Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 ноября 2011 г. N 03-01-07/5-14
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу применения положений глав 14.3 и 14.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступающих в силу с 1 января 2012 г., и сообщает следующее.
1. Согласно статье 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены такие сделки.
В уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган, указывается информация, предусмотренная пунктом 3 статьи 105.16 Кодекса. Раскрытие информации об использованных методах, предусмотренных главой 14 Кодекса, в уведомлении о контролируемых сделках указанным пунктом не предусмотрено.
Документация, содержащая вышеуказанную информацию, может быть истребована у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки в порядке, установленном статьей 105.15 Кодекса.
Таким образом, Кодексом не предусмотрено предварительное декларирование налогоплательщиком выбора метода ценообразования.
Согласно пункту 5 статьи 105.17 Кодекса применение иного метода (комбинации методов) при проведении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами возможно в том случае, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, докажет, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком, исходя из условий совершения контролируемой сделки не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные разделом V.1 Кодекса.
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 105.15 Кодекса в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14 Кодекса, налогоплательщик предоставляет по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов документы, содержащие сведения об использованных методах (в том числе обоснование причин выбора и способа применения используемого метода, указание на используемые источники информации).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 105.15 Кодекса предусмотрено, что в целях налогового контроля налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.
При этом согласно пункту 6 статьи 105.15 Кодекса детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).
3. При определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, установленном статьями 105.10 - 105.13 Кодекса, показатели рентабельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.8 Кодекса.
Вместе с тем, при применении метода сопоставимой рентабельности Кодексом предусматривается возможность использования иного показателя операционной рентабельности при условии, что такой показатель отражает взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения (подпункт 5 пункта 3 статьи 105.12 Кодекса).
Кроме того, при выборе конкретного показателя рентабельности необходимо учитывать полноту, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующего показателя рентабельности.
4. При проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (в том числе при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную пунктом 1 статьи 105.6 Кодекса.
При отсутствии (недостаточности) информации, указанной в пункте 1 статьи 105.6 Кодекса, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, использует информацию, предусмотренную пунктом 2 указанной статьи.
В рассматриваемом случае представляется возможным использовать сведения, полученные из бухгалтерской и статистической отчетности организаций, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях и (или) содержащиеся в общедоступных информационных системах.
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.11 Кодекса затратный метод является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности затрат лица, являющегося стороной анализируемой сделки (группы анализируемых однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном статьей 105.8 Кодекса.
При использовании данного метода согласно пунктам 4 и 5 статьи 105.11 Кодекса следует использовать фактическую себестоимость реализованных продавцом товаров (работ, услуг). При этом фактическая себестоимость должна отражать выполняемые анализируемой стороной функции.
По нашему мнению, в случае, когда анализируемой сделкой является трансграничная сделка (то есть, сделка, в результате совершения которой возникают налоговые последствия в нескольких юрисдикциях), следует учитывать общепринятые в международной практике подходы к применению данного метода.
Так, согласно пункту 2.39 Руководства Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций от 27 июня 1995 г. (далее - Руководство ОЭСР) уровень рентабельности затрат продавца должен отражать прибыль, соответствующую выполняемым функциям и рыночным условиям.
В пункте 2.45 Руководства ОЭСР отмечается особая важность учета при использовании метода различий в уровне и виде расходов: операционных и неоперационных, включая расходы по финансовой деятельности, - связанных с осуществляемыми функциями и принимаемыми рисками. Учет таких различий заключается в следующем:
- если расходы отражают функциональное различие (учитывая используемые активы и принятые риски), которое не было принято во внимание в применяемом методе, может потребоваться корректировка показателя надбавки продавца при применении затратного метода;
- если расходы отражают дополнительные функции, которые отличаются от анализируемых методом функций продавца, может потребоваться дополнительная компенсация продавцу за выполняемые функции;
- если различия в расходах анализируемых сторон отражают лишь эффективность или неэффективность организаций, что характерно для общехозяйственных и управленческих затрат, в этом случае дополнительные корректировки валовой рентабельности не требуются.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.B. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2012 г. действует новый порядок контроля за трансфертными (т. е. внутрифирменными) ценами.
В связи с этим разъяснены некоторые вопросы.
Так, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках. Для этого они направляют в налоговой орган уведомления. Информация о методах ценообразования по таким сделкам не раскрывается.
При проверке сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России может применить иной метод (их комбинацию). Условие - необходимо доказать, что метод (их комбинация), используемый (используемая) налогоплательщиком, не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. При этом применяются методы, предусмотренные НК РФ.
По требования налогового органа налогоплательщик представляет документы, содержащие сведения об использованных методах. Он вправе предъявить документацию, подтверждающую сопоставимость вышеуказанных условий контролируемой сделки и заключенной лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Детальность и основательность подаваемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).
Разъяснены некоторые вопросы применения метода сопоставимой рентабельности и затратного метода.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 ноября 2011 г. N 03-01-07/5-14
Текст письма официально опубликован не был