Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2011 г. N 50-Г11-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.A., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Голубевой Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 ноября 2011 г. дело по кассационной жалобе Суховой В.Ф. и Сухова В.Г. на решение Омского областного суда от 19 сентября 2011 г. о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в редакции от 29 декабря 2010 г.) в части подпунктов 2, 15 пункта 1, подпункта 1 пункта 3, пункта 4.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., представителя губернатора Омской области Головкина В.А., Министерства труда и социального развития Омской области Тереховой Н.Ю., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам установила:
Сухова В.Ф. и Сухов В.Г. - ветераны труда (кроме того, Суховой В.Ф. назначена инвалидность 3 группы, Сухову В.Г. - инвалидность 2 группы) обратились в Омский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в ред. постановления Правительства Омской области от 29 декабря 2010 г. N 269-п) в части подпунктов 2, 15 пункта 1, подпункта 1 пункта 3, пункта 4, мотивируя тем, что они являются ветеранами труда и инвалидами, имеют право бесплатного проезда всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, им выданы соответствующие транспортные карты для бесплатного проезда, но по состоянию здоровья воспользоваться правом бесплатного проезда не могут.
По мнению заявителей, положения подпунктов 2, 15 пункта 1, подпункта 1 пункта 3, пункта 4 постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" нарушают их права, гарантированные частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, статьями 22, 27 Федерального закона "О ветеранах", статьёй 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", поскольку оспариваемое постановление не предусматривает возможность замены мер социальной поддержки денежной компенсацией. В результате лица с ограниченными возможностями не могут реализовать предоставленные постановлением меры социальной поддержки в виде права на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте.
Считали, что оспариваемое постановление должно содержать положения о возможности замены мер социальной поддержки в виде права на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте выплатой денежной компенсации.
Впоследствии заявители уточнили требования, просили суд признать подпункт 1 пункта 3, пункт 4 противоречащими указанным Федеральным законам применительно к категории лиц с ограниченными возможностями. Сухова В.Ф. заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель Правительства Омской области и Губернатора Омской области Фролов А.В., представитель Министерства труда и социального развития Омской области Терехова Н.Ю. с заявлением не согласились.
Решением Омского областного суда от 19 сентября 2011 г. заявление Суховой В.Ф. и Сухова В.Г. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Сухова В.Ф. и Сухов В.Г. просят решение отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить в полном объёме заявленные требования. Суть доводов их сводится к неправильному применению судом материального права, регулирующего спорное правоотношение.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения в порядке, предусмотренном статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов наделены правом предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 г. N 224-п "О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области" (в редакции постановления Правительства Омской области от 29 декабря 2010 г. N 269-п) установлены категории граждан, проживающих на территории Омской области, которым предоставляются меры социальной поддержки по проезду в соответствии с данным постановлением.
В подпунктах 2, 15 пункта 1 постановления указаны ветераны труда, а также приравненные к ним граждане по состоянию на 31 декабря 2004 г.; инвалиды и лицо, сопровождающее инвалида I группы.
Подпунктом 1 пункта 3 указанного постановления установлена мера социальной поддержки в виде права бесплатного проезда граждан, указанных в пункте 1 этого постановления, всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в пределах территории Омской области.
При этом пунктом 4 постановления предусмотрено, что установленная подпунктом 1 пункта 3 данного постановления мера социальной поддержки по проезду предоставляется в размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте, предусмотренной в приложении N 1 к постановлению, в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением:
- категории граждан, предусмотренной подпунктом 22 пункта 1 настоящего постановления;
- инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны в период с 1 января по 31 декабря 2011 года.
Не использованные в течение календарного месяца поездки не переносятся на следующий календарный месяц и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок, за исключением поездок, не использованных категориями граждан, предусмотренными подпунктами 1, 11, 12 пункта 1 этого постановления.
Не использованные категориями граждан, предусмотренными подпунктами 1, 11, 12 пункта 1 постановления, в течение календарного месяца поездки переносятся на следующий календарный месяц и суммируются с приходящимся на него количеством поездок в течение календарного года. Не использованные в течение календарного года поездки не переносятся на следующий календарный год и не суммируются с приходящимся на него количеством поездок.
Установленные подпунктами 2-8 пункта 3 настоящего постановления меры социальной поддержки предоставляются при осуществлении поездок в пределах базовой маршрутной сети, утверждаемой в соответствии с областным законодательством, а также по маршрутам (маршрутной сети), утверждённым (утвержденной) органами местного самоуправления муниципальных районов Омской области в пределах их компетенции.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 24 пункта 2, пункты 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 10, статье 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Проанализировав приведённые федеральные нормы в их взаимосвязи, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что коль скоро установление такой меры социальной поддержки ветеранов и инвалидов, как бесплатный проезд на городском транспорте, порядка её предоставления - прерогатива субъекта Российской Федерации, то региональные органы государственной власти не лишены были права установить порядок и формы предоставления этой меры социальной поддержки.
И поскольку федеральное законодательство не исключает возможность предоставления льгот как в натуральной форме, так и в форме денежной компенсации, суд правильно отклонил доводы заявителей о том, что Правительство Омской области обязано предусмотреть возможность замены натуральной льготы денежной компенсацией. Права заявителя, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оспариваемыми нормами не отменяются и не изменяются, а, следовательно, вести речь о снижении уровня правовых гарантий в области социальной защиты в этом случае нет оснований.
Таким образом, выводы суда о законности оспариваемых норм являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на верном толковании материальных норм, подлежащих применению по данному делу.
Доводы кассационной жалобы не могут повлиять на отмену решения, все они были предметом судебного разбирательства, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном постановлении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Омского областного суда от 19 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Суховой В.Ф. и Сухова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2011 г. N 50-Г11-14
Текст определения официально опубликован не был