Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Информация SIGMET, AIRMET. Предупреждения по аэродрому и предупреждения о сдвиге ветра
7.1. Информация SIGMET
Информация SIGMET выпускается органом метеорологического слежения и является кратким описанием открытым текстом с принятыми сокращениями фактических (OBS) и/или ожидаемых (FCST) опасных для авиации явлений погоды по маршруту полета, которые могут повлиять на безопасность полета, а также предполагаемое развитие их во времени и пространстве. Информация дается по одному из нижеприведенных явлений:
а) на дозвуковых скоростях:
- гроза скрытая |
OBSC TS |
- в облачности |
EMBD TS |
- частые грозы |
FRQ TS |
- линия шквала |
SQL TS |
- скрытая гроза с сильным градом |
OBSC TS HVYGR |
- в облачности с сильным градом |
EMBD TS HVYGR |
- частые грозы с сильным градом |
FRQ TS HVYGR |
- линия шквала с сильным градом |
SQL TS HVYGR |
- тропический циклон со средней за 10 минут скоростью приземного ветра 63 км/ч или более |
ТС (+ название циклона) |
- сильная турбулентность |
SEV TURB |
- сильное обледенение |
SEV ICE |
- сильное обледенение, вызванное переохлажденным дождем |
SEV ICE (FZRA) |
- сильные горные волны |
SEVMTW |
- сильная пыльная буря |
HVYDS |
- сильная песчаная буря |
HVYSS |
- вулканический пепел |
VA (+ название вулкана) |
б) на околозвуковой и сверхзвуковой скорости:
Турбулентность
- умеренная |
MOD TURB |
- сильная |
SEV TURB |
Кучево-дождевые облака
- изолированные |
ISOL CB |
- рассеянные, разбросанные |
SCT CB |
- значительные |
BKN CB |
град |
GR |
вулканический пепел |
VA (+ название вулкана) |
В сообщение SIGMET не следует включать дополнительный описательный материал. В сообщениях, касающихся гроз или тропического циклона, не упоминаются связанные с ними турбулентность и обледенение (любой интенсивности), но указывается наличие или прогноз сильного града с грозой.
Сообщение SIGMET следует выпускать не ранее, чем за 6 часов, а желательно не ранее, чем за 4 часа до начала периода действия.
Сообщения SIGMET, касающиеся облака вулканического пепла или тропического циклона, которые возможно затронут район полетной информации, следует выпускать максимум за 12 часов до начала срока действия, или, как только это становится возможным, если заблаговременное предупреждение отсутствует. Уточняется такой SIGMET по крайней мере каждые 6 часов.
Время в сообщении SIGMET указывается МСВ. SIGMET аннулируется, когда явление более не наблюдается и не прогнозируется.
Сообщения следует направлять органам метеорологического слежения, ВЦЗП и, по необходимости, РЦЗП, а также другим метеорологическим органам в соответствии с региональным аэронавигационным соглашением.
7.2. Формат сообщения SIGMET
Заголовок:
- Индекс органа воздушного движения, обслуживающего район полетной информации или диспетчерский район, к которому относится сообщение, например, "UUSS";
- Условное обозначение сообщения и порядковый номер, считая с 00.01 текущего дня, например, "SIGMET 5" (для сверхзвуковых самолетов - "SIGMET SST 2"). Для SIGMET и SIGMET SST отдельные серии порядковых номеров;
- Группа дата-время, указывающая период действия, не превышающий шесть часов, но желательно не более четырех, например, "valid 221500/222100";
- Индекс органа метеорологического слежения, подготовившего сообщение. Заканчивается заголовок дефисом, например, "UUAV";
Текст:
- Название района полетной информации или диспетчерского района, для которого составляется сообщение SIGMET, например, "Moscow fir";
- Явление и описание явления, обусловившее составление сообщения, например, "FRQ TS";
- Является информация фактической, используя сокращения "OBS" и, в случае необходимости, - время наблюдения, или прогностической, используя сокращение "FCST";
- Местоположение явления (с указанием, по возможности, широты и долготы и/или известных пунктов или географических названий) и эшелон, например, "FL390 S of 54 deg N";
- Смещение или ожидаемое смещение в км/ч, например, "MOVE 40 KMH";
- Изменение интенсивности, например, "INTSF,WKN,NC" (усиление интенсивности, ослабление, без изменений);
- Следующая строка - ориентировочный прогноз данных на срок, превышающий период действия о траектории облака вулканического пепла или местоположении центра тропического циклона, основывается, по возможности, на консультативной информации, представляемой метеорологическими центрами, предусмотренными в региональном аэронавигационном соглашении.
