Решение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1852
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Александрове В.О., с участием прокурора Степановой Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернецкого В.В. о признании недействующим подпункта 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 (далее - Инструкция), установил:
в соответствии с подпунктом 3.3 Инструкции для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, к подтверждающим документам относятся выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Гражданин Чернецкий В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации о признании частично недействующим подпункта 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282.
Как указывает заявитель, подпункт 3.3 Инструкции противоречит федеральному законодательству, поскольку устанавливает правовые основания для получения удостоверения ветерана боевых действий и нарушает его право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Чернецкий В.В. извещен о времени и месте судебного заседания, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители МВД России Марьян Г.В., Курсаев А.В., Минюста России Костецкая М.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав лиц, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Выслушав объяснения представителей МВД России Марьяна Г.В., Курсаева А.В., Минюста России Костецкой М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (действует в редакции приказов МВД России от 15 ноября 2005 г. N 925, от 16 мая 2011 г. N 382).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2004 г., регистрационный номер 5815 и опубликован в "Российской газете" от 8 июня 2004 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 24, 14 июня 2004 г.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов, предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28).
Во исполнение данной нормы Федерального закона Правительство Российской Федерации издало постановление от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", которым утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий. Согласно данной Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям, подаваемым в эти органы (пункт 2).
МВД России установило такой порядок, утвердив Инструкцию о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон "О ветеранах" в статье 3 определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. Так, к ветеранам боевых действий законодатель относит лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3). Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года Федеральным законом "О ветеранах" отнесено к боевым действиям.
Таким образом, Федеральный закон к ветеранам боевых действий относит лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые принимали участие в боевых действиях, каковыми являются выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (подпункт "в" пункта 4). Из содержания данного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России к подтверждающим документам выполнения задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года относятся выписки из приказов, которые устанавливают факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.
Предметом судебного разбирательства по гражданскому делу ГКПИ10-620 по заявлению Чернецкого В.В. были положения подпункта "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации". Судом установлено, что подпункт "в" пункта 4 оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации предусматривает льготы при зачете периодов службы в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии, и не определяет основания для признания ветераном боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Подпункт 3.3 Инструкции также не устанавливает основания выдачи удостоверения ветерана боевых действий. Указание в подпункте 3.3 Инструкции на то, что выписки из приказов должны быть изданы в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", не противоречит действующему законодательству Российской Федерации о ветеранах.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд российской Федерации решил:
заявление Чернецкого В.В. о признании недействующим подпункта 3.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2011 г. N ГКПИ11-1852
Текст решения официально опубликован не был