Кассационное определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 ноября 2011 г. N КАС11-610
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В. и Крупнова И.В.
при секретаре Кулик Ю.А.,
с участием прокурора Обухова А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Злобинского О.В. о признании частично недействующим подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",
по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г., которым в удовлетворении заявления Злобинского О.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., выступление представителя заявителя Дорн Б.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, объяснения представителя Правительства Российской Федерации Шемета А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Обухова А.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Злобинский обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, полагая, что положения подп. "а" п. 9 Постановления от 22 сентября 1993 года N 941 в части слов "не менее одного года" в предложении "В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет" нарушают его право на получение пенсии, исчисленной в соответствии с должностным окладом, который ему был установлен до перевода в связи с организационно-штатными мероприятиями на должность с меньшим должностным окладом.
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Злобинский, утверждая о неправильном применении судом норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит судебное постановление отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает на то, что наличие в законе предписания об учете окладов для исчисления пенсии в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не должно влиять на его право получать пенсию исходя из размера получаемого им размера денежного довольствия по длительное время занимаемой должности.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, к которым относится заявитель, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии со ст. 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4469-I, которым с 1 февраля 1993 г. введен в действие Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", усматривается, что Совету Министров Российской Федерации поручено разработать и утвердить нормативные акты о порядке применения указанного Закона по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Российской Федерации.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, принимая Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941, Совет Министров - Правительство Российской Федерации действовало в пределах своей компетенции и во исполнение ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Согласно подп. "а" п. 9 Постановления от 22 сентября 1993 года N 941 офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода; в таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта и Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г., суд первой инстанции верно указал в решении, что абзац 2 подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 фактически ввел в действие дополнительную льготу по исчислению пенсии офицерам, переведенным в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом. При этом суд правильно отметил в решении, что данный факт свидетельствует не об ущемлении прав военнослужащих, а об установлении дополнительных гарантий социального обеспечения отдельных категорий офицеров.
Изложенное позволило сделать суду обоснованный вывод о том, что оспариваемое заявителем положение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 не только не противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, но и непосредственно направлено на его исполнение и способствует увеличению прав на пенсионное обеспечение и объема социальных гарантий военнослужащим.
При таких данных доводы Злобинского о несоответствии Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I оспариваемых положений несостоятельны, а вывод суда о законности подп. "а" п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в указанной части является правильным, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Злобинского О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.И. Федин |
Члены коллегии |
Г.В. Манохина |
|
И.В. Крупнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 ноября 2011 г. N КАС11-610
Текст определения официально опубликован не был