Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. N 2387-р
22 ноября 2013 г.
1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Установить, что государственным заказчиком создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также оператором указанной системы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2-месячный срок в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации проект положения о государственной информационной системе учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции, указанной в пункте 1 настоящего распоряжения, при организации учета создаваемых и эксплуатируемых соответственно государственных и муниципальных информационных систем, включая организацию учета информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для их функционирования.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
27 декабря 2011 г.
N 2387-р
Концепция
создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. N 2387-р)
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2013 г. N 1056 в раздел I внесены изменений
I. Актуальность создания системы учета информационных систем
Концепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, разрабатываемых и приобретаемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Концепция), определяет цели, задачи, подходы и этапность создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, включая учет информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для их функционирования, которые разрабатываются или приобретаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - система учета информационных систем), ее архитектуру, а также основные направления учета информационных систем.
В процессе создания электронного правительства, включающего обеспечение перехода на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и формирования инновационной модели экономики и государственного управления ключевую роль играет повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами (далее - государственные органы).
Для повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов принят ряд нормативных правовых актов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2006 г. N 298 "О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти" Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет сбор и обработку информации об использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов Российской Федерации, поступающей в указанное Министерство в заявительном порядке.
См. Положение о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 2012 г. N 644
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 определен порядок ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем, одним из обязательных условий которого является их регистрация в реестре федеральных государственных информационных систем (далее - федеральный реестр). Указанный порядок предусматривает регистрацию в федеральном реестре реестров, регистров, справочно-информационных систем, каталогов и иных федеральных государственных информационных систем, предназначенных для использования федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг, вне зависимости от их названия.
Функции по формированию и ведению федерального реестра возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 установлен порядок подготовки планов информатизации федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, а также органов управления государственными внебюджетными фондами и в качестве одного из основных инструментов координации информатизации введен механизм экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности указанных органов.
Для повышения прозрачности учета расходов на информатизацию Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с 2012 года предусматривается обособление соответствующих расходов с использованием отдельных кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
В целях технического обеспечения координации информатизации Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создана специализированная информационная система, направленная на обеспечение автоматизированного сбора и обработки сведений по планам информатизации государственных органов (далее - информационная система управления ведомственной и региональной информатизацией).
Информационная система управления ведомственной и региональной информатизацией позволяет осуществлять формирование планов информатизации государственных органов в электронной форме и обеспечивает проведение их экспертной оценки, а также экспертной оценки других документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.
Для повышения эффективности процедуры планирования расходов государственных органов разработан проект карты ведомственной информатизации, которая представляет собой структурированный набор обязательных программно-технических и инфраструктурных компонентов, отражающий планируемый уровень информатизации государственных органов. При планировании мероприятий по информатизации на 2012 год государственные органы уже начали использовать предложенную модель учета в разрезе информационных систем и технических средств в тестовом режиме.
На базе карты ведомственной информатизации планируется разработать классификатор информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - информационные системы).
Таким образом, к концу 2011 года сложился определенный уровень автоматизации учета информационных систем.
Вместе с тем на сегодняшний день остается ряд нерешенных проблем, в том числе:
получение информации об используемых в деятельности государственных органов государственных информационных системах и информационных технологиях носит преимущественно заявительный, статистический характер и не имеет контрольных механизмов, включая механизмы оперативной проверки предоставляемых государственными органами данных;
отсутствие консолидированного учета результатов работ на стадиях жизненного цикла информационных систем;
отсутствие возможности получения консолидированной и актуальной информации о прикладных и инфраструктурных решениях, создаваемых субъектами Российской Федерации и бюджетными учреждениями за счет собственных средств соответствующих бюджетов, а также за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;
отсутствие возможности отдельного учета информационных систем, создаваемых в рамках реализации решений Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Правительственная комиссия), и, следовательно, возможности оперативной координации Правительственной комиссией и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации процесса реализации таких решений;
отсутствие стандартов управления проектами по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов (далее - проекты), включая четко определенные этапы реализации проектов и критерии определения результативности каждого этапа, а также отсутствие сведений о квалификации лиц, назначенных в государственных органах ответственными за реализацию мероприятий по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для функционирования информационных систем (далее - мероприятия).
Следовательно, при создании системы учета информационных систем необходимо обеспечить консолидированный, достоверный и оперативный учет результатов работ на стадиях жизненного цикла информационных систем.
II. Цели и задачи системы учета информационных систем, а также принципы ее создания
Основными целями создания и развития системы учета информационных систем являются:
обеспечение единства (комплексности) принципов создания, внедрения и эксплуатации информационных систем на всех уровнях государственного управления;
повышение эффективности использования информационных технологий государственными органами;
раскрытие информации об использовании информационных систем государственными органами.
