Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 г. N 11-Г11-31
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Ерёменко Т.И. и Калининой Л.A.,
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Анисимовой М.Ф., Ибушевых А.В., Л.H. и ряда других жителей деревни Дмитриевка Нижнекамского района Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2011 года, которым отказано в удовлетворении их заявления об оспаривании отдельных положений Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2008 года N 149-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований, административно-территориального устройства Республики Татарстан и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя заявителей Глянц Е.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Госсовета Республики Татарстан Подтёлкова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Анисимова М.Ф., Головастикова З.С., Золотухина Р.В., Ибушев А.В., Ибушев В.И., Ибушева Л.H., Матросова А.И., Пеньков А.Ф., Пеньков В.Ф., Соловьев А.Г., Якушева М.Г., Якушев Н.М. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующей статьи 2 Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2008 г. N 149-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований, административно-территориального устройства Республики Татарстан и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" в части отнесения деревни Дмитриевка в состав территории муниципального образования "город Нижнекамск".
В обоснование требования указали, что 13 сентября 2007 года на сходе граждан все жители деревни Дмитриевка выразили свое несогласие с изменением границ Афанасовского сельского поселения путем отнесения деревни Дмитриевка в состав территории муниципального образования "город Нижнекамск".
Несмотря на это, решением Нижнекамского Совета народных депутатов N 24 от 13 октября 2008 года деревня Дмитриевка была включена в состав муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан.
Таким образом, оспариваемая ими норма Закона республики принята в нарушение требований части 3 статьи 12 и частей 6 и 7 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку вопреки их воле отнесла деревню Дмитриевка к муниципальному образованию "город Нижнекамск".
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2011 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
15 декабря 2008 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан N 149-ЗРТ "Об изменении границ территорий отдельных муниципальных образований, административно- территориального устройства Республики Татарстан и внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" (далее - Закон).
Закон официально опубликован в издании "Республика Татарстан" N 260 от 31.12.2008 г.
Статья 2 Закона предусматривает изменение границ территорий муниципальных образований "город Нижнекамск" и "Афанасовское сельское поселение" путем отнесения территорий населенных пунктов Ахтуба, Алань, Дмитриевка, Ильинка, входящих в состав Афанасовского сельского поселения, в состав территории муниципального образования "город Нижнекамск".
Статьей 4 этого же Закона внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 31 января 2005 года N 31-ЗPT "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе".
Так, статья 3 изложена в следующей редакции: установить границы территории муниципального образования "город Нижнекамск", входящего в состав муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" и состоящего из города Нижнекамска и прилегающих к нему территорий, включая территории деревень Алань, Дмитриевка, Ильинка, согласно карте-схеме (приложение 1 к настоящему Закону) и картографическому описанию границы (приложение 3 к настоящему Закону), наделить его статусом городского поселения.
В соответствии со статьей 5 Европейской хартии местного самоуправления изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом.
Согласно части 2 статьи 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Конкретизируя конституционные гарантии местного самоуправления, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрел организационно-правовой механизм реализации положений статьи 131 Конституции Российской Федерации, установив порядок изменения границ муниципального образования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 названного выше Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.
Статьей 11, в частности, определены требования установления и изменения границ муниципальных образований. Так, территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления (оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления) органов государственной власти субъект Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 12).
Согласно пункту 3 статьи 12 этого же Федерального закона изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Аналогичные положения содержит и Закон Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", в его статьях 12 и 13.
Из анализа оспариваемого заявителями Закона и указанных выше положений федерального законодательства суд сделал правильный вывод о том, что при принятии оспариваемого Закона законодательный орган Республики Татарстан действовал в рамках представленных ему полномочий.
Судом установлено, что 30 июля 2008 года Советом Афанасовского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан принято решение N 30-57 "Об изменении границ территории муниципального образования "Афанасовское сельское поселение", которым выдвинута инициатива изменения границ территорий муниципального образования "город Нижнекамск" и Афанасовского сельского поселения путем отнесения населенных пунктов Алань, Ахтуба, Дмитриевка и Ильинка, расположенных на территории Афанасовского сельского поселения, к территории муниципального образования "город Нижнекамск".
На собрание (сход) граждан в деревне Дмитриевка вынесен вопрос: "Согласны ли Вы на изменение границ Афанасовского сельского поселения путем отнесения деревни Дмитриевка в состав территории муниципального образования "город Нижнекамск"?".
3 сентября 2008 года в деревне Дмитриевка состоялся сход граждан, на котором перед гражданами был поставлен вышеуказанный вопрос.
В результате голосования принято решение о даче согласия на предлагаемое изменение границ.
Согласно протоколу собрания граждан деревни Дмитриевка на данном сходе проголосовали "за" 10 человек, "против" - 4 человека.
В связи с чем суд правомерно посчитал, что такое решение соответствует требованиям пунктов 1 и 6 статьи 25 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Как следует из материалов дела, решением Нижнекамского городского Совета от 13 октября 2008 года N 24 постановлено поддержать инициативу Совета Афанасовского сельского поселения об изменении границы территории муниципального образования город Нижнекамск путем отнесения в состав его территории населенного пункта Дмитриевка в качестве составной части города Нижнекамска.
Вступившим в законную силу решением Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 1 сентября 2010 года в удовлетворении заявления ряда граждан о признании решения Нижнекамского городского Совета N 24 от 13 октября 2008 года незаконным отказано.
При таких обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу о том, что процедура принятия решения об изменении границ муниципального образования была соблюдена и оспариваемые положения Закона федеральному законодательству не противоречат.
Ссылка в жалобе заявителей на протокол общего собрания собственников земли деревни Дмитриевка от 13 сентября 2008 года, согласно которому большинство участвовавших в собрании жителей деревни выразили несогласие с изменением границ муниципальных образований, проверялась судом и обоснованно признана им неубедительной.
При этом суд правильно исходил из того, что законодательный орган государственной власти Республики Татарстан, принимая оспариваемый закон, располагал наличием согласия жителей деревни Дмитриевка на изменение границ и был не вправе проверять законность решений представительных органов муниципальных образований, решений схода граждан и давать им правовую оценку, поскольку это относится к исключительным полномочиям суда.
При проверке законности решения Нижнекамского городского Совета от 13 октября 2008 года N 24 Нижнекамский городской суд Республики Татарстан указанным выше решением от 1 сентября 2010 года подтвердил легитимность схода граждан деревни Дмитриевка и принятое ими 3 сентября 2008 года решение о согласии с изменением границ муниципальных образований и отнесением названного населённого пункта к территории города Нижнекамска.
Доводы кассационной жалобы о фальсификации результатов данного схода граждан и недействительности принятого на нём решения в установленном порядке компетентными на то органами не подтверждены.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба общества не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Анисимовой М.Ф., Золотухиной Р.В., Ибушевых А.В. и Л.H., Матросовой А.И., Пеньковых А.Ф. и В.Ф., Соловьёвой А.Г., Якушевых М.Г. и Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Ерёменко Т.И. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 г. N 11-Г11-31
Текст определения официально опубликован не был