Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9. Метеорологическое обеспечение авиационных и авиационно-химических работ, полетов в горной местности и полярных районах
9.1. Метеорологическое обеспечение авиационных работ
9.1.1. Авиационные работы обеспечиваются прогнозами погоды, выпускаемыми метеорологическим органом базового аэродрома по закрепленному району, границы которого определяются, как правило, границами соответствующего района УВД (за исключением полетов вертолетов с борта морских судов). Прогнозы составляются на 6 или 9 ч и выпускаются в период полетов через каждые 3 ч. При необходимости должен обеспечиваться выпуск коррективов к действующим прогнозам, а также предупреждений по району полетов.
Примечание. По согласованию между РУВТ и УГМС прогнозы погоды по районам (площадям), предназначенные для обеспечения авиационных работ, могут использоваться для обеспечения полетов по маршрутам, выполняемых по ПВП (данный вопрос включается в раздел "Метеорологическое обеспечение авиационных работ" Инструкции по организации и управлению полетами т выполнению авиаработ).
9.1.2. При выполнении полетов в другом районе УВД метеорологический орган аэродрома вылета запрашивает прогноз погоды по району работ у соответствующего метеорологического органа, обеспечивающего данный район УВД.
9.1.3. По согласованию между РУВТ и УГМС в зависимости от климатических особенностей, рельефа местности и размеров, закрепленный (за АМСГ, I-III р.) район прогнозирования может быть разделен на несколько площадей с конкретным указанием границ (в виде географических координат) и обозначений. Внесение необходимых коррективов в части закрепления той или иной площади за другим прогностическим подразделением или уточнения разбивки на квадраты (сектора) также согласовывается соответствующими РУВТ и УГМС. Перечень установленных площадей (изменения к имеющемуся Перечню) следует рассылать в адреса метеорологических органов, обеспечивающих полеты в смежных районах УВД (в том числе соседних УГМС).
9.1.4. Метеорологическое обеспечение авиационных работ осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих пунктов и разделов НМО ГА и Инструкции по метеообеспечению полетов на аэродроме. В тех подразделениях, где объем метеообеспечения по авиационным работам составляет основную часть обслуживания, рекомендуется составлять самостоятельную Инструкцию по метеообеспечению авиационных работ.
Инструкция по метеообеспечению авиационных работ или соответствующий раздел к Инструкции по метеообеспечению полетов на аэродроме разрабатываются аэродромным метеорологическим органом (АМЦ, АМСГ I-III р. составляют эти разделы также по своим приписным подразделениям) совместно с эксплуатантом, в которых указывается:
а) характер авиационных работ (приложить схемы трубопроводов, лесопатрульных колец и т.д.);
б) перечень площадей, по которым составляются прогнозы погоды, с указанием границ каждой площади, а также перечень площадей по смежным районам УВД (карта-схема разбивки площадей с указанием на ней стандартных маршрутов прилагается к Инструкции);
в) порядок получения метеорологической информации от экипажей воздушных судов (используемые каналы связи);
г) порядок обмена метеорологической информацией с другими метеорологическими органами, в том числе между базовой АМСГ (АМЦ) и приписными подразделениями (объем метеоинформации и средства связи);
д) перечень гидрометстанций и постов, привлекаемых к подаче сводок (в том числе штормовых оповещений об ОЯ-спецсводок), а также посадочных площадок ГА, начальники которых привлечены к производству метеонаблюдений (к "Инструкции" прилагаются схемы ориентиров видимости на посадочных площадках и перечень используемых метеоприборов);
е) объем информации в сроки ее передачи с аэродромов базирования вертолетов; объем информации передаваемой базовой АМСГ экипажам воздушных судов, в том числе на посадочные площадки, где нет АМСГ или ОГ (используемые для этого средства связи);
ж) объем и сроки составления прогнозов погоды для авиационных работ; перечень метеодокументации, вручаемой диспетчерам УВД и экипажам воздушных судов, в зависимости от продолжительности полетов и вида авиационных работ;
з) порядок обеспечения срочных полетов (по санзаданию, аварийно-спасательным работам);
и) порядок составления и доведения штормовых предупреждений об ОЯ по маршрутам и районам полетав до УВД и экипажей воздушных судов, выполняющих авиационные работы (критерии об ОЯ выбираются в соответствии с требованиями НМО ГА и предприятия ГА), а также по пунктам базирования вертолетов о ветре у земли скоростью 15 м/сек и более;
к) порядок составления и доведения коррективов к прогнозам по маршрутам и районам полетов для органов УВД и экипажей.
