Письмо Ассоциации российских банков от 23 декабря 2011 г. N А-01/5-987
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Законопроект).
Законопроект направлен на приведение норм Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в соответствие с законодательством Российской Федерации и международной практикой, а также на устранение двоякого толкования отдельных положений и уточнение порядка и условий осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации на основе обобщения правоприменительной практики.
Вместе с тем, Законопроект содержит ряд существенных недостатков и поэтому требует доработки. В этих целях Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлено заключение по Законопроекту (прилагается), которым принятие Законопроекта в предложенной редакции не поддерживается.
Ассоциация российских банков просит учесть предложения банковского сообщества при подготовке Законопроекта к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Приложение на 11 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение
Ассоциации российских банков по проекту федерального закона N 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Специалисты Ассоциации российских банков при участии кредитных организаций проанализировали проект федерального закона N 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Законопроект) и сообщают следующее.
Законопроект направлен на приведение норм Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) в соответствие с законодательством Российской Федерации и международной практикой, а также на устранение двоякого толкования отдельных положений и уточнение порядка и условий осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации на основе обобщения правоприменительной практики.
Вместе с тем, Законопроект содержит ряд существенных недостатков и поэтому требует доработки, исходя из следующего.
1. Замечания концептуального характера.
Из пункта 2 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) следует, что страховыми агентами могут быть только физические лица.
В настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона (в действующей редакции) страховыми агентами могут быть постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Исходя из логики предлагаемых в Законопроекте изменений, юридические лица могут быть страховыми посредниками только в качестве страховых брокеров, то есть профессиональными участниками страхового дела, деятельность которых подлежит лицензированию и подконтрольна органу страхового надзора.
Предлагаемые в Законопроекте повышенные требования к деятельности страховых брокеров (по сравнению со страховыми агентами), в частности, требования к наличию гарантий исполнения обязательств (банковская гарантия, договор страхования гражданской ответственности за нарушение договора), если страховой брокер осуществляет прием страховых премий от страхователей в счет оплаты договора страхования, представляются вполне оправданными, в том числе с учетом того, что страховой брокер в правоотношениях в сфере страхования действует от своего имени.
Однако на практике далеко не всегда необходимо и оправданно, чтобы посредник действовал бы именно как страховой брокер, в том числе с учетом специфики поручений страховщика посреднику. Данные поручения зачастую не связаны с выполнением профессиональных функций в области страхования, например, с приемом страховых премий, а заключаются в выполнении чисто технических функций - оформление договоров страхования, изготовление их копий, пересылка документов, консультирование. Указанные функции подпадают под вводимое Законопроектом определение посреднической деятельности по страхованию и в силу нового определения понятия "страховой агент" не могут быть выполнены юридическими лицами.
При этом представляется нелогичным сужение круга субъектов данной непрофессиональной деятельности (оформление договоров страхования, изготовление их копий, пересылка документов, консультирование) путем введения запрета на осуществление этих функций юридическими лицами. Оказание перечисленных услуг физическими лицами, на наш взгляд, вряд ли в большей степени защитит интересы страхователей и сделает посреднические услуги в страховании более прозрачными, что не способствует цели Законопроекта, продекларированной в пояснительной записке к нему.
Кроме того, исключение из числа страховых агентов юридических лиц делает в принципе невозможным участие банков в посреднической деятельности в страховании, поскольку для банков имеется прямой запрет в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" на осуществление страховой деятельности, к которой относится деятельность страховых брокеров.
Вместе с тем, оказание банками агентских услуг страховщикам является широко распространенной практикой, в частности, в сфере ипотечного кредитования. Как правило, эти услуги заключаются в консультировании страхователей (заемщиков), предоставлении им бланков для оформления заявлений на страхование, оформлении договоров страхования, организации пролонгации договоров, оказании помощи страхователям в получении информации о размере страховой премии и реквизитах для ее оплаты. Введение запрета для банков, являющихся юридическими лицами, на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового агента, в первую очередь, негативным образом отразится на заемщиках-страхователях, получающих от банков вышеуказанные услуги. Более того, это противоречит мировой практике, в соответствии с которой агентские взаимоотношения между кредитными и страховыми организациями для оказания страховых услуг являются общепризнанными. Например, законодательство таких стран, как Великобритания, Германия, США, Чехия, Польша и др., позволяет банкам осуществлять функции страхового агента.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 "Правил информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании)", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2003 N 346 "О реализации права застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) в соответствии с федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в российской федерации" и Приказом Минфина России от 21.08.2003 N 79н на государственном уровне к банкам как к агентам в сфере страхования выражена высокая степень доверия, поскольку они отнесены к субъектам, с которыми Пенсионный фонд Российской Федерации вправе заключать Соглашения на выполнение трансфер-агентских функций (прием заявлений застрахованных лиц). При таких обстоятельствах представляется нелогичным введение для банков (как юридических лиц) запрета на совершение схожих функций в рамках негосударственного (необязательного, коммерческого) страхования.
В целях повышения прозрачности посреднической деятельности в сфере страхования представляется более целесообразным ввести четкий перечень видов посреднических функций, которые вправе выполнять исключительно страховые брокеры, например, прием страховых премий. В отношении остальных посреднических функций, в частности, оказание услуг по оформлению договоров страхования, осуществлению консультационной деятельности, полагаем нецелесообразным вводить ограничения на осуществление этой деятельности юридическими лицами.
Принимая во внимание изложенное, считаем необходимым пункт 2 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) после слов "физические лица" дополнить словами "и юридические лица".
2. Замечания редакционного характера.
2.1. Изменение структуры пункта 4 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта).
В статье 4 Закона (в редакции Законопроекта) определены объекты страхования. В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта) объекты, указанные в пунктах 4 - 6 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта) относятся к имущественному страхованию. В пункте 4 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта) в двух абзацах содержится определение двух разных объектов имущественного страхования: объекты страхования имущества и объекты страхования финансовых рисков. При этом другие объекты имущественного страхования определены в отдельных пунктах 5 и 6 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта).
В этой связи в целях соблюдения единообразия юридической техники предлагаем дать определение объектов страхования финансовых рисков в отдельном пункте 5 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта), пункты 5 - 8 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта) считать пунктами 6 - 9, соответственно.
2.2. Уточнение формулировки абзаца второго пункта 4 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта).
В целях недопущения двоякого толкования нормы абзаца второго пункта 4 статьи 4 Закона (в редакции Законопроекта) предлагается внести уточнения, изложив его следующей редакции:
"Объектами страхования финансовых рисков в имущественном страховании могут быть имущественные интересы страхователя (индивидуального предпринимателя, физического или юридического лица), связанные с риском неполучения им ожидаемых доходов, возникновения у него непредвиденных расходов.".
2.3. Изменение редакции абзаца четвертого подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Законопроекта, устанавливающей содержание Единого реестра субъектов страхового дела.
В абзаце четвертом подпункта "б" пункта 2 статьи 1 Законопроекта предлагается пункт 2 статьи 4.1 Закона дополнить новым абзацем, устанавливающим содержание Единого реестра субъектов страхового дела (далее - Реестр).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона (в редакции Законопроекта) субъектами страхового дела являются страховые организации, перестраховочные организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии.
Страховые организации, перестраховочные организации, общества взаимного страхования являются юридическими лицами (пункт 1 статьи 6 Закона). Согласно пункту 2 статьи 8 Закона и пунктам 1 и 3 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) страховыми брокерами могут быть как юридические лица, так и физические лица - индивидуальные предприниматели, а страховыми актуариями в соответствии с пунктом 1 статьи 8.1 Закона могут быть только физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на основании трудового договора или гражданско-правового договора со страховщиком деятельность по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов.
Вместе с тем, в предлагаемом в Законопроекте перечне сведений, которые должны содержаться в Реестре, отсутствуют положения, касающиеся страховых брокеров, являющихся индивидуальными предпринимателями, и страховых актуариев.
Кроме того, предлагаемые в Законопроекте формулировки некоторых сведений, подлежащих включению в Реестр, способствуют их неоднозначному и расширительному толкованию.
В целях исключения расширительного или двоякого толкования перечня содержащихся в Реестре сведений, касающихся субъектов страхового дела - юридических лиц, а также в целях определения перечня сведений о брокерах - индивидуальных предпринимателях и страховых актуариях предлагается в подпункт "б" пункта 2 статьи 1 Законопроекта внести следующие изменения:
1) в абзаце третьем слово "абзацем" заменить словом "абзацами";
2) абзац 4 изложить в следующей редакции:
"Единый государственный реестр субъектов страхового дела должен содержать сведения о субъекте страхового дела - юридическом лице:
а) регистрационный номер субъекта страхового дела или объединения субъектов страхового дела;
б) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в Едином государственном реестре субъектов страхового дела указывается также наименование юридического лица на этих языках;
в) организационно-правовая форма;
г) сведения о государственной регистрации субъекта страхового дела или объединения субъектов страхового дела, государственной регистрации изменений в учредительных документах субъекта страхового дела или объединения субъектов страхового дела;
д) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
е) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
ж) сведения о главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре), страховом актуарии субъекта страхового дела;
з) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
и) сведения о размере уставного капитала субъекта страхового дела;
к) сведения об иностранном участии в уставном капитале страховой организации и его размере;
л) сведения о наличии филиалов субъекта страхового дела;
м) сведения о лицензии (номер, дата выдачи, срок действия, вид деятельности, на который выдана лицензия, виды страхования (для страховых организаций и обществ взаимного страхования);
н) сведения о правилах страхования, на основании которых осуществляется страхование;
о) сведения о санкциях, применявшихся в отношении субъекта страхового дела;
п) причины и дата исключения из реестра.";
3) дополнить новыми абзацами следующего содержания:
"Единый государственный реестр субъектов страхового дела должен содержать сведения о субъекте страхового дела - физическом лице, в том числе индивидуальном предпринимателе:
а) регистрационный номер субъекта страхового дела;
б) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);
в) пол;
г) дата и место рождения;
д) гражданство (при отсутствии у физического лица гражданства указывается: "лицо без гражданства");
е) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке);
ж) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - основной документ) (в случае, если физическое лицо является гражданином Российской Федерации);
з) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если физическое лицо является иностранным гражданином);
и) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если физическое лицо является лицом без гражданства);
к) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
л) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации;
м) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа);
н) сведения о лицензии (номер, дата выдачи, срок действия, виды деятельности, на которые выдана лицензия);
о) сведения о выдаче квалификационного аттестата страхового актуария (для страхового актуария);
п) идентификационный номер налогоплательщика;
р) дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе (для страхового брокера);
с) сведения о санкциях, применявшихся в отношении субъекта страхового дела;
т) причины и дата исключения из реестра.".
2.4. Уточнение определения понятия "перестраховочная компания".
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) перестраховочными организациями являются страховщики, осуществляющие исключительно деятельность по перестрахованию.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) страховщиками признаются юридические лица, созданные для осуществления деятельности по страхованию (перестрахованию, взаимному страхованию). Таким образом, страховщик, имеющий лицензию на осуществление страхования и перестрахования, может в течение некоторого времени осуществлять только деятельность по перестрахованию, и при необходимости возобновить осуществление деятельности по страхованию без дополнительного формального уведомления надзорного органа.
В этой связи предлагается уточнить определение перестраховочной организации, изложив предложение второе пункта 1 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) в следующей редакции:
"Перестраховочной организацией является страховщик, получивший разрешение (лицензию) только на перестрахование.".
2.5. Уточнение положений Законопроекта об информации о страховщике, размещаемой на его сайте в сети Интернет.
На основании подпункта "г" пункта 3 статьи 1 Законопроекта предлагается статью 6 Закона дополнить, в частности новым пунктом 7, в соответствии с которым в целях доведения до потребителей страховых услуг информации о своей деятельности страховщик должен иметь собственный сайт в сети Интернет, на котором размещается информация, перечисленная в данном пункте.
В целях уточнения указанной информации, а также недопущения двоякого толкования отдельных положений пункта 7 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) предлагается внести в Законопроект следующие изменения.
1) В соответствии с абзацем третьим пункта 7 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) на сайте страховщика должны быть размещены "сведения о руководителях, акционерах (участниках, членах) страховщика".
В целях недопущения двоякого толкования предлагается абзац третий пункта 7 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) изложить в следующей редакции:
"сведения о единоличном исполнительном органе, о членах коллегиального исполнительного органа, о членах совета директоров (наблюдательного совета) и об акционерах (участниках, членах) страховщика;".
2) В связи с тем, что на практике по отдельным рискам страховщика тариф определяется андеррайтером индивидуально, что затрудняет (а в отдельных случаях исключает) возможность обеспечения содержания на сайте полной и актуальной информации о размере страхового тарифа по всем видам страхования, предлагается в абзаце шестом слова "и страховые тарифы" исключить.
3) В соответствии с абзацем седьмым пункта 7 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) на сайте страховщика должна быть размещена его бухгалтерская отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение.
Предлагается уточнить, за какой период деятельности страховщика размещается годовая бухгалтерская отчетность: за последний отчетный период или за все отчетные периоды с начала создания страховщика.
4) В соответствии с абзацем девятым пункта 7 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) на сайте страховщика должны быть размещены основные сведения о его деятельности, опыте его работы по видам страхования.
При этом в Законопроекте не установлены критерии этой информации, что затруднит исполнение указанного требования страховщиком и неизбежно приведет к возникновению разногласий с надзорным органом при осуществлении им контроля за исполнением данного требования страховщиком.
В этой связи предлагается абзац девятый пункта 7 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) исключить.
5) В целях доведения до потребителя более полной информации о страховщике предлагается дополнить пункт 7 статьи 6 Закона (в редакции Законопроекта) новым абзацем, предусматривающим размещение на сайте сведений об участии страховщика в страховых и перестраховочных пулах.
2.6. Доработка положений статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) об осуществлении деятельности страховых посредников.
1) В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) страховыми посредниками признаются юридические лица (коммерческие организации) и физические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие посредническую деятельность по страхованию и перестрахованию в качестве страховых агентов и страховых брокеров.
Пункт первый статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта), регламентирующий общий порядок осуществления деятельности страховыми посредниками, состоит из девяти абзацев, что затруднит его применение субъектами правоотношений в области страхования.
В этой связи предлагается пункт 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) разделить на подпункты.
2) В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) страховым посредничеством не вправе заниматься лица, имеющие неснятую, непогашенную судимость или осуществлявшие руководство страховщиком до признания его арбитражным судом банкротом.
Полагаем целесообразным ограничить требование к лицам, осуществлявшим руководство страховщиком до признания его арбитражным суд несостоятельным (банкротом) определенным периодом времени.
В этой связи предлагается абзац четвертый пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) слова "осуществлявшие руководство страховщиком до признания" заменить словами "осуществлявшие руководство страховщиком в течение трех лет до даты признания".
3) В абзаце пятом пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) необходимо установить ответственность страхового посредника за разглашение персональных данных не только страхователей, но и застрахованных лиц и выгодоприобретателей.
4) В абзаце шестом 6 пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) необходимо исключить из состава сведений, предоставляемых страховому посреднику информацию об объеме перестрахования или ограничить ее информацией только об исходящем перестраховании.
5) В соответствии с абзацем девятым пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) страховщик обязан исполнять договоры страхования, заключенные от имени и (или) в интересах страховщика страховыми посредниками, независимо от способов, сроков реализации страховых полисов и поступления страховой премии (страховых взносов).
Страховой посредник может заключать договоры страхования от своего имени только в случаях, когда он является страхователем по договору страхования. Страховые брокеры могут заключать от своего имени только договоры об оказании возмездных услуг страховым брокером. Если срок реализации страхового полиса (заключения договора страхования) находится за пределами срока действия выданной страховщиком доверенности, то речь идет о заключении договора неуполномоченным лицом и страховщик за это ответственность нести не может. Непоступление страховой премии (страхового взноса) по причине неуплаты ее страхователем, как правило, влечет невступление договора страхования в силу либо прекращение его действия, в зависимости от условий договора страхования.
В этой связи предлагается изложить абзац девятый пункта 1 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) в следующей редакции:
"Страховщик обязан исполнять договоры страхования, заключенные от имени и в интересах страховщика страховыми посредниками, независимо от поступления страховщику уплаченной страхователем страховой премии (страховых взносов).".
6) В абзац пятый пункта 3 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) необходимо внести следующие изменения:
а) слово "клиентский" исключить;
б) слова "в срок, не превышающий трех банковских дней" заменить словами "в срок, установленный договором, заключенным со страховщиком".
7) В связи с тем, что действующее законодательство не содержит понятия "иностранные страховые посредники", предлагается в пункте 4 статьи 8 Закона (в редакции Законопроекта) заменить слова "иностранных страховых посредников" словами "страховых посредников, являющихся нерезидентами,".
7. Внесение изменений в пункт 6 статьи 1 Законопроекта.
1) В соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 10 Закона при осуществлении страхования жизни страховщик в дополнение к страховой сумме может выплачивать часть инвестиционного дохода.
В подпункте "д" пункта 6 статьи 1 Законопроекта предлагается дополнить абзац второй пункта 6 статьи 10 Закона словами "страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования".
В связи с тем, что указанное дополнение необоснованно исключает из числа лиц, имеющих право на получение страховой выплаты, наследников страхователей, выгодоприобретателей, предлагается абзац второй подпункта "д" пункта 6 статьи 1 Законопроекта исключить.
2) В целях устранения неточности в абзац четвертый подпункта "д" пункта 6 статьи 1 Законопроекта слова "с исчислением размера" заменить словами "с порядком исчисления размера".
3) В целях уточнения формулировки в абзаце третьем подпункта "е" пункта 6 статьи 1 Законопроекта слова "как разница" заменить словами "как положительная разница".
8. Внесение уточнений в пункт 7 статьи 1 Законопроекта.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Законопроекта абзац первый пункта 2 статьи 11 Закона дополняется словами ", а также наличия и размера франшизы в соответствии с условиями страхования".
В целях уточнения предлагается пункт 7 статьи 1 Законопроекта после слова "наличия" дополнить словом ", вида".
9. Внесение уточнений в пункт 8 статьи 1 Законопроекта.
а) В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Законопроекта статья 12 Закона, регулирующая сострахование, изложена в новой редакции, которая не устанавливает, на основании каких (чьих) правил страхования должен заключаться договор сострахования. В целях недопущения правовой неопределенности предлагается урегулировать данный вопрос в Законопроекте.
б) В целях уточнения формулировки абзац пятый пункта 8 статьи 1 Законопроекта изложить в следующей редакции:
"Каждый из страховщиков несет ответственность за осуществление страховой выплаты перед страхователями и выгодоприобретателями солидарно".
10. Приведение в соответствие с Законом используемого в Законопроекте сокращенного определения федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 4.1 Закона в тексте Закона используется сокращенное определение федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) - "орган страхового надзора".
Вместе с тем, в тексте Законопроекта для обозначения федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) используются два сокращенных его определения: "орган страхового надзора" и "орган страхового регулирования".
При этом Законопроектом не предусмотрено внесение изменений в статью 4.1 Закона в части изменения данного определения.
В целях приведения сокращенного определения федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), в соответствие с Законом предлагается по всему тексту Законопроекта слова "орган страхового регулирования" заменить словами "орган страхового надзора" в соответствующих падежах.
11. Внесение в подпункт "а" пункта 13 статьи 1 Законопроекта уточнений, касающихся лицензирования деятельности страховых актуариев.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона страховые актуарии наряду со страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами являются субъектами страхового дела. При этом в пункте 2 статьи 4.1 Закона установлено, что деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона страховой деятельностью (страховым делом) признается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
В пункте 13 статьи 1 Законопроекта предусмотрено внесение изменений в статью 32 Закона, устанавливающую порядок лицензирования деятельности субъектов страхового дела, изменений.
В абзаце втором подпункта "а" пункта 13 статьи 1 Законопроекта установлено, что "право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию".
Из данной формулировки следует, что страховые актуарии не вправе осуществлять страховую деятельность, поскольку в соответствии с Законом осуществляют деятельность на основании квалификационного аттестата (подпункт 1 статьи 8.1 Закона).
При этом в Законопроекте не предусмотрено внесение изменений ни в пункт 2 статьи 4.1 Закона, ни в пункт 1 статьи 8.1 Закона.
В этой связи предлагается привести положения Законопроекта в соответствие с нормами Закона, исключив подпункт "а" пункта 13 статьи 1 Законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 23 декабря 2011 г. N А-01/5-987
Текст письма официально опубликован не был