Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2011 г. N 9-Г11-54
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко и Л.B. Борисовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2.2.1 и 3.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2011 года N 152 по кассационной жалобе Правительства Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 14 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2011 года N 152, официально опубликованным в издании "Правовая среда" N 27 от 18 марта 2011 года, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей".
Прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением об оспаривании пунктов 2.2.1 и 3.2 названного Административного регламента, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в части назначения ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Правительство Нижегородской области просило суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Нижегородского областного суда от 14 сентября 2011 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Пункты 2.2.1 и 3.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2011 года N 152 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Правительство Нижегородской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.
До 1 января 2005 года выплату денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство производило исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона, и они являлись расходными обязательствами, как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации.
После издания Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 150 Семейного кодекса Российской Федерации были внесены изменения - с 1 января 2005 года на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и в размере, установленном законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время указанное положение закреплено в пункте 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, введенном Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Таким образом, вышеназванными федеральными законами субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов выплату денежных средств в порядке и размере, которые установлены соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот не будет уменьшен.
Оспариваемыми в настоящем деле положениями п. 2.2.1 Административного регламента установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющие государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан, принимают участие в предоставлении государственной услуги в части назначения ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пунктом 3.2 Административного регламента установлено, что решение о назначении ежемесячного пособия на опекаемых детей принимается органами опеки и попечительства в 10-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) со всеми необходимыми документами и оформляется распоряжением органа местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.
В Нижегородской области принят Закон от 7 сентября 2007 года N 125-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан", однако названным законом органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в части назначения ежемесячного пособия на опекаемых детей сирот и детей, оставшихся без родителей.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления незаконно наделены полномочиями в части назначения ежемесячного пособия на опекаемых детей сирот и детей, оставшихся без родителей и о противоречии оспариваемых норм положениям федерального законодательства.
В тоже время, рассматривая настоящее дело, судом первой инстанции не было принято во внимание то, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 10 декабря 2004 года N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей на территории Нижегородской области" назначение ежемесячного пособия на опекаемых детей производится органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, представительным органом Нижегородской области полномочия субъекта РФ законом переданы органам местного самоуправления, что согласуется с требованиями федерального законодательства.
Поскольку обстоятельства дела, имеющие значения для разрешения заявленных требований судом установлены, Судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами кассационной жалобы и находит обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене с вынесением нового решения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 14 сентября 2011 года отменить.
По делу принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных прокурором Нижегородской области требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 2.2.1 и 3.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление ежемесячного пособия на опекаемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 5 марта 2011 года N 152 отказать.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.B. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2011 г. N 9-Г11-54
Текст определения официально опубликован не был