Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Департамента
здравоохранения г. Москвы
от 13 декабря 2010 г. N 2132
Положение
о службе экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы
1. Общие положения
1.1. Служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы - функциональное объединение сил и средств городского здравоохранения для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на территории города.
1.2. СЭМП является функциональной подсистемой Московской городской системы предупреждения и действий в ЧС и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф - ее территориальным звеном (территориальной службы медицины катастроф - ТСМК).
1.3. СЭМП организована в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90 г. N 192 "О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях", Постановлениями Правительства РФ от 03.05.94 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", от 28.02.96 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" и во исполнение Решения исполкома Моссовета от 24.07.90 г. N 1277, Приказа Главмедуправления Москвы от 14.09.90 г. N 412, а также с учетом Приказа Минздрава РФ от 21.06.96 г. N 261 "Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф".
1.4. СЭМП подчиняется непосредственно руководителю Департамента здравоохранения города Москвы.
1.5. СЭМП - гибкая функциональная система, позволяющая городскому здравоохранению в кратчайшие сроки изменить режим повседневной работы, в основе которого лежит принцип оказания медицинской помощи индивидууму (медицинский работник - пациент), на чрезвычайный режим, в основе которого лежит принцип коллективной медицины (медицинский работник - группа пострадавших).
2. Цель и задачи СЭМП
2.1. Цель СЭМП - обеспечение оперативной, устойчивой и адекватной реакции московского здравоохранения на чрезвычайные ситуации различного типа и масштаба для своевременного удовлетворения внезапно возникшей и превышающей повседневные размеры и потребности в экстренной медико-санитарной помощи при рациональном использовании медицинских сил и средств.
2.2. Задачи СЭМП.
- поддержание постоянной готовности органов управления учреждений, подразделений и формирований СЭМП к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время;
- осуществление комплексных мер по противодействию возможным террористическим актам, в том числе, с применением ядовитых, биологических (бактериологических) агентов, и повышению безопасности городских медицинских учреждений в соответствии с распорядительными документами Департамента здравоохранения и решениями антитеррористической комиссии Департамента;
- повышение готовности подразделений службы медицины катастроф к ликвидации медико-санитарных последствий реализованных террористических актов;
- своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в ЧС;
- снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастроф на население, вовлеченное в чрезвычайную ситуацию;
- участие в обеспечении (совместно с санитарно-эпидемиологической и коммунальными службами) санитарного благополучия в зоне ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;
- проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пострадавших;
- сохранение здоровья личного состава СЭМП в период ликвидации медицинских последствий ЧС;
- осуществление взаимодействия с городскими, ведомственными федеральными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС;
- координация действий службы медицины катастроф и гражданской обороны здравоохранения города при проведении плановых мероприятий и в условиях чрезвычайного режима;
- оценка оперативной медико-санитарной обстановки при потенциальной аварийной опасности на территории города;
- снижение рисков и уровня медико-санитарных последствий ЧС в мирное время и опасностей для населения в условиях военного времени;
- проведение НИР и ОКР по проблемам "медицины катастроф": совершенствование организации, управления и технологий экстренной медицинской помощи в ЧС;
- осуществление комплексных мер по совершенствованию и дальнейшему развитию территориальной службы медицины катастроф.
3. Структура СЭМП
3.1. Структура СЭМП представлена на схеме N 1; она включает все учреждения и службы городского здравоохранения, привлекаемые к ликвидации медицинских последствий ЧС; Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи и специальные формирования - специализированные бригады постоянной готовности, повышенной готовности и врачебно-сестринские бригады.
3.2. Головным учреждением СЭМП является Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи (далее по тексту ЦЭМП), выполняющий функции штаба службы медицины катастроф на территории города.
3.3. ГУП города Москвы "Столичные аптеки", не включенное в схему СЭМП, обеспечивают ее в установленном порядке медикаментами и медицинским имуществом, в том числе из городских резервов.
3.4. ГУП города Москвы "Гормедтехника", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке бригадами по экстренному монтажу и ремонту медицинской техники.
3.5. ГУ "ПТО капитального ремонта и строительства (КРиС)", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке специальной техникой и персоналом для ликвидации последствий ЧС в ЛПУ.
3.6. Автокомбинат "Мосавтосантранс", не включенный в схему СЭМП, обеспечивает ее в ЧС в установленном порядке санитарным автотранспортом.