9.1.5. По заявкам предприятий ГА УГМС организуют передачу трехдневных прогнозов погоды и Других дополнительных данных, необходимых для выполнения авиационных работ.
9.1.6. При подготовке к вылету в район работ экипажи воздушных судов обеспечиваются метеорологической информацией в соответствии с требованиями, изложенными в разделах 8.1. и 8.2.
9.1.7. Для обеспечения авиационных работ вне базы метеорологическая документация, содержащая необходимую информацию для полетов, вручается под расписку диспетчеру УВД или другому должностному лицу, осуществляющему руководство полетами по выполнению авиационных работ. При невозможности вручения документации, информация передается по имеющимся средствам связи.
9.1.8. При полетах большой продолжительности (ледовая разведка, другие виды работ) экипажи воздушных судов могут обеспечиваться прогнозами погоды с периодом действия менее установленного требованиями, если в процессе полета на борту воздушного судна обеспечивается прием очередных прогнозов.
9.1.9. При начале авиационных работ на оперативной точке, где нет метеорологического органа, экипаж воздушного судна сообщает диспетчеру УВД сведения о погоде для передачи метеорологическому органу, ответственному за составление прогнозов. В случае встречи с явлениями и условиями, указанными в п. 5.3.16., информация об их наличии передается немедленно.
9.1.10. При отсутствии информации о фактической погоде из района работ первый прогноз в утреннее время может составляться как ориентировочный. После получения информации метеорологический орган выпускает уточненный прогноз.
9.1.11. При организации метеонаблюдений на посадочных площадках (неклассифицированных аэродромах), осуществляемых работниками ГА или других ведомств, для каждой площадки (аэродрома) составляется порядок производства метеонаблюдений и доведения метеоинформации до экипажей и базовой АМСГ.
9.2. Метеорологическое обеспечение авиационно-химических работ (АХР)
9.2.1. Экипажи воздушных судов, выполняющее АХР, обеспечиваются метеорологической информацией в соответствии с требованиями п. 9.1.1. В целях предварительного планирования по заявке авиапредприятия метеорологический орган базового аэродрома дополнительно выпускает суточные прогнозы погоды по районам АХР с разделением на два 12-часовых периода (с 18.00 до 06.00 и с 06.00 до 18.00 мск).
9.2.2. Передачу прогнозов погоды и предупреждений по районам АХР следует осуществлять (при наличии технических возможностей) через местные радиовещательные передачи.
На период выполнения АХР составляется "Инструкция по метеообеспечению полетов по выполнению полетов на АХР", в которой отражаются вопросы согласно п. 9.1.4.
9.2.3. На период выполнения АХР к подаче специальных сводок в адрес метеорологического органа, ответственного за обеспечение указанных работ, привлекаются другие аэродромные метеорологические органы и ГМС, расположенные в районе АХР; определяется порядок получения экипажами данных о температуре и влажности воздуха в районе АХР от ГМС и агрометпостов.
9.2.4. Перед началом полетов экипаж воздушного судна проводит наблюдения за состоянием погоды на аэродроме (посадочной площадке) АХР, после установления связи передает данные наблюдений на базовый аэродром.
9.2.5. При наблюдениях за видимостью используются естественные ориентиры, которые определяют и наносятся на кроки аэродрома (посадочной площадки). Для оценки скорости ветра авиапредприятия обеспечивают экипажи воздушных судов анемометрами.
9.2.6. В процессе выполнения АХР экипажи воздушных судов обязаны следить за изменениями погоды и при возникновении неблагоприятных условий и явлений немедленно сообщать о них диспетчеру.
9.3. Метеорологическое обеспечение полетов вертолетов с борта морских судов и морских буровых платформ
9.3.1. Метеорологическое обеспечение полетов вертолетов над акваториями морей и океанов в воздушном пространстве России производится в соответствии с требованиями, изложенными в разделе 9.1.
9.3.2. Вылеты вертолетов с борта морских судов и платформ обеспечиваются прогнозами погоды по району (маршруту) полетов на основании заявок, подаваемых с борта морского судна (платформы) в адрес соответствующего аэродромного метеорологического органа. Текст заявки составляется и передается на судовую радиостанцию командиром вертолета не позднее, чем за четыре часа до начала полетов. В заявке указывается время начала и окончания полетов, географические координаты района полетов (маршрут), метеоминимум командира вертолета, а также состояние погоды в месте нахождения морского судна (платформы).