UUSS SIGMET 4 VALID 221500/221900 UUAV-SLAVNU ПК.ТШВ OBSAT1210UUBEPL250MOVE50KMHINTSF
- Четвертое сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 15.00 до 19.00 МСВ 22 числа данного месяца - в 12.10 МСВ наблюдалась сильная турбулентность над аэродромом Браво (UUBE), эшелон 250, смещение восток, скорость 50 км ч, интенсивность возрастает.
UUSS SIGMET 2 VALID 212200/220400 UUAV-SLAVNIJ FIR LARGE ASH CLOUD EXTENDING TOAPPROX 10 KM OBS 21.3N 64.5W AT 22.00 UTC MOV NW
- Второе сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД ''UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 22.00 до 04.00 МСВ 21/22 числа данного месяца; - в 22.00 МСВ наблюдалось облако вулканического пепла, координаты 21 градус 3 минуты северной широты и 64 градуса 5 минут западной долготы, достигающее высоты примерно 10 км, смещение северо-запад.
UUSS SIGMET I VALID 251600/252200 UUAV-SLAVNIJ FIR TC GLORIA OBS 27.1N 73.1W AT 1600 UTC FRQ TS TOPS FL500 WI 150NM OF CENTRE MOV NW 10KMH NC OTLK TC CENTRE 260400 28.5N 74.5W 261000 31.ON 760W
- Первое сообщение SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенное органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 16.00 до 22.00 МСВ 25 числа данного месяца; - в 16.00 МСВ наблюдался тропический циклон Глория, координаты 27 градусов 1 минута северной широты 73 градуса 1 минута западной долготы, частые грозы с верхней границей 15 км (эшелон 500) на расстоянии 270 км (150 морских миль) от центра, смещение северо-запад 10кмч, интенсивность без изменения.
- Ориентировочный прогноз - на 04.00 МСВ 26 числа данного месяца координаты центра тропического циклона 28 градусов 5 минут северной широты 74 градуса 5 минут западной долготы; на 10.00 МСВ 26 числа прогнозируется координаты 31 градус северной широты 76 градусов западной долготы.
UUSS SIGMET 2 VALID 101200/101600 UUAV-SLAVNIJ FIR CNL 101345-
- SIGMET для района полетной информации Славный (Индекс органа ОВД "UUSS"), выпущенный органом метеорологического слежения аэропорта Альфа (UUAV) сроком с 12.00 до 16.00 МСВ 10 числа данного месяца аннулируется в 13.45 МСВ 10 числа данного месяца.
Примечания:
1. Скрытая (OBSC) подразумевает, что гроза (включая, в случае необходимости, кучево-дождевую облачность, не сопровождающуюся грозой) скрыта мглой или дымом, или не просматривается из-за темноты.
2. Маскированная (EMBD) подразумевает, что гроза (включая кучево-дождевую облачность, не сопровождающуюся грозой) маскирована слоями облачности и не может быть распознана.
3. Частые (FRQ) подразумевает район гроз, в пределах которого нет промежутков или промежутки незначительные.
4. Линия шквала (SQL) подразумевает узкую зону гроз с небольшими разрывами облачности или без разрывов.
5. Сильный град (HVYGR) используется в случае необходимости как дополнительное описание грозы.
6. Сильная турбулентность (SEV TURB) подразумевает только турбулентность нижнего уровня, связанную с сильным приземным ветром, роторным течением или турбулентностью в облачности или ясном небе (CAT) вблизи струйного течения, и не должна упоминаться в случае турбулентности в конвективной облачности.
7. Сильное обледенение (SEV ICE) относится к сильному обледенению в облачности, исключая конвективную.
8. Замерзающий (переохлажденный) дождь относится к условиям сильного обледенения, вызываемого переохлажденным дождем.
9. Использование кучево-дождевой формы СВ ограничено SIGMET нa околозвуковой и сверхзвуковой скорости.