Применение системы учета информационных систем обеспечит решение следующих задач:
типизация принципов учета информационных систем и соответствующих им правил учета информационных систем;
оценка влияния информационных систем государственных органов на достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, а также достижение целевых показателей реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации;
максимальное использование результатов, полученных в ходе создания, развития, модернизации и эксплуатации информационных систем на всех уровнях государственного управления;
обеспечение сквозного учета информационных систем на всех этапах жизненного цикла информационных систем;
обеспечение оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов к построению информационных систем;
ранжирование информационных систем по выбранным критериям в целях формирования приоритетов при реализации мероприятий и их финансирования;
приведение в соответствие сроков и результатов реализации мероприятий с учетом существующих и создаваемых информационных систем;
контроль реализации поручений Правительственной комиссии в части выполнения мероприятий;
выявление резервов совместного использования государственными органами информационных технологий и технических средств, а также повторное использование информационных систем различными государственными органами;
информационная поддержка процессов управления проектами на основе применения лучших практик проектного управления при реализации мероприятий, в том числе учет сведений о структуре управления проектами, закреплении персональной ответственности в отношении реализации проектов за ответственными должностными лицами государственных органов (включая учет квалификации лиц, ответственных за реализацию проектов, и их фактического опыта реализации проектов);
обеспечение раскрытия для органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и граждан Российской Федерации целостной и актуальной информации о составе и состоянии информационных систем государственных органов.
Достижение целей и решение поставленных задач при создании и функционировании системы учета информационных систем основывается на применении следующих принципов:
обеспечение полноты, достоверности и актуальности информации об информационных системах в том числе за счет обеспечения юридической значимости информации на основе применения электронной подписи;
исключение дублирования процедур сбора и обработки информации об основных параметрах информационных систем, которая не изменяется на всех этапах жизненного цикла информационных систем;
обеспечение бесперебойного и надежного функционирования системы учета информационных систем с организацией защиты информации и защищенного удаленного доступа к информации для пользователей системы учета информационных систем;
обеспечение масштабируемости системы учета информационных систем при значительном увеличении численности пользователей и объема выполняемых операций;
применение унифицированных и формализованных стандартов информационного взаимодействия системы учета информационных систем и других (внешних) информационных систем;
применение единых централизованных классификаторов и справочников, предусматривающее возможность детализации их позиций уполномоченными государственными органами субъектов Российской Федерации;
применение единой системы идентификации информационных систем на основе уникального учетного номера, присваиваемого информационным системам и неизменяемого на протяжении всего жизненного цикла информационных систем.
III. Основные направления учетной политики для учета информационных систем
Система учета информационных систем основывается на методологии учета информационных систем и оценки эффективности мероприятий. Для обеспечения систематизации и выработки единых принципов учета информационных систем, мониторинга и анализа их использования государственными органами предусматривается следующая классификация информационных систем на основе предъявляемых к ним требований на всех этапах жизненного цикла информационных систем:
комплексные информационные системы, в том числе инфраструктура электронного правительства;
отраслевые информационные системы, направленные на реализацию полномочий государственного органа, автоматизирующие процессы предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;
типовые информационные системы, используемые всеми или большинством государственных органов и государственных учреждений для автоматизации их вспомогательной (обеспечивающей) деятельности (документооборот, электронная почта, сайт в сети Интернет и др.).
Отраслевые информационные системы, которые предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг, регистрируются в федеральном реестре.
Предусматривается классификация видов программного и технического обеспечения информационных систем.
Для обеспечения сопоставимости и комплексного анализа информации об информационных системах их классификация должна быть единой (использоваться в отношении всех информационных систем).
Классификацию информационных систем в том числе предполагается использовать при ведении и наполнении национального фонда алгоритмов и программ, а также информационной системы управления ведомственной и региональной информатизацией.
Помимо базовой классификации, определяющей требования к информационным системам в целом, особое значение при создании системы учета информационных систем имеет ведение комплекса дополнительных классификаторов, позволяющих определять необходимые виды обеспечения, которые могут использоваться одновременно несколькими информационными системами.
В рамках учета стадий жизненного цикла информационных систем предусматривается определение классификатора указанных стадий. При этом предполагается определение состава данных, подлежащих учету на каждой стадии жизненного цикла информационных систем, и условия перехода между стадиями.
Кроме того, предполагается описание связи между стадиями жизненного цикла информационных систем для планирования бюджетных ассигнований на мероприятия.
Для полноты учета сведений об информационных системах на всех стадиях их жизненного цикла, а также для формирования ведомственной карты информатизации каждого государственного органа и карты информатизации государственного сектора в целом (на основе взаимодействия с государственными органами субъектов Российской Федерации) предусматривается формирование и ведение паспортов информационных систем. При этом предусматривается единая система присвоения информационным системам уникального учетного номера, который не изменяется на протяжении всего жизненного цикла информационной системы.
