Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 44-Г11-44
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Ерёменко Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оглоблиной В.В. о признании недействующим Закона Пермской области от 11 февраля 2005 г. N 2038-446 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования "Город Пермь" Пермского края" по кассационной жалобе заявителя на решение Пермского краевого суда от 23 сентября 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Оглоблина В.В., проживающая в г. Перми, обратилась в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемым нормативным правовым актом в черту г. Перми включены земли лесного фонда, которые переведены в категорию земель населённых пунктов, при этом порядок, установленный действующим законодательством, был нарушен, в связи с чем незаконно изменён правовой статус и целевое назначение земель. Вследствие принятия данного акта утрачена и продолжает уничтожаться значительная часть лесных массивов, расположенных на землях лесного фонда в черте городского округа.
Пермским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Установлено, что 11 февраля 2005 г. принят Закон Пермской области N 2038-446 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования "Город Пермь" Пермского края" (далее - Закон Пермской области), опубликованный в печатном издании "Российская газета" 2 марта 2005 г., N 41.
Как указано в преамбуле, акт принят в целях организации местного самоуправления на территории Пермского края в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 1 Закона Пермской области картографическое описание границ муниципального образования выполнено в соответствии с требованиями федерального законодательства к картографической деятельности и является приложением к данному Закону.
Статьёй 2 Закона Пермской области муниципальное образование "Город Пермь" наделено статусом городского округа, утверждены его границы, определён состав территории Пермского городского округа.
Отказывая в признании недействующим приведённого акта, суд пришёл к правильному выводу о том, что он принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Правоотношения в указанной сфере регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5 ст. 76).
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закреплено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, подп. 36 п. 2 ст. 26.3 вышеупомянутого Федерального закона отнесено определение границ муниципальных образований.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его существования определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3. В частности, ч. 2 ст. 10 этого акта отмечено, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями ст. 11-13 названного Федерального закона. В п. 4 ч. 1 ст. 11 этого Федерального закона указано, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают в соответствии с требованиями данного Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. В ч. 3 той же статьи оговорено, что при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований п. 1 ч. 1 указанной статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 г.
Сравнительный анализ регионального акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что Законом Пермской области муниципальное образование "Город Пермь" наделено статусом городского округа с установлением границ данного муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3. При этом иных вопросов, в том числе тех, ссылки на которые имеются в заявлении Оглоблиной В.В., оспариваемым регулированием не разрешено.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Доводы Оглоблиной В.В., изложенные в её кассационной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты, как несостоятельные. Оснований для иной правовой оценки Судебная коллегия не имеет.
Руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краёвого суда от 23 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Оглоблиной В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Ерёменко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. N 44-Г11-44
Текст определения официально опубликован не был