Решение Верховного Суда РФ от 28 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1773
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. N КАС12-15 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Александрове В.О. с участием прокурора Власовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова В.П. о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 (далее - Положение), установил:
согласно пункту 13 Положения при назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 данного Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.
При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 названного Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.
Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.
Пункт 22 Положения устанавливает, что федеральному гражданскому служащему, имеющему воинское или специальное звание, классный чин юстиции, первый классный чин гражданской службы присваивается в соответствии с пунктом 6 названного Положения.
Если в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции первый классный чин гражданской службы, который должен быть присвоен федеральному гражданскому служащему в соответствии с пунктом 6 названного Положения, ниже имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции, то федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин гражданской службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии с пунктом 6 указанного Положения.
Гражданин Кузнецов В.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения. Как указывает заявитель, в 1979 г. ему было присвоено воинское звание старший лейтенант. При прохождении службы в таможне ему присвоили специальное звание капитан таможенной службы, а после соответствующей выслуги было присвоено специальное звание майор таможенной службы, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 720 соответствует классному чину "Государственный советник Российской Федерации 3 класса". Оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 3 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", пункту 12 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нарушают его права на учет специального звания при присвоении классного чина.
В судебном заседании Кузнецов В.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта препятствуют в реализации права на учет воинского и специального звания при присвоении классного чина тем лицам, которым классные чины уже присвоены, но эти звания не были учтены из-за отсутствия Указа Президента Российской Федерации и таблицы соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции.
Уполномоченный представитель Президента Российской Федерации извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях просит заявление оставить без удовлетворения, поскольку Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим издано в пределах компетенции Президента Российской Федерации, соответствует Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и не нарушает прав и охраняемых законом интересов граждан.
Выслушав объяснения Кузнецова В.П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливая правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, предусматривает, что порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента Российской Федерации (часть 12 статьи 11).
Президент Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему законодателем, Указом от 1 февраля 2005 г. N 113 утвердил Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, которое действует в редакции Указов Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, от 7 июня 2011 г. N 720, от 16 ноября 2011 г. N 1504 (далее - Положение).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 3 февраля 2005 г. и 15 февраля 2005 г. (уточнение), Собрании законодательства Российской Федерации N 6, 7 февраля 2005 г.
Положение определяет порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.
Общие условия присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий определены в статье 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". В соответствии с пунктом 3 статьи 13 указанного Федерального закона при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким нормативным правовым актом является оспариваемое Положение, которое в пункте 5 определяет, что при присвоении первого классного чина гражданской службы федеральному гражданскому служащему в соответствии с пунктом 22 данного Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.
Доводы заявителя о противоречии пункта 13 Положения части 3 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и пункту 12 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в нем не предусмотрен учет имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, являются несостоятельными.
Абзац первый пункта 13 Положения определяет условия присвоения очередного классного чина федеральному гражданскому служащему при назначении его на более высокую должность, если истек срок, установленный для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине. В абзаце втором данного пункта Положения определены условия присвоения классного чина федеральному гражданскому служащему без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине. Общим условием присвоения классного чина федеральному гражданскому служащему в соответствии с абзацем третьим пункта 13 Положения является успешное завершение испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.
Данное нормативно-правовое регулирование осуществлено Президентом Российской Федерации в пределах полномочий по определению порядка присвоения и сохранения классных чинов федеральным гражданским служащим.
Доводы заявителя основаны на неверном (ошибочном) толковании норм федерального законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации как вида государственной службы.
Поскольку Федеральный закон "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" предписывает учитывать ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание при присвоении не "классных чинов", а классного чина по новому виду государственной службы, то согласно абзацу первому пункта 22 Положения федеральному гражданскому служащему, имеющему воинское или специальное звание, классный чин юстиции, первый классный чин гражданской службы присваивается в соответствии с пунктом 6 данного Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название указанного Федерального закона следует читать как "О системе государственной службы Российской Федерации"
Присвоение очередных классных чинов производится уже не при переводе государственного служащего с одного вида службы на другой, а при дальнейшем прохождении государственной гражданской службы.
Классный чин согласно пункту 5 Положения может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 данного Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование порядка учета имеющегося чина (звания) законодателем отнесено к полномочиям Президента Российской Федерации.
Абзац второй пункта 22 Положения предусматривает присвоение федеральному гражданскому служащему классного чина гражданской службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии с пунктом 6 указанного Положения, если в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции первый классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции. Требования абзаца 1 пункта 22 Положения соответствуют части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Данная норма определяет, что классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Таким образом, пункт 22 Положения обеспечивает учет имеющихся званий и чинов при переходе с одного вида службы на другой.
Несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии пункта 22 Положения Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" пункт 12 статьи 11 которого относит к компетенции Президента Российской Федерации определение порядка присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", выделяя три вида государственной службы - государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу, закрепляет в качестве одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы единство ее правовых и организационных основ.
В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания (пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").
В пункте 3 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания данной нормы следует, что классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания сохраняются и после прекращения служебных отношений. Однако ни Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", ни Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит указания о том, что в случае поступления гражданина, имеющего воинское и специальное звание, на государственную гражданскую службу Российской Федерации ему должен присваиваться классный чин, соответствующий имеющемуся у гражданина воинскому званию.
Абзац первый пункта 22 Положения предусматривает учет имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции при присвоении ему первого классного чина гражданской службы в соответствии с пунктом 6 названного Положения, что соответствует требованиям части 12 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Кузнецова В.П. о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.