Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 80-Г11-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Аверине А.В.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Лемесова А.В. на решение Ульяновского областного суда от 3 августа 2011 г., которым Лемесову А.В. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими части 1 статьи 5.1, абзаца второго части 4 статьи 6.1 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Законодательного Собрания Ульяновской области Васияровой Т.В., просившей решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
согласно Закону Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" (в редакции Закона Ульяновской области от 2 июля 2010 г.) лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности оказываются меры социальной поддержки, в том числе бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства; ежемесячная выплата в размере стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных); оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов; оплата в размере 50 процентов за пользование коллективной телевизионной антенной; выплата денежной компенсации за пользование квартирным телефоном, независимо от выбранного тарифного плана, в размере 50 процентов от размера платежа, предусмотренного тарифным планом с абонентской системой оплаты за неограниченный объём местных телефонных соединений (разговоров), и за пользование радио в размере 50 процентов от установленного размера абонентской платы (пункты 3, 4, 5, 8, 9 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области).
Лицам, имеющим звание "Ветеран труда", получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 1 статьи 4, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с этой статьёй предоставляется при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с федеральным законодательством (часть 2 статьи 4 Закона Ульяновской области).
Граждане, указанные в статье 2 Закона Ульяновской области, вместо мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 5-8 статьи 3, пунктами 3-5, 8, 9 части 1 статьи 4, пунктами 6, 8-9, 13-15 части 1 статьи 5 данного Закона Ульяновской области, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (часть 1 статьи 5.1 Закона Ульяновской области).
Ветеранам труда ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 410 рублей (часть 2 статьи 5.1 Закона Ульяновской области).
Для оказания мер государственной социальной поддержки органом исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, в установленном им порядке осуществляется ведение регистра получателей мер государственной социальной поддержки (часть 1 статьи 6.1 Закона Ульяновской области).
Предусмотренные данным Законом меры государственной социальной поддержки по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретению топлива оказываются гражданам при отсутствии у них права на получение аналогичных мер социальной поддержки в том же или большем объёме в соответствии с федеральным законодательством.
Иные меры государственной социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, кроме указанной в пункте 15 части 1 статьи 5 данного Закона, оказываются гражданам, не получающим ежемесячную денежную выплату в соответствии с федеральным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (абзацы первый и второй части 4 статьи 6.1 Закона Ульяновской области).
Лемесов А.В., ветеран труда, инвалид второй группы, обратился в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующими части 1 статьи 5.1, абзаца второго части 4 статьи 6.1 названного Закона Ульяновской области.
В обоснование заявления указал, что в соответствии со статьёй 21.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он получает ежемесячную денежную выплату. На основании оспариваемых норм ему отказано в предоставлении региональной государственной социальной поддержки в виде бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов, 50% оплаты за услуги телефонной связи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьёй 21.1" имеется в виду "статьёй 28.1"
Считал, что оспариваемые им положения регионального закона снижают уровень федеральных гарантий в области социального обеспечения, установленных федеральным законодателем.
По мнению заявителя, часть 1 статьи 5.1 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", предусматривающая право выбора получения мер социальной поддержки или ЕДВ противоречит Федеральному закону "О ветеранах", который не предполагает замены мер социальной поддержки ежемесячной денежной выплатой; абзац второй части 4 статьи 6.1 Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" противоречит Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Представители Законодательного Собрания, Губернатора и Правительства Ульяновской области Васиярова Т.В., Морозова С.И. и Шашина О.А. возражали против удовлетворения заявления Лемесова А.В.
Участвующий в деле прокурор заявление Лемесова А.В. не поддержал.
Решением Ульяновского областного суда от 3 августа 2011 г. Лемесову А.В. отказано в удовлетворении его заявления.
В кассационной жалобе Лемесов А.В. просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Относительно доводов кассационной жалобы Законодательным Собранием, Губернатором и Правительством Ульяновской области поданы возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит поводов для отмены решения суда первой инстанции в порядке, предусмотренном статьёй 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статей 2, 39, пункта "ж" части 1 статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации, положений Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" федеральный законодатель, включая законодательство субъекта Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области социальной защиты, одновременно определил объём и границы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в этой сфере: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из наименования и содержания Закона Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" (в редакции Закона Ульяновской области от 2 июля 2010 г.), данный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации регулирует общественные отношения, основы которых регламентированы Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пункту 2 статьи 10 и статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
При таком положении, отказывая Лемесову А.В. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что устанавливая правовое регулирование в оспариваемой заявителем редакции, законодатель субъекта Российской Федерации действовал правомерно, в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, финансируемого за счёт регионального бюджета.
Очевидно и то, что законодатель не лишён был возможности предоставить им право на получение ежемесячной денежной выплаты вместо указанных в оспариваемой норме части 1 статьи 5.1 данного Закона мер социальной поддержки.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки таким категориям граждан, ветераны труда не устанавливает. Относя решение данного вопроса к компетенции органа государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель, одновременно предусмотрел в пункте 3 статьи 13 названного Федерального закона принцип, в соответствии с которым гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки по двум и более основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из этих оснований по выбору, за исключением случаев, регламентированных законом.
Так, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и по другому Федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по данному Федеральному закону либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер (пункты 2, 3 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах").
Аналогичное положение приведено в пункте 3 статьи 28.1 (ежемесячная денежная выплата инвалидам) Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Таким образом, из приведённых федеральных норм в их взаимосвязи с региональными оспариваемыми нормами следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации, предусматривая возможность получения ветеранами труда мер социальной поддержки по одному основанию, не снижают уровень правовых гарантий, установленных федеральным законодательством, о противоречии которому поставлен вопрос заявителем, на чём фактически настаивает заявитель.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 3 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лемесова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 ноября 2011 г. N 80-Г11-10
Текст определения официально опубликован не был