Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента г. Москвы
по конкурентной политике
от 14 декабря 2011 г. N 70-01-160/11
Методика
определения рисков и проблемных зон при планировании заказа, проведении процедур, приводящих к заключению контрактов с единственным участником
Введение
Введение Федеральной контрактной системы призвано обеспечить эффективный комплексный контроль всего процесса размещения государственного заказа - от планирования до получения результата по заключенным контрактам.
Современная ситуация в области размещения государственного заказа характеризуется пониманием того, что наибольшие коррупционные риски формируются не на стадии проведения торгов, а в процессе подготовки к ним: основные причины размещения государственного заказа у единственного поставщика (в соответствии с пунктами 8-10 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") могут быть выявлены на этапах планирования и публикации процедуры.
Целью Методики определения рисков и проблемных зон при планировании заказа, проведении процедур, приводящих к заключению контрактов с единственным участником и не имеющих объективных причин на такое размещение, (далее - Методика) является исключение случаев ограничения конкуренции при формировании конкурсной (аукционной) документации, приводящих к размещению заказа у единственного поставщика в результате несостоявшихся торгов.
Основными задачами Методики являются:
- выявление признаков ограничения конкуренции при формировании документации на этапе планирования государственного заказа, приводящих к размещению заказов у единственного поставщика;
- выявление признаков ограничения конкуренции при размещении государственного заказа;
- устранение причин, приводящих к размещению заказа у единственного поставщика.
I. Методика определения рисков и проблемных зон при планировании заказа, проведении процедур, приводящих к заключению контрактов с единственным участником.
1. Описание процесса размещения заказа
1.1. Этапы размещения заказа.
Основными этапами размещения государственного заказа являются:
- этап планирования;
- этап размещения процедуры;
- этап исполнения контракта и передача заказчику результатов.
Этапы размещения заказа регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - N 94-ФЗ), постановлениями Правительства России и постановлениями и распоряжениями Правительства Москвы, иными подзаконными актами. Выявление на этой стадии нарушений не позволяет как эффективно их пресекать, так и организовать профилактику таких нарушений, поскольку для их устранения необходимо отменять результаты торгов, расторгать контракты, что может сорвать закупку необходимых городу Москве товаров, работ или услуг.
В связи с этим контрольные мероприятия необходимо проводить на ранних стадиях закупочного цикла - при планировании заказа и процедуры.
1.2. Субъекты (участники) размещения заказа.
Субъектами размещения заказа в Москве являются:
- Правительство Москвы в лице органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение различных мероприятий при реализации государственных программ и размещении государственного заказа;
- главные распорядители бюджетных средств (далее - ГРБС), размещающие собственные заказы и регулирующие размещение заказов заказчиками своих подведомственных сетей;
- заказчики города Москвы;
- поставщики (исполнители).
1.3. Объекты проверки.
Объектами проверки являются процедуры, размещенные заказчиками города Москвы в подсистеме "Оперативный календарь" Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы (далее - ЕАИСТ).
1.4. Органы, осуществляющие проверки процедур при планировании заказа.
Проверки процедур на стадии планирования заказа осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на проведение контроля и мониторинга процесса государственных закупок, а также главные распорядители бюджетных средств города Москвы - в отношении процедур, размещаемых заказчиками города Москвы их подведомственной сети.
1.5. Порядок внесения информации о проведении проверочных мероприятий.
1.5.1. Документация процедуры проверяется по всем направлениям проверки с заполнением Таблицы проверки (Приложение к Методике).
1.5.2. По результатам проверки заполняется поле формы "Отчет" с кратким указанием проблемных зон и выводом о возможности/невозможности ее публикации (размещения).
1.5.3. Материалы проверочных мероприятий хранятся не менее одного календарного года в органах исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на проведение контроля и мониторинга процесса государственных закупок, а также главными распорядителями бюджетных средств города Москвы - в отношении процедур, размещаемых заказчиками города Москвы и относящихся к их подведомственной сети.