3.7. ГУП "Мосмедкомплект", не включенное в схему СЭМП, обеспечивает ее в установленном порядке медсанхозяйственным имуществом.
3.8. Научно-исследовательские работы по проблеме "Медицина катастроф" с учетом территориальных особенностей г. Москвы проводит Научно-практический Цент экстренной медицинской помощи с привлечением научно-исследовательскими учреждениями Департамента здравоохранения, медицинских вузов и научно-исследовательских институтов федерального подчинения.
4. Управление СЭМП
4.1. Управление службой экстренной медицинской помощи на федеральном уровне осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Всероссийский Центр медицины катастроф "Защита" является рабочим органом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации, выполняющим функции управления федеральной СЭМП.
4.2. Руководство службой экстренной медицинской помощи г. Москвы (территориальный уровень) осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы. Научно-практический Центр экстренной медицинской помощи является постоянно действующим рабочим органом начальника городской СЭМП - руководителя Департамента здравоохранения по организации и оперативному управлению подразделениями службы.
4.3. При руководителе Департамента здравоохранения создается межведомственная координационная комиссия медицины катастроф и Антитеррористическая комиссия. Руководителем комиссии назначается руководитель Департамента здравоохранения, его заместителями - директор НПЦ ЭМП, руководитель Роспотребнадзора по городу Москве.
В состав комиссии в обязательном порядке включаются руководители управлений и отделов Департамента здравоохранения, осуществляющих организацию медицинской помощи населению, медикаментозное и материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, главные врачи Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова и Станции переливания крови.
4.4. На комиссию возлагаются задачи: принятие согласованных решений по ликвидации медицинских последствий ЧС; организация мероприятий по выполнению управленческих решений в ЧС; координация действий привлеченных служб и подразделений; подготовка проектов приказов и распоряжений начальника СЭМП, своевременное доведение их до исполнителей и контроль за их выполнением; организация снабжения ЛПУ и формирований, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС; контроль за взаимодействием СЭМП со смежными экстренными службами.
4.5. При ликвидации медицинских последствий ЧС на территории г. Москвы в оперативное подчинение НПЦ ЭМП переходят все ЛПУ, включенные в СЭМП.
Управленческие решения НПЦ ЭМП носят директивный характер и являются обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, подразделениями и формированиями.
4.6. При возникновении на территории города нештатных или чрезвычайных ситуаций в зависимости от величины санитарных потерь непосредственное персональное руководство действиями СЭМП осуществляют:
- при санитарных потерях, не превышающих 10 (десять) человек - старшее должностное лицо дежурной смены ЦЭМП;
- при санитарных потерях, не превышающих 25 (двадцать пять) человек - руководитель (или лицо, его заменяющее) ЦЭМП;
- при санитарных потерях, превышающих 25 (двадцать пять) человек - начальник СЭМП - руководитель Департамента здравоохранения города Москвы.
4.7. В повседневной деятельности все учреждения, подчиненные Департаменту здравоохранения, выполняют возложенные на них функции в части готовности к действиям в ЧС под контролем ЦЭМП.
5. Функции и организация деятельности СЭМП
5.1. Деятельность СЭМП осуществляется в трех режимах:
I. Режим повседневной деятельности
1. Разработка планов действий СЭМП в чрезвычайных ситуациях:
- "План действий службы экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях";
- "План действий управления здравоохранения административного округа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях";
- "План действий учреждения (объединения, предприятия) Департамента здравоохранения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуациях".
2. Организация плановой работы межведомственной координационной комиссии медицины катастроф и Антитеррористической комиссии Департамента здравоохранения города Москвы и участие в работе Московской городской комиссии по чрезвычайным ситуациям (МГКЧС) Правительства Москвы.
3. Реализация целевой программы Департамента здравоохранения "Экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях"
4. Поддержание постоянной готовности сил и средств СЭМП к действиям в ЧС:
4.1. Текущий контроль за состоянием готовности органов управления, учреждений, подразделений и формирований СЭМП к переводу на чрезвычайный режим работы и выполнению возложенных задач в ЧС.
4.2. Накопление, хранение, освежение неснижаемых запасов медикаментов, перевязочных материалов, средств иммобилизации, оборудования, аппаратуры и другого медицинского имущества, предназначенных для учреждений и формирований СЭМП.
