8 и 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подпунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Закон о выборах Президента РФ), пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов Государственной Думы) предусмотрено, что ЦИК России как избирательная комиссия, организующая выборы в федеральные органы государственной власти - выборы Президента РФ и выборы в Государственную Думу, устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются избирательные документы.
Реализуя предоставленные полномочия, ЦИК России на заседаниях 25 мая 2011 г. и 31 августа 2011 г. приняла оспариваемые заявителем постановления. Нормативные акты приняты в пределах компетенции, определенной пунктом 3 статьи 62 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 1 статьи 74 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, пунктом 1 статьи 68 Закона о выборах Президента РФ, опубликованы в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2011 г., N 8 и N 12.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (пункт 3 статьи 3).
Закрепляя возможность голосования на основании открепительного удостоверения, также предусматривает, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования (пункт 1 статьи 62).
Право использовать открепительное удостоверение для голосования на выборах предусмотрено и Законом о выборах Президента РФ (статья 68), Законом о выборах депутатов Государственной Думы (статья 74).
Из приведенных норм следует, что они не возлагают на граждан обязанность получения открепительного удостоверения и не устанавливают юридической ответственности за его неполучение, обеспечивая тем самым свободное волеизъявление избирателя. Проведение голосования с использованием открепительного удостоверения создает условия для выражения волеизъявления избирателей, не имеющих возможности прибыть в помещение для голосования своего избирательного участка. Оспариваемые заявителем постановления приняты в целях обеспечения указанных условий и не могут противоречить принципу свободы и добровольности участия гражданина в выборах (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), а также в полной мере соответствуют обязанности государства охранять достоинство личности во всех сферах и обеспечивать приоритет ее прав и свобод, не допуская ограничения этого права ни при каких обстоятельствах (часть 2 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 21, часть 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемые заявителем акты ЦИК России не регулируют вопросы, связанные с основаниями включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке. Такое регулирование осуществляется пунктами 4, 9 и 16 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые не подлежат применению к отношениям, связанным с полномочиями ЦИК России по установлению нормативов для изготовления избирательных документов. В связи с этим утверждение заявителя о необходимости получения открепительного удостоверения, которое является основанием для включения в список избирателей на конкретном избирательном участке, для реализации избирательных прав при отсутствии регистрации по месту жительства и пребывания на данном участке, не может влиять на законность оспариваемых актов.
Ходатайство заявителя об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности пунктов 4, 9 и 16 статьи 17 Федерального закона "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не подлежит удовлетворению, поскольку эти нормы не подлежат применению в настоящем деле (статья 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Каплиева А.С. о признании недействующими постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 августа 2011 г. N 29/264-6 "О количестве открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва", от 25 мая 2011 г. N 12/125-6 "Об открепительном удостоверении для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва", от 25 мая 2011 г. N 12/126-6 "Об открепительном удостоверении для голосования на выборах Президента Российской Федерации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РФ |
Т.А. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2011 г. N ГПИ11-1888
Текст решения официально опубликован не был