Примечание. При необходимости заинтересованные организации совместно с УГМС разрабатывают схемы связи между судами (платформами) и обслуживающими метеорологическими органами.
9.3.3. После подачи заявки и до конца полетов обеспечивается передача в адрес метеорологического органа ежечасных данных о состоянии погоды в районе нахождения морского судна (платформы), которые должны включать сведения о направлении и скорости ветра, видимости, явлениях погоды, количестве, форме и высоте нижней границы облаков, температуре воздуха и атмосферном давлении.
9.3.4. Наблюдения за погодой производятся должностными лицами, определяемыми владельцем судна (платформы), и прошедшими специальную подготовку.
9.3.5. В промежутках между часовыми сроками, когда:
а) скорость ветра увеличивается выше установленных предельных значений;
б) видимость и/или высота нижней границы облаков понижаются до значений ниже минимума командира вертолета;
в) наблюдается обледенение в осадках, сильная турбулентность (по данным с борта вертолета) производятся внеочередные (специальные) наблюдения, которые оформляются в виде сводки.
9.3.6. Сводки, содержащие данные ежечасных и специальных наблюдений, передаются на борт вертолета, а также в адрес метеорологического органа, обеспечивающего подготовку прогнозов. В телеграмму, направляемую в адрес метеорологического органа, следует включать данные, указанные в п. 9.3.5 в).
9.3.7. Если между сроками ежечасных наблюдений имело место прекращение явлений и условий, обусловивших проведение специального наблюдения, телеграмма об их прекращении в адрес метеорологического органа не передается. Информацией о прекращении явлений будет сводка за очередной срок наблюдений.
9.3.8. Данные наблюдений включаются в телеграмму в той же последовательности, которая используется при составлении кодированных сводок METAR.
9.3.9. Метеорологическое обеспечение полетов вертолетов с борта ледоколов на трассе Северного морского пути регламентируется специальным Порядком.
9.4 Полеты в горной местности
9.4.1. В прогнозы погоды по горным аэродромам во всех случаях включаются данные об облачности среднего яруса, если ожидается появление такой облачности на высотах 2000 м и ниже над уровнем аэродрома, а также данные об орографической турбулентности толщине слоя, в котором она ожидается.
При полетах в горной местности сведения о метеоусловиях указываются в высотах над уровнем моря.
Примечание. Индикатор CAVOK не используется на горных аэродромах и при аэрофотосъемках.
9.4.2. При консультациях экипажей воздушных судов и диспетчеров УВД, а также в текстовых прогнозах по маршрутам и районам полетов особое внимание обращается на возможность формирования гроз и орографической турбулентности, закрытия облаками гор и перевалов, образования туманов и низкой облачности на горных склонах и в долинах, возникновения местных ветров.
9.5. Метеорологическое обеспечение полетов в полярных районах северного и южного полушарий
9.5.1. К метеорологическому обеспечению полетов в полярных районах северного и южного полушарий привлекаются, кроме аэродромных метеорологических органов, оперативные группы полярных станций и Антарктический метеорологический центр "Молодежная".
Примечание. Организация метеорологического обеспечения полетов на дрейфующие полярные станции и в места базирования экспедиций определяется специальными инструкциями, разрабатываемыми соответствующими УГМС, Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом совместно с РУВТ.
9.5.2. Для обеспечения полетов на дрейфующие и полярные станции, не имеющие оперативных групп, начальником экспедиции (станции) организуются метеорологические наблюдения и передача сводок в пункт вылета воздушного судна.
9.5.3. Передача сводок в пункт вылета производится ежечасно, начинается за 2 часа до планируемого времени вылета на основании заявки. При отсутствии сведений о погоде по пункту посадки составляется ориентировочный прогноз.
9.5.4. Перед вылетом с полярной станции (базы экспедиции) ее начальник или непосредственно командир воздушного судна запрашивает прогноз погоды по аэродрому посадки, маршруту полета, сообщив одновременно сводку за последний срок наблюдения.
9.5.5. При полетах на дрейфующие полярные станции и в места базирования экспедиций разрешается обеспечивать экипажи воздушных судов прогнозами по маршруту до места назначения и обратно, если продолжительность полета с учетом времени стоянки не превышает 9 ч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.