4.3. Подготовка кадрового состава СЭМП по вопросам управления, организации и технологии оказания медицинской помощи в ЧС:
- плановое обучение на тематических циклах "Медицина катастроф" по дифференцированным учебным программам для различных контингентов обучающихся;
- проведение на объектах здравоохранения тренировочных занятий, командно-штабных и тактико-специальных учений (в соответствии с годовыми планами);
- участие в проведении комплексных окружных и городских показных тактико-специальных учений, запланированных Главным управлением МЧС России по городу Москве;
- подготовка и проведение ежегодного итогового сбора руководящего состава СЭМП г. Москвы.
5. Осуществление плановых мероприятий, обеспечивающих защиту персонала и больных ЛПУ в ЧС - накопление средств защиты, фонда убежищ и укрытий.
6. Заблаговременное установление взаимодействия СЭМП с обеспечивающими и другими службами быстрого реагирования, привлекаемыми к ликвидации медицинских последствий ЧС:
- отработка порядка и источников экстренного получения медикаментов, медицинского кислорода, санитарно-хозяйственного имущества;
- отработка источников выделения автотранспорта для доставки медицинского персонала, эвакуации пострадавших, перевозки медицинских грузов;
- разработка схем взаимодействия с Роспотребнадзором по городу Москве;
- отработка координации действий СЭМП и других экстренных городских служб;
- установление порядка привлечения дополнительных (ведомственных) медицинских сил и средств.
7. Плановая комплексная экспертиза уровня готовности органов учреждений, подразделений и формирований СЭМП, контроль за устранением выявленных недостатков (совместно со службой медицинского обеспечения Главного управления МЧС России по городу Москве). Постоянная коррекция характеристик аварийной опасности в зависимости от изменения ситуации в городе (ликвидация объектов, появление новых "очагов риска", изменение технологии производства и т.д.).
Создание и постоянное пополнение единой автоматизированной информационно-аналитической системы "Медицина катастроф г. Москвы" и накопление общегородских баз данных.
8. Повседневная оценка оперативной медико-санитарной обстановки территории Москвы.
9. Организация обучения персонала экстренных немедицинских служб города и организованных контингентов населения практическим навыкам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, приемам само- и взаимопомощи.
10. Организация и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме "Медицина катастроф".
11. Принятие мер по возмещению ущерба, понесенного СЭМП в предшествующие ЧС.
12. Разработка и реализация мер, направленных на развитие и совершенствование СЭМП, правовую защищенность персонала.
II. Режим повышенной готовности (вводится начальником СЭМП - руководителем Департамента здравоохранения города Москвы)
При поступлении сигнала об угрозе ЧС СЭМП осуществляет:
- оперативный анализ медико-санитарной обстановки;
- мобилизацию и приведение в готовность сил и средств СЭМП в зависимости от прогнозируемой ЧС.
1. Экстренное оповещение в установленном порядке руководителя Департамента здравоохранения, руководства ЦЭМП, руководителя и членов межведомственной координационной комиссии медицины катастроф и Антитеррористическая комиссии, служб взаимодействия.
2. Направление бригады экстренного реагирования ЦЭМП на место прогнозируемой ЧС.
3. Оповещение оперативного отдела ССиНМП.
4. Оценка величины и структуры возможных санитарных потерь, расчет необходимых сил и средств для оказания экстренной медицинской помощи.
5. Оповещение руководителей соответствующих органов и учреждений здравоохранения о принятых управленческих решениях по приведению их в готовность. Введение в действие соответствующих разделов "Планов действий в ЧС".
6. Усиление эпидемиологического надзора; проведение профилактических санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (совместно с Роспотребнадзором по городу Москве).
7. Приведение в готовность защитных сооружений учреждений здравоохранения; подготовка персонала и больных ЛПУ, которые могут оказаться в зоне ЧС, к защите или экстренной эвакуации.
8. Уточнение системы управления, связи и взаимодействия в условиях прогнозируемой ЧС.
9. Коррекция принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о реальных силах и средствах СЭМП; контроль исполнения.
III. Режим чрезвычайной ситуации (вводится начальником СЭМП - руководителем Департамента здравоохранения города Москвы)
Ликвидация медицинских последствий чрезвычайной ситуации на территории г. Москвы. СЭМП обеспечивает организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном и госпитальном этапах, начиная с границы очага бедствия.
При получении сигнала о ЧС:
1. Экстренное оповещение в установленном порядке Руководителя Департамента здравоохранения, руководства ЦЭМП, председателя и членов межведомственной координационной комиссии медицины катастроф и Антитеррористическая комиссии.
2. Направление бригады экстренного реагирования ЦЭМП в зону чрезвычайной ситуации.
3. Оповещение диспетчером ЦЭМП оперативного отдела и отдела госпитализации ССиНМП.
4. Направление в зону ЧС бригад ССиНМП в количестве, адекватном масштабам ЧС по данным первичной информации.
5. Оценка величины и структуры санитарных потерь, расчет необходимых сил и средств для оказания экстренной медицинской помощи. Оперативное взаимодействие со всеми привлеченными в зону ЧС службами.
6. Принятие решения о варианте организации экстренной медицинской помощи пострадавшим, вводе в действие соответствующих медико-санитарной обстановке медицинских сил и средств.
7. Оповещение в установленном порядке руководителей учреждений СЭМП, обеспечивающих служб и служб взаимодействия о принятых управленческих решениях и доклады о готовности к выполнению возлагаемых задач.
8. Коррекция принятых управленческих решений по уточненной информации, динамике медико-тактической обстановки и данных о ресурсах введенных в действие медицинских сил и средств.
9. Реализация принятых управленческих решений по ликвидации медицинских последствий ЧС:
9.1. в очаге бедствия оказывается первая медицинская помощь личным составом аварийно-спасательных формирований и в порядке само- и взаимопомощи.
9.2. на границе очага бедствия (оцепление) развертываются пункты сбора пострадавших и сортировочные площадки:
- объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка; изоляционно-обсервационные мероприятия; первая медицинская помощь; первая врачебная помощь; квалифицированная и элементы специализированной медицинской помощи по жизненным показаниям; транспортировка пострадавших по медицинским показаниям в стационары; участие в организации и проведении противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий (совместно с Роспотребнадзором по городу Москве); эвакуация трупов;
- медицинские силы догоспитального этапа: бригады экстренного реагирования ЦЭМП по ЧС; бригады ССиНМП; бригады пунктов неотложной помощи детскому населению; врачебно-сестринские бригады;
- медицинские средства: табельное оснащение, оперативно-тактический резерв СЭМП, санитарный и приданный транспорт.
9.3. в стационарах СЭМП:
- объем медико-санитарной помощи: медицинская сортировка; прием и санитарная обработка; квалифицированная и специализированная медицинская помощь, реабилитация, экспертиза;
- медицинские силы стационарного этапа: персонал ЛПУ, ведущего прием массового потока пострадавших; специализированные бригады постоянной готовности СЭМП; бригады специализированной медицинской помощи повышенной готовности ЛПУ; врачебно-сестринские бригады;
- оперативно-тактический резерв ЛПУ; табельное оснащение бригад специализированной медицинской помощи, транспорт ЛПУ и приданный транспорт.
9.4. В Бюро судебно-медицинской экспертизы:
- судебно-медицинская экспертиза погибших;
- судебно-медицинское освидетельствование пострадавших.
10. Решение о необходимости привлечения ведомственных медицинских сил и средств для усиления городской СЭМП г. Москвы принимается начальником СЭМП - руководителем Департамента здравоохранения, им же осуществляется оперативное управление придаваемыми силами.
11. Все уровни управления в пределах своей компетенции обеспечивают устойчивое функционирование органов, учреждений и формирований СЭМП; осуществляют маневр подведомственных сил и средств для удовлетворения потребностей в ресурсах; координируют действия СЭМП со всеми службами, привлеченными к ликвидации ЧС.
12. Организация и обеспечение работы справочной службы о пострадавших в ЧС.
13. Организация защиты персонала и больных ЛПУ, находящихся в зоне ЧС.
14. Организация медико-санитарного обеспечения населения, временно эвакуированного из зоны ЧС.
15. Систематизация и анализ этапной и итоговой информации о ликвидации медицинских последствий ЧС; составление отчета по установленной форме.
6. Медико-санитарное обеспечение населения при угрозе и реализации террористических актов
I. Режим повседневной деятельности
1. Осуществление комплекса мер по реализации Федерального закона от 25.07.1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", Указа Президента Российской Федерации от 15.02.2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму", Указа Мэра Москвы от 21.05.2007 г. N 26-УМ "О системе антитеррористической деятельности в г. Москве N", Решений городской антитеррористической комиссии, соответствующих распорядите
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.