Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2011 г. N 1-Г11-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению заместителя прокурора Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 24 августа 2011 года, которым заявление ЗАО "Моряна", ООО "Зенит" удовлетворено частично: признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац второй пункта 3 постановления правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп "О внесении изменений в постановление правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп" (в редакции от 9 августа 2011 года) со дня вступления в силу названного нормативного правового акта; в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 9.1 постановления правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп "Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск" (в редакции от 9 августа 2011 года) отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя правительства Архангельской области Ратманова А.Н., возражавшего против доводов кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
23 декабря 2009 года правительством Архангельской области принято постановление N 244-пп, которым утверждены прилагаемые ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск".
Подпунктом 9.1 ставок установлены ставки арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка, в процентах для земельных участков, предназначенных для размещения фабрик, заводов и комбинатов; производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов, типографий; других промышленных предприятий; объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 13); объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; баз, складов; предприятий материально-технического снабжения, сбыта и заготовок; административных зданий, в зависимости от площади земельных участков.
Подпункт 9.1 постановления правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп признан недействующим определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2011 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлением правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп утверждены изменения, вносимые в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск", утвержденные постановлением правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп.
В соответствии с пунктом 4 изменений подпункт 9.1 изложен в новой редакции, согласно которой для земельных участков, предназначенных для размещения фабрик, заводов и комбинатов; производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов, типографий; других промышленных предприятий; объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 13); объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; баз, складов; предприятий материально-технического снабжения, сбыта и заготовок; административных зданий установлена ставка арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м) земельного участка в размере 5,0 процентов.
Согласно абзацу второму пункта 3 постановления правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп действие пункта 4 изменений распространяется на отношения по использованию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск", начиная с 31 декабря 2009 года.
ЗАО "Моряна" и ООО "Зенит" обратились в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 3 постановления правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп, пункта 4 изменений, утвержденных постановлением правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп, и подпункта 9.1 постановления правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп (в редакции от 17 мая 2011 года) в части слов "5,0 процентов в отношении административных зданий" со дня вступления их в силу.
Заявители указали, что являются арендаторами земельного участка площадью 1427 кв.м, расположенного по адресу: г. Архангельск, ул. Попова, 52, корп. 2, относящегося к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области. В связи с принятием оспариваемых положений значительно увеличился размер вносимой ими арендной платы. Заявители полагали, что при установлении единой ставки арендной платы для определенной категории земельных участков вне зависимости от их площади нарушен принцип экономической обоснованности, сами ставки установлены произвольно. Кроме того, действие измененных ставок распространено на правоотношения, возникшие с 31 декабря 2009 года. По мнению заявителей, изложенное свидетельствует о противоречии оспариваемых норм статьям 204, 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации, основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года N 582.
В ходе судебного разбирательства постановлением правительства Архангельской области от 9 августа 2011 года N 287-пп внесены изменения в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск", утвержденные постановлением правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп, и в постановление правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп. Ставки дополнены примечанием следующего содержания: При применении пункта 9.1 ставок не допускается перерасчет арендной платы за 2010-2011 годы, ухудшающий положение арендаторов. Абзац второй пункта 3 постановления правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп после слов "начиная с 31 декабря 2009 года" дополнен словами "в части, не ухудшающей положение арендаторов".
Решением Архангельского областного суда от 24 августа 2011 года заявление ЗАО "Моряна" и ООО "Зенит" удовлетворено частично: признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац второй пункта 3 постановления правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года N 155-пп "О внесении изменений в постановление правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп" (в редакции от 9 августа 2011 года) со дня вступления в силу названного нормативного правового акта; в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 9.1 постановления правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп "Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск" (в редакции от 9 августа 2011 года) отказано.
В кассационном представлении заместителя прокурора Архангельской области ставится вопрос об отмене названного решения в части отказа в признании недействующим подпункта 9.1 постановления правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп (в редакции от 9 августа 2011 года) как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления по подпункту 9.1 постановления правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года N 244-пп (в редакции от 9 августа 2011 года), суд исходил из того, что установление ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск", не противоречит какому-либо федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит вывод суда правильным.
Согласно пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (в редакции, действовавшей на день рассмотрения заявления).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением правительства Архангельской области от 15 декабря 2009 года N 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.
Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области (пункт 1), и содержит формулу, по которой рассчитывается размер арендной платы при аренде земельного участка, включающую в себя удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка, ставку арендной платы по видам (группам) разрешенного использования, коэффициент времени, учитывающий срок аренды земельного участка, коэффициент инфляционных процессов (пункт 4).
Оспариваемая заявителями ставка арендной платы используется в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.
При расчете размера арендной платы учитывается удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
Как уже отмечалось, принцип экономической обоснованности, исходя из которого определяется арендная плата, предполагает установление ее в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.
С учетом того, что кадастровая оценка земель осуществляется исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, соблюдение принципа экономической обоснованности.
Заявителями оспаривается установленная правительством Архангельской области ставка арендной платы в размере 5,0 процентов от кадастровой стоимости единицы площади земельных участков, предназначенных для размещения административных зданий.
Установление величины ставки арендной платы, как правильно установил суд, входит в установление порядка определения размера арендной платы, что применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и к земельным участкам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких данных вывод суда о том, что установление ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "город Архангельск", не противоречит федеральному законодательству, следует признать правильным.
Кроме того, суд, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из того, что на федеральном уровне не установлена единая методика расчета ставок арендной платы.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Довод кассационного представления о том, что правительство Архангельской области не обосновало размер ставки (5,0 процентов), не представило расчетов экономического обоснования размера ставки, опровергается материалами дела.
В материалах дела имеется расчет ставки арендной платы по подпункту 9.1 ставок арендной платы, свидетельствующий об установлении ставки на основании метода экономического анализа. При расчете оспариваемой ставки была произведена группировка арендаторов земельных участков по 9-му виду разрешенного использования земельных участков, определены доходы областного бюджета от использования таких земельных участков в 2009 году, спрогнозированы доходы областного бюджета на 2010 и 2011 годы с учетом инфляционных процессов, полученные показатели сравнены в целях выявления ставки арендной платы, учитывающей баланс интересов арендаторов земельных участков и областного бюджета, сравнены средние показатели за 1 квадратный метр (л.д. 202-208).
Проверка экономической обоснованности расчета не относится к компетенции суда.
Учитывая изложенное, по доводам кассационного представления решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 24 августа 2011 года оставить без изменения, кассационное представление заместителя прокурора Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 ноября 2011 г. N 1-Г11-27
Текст определения официально опубликован не был