Я, должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного постановлением первого заместителя Главного военного прокурора генерал-лейтенантом юстиции в отношении должностного лица Заказчика, по признакам административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 4.1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на "поставку комплекта аэродромно-эксплуатационной техники для нужд Заказчика в 2011 году" (далее - Аукцион).
В силу части 1 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) содержание документации об открытом аукционе в электронной форме должно соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В силу части 6 статьи 34 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
Вместе с тем в Техническом задании Заказчиком утверждена документация об Аукционе, не соответствующая требованиям законодательства о размещении заказов, а именно в документации об Аукционе:
- по лоту N 2 содержится указание о необходимости наличия в закупаемой снегоуборочной машине системы, обеспечивающей направление воздуха с помощью заслонки в воздуходуве;
- по лоту N 4 предусматривается размещение всасывающей шахты в задней части машины, что является конструктивной особенностью аэродромной уборочной подметально-вакуумной машины AS 990;
- по лоту N 9 установлены требования к изготовлению корпуса поставляемой машины только из нержавеющей стали.
Таким образом, установление данных требований Заказчиком является нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В силу части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ за включение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Согласно приказу Заказчика Управление Заказчика разрабатывает документацию на проведение торгов, организует процедуру размещения заказов.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, документация об Аукциона утверждена должностным лицом Заказчика.
Таким образом, на основании вышеизложенного, первый заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции пришел к выводам, что в действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, содержатся составы административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении N АК213-11 возбуждено постановлением первого заместителя Главной военной прокуратуры от 19.09.2011, на составлении которого привлекаемое лицо к административной ответственности явилось лично, от дачи объяснений отказалось.
Рассмотрение дела об указанном административном правонарушении назначено на 11.10.2011 в 11.00 по адресу г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11. На рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении первый заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции и должностное лицо Заказчика не явились.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Факт направления извещения должностному лицу Заказчика подтверждается телеграммами от 04.10.2011 NN Т-7386, Т-7387.
Вместе с тем извещения о вызове на рассмотрение дела об административном правонарушении не освобождает должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение такого дела от необходимости выяснения до начала рассмотрения дела по существу вопроса о доставке или вручении данного извещения по месту нахождения адресата, с тем, чтобы при осуществлении производства было обеспечено соблюдение необходимых процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Доказательств о надлежащем уведомлении указанных лиц о времени и месте рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, а также в соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу о невозможности рассмотреть 11.10.2011 указанное дело, в связи с чем, указанное должностное лицо приняло решение об отложении рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении на 28.10.2011 в 12.00.
Рассмотрение дела состоялось 28.10.2011 в 12.00 по адресу г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, должностное лицо Заказчика не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено в установленном порядке, однако, явился представитель по доверенности.
Права и обязанности, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьями 20.25, 25.1, 30.1, 30.2, 30.3, 32.3 КоАП РФ представителю по доверенности должностным лицом ФАС России, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела, разъяснены и понятны.
Представитель на рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении устно пояснил, что признает, что указанное положение документации об аукционе противоречит законодательству Российской Федерации о размещении заказов и содержит в себе признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 4.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела об указанном административном правонарушении, не поступало.
Должностное лицо ФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении пришло к следующим выводам.
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.09.2011 должностному лицу Заказчика инкриминируется, в том числе, правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере размещения государственного заказа для государственных или муниципальных нужд.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется в установлении должностным лицом требований в документации об аукционе, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, исходя из диспозиции указанной нормы, административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, является оконченным с момента невозможности участвовать участнику (участникам) размещения заказа в торгах, либо в запросе котировок в силу наличия в утвержденной документации об аукционе, конкурсной документации или извещении о проведении запроса котировок требований, к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Как следует из материалов настоящего дела об административном правонарушении, сделать вывод о том, что установленные требования к поставке товаров по лотам N 2, N 4, N 9 действительно привели к ограничению участников размещения заказов не представляется возможным, поскольку, во-первых, материалы настоящего дела об административном правонарушении таких доказательств, сведений о наличии таких участников размещения заказа не содержат, а во-вторых, указанные нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов выявлены и пресечены на стадии подачи заявок на участие в рассматриваемом Аукционе, срок подачи таких заявок не окончен, в связи с чем, говорить о наличии таких участников преждевременно.
Следовательно, само по себе установление таких требований на стадии размещения заказа, не повлекшее фактического ограничения участников размещения заказа, претендующих на заключение государственного или муниципального контракта, не образует состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, а Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное административное правонарушение (пункт 19 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, в случае отсутствия в действиях привлекаемого лица к административной ответственности состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах должностное лицо ФАС России, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела, приходит к выводу о невозможности административного преследования в отношении должностного лица Заказчика по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, должностное лицо соглашается с выводами, изложенными в постановлении о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении, поскольку за указанные выше нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, действия должностного лица Заказчика образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, то есть квалифицируются такие действия как утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, указанное должностное лицо ФАС России приходит к выводу, что в действиях должностного лица Заказчика, выразившихся в утверждении документации об аукционе не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов, имеется наличие состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Заказчика.
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об Аукционе - 29.07.2011.
Вина должностного лица Заказчика состоит в том, что оно не выполнило установленные требования Закона о размещении заказов и не предприняло зависящих от него мер по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о размещении заказов требований, при рассмотрении дела не установлены.
Вина должностного лица Заказчика в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ доказана и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение указанного дела, не выявлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность совершенного административного правонарушения - не выявлены.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность совершенного административного правонарушения - не выявлены.
Таким образом, в действиях должностного лица Заказчика, выразившихся в утверждении документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 7.30, 23.66, 24.5, 29.7, 29.9 КоАП, постановил:
1. Признать в действиях должностного лица Заказчика, выразившихся в утверждении документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, нарушение части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Утверждение документации об аукционе должностным лицом государственного заказчика не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Наложить на должностное лицо Заказчика штраф в размере 3 000 (трех тысяч) рублей 00 копеек.
4. Производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении должностного лица Заказчика по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации оплачиваются в федеральный бюджет по реквизитам:
Получатель |
ИНН 7703516539 КПП 770301001 УФК по г. Москве (для ФАС России) КБК 161 1 1633010010000140 ОКАТО 45286575000 |
Банк получателя |
Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москвы БИК 044583001 |
Расчетный счет |
40101810800000010041 |
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суде либо вышестоящему должностному лицу ФАС России в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 28 октября 2011 г. N АК231-11 "О наложении штрафа по делу об административном правонарушении" (извлечение)
Текст постановленияофициально опубликован не был