7.3. Информация AIRMET
7.3.1. Информация AIRMET выпускается органом метеорологического слежения по согласованию с эксплуатантом. Информация AIRMET представляет собой краткое описание открытым текстом с сокращениями фактических и/или ожидаемых определенных явлений погоды по маршруту полета ниже 3000 м, которые не были включены в зональный прогноз для полетов на малых высотах, которые могут повлиять на безопасность полетов на малых высотах, а также эволюции этих явлений во времени и пространстве. Эта информация указывается с использованием соответственно одного из нижеследующих сокращений: на крейсерских эшелонах ниже эшелона полета 100:
скорость приземного ветра |
WDSPR SFC WSPD |
- средняя скорость приземного ветра на обширном пространстве свыше 60 км/ч (30 узлов) |
ABV60KMH |
ограниченная видимость |
|
- видимость на обширном пространстве менее 5 км |
WDSPR VIS BLW 5000 М |
низкая облачность |
|
- разорванная (значительная) или сплошная облачность на обширном пространстве ниже 300 м над уровнем земли |
WDSPR BKN/OVC CLD BLW 300 м |
грозы |
|
- изолированные грозы без града |
ISOL TS |
- случайные грозы без града |
OCNL TS |
- изолированные грозы с градом |
ISOL TSGR |
- случайные грозы с градом закрытие гор |
OCNL TSGR |
- закрытие горы |
MT OBSC |
турбулентность |
|
- умеренная турбулентность |
MOD TURB |
обледенение |
|
- умеренное обледенение |
MOD ICE |
горная волна |
|
- умеренная горная волна |
MODMTW |
7.3.2. Информация AIRMET не содержит излишний описательный материал. В описание явлений погоды, в отношении которых выпускается сообщение AIRMET, не включается никакой дополнительный описательный материал, помимо указанного в пункте 7.3.1. В информации AIRMET, касающейся гроз, не упоминаются связанные с ними турбулентность и обледенение. Однако указывается наличие града с грозой.
Примечание. Требования к информации SIGMET, которая также имеет отношение к полетам на малых высотах, содержится в пункте 7.1.
7.3.3. Информация AIRMET аннулируется тогда, когда явления более не наблюдаются или когда не ожидается, что они возникнут в данном районе.
7.3.4. При необходимости сообщение AIRMET содержит следующую информацию, расположенную в указанном порядке:
а) указатель местоположения органа ОВД, обслуживающего район полетной информации или диспетчерский район, к которому относится сообщение AIRMET; например, "YUCC";
б) условное обозначение сообщения и порядковый номер;
например, "AIRMET 2";
в) группы "дата-время", указывающие период действия в МСВ; например, "VALID 221215/221600";
г) указатель местоположения органа метеорологического слежения, подготовившего сообщение, за которым следует дефис дли разделения преамбулы и текста; например, "YUDO";
д) на следующей строке - название района полетной информации или его субрайона, для которого выпускается сообщение AIRMET.; например, "AMSWELL FIR";
е) явление и описание явления, обусловившего выпуск сообщения AIRMET, в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 7.3.1; например, "MOD MTW";
ж) указание о том, является ли информация фактической, используя сокращение "OBS" и по необходимости время наблюдения в МСВ, или прогностической, используя сокращение "FCST";
з) местоположение (с указанием во возможности широты и долготы и/или хорошо известных в международном плане пунктов или географических названий) и эшелон; например, "ОВС 48 DEG EATFL080";
и) перемещение или ожидаемое перемещение, выраженное в километрах в час или в узлах; например, "STNR";
к) изменение интенсивности, используя сокращения "INTSF", "WKN" или "NC".
7.3.5. Сообщения AIRMET составляются открытым текстом с сокращениями, при этом используются принятые в ИКАО сокращения и численные величины.
7.3.6. Порядковый номер, о котором говорится в пункте 7.3.4 б), отражает количество сообщений - AIRMET, выпущенных 00.01 МСВ текущего дня по району полетной информации.
Рекомендация. Период действия сообщения AIRMET не должен превышать 6 часов; желательно, чтобы он не превышал 4 часов. Период действия следует указывать с помощью термина "VALID" после чего следуют группы "дата-время", указывающие шестью цифрами начало и конец периода действия, разделенные знаком "/" например, период действия с 12.15 MCS 22 числа текущего месяца должен указываться как "VALID 221215/2216W".
Рекомендация. Сообщения AIRMET следует направлять органам метеорологического слежения соседних районов полетной информации и другим метеорологическим органам в соответствии с договоренностью между соответствующими метеорологическими полномочными органами.
Образец сообщения AIRMET
VVEE AIRMET 2 VALID 221215/221600 VVWW SHEREMETJEVO FIR MOD TURB OBS AT120548 DEG N 10 DEG EAT FL 080 NC
Содержание: Второе по счету сообщение AIRMET, выпущенное для района полетной информации Шереметьево (VVEE условное название) органом метеорологического слежения аэропорта Внуково (VVWW) после 00.01 МСВ, с 12.15 до 16.00 МСВ 22 числа; в 12.05 МСВ наблюдалась умеренная турбулентность в пункте 48° с.ш. и 10° в.д. на эшелоне 080; ожидается без изменения интенсивности.
7.4. Предупреждения по аэродрому
7.4.1. В предупреждениях по аэродрому в форме открытого текста сообщается краткая информация о метеорологических условиях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на воздушные суда на земле, аэродромное оборудование и технические средства обеспечения полетов. Предупреждения выпускаются аэродромным метеорологическим органом и передаются в службы аэропорта в соответствии с Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на данном аэродроме.
7.4.2. Предупреждения по аэродрому выпускаются в связи с фактическим или ожидаемым возникновением одного или нескольких нижеследующих явлений и условий:
- тропического циклона;
- грозы;
- града;
- снегопада с продолжительностью более 2 часов;
- замерзающих (переохлажденных) осадков (гололедица):
- шквала, смерча;
- песчаной или пыльной бури;
- ветра со скоростью 15 м/с и более (с учетом порывов) независимо от направления;
- понижения температуры до -30°С и ниже, ее повышения до +40°С и выше (в зависимости от региона могут устанавливаться другие критерии по соглашению между метеорологическим органом и потребителем), в зависимости от региона;
- перехода температуры через 0° к отрицательным значениям.
7.5. Предупреждения о сдвиге ветра
7.5.1. Предупреждения о сдвиге ветра включают краткую информацию о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может оказать неблагоприятное воздействие на воздушное судно на траектории захода на посадку или взлета в слое от уровня ВПП до 500 м. В тех случаях, когда местные орографические условия вызывают значительный сдвиг ветра на высотах более 500 м, высоту 500 м следует считать предельной.
7.5.2. Ввиду того, что в настоящее время сдвиг ветра в зовах взлета и захода на посадку не может быть обнаружен с земли с достаточной точностью, данные о его наличии следует получать с борта воздушного судна на этапах набора высоты или захода на посадку. Кроме того, аэродромный метеорологический орган может использовать для получения данных о сдвиге ветра показания датчиков ветра, установленных на аэродромных мачтах и сооружениях на близлежащих возвышенных участках; доплеровского радиолокатора; системы датчиков приземного ветра или датчиков давления, расположенных таким образом, чтобы контролировать конкретную ВПП и соответствующие траектории захода на посадку и вылета.
7.5.3. Предупреждения о сдвиге ветра составляются открытым текстом с сокращениями и передаются диспетчером УВД.
Например:
WS WRNG SURF WIND 320/20KMH WIND AT 600 М 360/50КМН INAPCH
Предупреждение о сдвиге ветра - приземной ветер 320/20 км/ч, ветер на 600 м 360/50 км/ч при подходе.
WS WRNG SURF WIND 320/20KMH WIN" AT 60 М 360/50КМН IN CLIMB OUT
Предупреждение о сдвиге ветра - приземной ветер 320/20 км/ч, ветер на 60 м 360/50 км/ч при наборе.
WS WRNG IL86 REPORTED MODWS IN APCH RWY 07 AT 1510
Предупреждение о сдвиге ветра - Ил-86 сообщает умеренный сдвиг ветра при подходе к ВПП 07 в 15.10.
7.5.4. Предупреждение об ожидаемом сдвиге ветра выпускается на основании анализа аэросиноптического материала, если синоптическая обстановка в сочетании с местными особенностями способствует возникновению умеренного, сильного, очень сильного сдвига, ветра (moderate, strong, severe). Классификация интенсивности сдвига ветра в значительной степени основывается на субъективной оценке экипажей воздушных судов. Условия сдвига ветра, как правило, связаны с одним или несколькими из следующих явлений: грозы, микропорывы и воронкообразные облака, холодные или теплые фронты, фронты морского бриза, горные волны, температурные инверсии на малых высотах.
Такое предупреждение следует передавать в форме:
Например,
WS WRNG mod (strong, sev) WS from 1800 at ADR
Предупреждение о сдвиге ветра - в районе аэродрома с 18.00 ожидается умеренный (сильный, очень сильный) сдвиг ветра.
7.5.5. Предупреждение о сдвиге ветра следует аннулировать в случаях, когда в сообщениях с бортов воздушных судов отмечается отсутствие сдвига ветра или по прошествии периода времени, длительность которого согласована метеорологической службой с соответствующим органом воздушного движения.
<< Глава 6. Прогнозы погоды |
Глава 8. >> Метеорологическое обеспечение экипажей воздушных судов |
|
Содержание Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.