1. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о возможности подачи жалобы участником размещения заказа по средствам факсимильной связи.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
При этом обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган местного самоуправления осуществляется путем подачи жалобы.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если она подана с нарушением требований, предусмотренных частями 4 или 5 статьи 57 Закона о размещении заказов.
При этом частями 4 и 5 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено, что участник размещения заказа вправе подать жалобу в письменной форме. Вместе с тем, часть 4 статьи 57 Закона о размещении заказов содержит указание на возможность подачи жалобы посредством факсимильной связи. Одновременно с этим часть 5 статьи 57 Закона о размещении заказов не содержит информации о способах подачи жалобы и ограничении в части возможности подачи жалобы посредством факсимильной связи.
Вместе с тем, согласно пункту 3.13 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, жалоба подается, в том числе посредством факсимильной связи.
Таким образом, участник размещения заказа вправе направить жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии посредством факсимильной связи.
2. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о необходимости приложения к жалобе участника размещения заказа документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу, в случае, если она подписана единоличным исполнительным органом акционерного общества, а не его представителем.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 59 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.
Частью 3 статьи 58 Закона о размещении заказов установлено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Вместе с тем, законодательством Российской Федерации, определяющим правовые основы деятельности отдельных видов юридических лиц, установлено, что единоличный исполнительный орган юридического лица действует от его имени без доверенности.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества.
Учитывая изложенное, единоличный исполнительный орган акционерного общества, подписывая жалобу, поданную на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, установленном Законом о размещении заказов, не обязан прикладывать к жалобе документы, подтверждающие его полномочия.
Одновременно следует отметить, что пунктом 3.13 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, установлено, что жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
Таким образом, жалоба участника размещения заказа может не содержать документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу, в случае, если она подписана единоличным исполнительным органом акционерного общества, а не его представителем.
3. Возможно ли изменения условий заключенного контракта в случае, если поставщиком предлагается поставить товар с улучшенными характеристиками и качеством.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных, в том числе, частями 6 - 6.7. статьи 9 Закона о размещении заказов.
Частью 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В этом случае в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, вносятся сведения об изменении условий контракта.
Таким образом, Закон о размещении заказов допускает возможность, при условии согласия заказчика, изменение условий контракта, в части согласования поставки товара с улучшенными характеристиками и качеством.
При этом, критерии определения лучших характеристик и качества товара Законом о размещении заказов не установлены, в связи с чем заказчик самостоятельно определяет и согласовывает исполнителю по контракту такие критерии.
При исполнении контракта одностороннее изменение поставщиком технических характеристик и качества товара не допускается.
Кроме того, важно то, что положения части 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов применяются к отношениям сторон, возникшим после 25.04.2011.
4. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о возможном выборе способа размещения заказа на услуги столовых.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона (далее - Перечень). При этом код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) 5520107 "Услуги столовых" в указанный Перечень не входит.
Вместе с тем, Перечнем установлено проведение торгов на представление услуг по приготовлению пищи заведениями общественного питания (код ОКДП 5520200), в том числе, механическая и тепловая обработка продуктов, услуги, связанные с раздачей пищи, в форме открытого аукциона в электронной форме.
Кроме того, поставка пищевых продуктов и напитков (код ОКДП 1500000) также входит в Перечень, и размещение заказа, включающего поставку продуктов питания, заказчики обязаны проводить в форме открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, в случае если предметом размещения заказа являются не только услуги, соответствующие коду "Услуги столовых" (код ОКДП 5520107), но и иные услуги, включенные в Перечень, например, соответствующие кодам ОКДП 5520200, 1500000, то размещение такого заказа должно осуществляться исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Также важно отметить, что заказчик с целью исключения некачественных услуг или товаров обязан установить в документации об открытом аукционе в электронной форме полный объем требований к качеству, техническим характеристикам товара, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, оказываемых услуг потребностям заказчика, а также ГОСТам и прочим нормативным документам с целью определения соответствия оказываемых услуг и поставляемых товаров требованиям документации о торгах.
Кроме того, во избежании участия в торгах недобросовестных поставщиков необходимо использовать предусмотренные Законом о размещении заказов меры финансовой ответственности, такие как установление обязанности представления участником размещения заказа обеспечения заявки на участие в торгах, а также обязанности представления обеспечения исполнения государственного контракта до момента его заключения.
Данные механизмы также способствуют повышению качества исполнения поставщиком условий контракта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы размещения заказов для муниципальных и госнужд.
Жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии можно направить как в письменной форме, так и посредством факсимильной связи.
Жалоба возвращается, если она не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами. К ней должны быть приложены доверенность или иной документ, свидетельствующий о полномочиях представителя участника размещения заказа. Единоличный исполнительный орган АО не обязан прикладывать к жалобе документы, подтверждающие его полномочия.
Изменение существенных условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается. Исключение составляет случай, когда по согласованию с заказчиком поставляется товар с улучшенными потребительскими свойствами. Эти положения применяются к отношениям сторон, возникшим после 25 апреля 2011 г.
Правительством РФ утвержден перечень товаров, работ, услуг, заказы на поставки, выполнение, оказание которых размещаются путем проведения аукциона. Услуги столовых и поставка пищевых продуктов и напитков в него не входят. При этом торги на представление услуг по приготовлению пищи заведениями общественного питания, в том числе механическая и тепловая обработка продуктов, услуги, связанные с раздачей пищи, проводятся в форме открытого аукциона в электронной форме. Если предметом размещения заказа являются не только услуги столовых, но и иные услуги, включенные в указанный перечень, то заказ размещается исключительно путем проведения открытого аукциона в электронной форме. В документации необходимо установить полный объем требований к качеству, техническим характеристикам товара, услуг, их безопасности и др.
Во избежание участия в торгах недобросовестных поставщиков следует использовать меры финансовой ответственности. Речь идет об обязании участника размещения заказа представить обеспечение заявки на участие в торгах, а также обеспечение исполнения госконтракта до момента его заключения.
Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником отдела нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Кашиной М.Н.