1.5.4. Информация о проверочных мероприятиях и всех связанных с ними операциях вносится в сформированный в ЕАИСТ "Реестр предварительного контроля", содержащий сведения об основных параметрах процедуры и результатах проверки (после введения соответствующего функционала).
2. Алгоритм проверки процедур на стадии планирования
2.1. Направления проверки.
2.1.1. Проверка наименования в части его соответствия предмету государственного заказа.
2.1.2. Проверка соответствия предмета торгов выбранному коду ОКДП.
2.1.3. Проверка соответствия предмета и суммы заказа способу размещения.
2.1.4. Проверка факта использования библиотек типовых технических заданий и типовых форм государственных контрактов.
2.1.5. Проверка технического задания на:
- наличие условий, дающих определенные преимущества конкретному(-ым) поставщику(-ам) (исполнителю(-лям)), - фирменных наименований, описаний несущественных элементов и параметров и т.п.;
- размещение требований к товару (услуге, работе) и его характеристикам в различных частях документации, затрудняющее составление первых частей заявок при проведении открытого аукциона в электронной форме;
- использование при описании товара (услуг, работ) ссылок на документы, отсутствующие в документации (ГОСТы, СНИПы и др.);
- включение в документацию информации, не являющейся требованием к товару (услуге, работе) (исторических и культурологических справок, ГОСТов в полном объеме в случае, если для описания товара (услуги, работы) требуются только частные характеристики, содержащиеся в таких ГОСТах, и т.п.);
- отсутствие существенных характеристик - количества, объема, данных о материалах, графиков поставки и т.п.;
- наличие дублирования функций органов исполнительной власти (подготовка проектов нормативных правовых актов, протокольное обслуживание и др.);
- необоснованное укрупнение заказа путем включения нескольких объектов, функционально не связанных товаров (услуг, работ) и т.п.;
- излишнюю детализацию либо чрезмерную обобщенность требований к предмету заказа;
- отсутствие технической возможности исполнения контракта в рамках технического задания;
- отсутствие возможности исполнения контракта в установленные сроки.
2.1.6. Проверка наличия неправомерно установленных требований к поставщику:
- лицензий, сертификатов и т.п.
- опыта работы, квалификации, производственных мощностей, технологического оборудования;
- скрытых требований.
2.1.7. Проверка сформированного контракта на:
- установление избыточных требований к поставке;
- необоснованно высокие размеры штрафов и неустоек, снижающих конкуренцию при размещении заказа.
2.1.8. Анализ начальной (максимальной) цены контракта:
- анализ цен составляющих (отдельных товаров, работ, услуг);
- сопоставление с ценами аналогичных товаров (работ, услуг) на существующих рынках;
- анализ полноты обоснования (в соответствии со статьей 19.1 N 94-ФЗ).
2.2. Факторы, указывающие на возможные нарушения:
- документация представлена в формате .pdf, что затрудняет поиск процедуры и анализ материалов;
- опубликованы дополнительные разъяснения;
- неоднократное внесение изменений в аукционную документацию (внесение изменений при завершении срока приема заявок; создание потенциальным поставщикам дополнительных препятствий путем замены реквизитов для внесения обеспечения, установления необходимости представления дополнительных документов в сжатые сроки и т.п.);
- электронные документы сформированы заранее выбранным поставщиком - устанавливается путем просмотра реквизитов сформированных файлов.
3. Проверка процедуры на этапе размещения заказа
3.1. Проверка на этапе планирования процедуры.
Проверка процедуры проводится после ее размещения в подсистеме "Оперативный календарь" ЕАИСТ до публикации на Общероссийском официальном сайте (http://zakupki.gov.ru) в соответствии с алгоритмом проверки (пункт 2 настоящей Методики) с заполнением Таблицы проверки.
3.2. Блокирование возможности публикации процедуры.
После оформления Таблицы проверки (в соответствии с п. 1.5.1) при невозможности публикации процедуры, возможность ее опубликования блокируется аппаратными средствами ЕАИСТ с направлением заказчику средствами ЕАИСТ уведомления, содержащего рекомендации по устранению выявленных недостатков.
3.3. Снятие блокировки публикации процедуры.