Использование единой системы идентификации позволит в том числе организовать непрерывный цикл управления информатизацией в государственном секторе, включающий:
принятие решения о создании информационной системы;
планирование мероприятий, а также обоснование потребности в их финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации (при организации этого процесса на уровне субъекта Российской Федерации);
реализацию мероприятий (в том числе проведение закупок и заключение государственных контрактов);
учет результатов проводимых мероприятий и оценку их результативности и эффективности;
использование результатов проведенных мероприятий и оценки их эффективности и результативности при планировании очередных мероприятий.
Для каждого типа информационной системы (группы информационных систем) в соответствии с разработанным классификатором предусматривается формирование показателей (индикаторов) эффективности и результативности разработки, внедрения и эксплуатации информационных систем. Указанные показатели составят основу анализа оценки обоснованности проводимых государственными органами мероприятий. Кроме того, предусматривается разработка системы построения рейтингов информационных систем государственных органов по уровню эффективности их создания и использования на основе заданных критериев.
Для обеспечения информационной поддержки деятельности государственных органов при проведении мероприятий предусматривается использование средств аналитической обработки данных об информационных системах, в том числе сравнительный анализ уровня информатизации государственных органов, контроль отклонения параметров информационных систем от типовых значений, а также визуальное представление результатов анализа в форме таблиц, диаграмм, графиков, карт и иных средств визуализации.
Организация работы системы учета информационных систем и механизмов учета информационных систем будет осуществляться на основе положения о системе учета информационных систем, утверждаемого Правительством Российской Федерации, определяющего в том числе:
участников информационного взаимодействия в процессе сбора и актуализации информации;
права и обязанности участников информационного взаимодействия по размещению, контролю и анализу размещенной информации;
состав сведений об информационных системах;
формы, сроки и порядок предоставления сведений в систему учета информационных систем;
правила использования единых справочников и классификаторов;
форматы предоставления сведений в систему учета информационных систем.
Для обеспечения учета информации об информационных системах субъектов Российской Федерации предусматривается:
предоставление уполномоченным органам субъектов Российской Федерации удаленного доступа для работы с системой на безвозмездной основе;
создание открытых интерфейсов для организации информационного взаимодействия с информационными ресурсами субъектов Российской Федерации, содержащими сведения об информационных системах, на различных этапах их жизненного цикла.
В целях повышения открытости процессов управления информатизацией в государственном секторе на портале информационной системы ведомственной и региональной информатизации (http://365.minsvyaz.ru/) предусматривается размещение информации:
об уровне информатизации государственных органов;
об использовании средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации;
об эффективности проводимых мероприятий, а также запланированных и достигнутых результатах.
IV. Архитектура системы учета информационных систем
Проектирование и разработка технической архитектуры системы учета информационных систем базируется на следующих принципах:
использование централизованных технологий хранения и обработки информации;
использование стандартных интерфейсов для взаимодействия информационных ресурсов и других (внешних) систем, основанных на открытых стандартах межсистемного взаимодействия;
обеспечение готовности технической инфраструктуры к развитию системы учета информационных систем в части расширения ее функциональности, увеличения численности пользователей и повышения качества предоставляемых сервисов;
обеспечение сохранения функциональных возможностей в полном или уменьшенном объеме при сбоях в работе системы учета информационных систем (отказоустойчивость);
обеспечение возможности восстановления работоспособности системы учета информационных систем и данных за минимально короткий период после нарушения работоспособности (катастрофоустойчивость).
Основу системы учета информационных систем составляют:
подсистема учета информационных систем;
подсистема мониторинга и анализа;
подсистема информационного взаимодействия.
Подсистема учета информационных систем предназначена для ввода, хранения и обеспечения доступа к данным паспортов информационных систем, используемых в государственных органах. При этом в указанных паспортах обеспечивается учет следующих сведений об информационных системах и мероприятиях:
классификационные и идентификационные признаки информационных систем;
правовые основы создания, модернизации и эксплуатации информационных систем;
функциональные требования к информационным системам;
стадии жизненного цикла информационных систем;
государственные услуги (функции), реализуемые с использованием соответствующих информационных систем;
сроки реализации мероприятий;
стоимость реализации мероприятий;
результаты работ, проводимых в рамках мероприятий;
государственные контракты, направленные на реализацию мероприятий;
структура управления проектами;
лица, ответственные за реализацию проектов, и их фактический опыт реализации проектов;
иные сведения, определяемые на этапе технического проектирования.
Подсистема мониторинга и анализа реализуется на базе многофакторного анализа данных в режиме реального времени и предназначена для обеспечения мониторинга использования информационных систем, в том числе оценки эффективности и результативности их создания, развития, модернизации и эксплуатации, а также построения рейтингов информационных систем по заданным критериям. В рамках этой подсистемы предполагается обеспечение визуального представления результатов анализа уровня информатизации государственных органов в форме таблиц, диаграмм, графиков, географических карт и иных средств визуализации.
