Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2011 г. N 56-Г11-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Алешиной П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Царева Дмитрия Валерьевича на решение Приморского краевого суда от 14 ноября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Царева Д.В. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владивостока от 30 октября 2011 года N 61/23.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей Избирательной комиссии Приморского края Перфильева М.В. и Захарова О.Ю., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Царев Д.В. обратился в Приморский краевой суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владивостока от 30 октября 2011 года N 61/23, которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты законодательного собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 2 с связи с недостаточным количеством достоверных подписей, представленных для регистрации.
Заявитель полагал, что решение избирательной комиссии, признавшей недействительными и недостоверными 101 подпись избирателей, является незаконным по следующим основаниям.
Избирательной комиссией сделан вывод о недействительности 66 подписей избирателей, сведения о которых, указанные в подписных листах, не соответствуют действительности. Между тем, сведения об избирателях вносились в подписные листы сборщиками подписей на основании паспортов избирателей, поэтому данные, представленные УФМС, могут быть ошибочными.
Вывод комиссии об отсутствии у двух избирателей активного избирательного права сделан безосновательно.
Заключение эксперта, положенное в основу принятого избирательной комиссией решения, сделано без проведения почерковедческой экспертизы и отбора образцов почерка, поэтому его следует оценивать критически.
У избирательной комиссии отсутствовали законные основания для признания недействительными 9 подписей избирателей по тому основанию, что заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позже внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, кандидата, поскольку он (Царев Д.В.) не выдвигался избирательным объединением, а воспользовался правом самовыдвижения.
В связи с тем, что часть подписей избирателей, по мнению заявителя, признана недействительными и недостоверными необоснованно, в судебном заседании требования были дополнены требованием о признании незаконными ведомости по проверке подписей и протокола проверки подписей.
Решением Приморского краевого суда от 14 ноября 2011 года в удовлетворении заявления Царева Д.В. отказано.
В кассационной жалобе Царева Д.В. ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 части 6 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края.
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владивостока от 7 сентября 2011 года N 5/3 установлено необходимое количество подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты законодательного собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 2, равное 824.
Судом установлено, что Царевым Д.В. представлено в избирательную комиссию 889 подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Избирательный кодекс Приморского края (части 1, 2 статьи 45) предусматривает, что если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, то избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах.
Избирательная комиссия для проведения проверки порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников ее аппарата, а также членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов (часть 5 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края).
Рабочей группой, созданной решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владивостока от 20 сентября 2011 года N 12/6, проведена 100% проверка подписей избирателей.
Согласно итоговому протоколу по проверке достоверности подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата Царева Д.В., рабочей группой была признана недействительной и недостоверной 101 подпись по следующим основаниям:
2 подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (пункт 2 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края);
66 подписей избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (пункт 3 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края);
8 подписей избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, на основании заключения эксперта (пункт 6 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края);
9 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, не заверенных собственноручно подписями кандидата (пункт 8 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края);
4 подписи избирателей по пункту 9 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края (недействительность этих подписей заявителем не оспаривается);
9 подписей избирателей в связи с тем, что заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позже заверительной записи кандидата (пункт 13 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края);
3 подписи избирателей, выполненные от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта (часть 9 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края).
Решением территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Владивостока от 30 октября 2011 года N 61/23 утвержден итоговый протокол и отказано в регистрации Царева Д.В. кандидатом в депутаты законодательного собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 2 по основанию пункта 5 части 6 статьи 46 Избирательного кодекса Приморского края (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации).
Разрешая заявление Царева Д.В., суд исследовал подписные листы и проверил основания, по которым подписи избирателей признаны недействительными и недостоверными.
В результате исследования подписных листов суд в полном объеме согласился с позицией избирательной комиссии о недействительности подписей, признанных таковыми по основаниям пунктов 2, 8, 13 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края.
Суд исключил из числа недействительных подписей, признанных таковыми избирательной комиссией на основании пункта 3 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края, 3 подписи избирателей, установив, что сведения о них, указанные в подписных листах, полностью соответствуют сведениям, сообщенным УФМС по Приморскому краю.
Из числа подписей, признанных избирательной комиссией недействительными по основанию пункта 6 части 10 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края, судом исключены подписи (3 подписи) избирателей, которые в судебном заседании, будучи допрошенными судом в качестве свидетелей, подтвердили собственноручное внесение в подписные листы подписей и дат их внесения.
Заключение экспертов, изложенное в письменном виде в ведомостях проверки подписных листов и пояснительных записках, суд счел надлежащим доказательством по делу, исходя из положений пунктов 3-7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ и указав в решении, что действие Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей.
Из числа подписей, признанных избирательной комиссией недостоверными по части 9 статьи 45 Избирательного кодекса Приморского края на основании заключения эксперта, суд исключил 1 подпись, которую признал достоверной на основании пояснений в судебном заседании лица, поставившего эту подпись.
Таким образом, из числа подписей, признанных недействительными и недостоверными избирательной комиссией (101 подпись), суд исключил 7 подписей избирателей. Общей число подписей, признанных достоверными, составило 795 (788+7), что недостаточно для регистрации Царева Д.В. в качестве кандидата в депутаты законодательного собрания Приморского края по одномандатному избирательному округу N 2.
Судебная коллегия полагает, что вывод суда является следствием правильной оценки доказательств, основан на законе, анализ которого приведен в решении, поэтому оснований к отмене решения суда не усматривает.
По доводам кассационной жалобы Царева Д.В. решение суда отмене не подлежит, поскольку они не опровергают выводов суда.
Что касается довода кассационной жалобы о незаконности решения избирательной комиссии как основанного на ведомости по проверке подписей избирателей, содержащей ошибки, то этот довод не может явиться основанием к отмене решения суда, поскольку избирательное законодательство не предусматривает возможности отмены ведомости по проверке подписей избирателей и итогового протокола, предусматривая лишь такой способ защиты права кандидата в депутаты как отмена решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 14 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Царева Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2011 г. N 56-Г11-34
Текст определения официально опубликован не был