После подтверждения внесения изменений и направления средствами ЕАИСТ соответствующего уведомления в адрес осуществляющего контроль органа блокирование публикации процедуры средствами ЕАИСТ снимается.
3.4. Проверка на этапе публикации процедуры.
В особых случаях документация процедуры проверяется на этапе ее публикации. Проверка проводится аналогично п. 3.1.
Проверки процедур на этапе публикации могут осуществлять органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на проведение контроля и мониторинга процесса государственных закупок.
Проверка на этапе публикации процедуры проводится только в том случае, если такая проверка на этапе планирования процедуры не проводилась.
3.5. Приостановление размещения процедуры.
При невозможности размещения процедуры средствами ЕАИСТ приостанавливается ее размещение с направлением заказчику и ГРБС средствами ЕАИСТ уведомления, содержащего рекомендации по устранению выявленных недостатков.
При подтверждении ответственным должностным лицом ГРБС (с принятием всей ответственности на себя) с подписанием электронной цифровой подписью необходимости размещения процедуры в представленном виде ограничение по размещению снимается, а информация о проверочном мероприятии и всех связанных с ним операциях вносится в "Реестр предварительного контроля".
4. Поверка процедуры, размещенной заказчиком подведомственной сети, службой размещения заказа главного распорядителя бюджетных средств
4.1. Проверка на этапе планирования процедуры.
Проверка процедуры проводится аналогично п. 3.1.
4.2. Блокирование возможности публикации процедуры.
При невозможности публикации процедуры заказчиков своей подведомственной сети блокирование возможности ее публикации проводится в два этапа:
- Средствами ЕАИСТ в адрес заказчика направляется уведомление с рекомендациями по устранению выявленных недостатков и информированием Тендерного комитета. Одновременно (в случае необходимости) в адрес Тендерного комитета средствами ЕАИСТ направляется запрос о блокировании возможности публикации процедуры;
- Тендерным комитетом средствами ЕАИСТ блокируется возможность публикации процедуры (при согласии с позицией главного распорядителя бюджетных средств) с уведомлением средствами ЕАИСТ заказчика о необходимости устранения выявленных недостатков.
4.3. Снятие блокировки публикации процедуры.
После подтверждения внесения изменений и направления средствами ЕАИСТ в адрес осуществляющего контроль органа соответствующего уведомления блокирование публикации процедуры средствами ЕАИСТ снимается.
Снятие блокировки публикации процедуры заказчиков подведомственной сети главного распорядителя бюджетных средств осуществляется путем направления средствами ЕАИСТ в адрес Тендерного комитета соответствующего запроса.
5. Проверка процедуры на этапе размещения заказа
5.1. Анализ результата торгов.
При выявлении факта размещения заказа у единственного поставщика (в соответствии с пунктами 8-10 части 2 статьи 55 N 94-ФЗ) с целью установления причинно-следственных связей результат анализа сопоставляется с результатами проверки процедуры на этапе планирования.
5.2. Направление материалов и заключения в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Москве.
По результатам анализа материалы и заключение направляются в Московское управление Федеральной антимонопольной службы России (далее - УФАС).
5.3. Направление материалов и заключения руководителю соответствующего комплекса городского хозяйства либо Мэру Москвы по подчиненности.
В случае подтверждения ответственным должностным лицом ГРБС необходимости размещения в представленном виде (пункт 3.2.2), при размещении заказа у единственного поставщика (в соответствии с пунктами 8-10 части 2 статьи 55 N 94-ФЗ) материалы с результатами анализа и заключение могут быть направлены руководителю соответствующего комплекса городского хозяйства либо Мэру Москвы по подчиненности для вынесения ответственному должностному лицу ГРБС дисциплинарного взыскания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 3.2"
II. Комментарий к Методике
Ввиду сложности и объемности предмета проверки все положения данной методики носят рекомендательный и оценочный характер.
Для выявления нарушений законодательства в области государственных закупок необходимо проведение проверки компетентным органом (УФАС).
<< Назад |
Приложение. >> Таблица проверки |
|
Содержание Приказ Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 14 декабря 2011 г. N 70-01-160/11 "Об утверждении Методики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.