Подсистема информационного взаимодействия предназначена для обеспечения интеграции системы учета информационных систем и других (внешних) информационных систем для оперативного наполнения и поддержания в актуальном состоянии сведений об информационных системах, используемых государственными органами, а также для обеспечения открытого доступа заинтересованных организаций и граждан Российской Федерации к информации о состоянии информатизации государственного сектора.
В рамках создания системы учета информационных систем предусматривается ее интеграция с государственными информационными системами, включая:
информационную систему управления ведомственной и региональной информатизацией;
официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части планов закупок, а также информации о размещенных заказах, заключенных контрактах и об исполнении контрактов;
Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций);
реестр федеральных государственных информационных систем;
государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами "Электронный бюджет" в части информации о средствах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся финансовым обеспечением реализации мероприятий.
В дальнейшем при развитии функциональных возможностей системы учета информационных систем перечень информационных систем, интеграция с которыми должна быть обеспечена с использованием подсистемы информационного взаимодействия, может быть дополнен.
В рамках указанной подсистемы будет обеспечено использование единых реестров, справочников и классификаторов, а также единая идентификация информационных систем.
Предусматривается публикация информации об информационных системах государственных органов на портале информационной системы ведомственной и региональной информатизации, а в части информации о расходах на информатизацию государственных органов - на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru).
Информационное взаимодействие системы учета информационных систем с указанными государственными информационными системами планируется осуществлять на основе использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
V. Механизм и этапы создания системы учета информационных систем
Учитывая сложность, масштаб и комплексность проблем, связанных с реализацией задач по разработке и внедрению системы учета информационных систем в деятельность государственных органов, предлагается многоуровневая система управления процессом.
Правительственная комиссия осуществляет координацию работ по созданию и развитию системы учета информационных систем, в том числе:
рассматривает и одобряет планы работ по созданию и развитию системы учета информационных систем, а также обеспечивает контроль за их исполнением;
координирует действия федеральных органов исполнительной власти в части создания и развития информационных систем, интегрируемых с системой учета информационных систем.
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации обеспечивает создание и развитие системы учета информационных систем, в том числе:
разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий необходимые правовые акты, а также организационно-распорядительные и методические документы;
формирует требования к созданию и развитию системы учета информационных систем, а также к интегрируемым информационным системам федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения информационного взаимодействия с системой учета информационных систем;
обеспечивает разработку и мониторинг исполнения планов работ по созданию и развитию системы учета информационных систем;
является государственным заказчиком и оператором системы учета информационных систем.
Государственные органы в соответствии со своей компетенцией, руководствуясь положением о системе учета информационных систем, размещают сведения об используемых информационных системах в системе учета информационных систем исходя из принципов обеспечения актуальности, достоверности и полноты информации, а также реализуют мероприятия по информационному взаимодействию создаваемых, развиваемых и эксплуатируемых информационных систем с системой учета информационных систем.
Создание системы учета информационных систем предлагается реализовать в 2 этапа:
на I этапе планируется создание системы учета информационных систем и ее ввод в опытную эксплуатацию (IV квартал 2011 - I квартал 2012 г.);
на II этапе планируется доработка системы учета информационных систем по результатам опытной эксплуатации, ее интеграция с информационными системами федеральных органов исполнительной власти и ввод в промышленную эксплуатацию (II квартал 2012 - IV квартал 2012 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Одобрена Концепция создания и развития государственной информационной системы учета информационных систем, которые разрабатываются и приобретаются за счет бюджетных средств.
Система должна, в частности, обеспечить единство принципов создания, внедрения и эксплуатации информационных систем на всех уровнях госуправления. Повысить эффективность использования информационных технологий госорганами.
С ее помощью планируется оценивать влияние информационных систем госорганов на достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития России. Максимально использовать результаты, полученные в ходе создания, развития, модернизации и эксплуатации информационных систем.
Все виды программного и технического обеспечения информационных систем классифицируются. Данную классификацию необходимо использовать при ведении и наполнении национального фонда алгоритмов и программ, а также информационной системы управления ведомственной и региональной информатизацией.
Отраслевые информационные системы регистрируются в федеральном реестре. Предполагается формировать паспорта информационных систем для учета сведений о них, а также для создания ведомственной карты информатизации.
Данные о системах публикуются на портале ведомственной и региональной информатизации, а в части сведений о расходах на информатизацию госорганов - на едином портале бюджетной системы России.
Информационное взаимодействие системы с государственными информационными системами планируется осуществлять на основе использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Определены механизм и этапы создания системы учета информационных систем.
Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. N 2387-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 января 2012 г. N 2 ст. 355, в "Российской бизнес-газете" от 14 февраля 2012 г. N 6, от 21 февраля 2012 г. N 7
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2013 г. N 1056
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления